Методика проведения занятия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и процесса
УТВЕРЖДАЮ
Декан юридического факультета
Туманова Л.В.
«___» ________________ 2011 г.
Рабочая программа дисциплины
КРИМИНОЛОГИЯ
для студентов 2 курса
Направление подготовки
030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Профиль подготовки – общий
Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Обсуждено на заседании кафедры Составитель:
«___» __________________ 2011 г. к.ю.н., доцент М.Н. Хурчак
Протокол № __________________
Зав. кафедрой _________________
Тверь 2011
Пояснительная записка
Криминология – это социально-правовая, теоретико-прикладная наука, исследующая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства её предупреждения.
Курс криминологии введен в программу обучения юристов высшей квалификации в 1964 году и входит в вариативную часть учебного процесса.
Криминология включает два комплекса тесно взаимосвязанных проблем – теорию криминологии как науки о преступлении, ее причинах, лицах, совершивших преступления, мерах предупреждения преступности; теоретические основы предупреждения преступности и практическое осуществление профилактики ее отдельных видов.
Криминология призвана глубоко исследовать состояние, структуру, динамику преступности и закономерности ее развития, социально-психологические особенности лиц, совершающих преступления, формы и методы воздействия на преступность в целях ее предупреждения.
1. Цели и задачи дисциплины.
Цель данной учебной дисциплины заключается в привитии студентам системы теоретических знаний о возникновении преступности как социально-правового явления и закономерности его развития, об условиях сохранения преступности в обществе и мерах ее предупреждения. Целью данной дисциплины является подготовка специалиста, умеющего правильно понимать и соотносить криминологические реалии в стране с мерами противодействия этим явлениям, которые предлагает государство и которые обсуждаются в обществе.
Указанная цель курса реализуется посредством следующих задач:
- воспитание у студентов уважительного отношения к истории становления отечественной криминологической концепции;
- дать студентам знания по теории криминологии, и, прежде всего освещения таких её проблем, как причины и условия преступности, личность преступника и механизм индивидуального преступного поведения;
- усвоения студентами методологии и методики криминологических исследований, умение анализировать преступность, организовывать криминологические исследования, осуществлять прогнозирование и планирование профилактических мер, а также применять полученные знания на практике.
- активное применение способа межпредметных связей, посредством которого у студентов формируется правильное представление о причинах и условия развития в стране преступности.
- к числу важнейших задач преподавания криминологии относится изучение криминологических теорий и критическое осмысление основных направлений развития современной западной криминологии.
Студент, прошедший изучение курса «Криминология», должен иметь представление о месте и роли данного курса в системе права, уметь логически и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по актуальным и спорным вопросам состояния преступности в современной России, мерам противодействия (чему способствует выполнение студентами самостоятельных работ), свободно оперировать криминологическими понятиями и категориями.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс «Криминология» базируется на положениях теории государства и права, тесно связан с конституционным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным и другими отраслями права.
Курс «Криминология» предполагает получение студентами основных (базовых) знаний из теоретического курса по философии, социологии, уголовному праву, уголовному процессу, уголовно-исполнительному праву. Студент должен иметь знания основных категорий по криминологии, уголовному праву: отрасль права, предмет и метод, преступление, наказание, виды преступлений, преступность, причины и условия преступности, личность преступника и меры предупреждения преступности, особенности отдельных видов преступности и другие институты. Борьба с преступностью предполагает глубокие криминологические знания о самом явлении, адекватное отражение данного явления в законе и, наконец, систему продуманных общих и специальных мер по локализации преступности в стране.
