Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

КРИМИНОЛОГИЯ

Планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы

для обучающихся по программе высшего образования

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность

Форма обучения очная

 

Омск 2015

КРИМИНОЛОГИЯ

Части, темы дисциплины и виды занятий

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность,

форма обучения очная

№ темы Части, темы дисциплины и виды самостоятельной работы Л ПЗ ЛР С Всего конт. (ауд.) СРС Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Часть 1. Общая
Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции    
Преступность и ее основные характеристики  
Детерминанты преступности    
Личность преступника  
Механизм индивидуального преступного поведения    
Виктимология          
Предупреждение преступлений    
Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности  
Организация и проведение криминологического исследования
Часть 2. Особенная
Негативные социальные явления, связанные с преступностью      
Криминология насильственной преступности    
Криминология экономической преступности    
Криминология неосторожной преступности          
Криминология организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности    
Криминология рецидивной и профессиональной преступности    
Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи    
Криминология преступности в мегаполисах          
Криминологическое обеспечение национальной безопасности России    
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Криминология преступности, связанной с незаконной миграцией          
Международное сотрудничество в предупреждении преступности          
Курсовая работа
Подготовка к экзамену
Экзамен
Итого

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины−приобретение обучающимися знаний криминологической теории, а также умений и навыков диагностики преступного и виктимного поведения, личности преступника, ситуаций совершения преступлений и криминологической обстановки, а также организации предупреждения отдельных видов преступлений.

Задачи дисциплины:

– сформировать у обучающихся научно обоснованный подход к пониманию преступности, необходимый для наиболее эффективного воздействия на неё путём сочетания уголовно-правовых мер в отношении лиц, совершивших преступления, и предупредительной деятельности, направленной на устранение причин и условий преступности;

– ознакомить обучающихся с современными криминологическими взглядами на проблемы их будущей профессиональной деятельности;

– дать обучающимся необходимые теоретические знания, а также сформировать представления о формах, методах и организационно-правовых средствах предупреждения и профилактики правонарушений и обеспечения криминологической безопасности;

– передать обучающимся знания, а также развить умения и сформировать навыки в области предупреждения отдельных преступлений и видов преступности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1; ОК-4; ПК-12; ПК-19; ПК-20; ПК-32; ПК-33.

Материал дисциплины «Криминология» изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях, в ходе самостоятельной работы. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

 

Рекомендации по видам занятий

Лекции.Лекции призваны помогать обучающимся в усвоении знаний
по изучаемой дисциплине. В них освещаются ключевые и проблемные вопросы, предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины. Исходя из этого лекции выступают методической основой самостоятельной работы обучающихся, что обязывает конспектировать основное содержание лекции.

Самостоятельная подготовка. Непременным условием успешного усвоения материала является глубокая проработка обучающимися рекомендованных к изучению нормативных правовых актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультаций.

Подготовка к семинарам.Семинары имеют целью закрепление
учебного материала. Они могут проводиться в форме заслушивания ответов обучающихся на вопросы, обсуждения дискуссий по определенным проблемам. Эффективность данного вида занятий зависит от хорошо организованной самоподготовки обучающихся.

Подготовка к практическим занятиям.В ходе проведения практического занятия обучающиеся решают задачи и выполняют практические задания. Цель указанной формы обучения заключается в том, чтобы сформировать определенные практические навыки и умения правоохранительной и правоприменительной деятельности. Это может быть достигнуто лишь на основе хорошей проработки рекомендованных программой нормативных актов, научной и учебной литературы.

Консультации.При изучении дисциплины обучающиеся могут
воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации
проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.

 

В списке источников используются следующие сокращения:

Рос. газета − Российская газета;

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая часть

Тема 1. Понятие криминологии как науки, ее история, предмет,
задачи, функции

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Основные этапы развития криминологии.

2. Предмет, задачи и функции криминологии.

3. Методы криминологии.

4. Взаимосвязь криминологии с другими отраслями научного знания.

5. Основные зарубежные криминологические теории.

 

Методические указания для обучающихся

По подготовке к семинару

При рассмотрении указанной темы необходимо изучить основные этапы развития криминологии в России и за рубежом, влияние на содержание криминологических теорий философских, социологических, исторических
и иных знаний. Особое внимание следует уделить анализу гуманитарных исследований русских ученых в ХVIII-XIX вв. Важно уметь выделять основные направления развития российской криминологии в первые десятилетия XX в., а также причины и негативные последствия прекращения криминологических исследований в 30-х гг. прошлого века. Целесообразно объяснить возрождение криминологии в России в конце 50-х-начале 60-х гг.; создание криминологических научных учреждений; активизацию отечественных криминологических исследований в 80-х-90-х гг.; вклад российских криминологов в разработку новых направлений в изучении преступности. Для этого следует ознакомиться с результатами исследований, проведенных членами Российской криминологической ассоциации, объединяющей подавляющее большинство криминологов страны.

Рассматривая понятие криминологии, важно уяснить, что история её развития связана с именами многих ученых, которые в той или иной мере посвятили свои работы разработке учений о личности преступника, механизме преступного поведения, преступности и ее детерминантах, криминологического прогнозирования и планирования, предупреждения преступности и др.

Выделить предмет криминологии. Дать общую характеристику элементов предмета криминологии.

Необходимо рассмотреть систему криминологии как науки и учебной дисциплины. Криминологические учения и частные теории, их место в системе криминологического знания. Место криминологии в системе наук. Связь криминологии с другими гуманитарными науками: философией, социологией, психологией, педагогикой. Криминология и науки криминального цикла: уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность.

Далее следует разобрать методологию криминологической науки. Всеобщий метод познания в криминологии. Использование общенаучных и частнонаучных методов в криминологических исследованиях. Единство юридического и социологического подходов в исследовании криминологических проблем.

Кроме этого, следует рассмотреть криминологию и развитие системы социально-правового контроля над преступностью.

Задания для самостоятельной работы

1. На основе лекционного материала и с учетом рекомендаций кафедры изучить литературу по данной теме.

2. Найти ответы на следующие вопросы:

Какова эволюция точек зрения на предмет криминологии?

В чём сущность учений Ч. Ломброзо и Ч. Беккариа, их последователей?

На какие отрасли подразделяется современная криминология?

В чем заключается нормотворческая функция криминологии?

Какие методы криминология заимствовала из социологии?

Какова связь криминологии с философией?

В чем существо теории стигматизации?

 

Рекомендуемые источники

 

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 5 февраля 2014 г.
№ 2-ФКЗ; от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. − 2009. − № 4. − Ст. 445.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28 июня 2014 г. № 189-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч.1) – Ст. 1.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ) //
СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч.1). – Ст. 4921.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 195-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Основная литература

Антонян Ю.М. Криминология: учебник: электрон. копия. – М., 2013.

Казаченко И.Я. Криминология: учебник. – М., 2012.

Криминология: электрон. учебник / под ред. Г.А. Аванесова. – М., 2011.

Дополнительная литература

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. – М., 2005.

Клейменов М.П. Криминология: учебник. – М., 2008.

Курс мировой и российской криминологии / под ред. В.В. Лунеева.
М., 2011.

 



©2015- 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.