Методика проведения занятия
При проведении практического занятия студенты выполняют творческие задания, проводится дискуссия.
Тема 3. Методика криминологических
Исследований
Понятие методики криминологических исследований. Комплексный характер криминологических исследований, определяемый междисциплинарностью криминологии. Изучение преступности – необходимое условие эффективного и научно-обоснованного ее предупреждения.
Методы познания социальных явлений, используемые в криминологических исследованиях. Изучение документов (уголовных дел, материалов учета правонарушений, данных статистики и др.); опрос лиц, совершивших преступление, лиц, склонных к совершению правонарушений, законопослушных граждан, работников правоохранительных органов с использованием: анкетирования (виды анкет, виды вопросов, поставленных в анкете, по содержанию – закрытые (альтернативные, шкальные, вопросы-меню), открытые, контрольные, дополнительные, вспомогательные, прямые, косвенные и т.д., оценка результатов анкетного опроса); интервьюирования (основные методические требования к проведению интервью, показатели результативности интервью). Цели использования экспертных оценок – мнений, излагаемых по определенным вопросам, группой специально подобранных экспертов из числа лиц, хорошо знающих исследуемую проблему.
Наблюдение как непосредственное восприятие самим исследователем фактов, касающихся изучаемых объектов. Виды наблюдения – прямое, включенное и участие. Задачи использования этого метода в криминологических исследованиях.
Эксперимент по оценке эффективности профилактических мероприятий, мер исправления осужденных и др.
Психологические методы в криминологических исследованиях. Психологические тесты как диагностические методики изучения личности преступника.
Понятие уголовной статистики и ее основные задачи в криминологии. Этапы статистических исследований. Статистическое наблюдение в криминологии. Виды статистических наблюдений – сплошное, выборочное, текущее, прерывное. Статистическая отчетность и специально организованные статистические обследования. Документы первичного учета в правоохранительных органах и их применение для статистического наблюдения. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения в криминологии. Виды группировок – типологические, вариационные, аналитические. Статистические таблицы.
Значение и приемы выборочного исследования. Понятие и виды выборки в криминологии.
Методика вычисления основных показателей преступности. Абсолютные и относительные, количественные и качественные показатели преступности. Коэффициент пораженности. Статистические ряды – вариационные и динамические.
Организация и программа криминологического исследования. Сбор эмпирического материала и его обработка. Оценка надежности результатов.
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет диалектический метод для разработки конкретных методик изучения преступности?
2. Назовите этапы статистического исследования.
3. На какие виды подразделяются статистические группировки?
4. Какие виды обобщающих показателей используются в криминологических исследованиях?
5. Какими показателями определяется уровень преступности?
6. Перечислите основные структурные элементы моральной статистики.
7. Назовите относительные показатели, характеризующие структуру и динамику преступности.
8. Какие социально-экономические процессы отражает уголовная статистика?
Методика проведения занятия
При проведении практического занятия используются ролевые и деловые игры, работают в малых группах, проводится дискуссия.
Тема 4. Преступность и ее основные
Характеристики
Понятие преступности и ее признаки. Преступление и преступность, их соотношение. Основные свойства преступности как социального явления: относительная массовость, общественная опасность, регулярность, системность и цикличность; степень общественной опасности или вреда, причиненного человеку, уголовно-правовой характер. Историческая изменчивость преступности.
Основные качественно-количественные показатели преступности: состояние (уровень), структура преступности, динамика преступности, характер преступности. Показатели измерения состояния преступности: абсолютные показатели, коэффициент преступности, рецидив, коэффициент пораженности.
Понятие структуры преступности. Основные показатели структуры преступности: соотношение категорий преступлений по их тяжести; соотношение умышленных и неосторожных преступлений; соотношение и удельный вес видов преступлений по их классификации, данной в Особенной части УК РФ; удельный вес и соотношение наиболее распространенных преступлений; удельный вес рецидивной, организованной, профессиональной преступности; удельный вес женской и преступности несовершеннолетних. География преступности. Динамика преступности, темп ее роста, цели анализа динамики преступности. Характер преступности
Понятие латентной преступности, ее причины и методы выявления. Основные категории и оценка объема («темной цифры») латентной преступности. Виктимологические аспекты преступности. Понятие жертвы. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации. Социальные последствия преступности. «Цена» преступности.
Общая характеристика и основные закономерности развития преступности в стране на современном этапе.
Контрольные вопросы
1. Определите соотношение понятий «преступление» и «преступность».
2. Какими показателями определяется состояние преступности?
3. Назовите факторы, оказывающие влияние на латентную преступность.
4. Какое значение имеют виктимологические аспекты преступности?
5. Каким образом определяются темпы движения преступности?
6. Что такое «цена преступности»?
Методика проведения занятия
При проведении практического занятия студенты готовят и делают сообщения по узловым проблемам рассматриваемой темы, проводится дискуссия.
Тема 5. Причины и условия совершения
Преступлений
Теория причинности в криминологии. Диалектический детерминизм – методологическая основа изучения причин преступности. Понятие причинности – одной из форм детерминации как объективной связи между явлениями, одно из которых (причина) порождает другое (следствие). Отличие причинной связи от других видов связи – временной и пространственной, связи состояний, функциональной связи и др. Особенности причинно-следственных связей в социальных явлениях. Сложный, многоступенчатый, иерархический характер причинной связи.
Понятие причин преступности. Связь причин и условий преступности с социально-экономическим развитием общества. Причины и условия преступности как система, состоящая из взаимосвязанных элементов и подсистем, располагающихся в определенном уровневом соподчинении (причины и условия конкретных преступлений – элементы системы; причины и условия групп преступлений – подсистемы; причины и условия преступности – система в целом). Система причин и условий преступности вовне выступает как единое целостное образование по отношению к другим социальным системам, находясь с ними в определенном взаимодействии.
Классификация причин и условий преступности и ее практическое значение. Причины и условия по уровню: преступности в целом, причины и условия различных групп преступлений, причины и условия конкретных преступлений. Классификация причин и условий преступности по содержанию: социально-психологические, нравственно-идеологические, экономические, политические, организационно-управленческие и др. Другие основания классификации причин и условий преступности.
Причины и условия преступности на современном этапе развития российского государства. Нравственное состояние общества, отсутствие необходимых моральных ценностей и установок. Ценностный вакуум. Деидеологизация российского общества. Либерализация экономики, вызвавшая разбалансированность хозяйственного механизма, имущественное и социальное расслоение общества в условиях рыночной экономики. Влияние криминальных структур и видов криминального поведения, унаследованных от СССР. Проблема «теневой экономики». Слабость российского государства. Деформация социальной структуры общества, определяющая мотивацию криминогенного поведения при совершении широкого круга преступлений.
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет принцип детерминизма в объяснении причин преступности?
2. В чем выражается социальная обусловленность преступности?
3. В чем состоит различие понятий «причины» и «условия» преступности?
4. Что означает разноуровневый подход в изучении причин преступности?
5. Сопоставьте и сравните преимущества и недостатки объяснения причин и условий преступности в следующих теориях: «классическая школа», «антрополого-социологическая», «аномии», «дифференцированной связи», «стигматизации» с традиционным для советской криминологии марксистским подходом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|