3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-9 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
ПК-1 способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ПК-11 способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
ПК-12 способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;
Карта компетенций
Компетенция
| Признаки проявления
| Технология формирования
| Методы оценки уровня сформированности
| ОК-9
| Студент способность анализировать социально значимые проблемы и процессы
| Работа в малых группах, публичные выступления, презентации, предложения мер контроля преступности.
| Оценка и анализ предложенных форм и методов контроля преступности.
| ПК-1
| Студент может разработать проект правовой нормы; участвовать в разработке законопроекта, владеет приемами законодательной техники, знает суть и содержание законотворческого процесса
| Анализ положений действующего законодательства, выработка предложений по устранению пробелов, формирование правовых норм, участие в конкурсах; выполнение творческих заданий; научно-исследовательская работа
| Обсуждение и анализ предложенных студентами проектов;
| ПК-11
| Студент способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
| Решение задач, проведение деловых модельных игр
| Проверка решения задач, оценка выступлений студентов
| ПК-12
| Студент способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;
| Составление юридических документов, анализ составленных юридических документов
| Проверка, анализ, обсуждение юридических документов
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Студент должен знать:
· понятие, предмет, метод, система, задачи криминологии
· основные этапы развития криминологических воззрений
· становление отечественной криминологии
· методику криминологических исследований
· преступность и ее основные характеристики
· причины и условия совершения преступлений
· личность преступника и механизм преступного поведения
· предупреждение преступности
· криминологическую характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних лиц и молодежи
· криминологическую характеристику и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности
· криминологическую характеристику и предупреждение корыстных и корыстно-насильственных преступлений
· криминологическую характеристику и предупреждение экономической преступности
· криминологическую характеристику и предупреждение организованной преступности
· криминологическую характеристику и предупреждение неосторожных преступлений
· преступность и другие виды отклоняющегося поведения
Студент, изучивший курс «Криминология», должен уметь:
· исследовать состояние, структуру, динамику преступности и закономерности ее развития, социально-психологические особенности лиц, совершающих преступления, формы и методы воздействия на преступность в целях ее предупреждения, отдельные виды преступности..
Результатом изучения учебной дисциплины «Криминология» является приобретение следующих навыков:
· выявление закономерностей развития преступности, составление криминологического портрета личности преступника, организация криминологических исследований, прогнозирование и планирование профилактических мер
· выявление закономерностей развития отечественного уголовного права с учетом развития как международного уголовного права, так и уголовного права иных стран в деле противодействия преступности;
· владение приемами, правилами и средствами юридической техники;
· проведение анализа нормативных актов на коррупционность.
· публичные выступления, включая выступление с научными сообщениями, докладами по вопросам уголовной политики;
· самостоятельный анализ вопросов, затрагивающие проблемы различных отраслей права, экономики, социологии, философии с учетом противодействия преступности в современной России.
5. Образовательные технологии.
Изучение курса «Криминология» основано на применение инновационных образовательных технологий, основанных на использовании интерактивных методов обучения.
Процесс обучения включает аудиторные занятия путем проведения лекционных и практических занятий, групповые и индивидуальные консультации, текущий контроль полученных знаний, использование различных форм научно-исследовательской деятельности студентов, самостоятельную работу, а так же проведение итогового контроля.
Лекционные занятия проводятся с использованием интерактивных методик обучения в форме лекции-беседы (тема №2 «Основные этапы криминологических воззрений. Характеристика современных криминологических теорий»), лекции с разбором микроситуаций (тема №6 «Личность преступника и механизм преступного поведения»), лекций с интенсивной обратной связью (тема №5 «Причины и условия совершения преступлений»), с элементами мозгового штурма (тема №3 «Методика криминологических исследований», тема №7 «Предупреждение преступности») и других.
Выработка профессиональных навыков и умений предполагает широкое использование в ходе образовательного процесса интерактивных методик обучения. Использование активных методов обучения имеет целью конструктивное вовлечение студентов в учебный процесс, активизацию учебно-познавательной деятельности.
Основные виды используемых образовательных технологий:
-деятельно-ориентированное обучение студентов. Деятельные технологии включают в себя анализ ситуаций, деловые игры, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, контекстное обучение организацию профессионально-ориентированной учебно-исследовательской работ. Данная технология ориентирована на формирование системы профессиональных практических навыков и умений, что даст возможность подготовить юриста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи.
-личностно-ориентированное обучение. Изучение курса предполагает возможность выбора для студентов и последующее выполнение различных творческих заданий в рамках изучения курса. Так, студенты могут выполнить работу по систематизации действующего уголовного законодательства; составить проекты юридических документов; подготовить кроссворды и тесты по изучаемым темам; выполнить научно-исследовательскую работу; выступить с докладом и т.п.
