Сделай Сам Свою Работу на 5

Нормативные правовые акты и иные официальные документы





Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ) //
СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч.1). – Ст. 4921.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 195-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567
«О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (в ред. Указ Президента Российской Федерации
от 26 июня 2013 г. № 581) // Рос. газета. – 1996. – 5 мая.

Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № 1535
«О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 581) // СЗ РФ. – 2010. – 13 дек.

Приказ МВД России от 3 апреля 2013 г. № 189 «О статистической отчётности органов внутренних дел Российской Федерации о преступлениях экономической и коррупционной направленности // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература

Антонян Ю.М. Криминология: учебник: электрон. копия. – М., 2013.

Казаченко И.Я. Криминология: учебник. – М., 2012.



Криминология: электрон. учебник / под ред. Г.А. Аванесова. – М., 2011.

Дополнительная литература

Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии: монография. – М., 2007.

Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. –
М., 1984.

Лунеев В.В. Эпоха глобализации и преступность. – М., 2007.

Ревин В.П. Влияние экономической реформы на преступления, совершаемые в России // Российский следователь. – 2007. – № 2.

 

Перечень докладов, сообщений

1. Детерминанты преступности на различных этапах общества.

2. Градостроительство и его влияние на «географию» преступности.

3. Криминогенное воздействие средств массовой информации и способы его преодоления.

4. Социальные процессы и преступность.

 

Тема 4. Личность преступника

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие личности преступника.

2. Структура личностных свойств преступника.

3. Типология (классификация) преступников.

4. Сферы формирования личности преступника.

5. Особенности криминальной субкультуры.

Методические указания для обучающихся



По подготовке к семинару

При изучении данной темы на первоначальном этапе обучающиеся должны уяснить знание современных теорий личности, а также соответствующего понятийного аппарата. Личность преступника традиционно рассматривающуюся как собой совокупность свойств человека, виновно нарушившего требования уголовного закона. Важно уяснить, что структура личности преступника включает в себя сложный комплекс свойств, в основе которых лежит нравственная устойчивость (следовательно, определенное мировоззрение) человека. В целях выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений необходимо изучить влияние иных личностных свойств, которые могут играть важную роль при принятии человеком решения о совершении преступления в конкретных жизненных ситуациях.

При изучении вопросов об этапах и сферах неблагоприятного формирования личности важно иметь в виду, что на человека в течение всей жизни влияют объективные и субъективные обстоятельства. Содержание и характер их воздействия на человека изменяются по мере социализации личности в семье, учебном и трудовом коллективе, по месту проживания, в период досуга, отбывания наказания и т. д.

Следует усвоить основания классификации и типологии преступников, уметь оценивать их практическое значение, для осуществления предупреждения противоправного поведения. Выделяя различные типы преступников (случайный, ситуационный, неустойчивый, злостный, особо опасный), необходимо дать каждому из них криминологическую характеристику.

Практическое занятие 2 часа



Содержание заданий, подлежащих выполнению

1. Составить программу изучения личности отдельных категорий преступников, определить источники получения информации о личностных качествах преступников;

2. Объяснить, какие данные о личности преступника могут быть использованы для оказания на них профилактического воздействия;

3. Определить влияние личностных свойств на преступное поведение;

4. Проанализировать элементы субкультуры лиц, совершивших преступления, определить их криминологическое значение.

 

Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию

На основе изучения литературы о личности преступника составить список тех свойств, которые в наибольшей мере влияют на вероятность совершения лицом преступления в той или иной ситуации. Учесть, что набор соответствующих свойств может варьироваться в зависимости от типа личности, а также характера совершаемых преступлений. Обратить внимание на методы выявления как общих (для всех категорий преступников), так и специфических свойств личности преступника, а также на источники соответствующей информации. Нужно подготовиться к оценке информации о личности преступника на предмет ее достоверности и валидности (способности отражать требуемые свойства личности), анализируя поведение лиц в конкретных ситуациях.

Задания для самостоятельной работы

1. На основе лекционного материала и с учетом рекомендаций кафедры изучить нормативные правовые акты и литературу по данной теме.

2. Найти ответы на следующие вопросы:

Чем личность преступника отличается от личности правонарушителя?

Каковы временные рамки существования личности преступника?

Что чаще всего выступает в роли факторов, неблагоприятно воздействующих на личность в ближайшем бытовом окружении вне семьи?

Чем случайный преступник отличается от ситуационного?

Как можно учитывать в практической деятельности криминологические характеристики различных типов преступников?

Какова иерархия свойств, образующих личность преступника?

В чем особенность личности случайного преступника?

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 195-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Основная литература

Антонян Ю.М. Криминология: учебник: электрон. копия. – М., 2013.

Казаченко И.Я. Криминология: учебник. – М., 2012.

Криминология: электрон. учебник / под ред. Г.А. Аванесова. – М., 2011.

Дополнительная литература

Борисова С.Е. Психологические особенности личности преступника // Юридическая психология. – 2007. – № 3.

Бышевский Ю.В. Характеристика осужденных, отбывающих наказание за кражи: монография. – Омск, 2008.

Дубягина О.П. Криминологическая характеристика норм, обычаев
и средств коммуникации криминальной среды. – М., 2008.

Корецкий Д.А. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение: монография. – СПб., 2006.

Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. –
М., 2004.

Познышев С.В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и изучении личности преступника в частности. – М., 2007.

Перечень докладов, сообщений

1. Соотношение социального и биологического в личности преступника.

2. Преступная субкультура.

3. Роль семьи в формировании личности преступника.

Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Свойства и виды преступного поведения.

2. Мотивация в механизме индивидуального преступного поведения.

3. Планирование совершения конкретного преступления.

4. Виды ситуаций совершения преступлений.

Методические указания для обучающихся

По подготовке к семинару

На первоначальном этапе необходимо уяснить понятие механизма преступного поведения. Криминологическое значение и взаимосвязь допреступного формирования личности, индивидуального преступного акта и посткриминального поведения личности преступника. Рассмотреть основные элементы механизма индивидуального преступного поведения (криминальная мотивация, планирование преступных действий, исполнение замысла, оценка криминального результата). Разобрать криминальную мотивацию как основной элемент механизма индивидуального преступного поведения. Функции и составляющие (ценностные ориентации, потребности, интересы, мотив и цель) криминальной мотивации. Взаимодействие личности и социальной среды в механизме индивидуального преступного поведения. Важно иметь в виду, что изучение механизма индивидуального преступного поведения способствует выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и иных правонарушений.

Рассмотреть понятие конкретной жизненной ситуации. Особенности криминальной ситуации как разновидности жизненной ситуации. Роль криминальной ситуации в индивидуальном преступном поведении и его последствиях. Виды криминальной ситуации по содержанию, по характеру воздействия на преступника, по масштабам действия, по времени действия, по объему действия и по источнику возникновения.

 

Задания для самостоятельной работы

1. На основе лекционного материала и с учетом рекомендаций кафедры изучить нормативные правовые акты и литературу по данной теме.

2. Найти ответы на следующие вопросы:

Какими общими свойствами обладают преступные и иные виды противоправного поведения?

Какими структурными элементами обладает криминогенная ситуация?

Какими чертами характеризуется конфликтная ситуация?

Рекомендуемые источники

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.