Сделай Сам Свою Работу на 5

Процедуры адаптации и обучения





После того как определено количество слоев сети и число нейронов в каждом из них, нужно назначить значения весов и смещений, которые минимизируют ошибку решения. Это достигается с помощью процедур обучения. Путем анализа имеющихся в распоряжении аналитика входных и выходных данных веса и смещения сети автоматически настраиваются так, чтобы минимизировать разность между желаемым сигналом и полученным на выходе в результате моделирования. Эта разность носит название ошибки обучения. Таким образом, процесс обучения – это процесс подгонки параметров той модели процесса или явления, которая реализуется нейронной сетью. Ошибка обучения для конкретной конфигурации нейронной сети определяется путем прогона через сеть всех имеющихся наблюдений и сравнения выходных значений с желаемыми, целевыми значениями. Эти разности позволяют сформировать так называемую функцию ошибок (критерий качества обучения). В качестве такой функции чаще всего берется сумма квадратов ошибок. При моделировании нейронных сетей с линейными функциями активации нейронов можно построить алгоритм, гарантирующий достижение абсолютного минимума ошибки обучения. Для нейронных сетей с нелинейными функциями активации в общем случае нельзя гарантировать достижения глобального минимума функции ошибки.



При таком подходе к процедуре обучения может оказаться полезным геометрический анализ поверхности функции ошибок. Определим веса и смещения как свободные параметры модели и их общее число обозначим через N; каждому набору таких параметров поставим в соответствие одно измерение в виде ошибки сети. Тогда для всевозможных сочетаний весов и смещений соответствующую ошибку сети можно изобразить точкой
в N+1-мерном пространстве, а все такие точки образуют некоторую поверхность, называемую поверхностью функции ошибок. При таком подходе цель обучения нейронной сети состоит в том, чтобы найти на этой многомерной поверхности глобальный минимум.

В случае линейной модели сети и функции ошибок в виде суммы квадратов такая поверхность будет представлять собой параболоид, который имеет единственный минимум, и это позволяет отыскать такой минимум достаточно просто.



В случае нелинейной модели поверхность ошибок имеет гораздо более сложное строение и обладает рядом неблагоприятных свойств, в частности может иметь локальные минимумы, плоские участки, седловые точки и длинные узкие овраги.

Определить глобальный минимум многомерной функции аналитически невозможно, и поэтому обучение нейронной сети, по сути дела, является процедурой изучения поверхности функции ошибок. Отталкиваясь от случайно выбранной точки на поверхности функции ошибок, алгоритм обучения постепенно отыскивает глобальный минимум. Как правило, для этого вычисляется градиент (наклон) функции ошибок в данной точке, а затем эта информация используется для продвижения вниз по склону. В конце концов алгоритм останавливается в некотором минимуме, который может оказаться лишь локальным минимумом, а если повезет, то и глобальным.

Таким образом, по существу алгоритмы обучения нейронных сетей аналогичны алгоритмам поиска глобального экстремума функции многих переменных. Среди последних следует выделить алгоритмы сопряженных градиентов [12] и Левенберга – Марквардта (Levenberg – Marquardt) [17].

Однако c учетом специфики нейронных сетей для них разработаны специальные алгоритмы обучения, среди которых следует выделить алгоритм обратного распространения ошибки [39, 42].

При использовании алгоритма обратного распространения ошибки сеть рассчитывает возникающую в выходном слое ошибку и вычисляет вектор градиента как функцию весов и смещений. Этот вектор указывает направление кратчайшего спуска по поверхности для данной точки, поэтому если продвинуться в этом направлении, то ошибка уменьшится. Последовательность таких шагов в конце концов приведет к минимуму того или иного типа. Определенную трудность здесь вызывает выбор величины шага.



При большой длине шага сходимость будет более быстрой, но имеется опасность перепрыгнуть через решение или уйти в неправильном направлении. Классическим примером такого явления при обучении нейронной сети является ситуация, когда алгоритм очень медленно продвигается по узкому оврагу с крутыми склонами, перепрыгивая с одного склона на другой. Напротив, при малом шаге, вероятно, будет выбрано верное направление, однако при этом потребуется очень много итераций. На практике величина шага выбирается пропорциональной крутизне склона (градиенту функции ошибок); такой коэффициент пропорциональности называется параметром скорости настройки. Правильный выбор параметра скорости настройки зависит от конкретной задачи и обычно осуществляется опытным путем; этот параметр может также зависеть от времени, уменьшаясь по мере выполнения алгоритма.