-адаптивная технология (исследовательское обучение), основанная на максимальном вовлечении студентов в индивидуальную самостоятельную работу.
Процесс обучения включает аудиторные занятия путем проведения практических занятий, групповые и индивидуальные консультации, текущий контроль полученных знаний, использование различных форм научно-исследовательской деятельности студентов, самостоятельную работу, а так же проведение итогового контроля.
Цели проведения практических занятий – закрепить у студентов основные теоретические курса, выработать навыки анализа общественных отношений, подверженных влиянию организованной преступности применительно к возникающим правоотношениям, способствовать изучению ими необходимой литературы, в том числе и специальной по теме, вынесенной на семинарское занятие. Проведение практических занятий предполагает выработку у студентов профессиональной заинтересованности, развитие у них юридического мышления.
Активные методы обучения предполагают деловое сотрудничество, взаимодействие, обмен информацией, более глубокое усвоение материала, понимание сущности изучаемых правовых явлений, и как результат – получение соответствующих знаний, умений и навыков, формирование компетенций.
При проведении практических занятий используются такие интерактивные методики как, ролевые и деловые игры, выполнение творческих заданий, работа в малых группах, интерактивное выступления, презентации, дискуссии и другие.
Так, проведение деловой игры направлено на получение и закрепление полученных знаний, выработку навыков публичного выступления. Ее функциями являются тренинг, интенсификация процесса обучения, проблематизация вопросов, расширение и углубление предмета изучения. Обучающая ценность деловой (ролевой) игры связана со способностью студента лучше усваивать изучаемый материал, так как требует личного участия и позволяет развивать профессиональное мышление, анализировать возникшую ситуацию. Деловая игра предполагает совместную деятельность участников учебного процесса, развивает коммуникативные качества, создает атмосферу интеллектуального соперничества.
Работа в малых группах также является одним из используемых методов при проведении семинарских занятий. Распределив студентов на подгруппы, преподаватель предлагает им выполнить определенное творческое задание (составить схему, обосновать доводы, выработать общее решение, проанализировать ситуацию). Задание выполняется группой сообща, а затем ее представитель докладывает результат работы.
Интерактивное выступление направлено на развитие одного из профессиональных навыков - публичного выступления. От чтения доклада его отличает не только содержания, но и форма сообщения определенной информации. Интерактивное выступление требует серьезной предварительной подготовки. Нередко используются и такие методики как дерево решений, мозговой штурм, займи и обоснуй позицию и другие.
Непременным условием успешной работы студентов на семинарских занятиях является серьезная предварительная подготовка: студентам необходимо внимательно изучить и усвоить рекомендованную по данной теме литературу. В процессе подготовки к занятиям студентам рекомендуется использовать справочно-правовую систему Гарант, а также Консультант Плюс.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов по анализу юридических документов: Всеобщей декларации прав человека. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юрид. Лит., 1990.; Декларации прав и свобод человека и гражданина.//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР.-1991.- № 52.- Ст. 1865. Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (12-15 декабря 2000 г.); Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Европейской Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.; Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.
Умение работать с документами – один из важнейших профессиональных навыков юриста, который предполагает глубокое знание материального и процессуального права, умение логически мыслить, правильно оценивать фактическую и правовую стороны конкретной ситуации, владения правилами письменной речи с учетом особенностей юридического языка.
В рамках изучения дисциплины организуется научно-исследовательская деятельность студентов путем подготовки докладов на научные студенческие конференции, подготовки и проведения «круглых столов», конференций и т.п.
Формы контроля
Итоговый контроль проводится в форме зачета, который включает теоретические вопросы и решение задач.
