СД.04.5. Задача оптимизации режима ЭЭС по активной мощности – принцип равенства относительных приростов, коэффициенты потерь и методы их расчета.
Оптимизация режима электроэнергетической системы по активной мощности часто решается как самостоятельная важная подзадача оптимизации режима. Оптимальный режим соответствует минимуму эксплуатационных затрат на производство электроэнергии в текущий момент времени. Переменная часть эксплуатационных затрат (издержек на производство электроэнергии) —это суммарный расход условного топлива на станциях энергосистемы или суммарные затраты на топливо.
В качестве целевой функции выберем суммарные затраты на топливо в энергосистеме.
Каждая k-я станция в энергосистеме характеризуется расходом топлива в единицу времени, зависящим от значения генерируемой активной мощности Вk(Рk). Эта зависимость, вид которой приведен на рис.1, называется
обычно расходной характеристикой тепловой электростанции.
Рис. 13.3. Расходная характеристика (а) и характеристика относительных приростов (б) типовой электростанции
Будем считать, что расход топлива Вkи затраты на топливо k-й станции Иk явно зависят только от активной генерируемой мощности этой станции Рrk, а от остальных параметров — лишь постольку, поскольку они влияют на активную генерируемую мощность станции, т. е.
Иk= Иk(Рrk), Вk= Вk(Рrk).
Оптимальным будем считать режим, обеспечивающий минимум суммарных издержек на топливо в энергосистеме:
И=Иk(Рrk)=ЦkВk(Рrk), (1)
где Цk — цена тонны условного топлива k-й станции; Вk — часовой расход условного топлива; Вk(Рrk)— расходная характеристика k-й станции.
Задача заключается в нахождении мощностей энергообъектов (электростанций или генераторных групп) Рrk (k=1,…,m), реализующих минимум функции (1) при условии, что все переменные Рrkдолжны удовлетворять уравнению баланса Р.
Оптимизация Рrk без учета ограничений на Р станций и линий. В простейшей форме в качестве уравнений режима баланс активной мощности в системе учитывается в следующим виде:
Рrk-Рнk-∆РΣ=0, (2)
где Рrk, Рнk — соответственно генерируемая и потребляемая мощности в узлах энергосистемы; ∆РΣ — потери активной мощности в системе; т—число электростанций, включая балансирующую; (n+1)-число узлов в энергосистеме, причем в каждом из них задана постоянная нагрузка Рнk. Оптимизация Р станций при соблюдении баланса Р для. системы в целом без учета потерь мощности соответствует предположению, что ∆РΣ и Рнk постоянны. Если для целевой функции (1) и ограничения (2) записать функцию Лагранжа, то получим следующие условия оптимальности:
k=1,…, m (3) и уравнение баланса (2).
Оптимизация Р станций без учета потерь соответствует равенству частных производных целевой функции (стоимости топлива) по мощности данной станции при соблюдении баланса мощностей в системе (2). Частная производная называется относительным приростом стоимости топлива и обозначается .
= = ,
где Цk-цена топлива на k-й станции; βk - относительный прирост расхода топлива на k-й станции.
Зависимость относительного приростаот мощности может быть получена дифференцированием расходной характеристики. Обычно в качестве исходных данных при оптимизации принимаются именно эти зависимости, называемые характеристиками относительных приростов. Пример такой характеристики приведен на рис. 1, б. Эти зависимости из-за наличия изломов в расходных характеристиках обычно имеют разрывы первого рода (на рис. 1, б в точках Рrk(1) иРrk(2)).
Оптимизация Р станций при соблюдении баланса Р для системы в целом с учетом потерь мощности, т. е. задача (1), (2) при учете зависимости потерь ∆РΣ от мощностей станций Рrk, также решается по методу Лагранжа. В этой задаче для всех станций, кроме балансирующей, условие оптимальности (3) заменяется на следующее:
при k=1,…m-1,
где-относительный прирост потерь мощности k-й станции.
Учет технических ограничений по активной мощности станций и линийсостоит в том, что определяемые в результате оптимизации мощности станций должны быть в допустимых пределах, а мощности линий меньше их пропускных ; способностей с учетом запаса. В этом случае при оптимизации Р станций надо учитывать не только баланс Р для системы в целом или для каждого узла, но и ограничения неравенства на мощности станций и пропускные способности линий. При учете этих ограничений-неравенств распределение Р между станциями становится задачей нелинейного математического программирования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|