Алгоритм действует итеративно, и его шаги принято называть эпохами или циклами. На каждом цикле на вход сети последовательно подаются все обучающие наблюдения, выходные значения сравниваются с целевыми значениями и вычисляется функция ошибки. Значения функции ошибки, а также ее градиента используются для корректировки весов и смещений, после чего все действия повторяются. Начальные значения весов
и смещений сети выбираются случайным образом, и процесс обучения прекращается либо когда реализовано определенное количество циклов, либо когда ошибка достигнет некоторого малого значения или перестанет уменьшаться.

Явление переобучения

Одна из наиболее серьезных трудностей при обучении сети заключается в том, что
в ряде случаев мы минимизируем не ту ошибку, которую на самом деле нужно минимизировать; требуется минимизировать ошибку, которая появляется в сети, когда на нее подаются совершенно новые наблюдения. Весьма важно, чтобы нейронная сеть обладала способностью приспосабливаться к этим новым наблюдениям. Что же происходит на самом деле? Сеть обучается минимизировать ошибку на некотором ограниченном обучающем множестве. Это не отвечает требованиям теории о наличии идеального и бесконечно большого обучающего множества. И это не соответствует той реальной ситуации, когда надо минимизировать конкретную функцию ошибок для заранее неизвестной модели.

Это порождает проблему, которая известна как явление переобучения. Обратимся к задаче аппроксимации некоторой функции многочленом [1]. Графики многочленов часто имеют весьма замысловатые формы, и чем выше степень многочлена, тем сложнее их форма. Если имеется некоторый набор данных, то можно поставить цель подобрать для него аппроксимирующий многочлен и таким образом получить подходящую математическую модель для этого набора данных. Поскольку исходные данные, как правило, заданы с погрешностями, то нельзя считать, что лучшая модель задается кривой, которая проходит точно через заданные точки. Многочлен низкого порядка может оказаться достаточно грубым для аппроксимации данных, в то время как многочлен высокого порядка может точно следовать данным, принимая при этом весьма замысловатую форму, не имеющую никакого отношения к форме истинной зависимости. Последняя ситуация и демонстрирует то, что называется явлением переобучения.

При работе с нейронными сетями пользователь сталкивается с той же проблемой.
Сети с большим количеством весов позволяют воспроизводить очень сложные функции,
и в этом смысле они склонны к переобучению. Сеть же с небольшим количеством весов может оказаться недостаточно гибкой, чтобы смоделировать имеющуюся зависимость. Например, однослойная линейная сеть способна воспроизводить только линейные функции. Если использовать многослойные линейные сети, то ошибка всегда будет меньше,
но это может свидетельствовать не о хорошем качестве модели, а о том, что проявляется явление переобучения.

Для того чтобы выявить эффект переобучения, используется механизм контрольной проверки. Часть обучающих наблюдений резервируется как контрольные наблюдения и не используется при обучении сети. Вместо этого по мере работы алгоритма эти наблюдения применяются для независимого контроля результата. Вначале ошибка сети на обучающем
и контрольном множествах будет одинаковой; если они существенно отличаются, то, вероятно, это означает, что разбиение наблюдений на 2 множества не обеспечило их однородность. По мере обучения сети ошибка убывает, и, пока обучение уменьшает функцию ошибок, ошибка на контрольном множестве также будет убывать. Если же контрольная ошибка перестала убывать или стала расти, это указывает на то, что сеть начала слишком близко следовать исходным данным и обучение следует остановить. В этом случае следует уменьшить количество нейронов или слоев, ибо сеть является слишком мощной для решения данной задачи. Если же, наоборот, сеть имеет недостаточную мощность, чтобы воспроизвести имеющуюся зависимость, то явление переобучения скорее всего наблюдаться не будет и обе ошибки – обучения и проверки – не достигнут достаточно малого уровня.

Возникающие при работе с нейронными сетями проблемы отыскания глобального минимума или выбора размера сети приводят к тому, что при практической работе приходится экспериментировать с большим числом сетей различных конфигураций, порой обучая каждую из них несколько раз и сравнивая полученные результаты. Главным критерием выбора в этих случаях является контрольная погрешность. При этом применяется правило, согласно которому из двух нейронных сетей с приблизительно равными контрольными погрешностями следует выбирать ту, которая проще.