Рабочая учебная программа дисциплины «Криминология»
№
| Наименование темы
| Лекции
| сем. занятия
| сам. работа
| Общее кол-во
| Из них: в интерактивной форме
| Общее кол-во
| Из них: в интерактивной форме
| Общая часть
|
| Понятие, предмет, метод, система, задачи криминологии
|
|
|
|
|
|
| Основные этапы развития криминологических воззрений. Характеристика современных криминологических теорий
|
|
|
|
|
|
| Методика криминологических исследований
|
|
|
|
|
|
| Преступность и ее основные характеристики
|
|
|
|
|
|
| Причины и условия совершения преступлений
|
|
|
|
|
|
| Личность преступника и механизм преступного
поведения
|
|
|
|
|
|
| Предупреждение преступности
|
|
|
|
|
| Особенная часть
|
| Криминологическая характеристика и предупреждение преступности
несовершеннолетних лиц
и молодежи
|
|
|
|
|
|
| Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и
профессиональной преступности
|
|
|
|
|
|
| Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений и хулиганства
|
-
|
|
|
|
|
| Криминологическая характеристика и предупреждение экономической преступности
|
|
|
|
|
|
| Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности
|
|
|
|
|
|
| Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожных
преступлений
|
-
|
|
|
|
|
| Преступность и другие виды отклоняющегося поведения
| -
|
|
|
|
|
| Итого 126
|
|
|
|
|
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Текущий контроль
Проведение семинарских занятий основано на проведении как традиционного опроса, так и на применении активных и интерактивных методик.
Опрос студентов на практических занятиях имеет целью проверку полученных ими основных теоретических знаний по изучаемой теме, владение криминологическими понятиями и категориями, понимание сущности проблем правового регулирования, умений публичного выступления, формулировать собственные суждения и умозаключения.
Совершенствование знаний сопровождается интенсивным формированием умений их практического использования, что развивает субъективную активность, в том числе учебно-познавательную, показывает, что большинство проблем имеет многозначные решения.
Текущий контроль включает выполнение студентами заданий в рамках проводимых на практических занятиях деловых и ролевых игр, заданий по систематизации законодательства и судебной практики, интерактивные выступления, презентации с использованием мультимедийного проектора, выполнение творческих заданий, например, составлении кроссвордов, тестов в рамках изучаемых тем.
Проведение семинарских занятий включает обсуждение докладов, подготовка которых так же относиться к формам самостоятельной работы студентов. Тема доклада заранее согласовывается с преподавателем и должна соответствовать изучаемой теме. По продолжительности доклад должен быть не более 10-15 минут, затем студенты обсуждают его содержание, задают вопросы, высказывают собственные суждения. При подготовке к докладу необходимо более глубокое изучение вопросов, связанных с мафиозной преступностью и мерами противодействия ей, что позволит обозначить пробелы правового регулирования, сформулировать собственные выводы. Целесообразно структурировать доклад и письменно зафиксировать его основные тезисы. Доклад способствует выработке навыка по публичному выступлению, умению обосновывать свою точку зрения.
Подготовка докладов студентами предусмотрена при изучении всех тем курса «Криминология».
Примерные темы докладов:
1. Понятие криминологии как науки, изучающей преступность.
2. Предмет и система криминологии.
3. Методологическая основа криминологии.
4. Место криминологии в системе других наук.
5. Соотношение криминологии с уголовным правом.
6. Задачи криминологии.
7. Становление криминологии как самостоятельной науки.
8. Криминологические идеи в религиозном мировоззрении
9. Понятие «свободы воли».
10. Классический период в развитии криминологии.
11. Значение работ Ш.Л. Монтескье и Ч. Беккариа в развитии уголовно-правовых и криминологических проблем.
12. Антропологическая теория причин преступности.
13. Значение социологической теории в становлении криминологии.
14. Основные современные криминологические теории стран Запада.
15. Становление и развитие отечественной криминологии до конца 50-х годов XX в.
16. Характеристика современного периода отечественной криминологии.
17. Основные этапы криминологического исследования.
18. Проблемы моральной статистики.
19. Понятие уголовно-правовой статистики.
20. Приемы статистического изучения преступности.
21. Криминологическое прогнозирование.
22. Криминологическое планирование и программирование.
23. Социологические методы в криминологии.
24. Преступление и преступность, их соотношение.
25. Количественно-качественные показатели преступности.
26. Структура преступности и ее виды.
27. Латентная преступность, методы ее оценки.
28. Виктимологические аспекты преступности.
29. Характеристика развития преступности в стране на современном этапе.
30. Понятие криминологической детерминации.
