Категория причинности в криминологии.
Причина преступности – главная и исторически первая проблема криминологии.
Под причинностью понимается объективно существующая связь, зависимость между двумя или несколькими явлениями, при которого одно из них (причина) порождает другое (следствие).
Это реально существующая закономерность природы и общества.
В общественной жизни в основном действуют статистические закономерности, при которых необходимость связана с массой случайностей и нередко от них зависит. Общество исторически изменяется, объект – информация, причинные связи переходят через сознание людей. Весьма сильны обратные связи.
Причины преступности – явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, рост или снижение.
Условия, способствующие совершению преступлений – сами по себе не порождают с необходимостью преступлений, но могут им способствовать. Причины и условия, им способствующие – детерминация преступности.
Изучение причин и теоретические споры – еще в 18 веке.
Есть причины преступления как социального явления в целом, отдельных видов преступлений, конкретного преступления и условия совершения.
Причины характеризуются множественностью.
Уровни – психологический, социологический, философский.
Причинный комплекс преступности – взаимосвязанные негативные социальные явления, объединенные общей природой, а также особенности возникновения, состоянии и развития наиболее уязвимых их зон, в пределах которых чаще всего могут совершаться преступления.
Общая схема механизма индивидуального преступного поведения.
Смотреть также лекции.
Планирование предупредительной деятельности.
В процессе изучения личности осуществляется прогнозирование индивидуального преступного поведения, или индивидуальное прогнозирование. Это задача большой сложности и решается она на основании оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным – это прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры предупреждения преступления. Информация о прошлом и настоящем личности, ее действиях, социальных связях и ближайшем окружении является основой для прогноза будущего поведения. Причем необходимо учитывать динамику этих характеристик. Факторы, могущие положительно повлиять на человека в будущем, должны быть поддержаны, а возможно, и активизированы. Прогнозирование преступного поведения и индивидуальное предупреждение – во многом единый процесс. Предупреждение само по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведения, связей и намерений. Полученные в результате этого сведения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной работы.
Для работников правоохранительных органов одной из важнейших задач является решение вопроса о постановке лица на профилактический учет. При этом важно всесторонне оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности фактических оснований для постановки того или иного лица на учет, учет вызывает необходимость применения интенсивных мер воздействия. Неоценимую помощь здесь могут оказать планы индивидуальной работы.
Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути работы с данным лицом, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей предупреждения преступного поведения в сложившейся конкретной ситуации.
Конкретность планирования индивидуальной работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по некоторым параметрам соответствующих действий субъектов предупредительной деятельности.
Общий подход к выработке названных планов состоит в том, что планирование мероприятия должно соответствовать следующим основным направлениям:
1.Знакомство с личностью и окружающей средой:
изучение личности, т. е. получение информации о всех описанных ранее признаках, характеризующих лицо; изучение окружающей среды во всех сферах жизнедеятельности (место жительства, место учебы, работы, проведение свободного времени); проведение ознакомительных бесед с лицом и его родственниками; посещение лица по месту жительства и знакомство с социально-бытовыми условиями жизни; посещение лица по месту работы, учебы, знакомство со сложившимися там условиями, при необходимости проведение беседы с ближайшим окружением, администрацией.
2.Реализация текущих мер индивидуального предупреждения:
регулярные встречи с подучетным и проведение воспитательных бесед, осуществление контроля за поведением лица по месту жительства путем опроса родственников, соседей, работников ДЭЗов и т. п.; осуществление контроля за поведением лица по месту учебы, работы с помощью администрации, ближайшего окружения, официальной информации о его поведении;
оказание помощи при необходимости в трудостройстве, улучшении условий жизни, учебы, в проведении свободного времени; привлечение к индивидуальной работе других лиц, могущих оказать позитивное воздействие; иные меры убеждения и помощи.
3.Принятие мер по предотвращению и пресечению правонарушений не преступного характера и малозначительных преступлений:
меры принудительного характера, дающие возможность своевременно пресечь правонарушения непреступного характера с тем, чтобы предупредить совершение преступлений
меры по защите объектов возможного преступного посягательства подучетного
4.Принятие мер по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений:
склонение лица к отказу от совершения преступлений путем воздействия на само лицо, на окружающую его отрицательную микросреду
привлечение лица к ответственности за незначительные преступления с тем, чтобы предотвратить тяжкие преступления; защита субъектов возможного преступного посягательства
устранение или нейтрализация обстоятельств, способствующих совершению преступления.
5.Меры по контролю и проверке эффективности мер индивидуального предупредительного воздействия:
направление запросов о поведении лица по месту работы, учебы, жительства;
опрос окружающих его лиц, соседей, родственников, знакомых, администрации о поведении и образе жизни;
опрос экспертов и другие методы прогнозирования индивидуального поведения подучетного;
иные меры информационного характера.
6.Подготовка материалов для изменения статуса подучетного (снятие с учета, направление в суд, в специальные учебно-воспитательные учреждения, лечебные учреждения, для установления или снятия административного надзора и т. п.).
Все названные выше методы изучения личности являются стадией, предшествующей непосредственному осуществлению профилактического воздействия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|