Необходимость многократных экспериментов ведет к тому, что контрольное множество начинает играть ключевую роль в выборе модели нейронной сети, т. е. становится частью процесса обучения. Тем самым его роль как независимого критерия качества
модели ослабляется, поскольку при большом числе экспериментов возникает риск переобучения нейронной сети на контрольном множестве. Для того чтобы гарантировать надежность выбираемой модели сети, резервируют еще одно – тестовое множество наблюдений. Итоговая модель тестируется на данных из этого множества, чтобы убедиться, что результаты, достигнутые на обучающем и контрольном множествах реальны. Разумеется, для того чтобы хорошо играть свою роль, тестовое множество должно быть использовано только 1 раз: если его использовать повторно для корректировки процесса обучения,
то оно фактически превратится в контрольное множество.

Итак, процедура построения нейронной сети состоит из следующих шагов:

· выбора начальной конфигурации сети; например, в виде одного слоя с числом нейронов, равным 1/2 общего количества входов и выходов;

· моделирования и обучения сети с оценкой контрольной ошибки и использованием дополнительных нейронов или промежуточных слоев;

· выявления эффекта переобучения и корректировки конфигурации сети.

Свойство обобщения

При описании процедуры обучения нейронных сетей неявно использовалось предположение, что обучающее, контрольное и тестовое множества являются представительными для решаемой задачи. Обычно в качестве обучающих берутся данные, испытанные на ряде примеров. Если обстоятельства изменились, то закономерности, имевшие место
в прошлом, могут больше не действовать.

Кроме того, нейронная сеть может обучаться только на тех данных, которыми она располагает. Предположим, что известно обучающее множество для системы стабилизации самолета при полете в спокойной атмосфере, а требуется спроектировать систему стабилизации на основе нейронной сети для условий полета при сильных возмущениях. Тогда едва ли можно ожидать от сети правильного решения в совершенно новой для нее ситуации.

Классическим примером непредставительной модели нейронной сети является следующая ситуация. При проектировании системы машинного зрения, предназначенной для автоматического распознавания целей, сеть обучалась на 100 картинках, содержащих изображения танков, и на 100 других картинках, где танков не было. После обучения сети был достигнут стопроцентно "правильный" результат. Но когда на вход сети были поданы новые данные, она безнадежно провалилась. В чем же была причина? Выяснилось, что фотографии с танками были сделаны в пасмурный, дождливый день, а фотографии без танков – в солнечный день. Сеть научилась улавливать разницу в общей освещенности. Чтобы сеть могла результативно работать, ее следовало обучать на данных, где бы присутствовали все погодные условия и типы освещения, при которых сеть предполагается использовать, и это не говоря еще о рельефе местности, угле и дистанции съемки и т. д. [1].

Коль скоро сеть минимизирует общую погрешность, большое значение приобретают пропорции, в которых представлены данные различных типов. Сеть, обученная на 900 "хороших" и 100 "плохих" наблюдениях, будет искажать результат в пользу хороших наблюдений, поскольку это позволит алгоритму уменьшить общую погрешность. Если
в реальной ситуации "хорошие" и "плохие" объекты представлены в другой пропорции, то результаты, выдаваемые сетью, могут оказаться неверными. Примером этого может быть задача выявления заболеваний. Пусть, например, при обычных обследованиях в среднем 90 % людей оказываются здоровыми и сеть, таким образом, обучается на данных, в которых пропорция здоровые/больные равна 90/10. Затем эта же сеть применяется для диагностики пациентов с определенными жалобами, среди которых соотношение здоровые/больные уже 50/50. В этом случае сеть будет ставить диагноз чересчур осторожно
и не будет распознавать заболевание у некоторых больных. Если же, наоборот, сеть обучить на данных "с жалобами", а затем протестировать на "обычных" данных, то она будет выдавать повышенное число неправильных диагнозов о наличии заболевания. В таких ситуациях обучающие данные нужно скорректировать так, чтобы были учтены различия
в распределении данных (например, можно повторить редкие наблюдения или удалить часто встречающиеся). Как правило, лучше всего постараться сделать так, чтобы наблюдения различных типов были представлены равномерно, и соответственно этому интерпретировать результаты, которые выдает сеть.

Способность сети, обученной на некотором множестве данных, выдавать правильные результаты для достаточно широкого класса новых данных, в том числе и не представленных при обучении, называется свойством обобщения нейронной сети.

Другой подход к процедуре обучения сети можно сформулировать, если рассматривать ее как процедуру, обратную моделированию. В этом случае требуется подобрать такие значения весов и смещений, которые обеспечивали бы нужное соответствие между входами и желаемыми значениями на выходе. Такая процедура обучения носит название процедуры адаптации и достаточно широко применяется для настройки параметров нейронных сетей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.