31. Понятие причин и условий преступности, их классификация.
32. Характеристика причин преступности в стране на современном этапе.
33. Понятие личности и ее социальная сущность.
34. Личность преступника и смежные понятия.
35. Криминологическая характеристика личности преступника.
36. Социальное и биологическое в личности преступника.
37. Классификация личности преступника и ее практическое значение.
38. Понятие конкретной жизненной ситуации, ее разновидности и роль в совершении преступления.
39. Проблема криминогенности психических аномалий.
40. Понятие и система предупреждения преступности.
41. Социальный механизм предупреждения преступности. Объекты и субъекты в системе предупреждения преступности.
42. Уровни и формы предупреждения преступности.
43. Основные принципы предупреждения преступности.
44. Понятие и особенности преступности несовершеннолетних и молодежи.
45. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
46. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
47. Основные направления предупреждения преступлений со стороны несовершеннолетних и молодежи.
48. Понятие и криминологическая, правовая, социальная характеристика рецидивной и профессиональной преступности.
49. Социально-демографические и нравственно-психологические признаки личности рецидивиста и преступника-профессионала.
50. Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности.
51. Предупреждение рецидивной преступности и профилактика профессиональной.
52. Социально-правовая и криминологическая характеристика насильственных преступлений и хулиганства.
53. Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления и хулиганство.
54. Причины и условия совершения насильственных преступлений и хулиганства. Роль семейно-бытовых конфликтов.
55. Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства. Роль органов внутренних дел в профилактике насильственных преступлений и хулиганства.
56. Понятие организованной преступности. Правовая, социальная и криминологическая характеристика организованной преступности.
57. Признаки, уровни, формы организованной преступности. Структура организованной преступности.
58. Коррупция в современных условиях.
59. Особенности личности организаторов и участников преступных группировок.
60. Основные направления предупреждения организованной преступности.
61. Понятие экономической преступности.
62. Политико-экономические и социально-правовые проблемы экономической преступности.
63. Соотношение экономической преступности и теневой экономики.
64. Концепция борьбы с экономической преступностью.
65. Понятие неосторожной преступности
66. Криминологические особенности неосторожных преступлений.
67. Характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления.
68. Причины и условия совершения преступлений по неосторожности.
69. Автотранспортные преступления в структуре неосторожных как один наиболее распространенных видов неосторожных преступлений (понятие и криминологическая характеристика).
70. Основные направления предупреждения неосторожных преступлений.
71. Социально-политическая и нравственно-психологическая оценка негативных явлений: пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, бродяжничества и т.д.; их криминогенное значение.
Планы семинарских занятий
Раздел 1.Общая часть
Тема 1. Понятие, предмет, метод, система,
Задачи криминологии
Понятие криминологии как социолого-правовой науки, изучающей преступность, ее причины и условия, личность преступника, закономерности преступности, меры предупреждения и сдерживания преступности.
Предмет и система криминологии. Общая часть. Преступность, причины преступности в целом. Причины конкретного преступления. Личность преступника. Предупреждение преступности. Особенная часть. Закономерности изучения отдельных видов преступности: корыстная, насильственная, молодежная, рецидивная, профессиональная, организованная, экономическая, женская, неосторожная и др.
Методология криминологии. Диалектический и историко-материалистический принципы как методологическая база криминологии. Соотношение и взаимосвязь методологии и методов криминологии. Применение системного метода в анализе преступности, ее причин и условий, личности преступника и разработки мер предупреждения преступлений.
Криминология – междисциплинарная отрасль знаний. Место криминологии в системе юридических наук. Криминология и уголовное право. Взаимодействие криминологии с науками уголовного процесса, криминалистикой, уголовно-исполнительного права и смежными с ними пенитенциарной психологией и педагогикой. Использование в криминологии данных уголовно-правовой статистики. Связь криминологии с науками не уголовно-правового цикла: административным правом, гражданским, семейным и трудовым правом. Соотношение криминологии с социологией, с экономической наукой, демографией и другими общественными и естественными науками.
Задачи криминологии. Научное обеспечение борьбы с преступностью. Создание и внедрение в практику научных методик изучения преступности. Изучение положительного опыта предупреждения преступности зарубежных странах.
