Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика проведения занятия





 

При проведении практического занятия студенты готовят и делают сообщения по узловым проблемам рассматриваемой темы, работают в малых группах.

 

Тема 6. Личность преступника и механизм

Преступного поведения

 

Понятие личности и ее социальная сущность. Философская концепция личности – основа изучения личности преступника.

Личность преступника и смежные понятия (субъект преступления, обвиняемый, осужденный). Уровни изучения личности преступника – индивидуальный, групповой, уровень совокупной характеристики личности преступника. Пределы изучения личности преступника в криминологии.

Проблема соотношения социального и биологического в личности преступника. Дискуссии и проблемы.

Криминологическая характеристика личности преступника. Структура личности преступника. Социально-демографические и уголовно-правовые признаки личности преступника. Нравственно-психологические особенности лиц, совершивших преступления. Характеристика ценностных ориентаций (общей направленности), потребностей и интересов, отношение к основным видам социальной деятельности. Антиобщественная установка – внутренняя готовность к определенному криминальному поведению, свойственная ряду лиц, совершивших умышленные преступления, и рецидивистам.



Личность преступника как социальный тип. Классификация (типология) преступников и ее практическое значение для криминологической профилактики. Критерии классификации: по характеру и содержанию мотивации преступного поведения, по глубине и стойкости криминогенной мотивации, с учетом демографических данных, образования и т.д.

Механизм преступного поведения. Взаимодействие социально-психологических особенностей личности и внешних факторов в совершении конкретного преступления. Формирование криминогенной мотивации. Мотивация преступного поведения – система мотивов, побудитель к преступлению и его регулятор как собственно причина преступного поведения. Классификация мотивов криминального поведения.

Конкретная ситуация и ее криминогенное значение. Понятие ситуации совершения преступления, разновидности таких ситуаций. Ситуация преступления – особая сфера взаимодействия личности с социальной средой, когда способность лица совершить преступление реализуется в действительность. Повод к совершению преступления и его роль в механизме преступного поведения. Криминологическая виктимология – учение о потерпевшем и его поведении.



Социально-психологические особенности личности и их роль в выборе вариантов волевого поведения. Обстоятельства, оказывающие отрицательное влияние на формирование личности. Роль семьи, школы, производственно-трудовой деятельности, бытовой и досуговой среды общения в формировании личности.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как проявляется процесс социализации личности?

2. Какую роль играет биологическое в формировании личности и ее поведении?

3. В чем состоит отличие личности преступника от личности непреступника?

4. Какие подсистемы входят в систему «личность преступника»?

5. Назовите основные типы личности преступника.

6. Что такое механизм преступного поведения?

7. Какую роль в механизме преступного поведения играет мотивация?

 

 

Методика проведения занятия

 

При проведении практического занятия студенты готовят и делают сообщения по узловым проблемам рассматриваемой темы, проводится дискуссия.

 

Тема 7. Предупреждение преступности

 

Понятие предупреждения преступности. Предупреждение преступности – как вид социальной управленческой деятельности, направленной на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. Основные принципы предупреждения преступности: демократизм, гуманность, законность, научная обоснованность, реальность, комплексный подход и дифференциация.



Классификация мер предупреждения преступности. Общесоциальные и специально-криминологические меры, их соотношение. Экономические, идеологические, культурно-воспитательные, организационно-управленческие, правовые и технические меры. Профилактика преступлений: общая, особенная и индивидуальная. Деление мер предупреждения преступности по территориальному масштабу.

Характеристика и классификация субъектов предупреждения преступности на федеральном уровне, уровне субъектов федерации, и местном уровне. Участие общественных объединений и граждан в профилактике преступлений. Функции субъектов предупреждения преступности. Правовые основы деятельности субъектов предупреждения преступности. Координация деятельности по предупреждению преступности. Ресурсное обеспечение предупреждения преступности.

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте содержание понятий «предупреждение преступности», «профилактика», «предотвращение и пресечение преступлений».

2. Дайте классификацию профилактических мер по уровню, механизму, направленности, субъектам, объектам и другим критериям.

3. Расскажите о содержании, целях и субъектах общесоциального предупреждения преступности.

4. Расскажите о содержании, целях и субъектах специальной профилактики преступлений?

5. Каковы содержание, цели и субъекты индивидуальной профилактики преступлений?

6. Назовите основные направления деятельности в РФ по предупреждению преступности в настоящее время.

 

Методика проведения занятия

 

При проведении практического занятия студенты готовят и делают сообщения по узловым проблемам рассматриваемой темы, работают в малых группах.

 

Раздел II. Особенная часть

Тема 8. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних лиц и молодежи

 

Понятие и особенности преступности несовершеннолетних, ее состояние, структура и динамика. Групповая преступность несовершеннолетних. Неформальные объединения молодежи с антиобщественной направленностью. Маргинальные группы несовершеннолетних и молодежи.

Характеристика несовершеннолетнего преступника. Социально-демографические и психологические особенности несовершеннолетнего преступника. Влияние этих особенностей на преступность несовершеннолетних. Классификация несовершеннолетних преступников и ее основания. Преступность несовершеннолетних, имеющих психические аномалии.

Причины и условия преступности несовершеннолетних. Неблагоприятные условия жизни и воспитания как факторы, способствующие неправильному формированию личности несовершеннолетнего. Воздействие взрослых на преступность несовершеннолетних. Ослабление социального контроля и влияние досуговых криминогенных групп. Криминогенные факторы ближайшего бытового окружения. Криминогенность семьи, неблагоприятные условия воспитания в школе.

Преступность лиц молодого возраста и ее связь с преступностью несовершеннолетних. Особенности криминологической характеристики преступности молодежи, ее причины и условия. Особенности личности преступника молодого возраста.

Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи. Профилактика рецидива преступлений со стороны этой категории лиц.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите группы преступлений, которые чаще всего совершаются несовершеннолетними?

2. Какие социально-психологические особенности характерны для несовершеннолетних правонарушителей?

3. Взаимодействие каких групп факторов оказывает решающее воздействие на преступность несовершеннолетних?

4. Назовите общие и специально-криминологические меры, применяемые для предупреждения правонарушений и преступности несовершеннолетних?

5. Укажите общие черты, характеризующие преступность несовершеннолетних и молодежи?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.