Функции криминологии: аналитическая, прогностическая, экспертная, нормотворческая, правоприменительная, международная.
Контрольные вопросы
1. Какие причины вызвали возникновение криминологии как самостоятельной науки?
2. Какие обстоятельства способствовали зарождение социалистического направления в криминологии?
3. Покажите значение категории «абсолютная свобода воли» в криминологии и уголовном праве?
4. Соотношение и взаимосвязь методологии и методов криминологии?
5. Место криминологии в системе юридических наук?
6. Использование в криминологии данных уголовно-правовой статистики?
7. Задачи криминологии?
Методика проведения занятия
При проведении практического занятия студенты готовят и делают сообщения по узловым проблемам рассматриваемой темы, работают в малых группах.
Тема 2. Основные этапы развития криминологических воззрений. характеристика современных криминологических теорий
Зарождение криминологической мысли. Познавательная сущность и значимость изучения истории криминологии для углубления современных криминологических знаний.
Вопросы понимания преступного, причин преступности, личности преступника и мер борьбы с преступностью в религиозном мировоззрении. Книга «Молот ведьм».
Предпосылки развития криминологической мысли во взглядах социал-утопистов.
Классический период в развитии криминологии (вторая половина XVIII в. – последняя треть ХIХ в.) Возникновение криминологии как науки. Виднейшие представители классического периода в криминологии Ч. Беккариа и Ш.Л. Монтескье.
Позитивистский период в развитии криминологии (последняя треть ХIХ в. – 20-е годы ХХ в.). Ч. Ломброзо - основоположник биологической теории преступного поведения. Книги Ч. Ломброзо «Преступный человек», «Преступление», «Гениальность и помешательство», «Женщина преступница и проститутка». Биосоциальные теории последователей Ломброзо (Э. Ферри., Р. Гарофало).
Социологическая теория в криминологии (Кетле, Лист, Принс, Фойницкий и др.).
Плюралистический период в развитии западной криминологии (30-е гг. ХХ в. – по настоящее время). Современные криминологические теории: «дифференцированная связь», «аномии», «отчуждения», «субкультуры», «стигматизации», «хромосомная», расовые и другие.
История развития отечественной криминологической мысли в дооктябрьский период (Герман, И.Я. Фойницкий, М.В. Духовский, Е.Н. Тарновский, М.Н. Гернет и др.). Взгляды русских философов и писателей на причины преступности в России.
Криминологические исследования в первые годы существования Советского государства. Создание отдела моральной статистики. Кабинеты по изучению преступности и преступников. Организация Государственного института по изучению преступности и преступника (1925 г.). Уголовно-социологические и уголовно-антропологические концепции причин преступности. Причины свертывания криминологических исследований в 30-е годы.
Возрождение отечественной криминологии в 50-е – 70-е гг. Эмпирические исследования преступности и теоретическая разработка связанных с нею проблем. (А.Б. Сахаров «О личности преступника и причинах преступности в СССР, Н.Ф. Кузнецова «Преступление и преступность», В.Н. Кудрявцев «Причинность в криминологии», И.С. Ной «Методологические проблемы советской криминологии», «Личность преступника», «Криминогенная мотивация», «Теоретические основы предупреждения преступности» и др.). Создание в 1963 году Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Введение криминологии в качестве обязательной учебной дисциплины юридических вузов.
Завершение в 60 – 70-х годах разработки теоретических основ советской криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. Ориентация на то, чтобы быть научной базой разработки профилактической и уголовной политики, научно-методической основой нормотворчества и практики борьбы с преступностью – характерные черты современной российской криминологии. Учреждение Российской Криминологической Ассоциации.
Контрольные вопросы
1. В чем связь общеполитической концепции Ш.Л. Монтескье и Ч. Беккариа с их пониманием причин преступности?
2. Укажите сходство и различие антропологической и социологической школ в криминологии?
3. Современные криминологические теории: «дифференцированная связь», «аномии», «отчуждения», «субкультуры», «стигматизации», «хромосомная», расовые и другие?
4. Дайте характеристику этапов становления и развития отечественной криминологии?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|