Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Детерминанты преступности





Самостоятельная подготовка по изучению вопросов

1. Понятие причин и условий преступности в криминологии.

2. Понятие детерминации.

3. Социальное и биологическое в криминологической детерминации.

4. Причинный комплекс преступности на современном этапе развития российского государства и общества.

5. Изучение причин и условий преступности органами внутренних дел.

Литература: [5, 19, 20, 21, 23].

 

Методические указания

Изучение данной темы необходимо начать с рассмотрения понятия причин и условий преступности в криминологии, а также понятия детерминации.

Далее проанализировать следующие виды криминологической детерминации: временную связь, связь в пространстве, связь состояний, функциональную связь, корреляцию, а также причинный комплекс преступности.

После чего необходимо рассмотреть причины и условия отдельных видов преступности и преступлений, социальное и биологическое в криминологической детерминации.

Необходимо отметить, что причинный комплекс преступности на современном этапе развития российского государства и общества характеризуется социальным неравенством, социальной несправедливостью и социальным отчуждением, недостатками в деятельности правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел.



В завершении следует проанализировать основные источники информации о причинах и условиях преступности (уголовно-статистические, социально-демографические, экономические, социально-культурные, правоохранительные и др.), а также способы их изучения органами внутренних дел (научные, практические).

 

Тема 4. Личность преступника

Самостоятельная подготовка по изучению вопросов

1. Сущность и понятие «личность преступника», его соотношение с другими смежными понятиями.

2. Структура и основные черты криминологической характеристики личности преступника.

3. Соотношение социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления.

4. Классификация и типология преступников.

Литература: [19, 20, 21, 23, 34, 35, 56, 62, 67, 78, 101].

 

Методические указания

Изучая данную тему, необходимо, прежде всего, разобраться в содержании социальной сущности личности преступника, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных его проявлениях и обусловливающих его преступное поведение. Важно правильно представлять себе соотношение понятий: «лицо, совершившее преступление», «субъект преступления», «обвиняемый» и др. Важно также разобраться во временных рамках рассматриваемого понятия, которое применимо лишь к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления, хотя совокупность свойств и признаков, образующих данное понятие, формируется и существует до преступления, обусловливая его совершение. Необходимо также обратить особое внимание на следующие обстоятельства: во-первых, способность совершить преступление в большинстве случаев связана не с какими-то врожденными биологическими особенностями человека, а обусловлена социально обретенными нравственно-психологическим его свойствами и качествами; во-вторых, выраженная в указанной способности общественная опасность личности проявляется в факте совершения преступления, но складывается до этого и является основанием для индивидуального профилактического воздействия; в-третьих, общественная опасность лица проявляется в совершении преступления не с фатальной неизбежностью, а лишь при наличии определенных внешних обстоятельств в конкретной ситуации, в том числе криминогенной.



Весьма важным является вопрос о соотношении и взаимодействии социального и биологического в структуре личности преступника. Правильное его решение состоит в том, что преступление, будучи формой социального поведения, оцениваемого правовой нормой, обусловлено социальными свойствами личности, которые, однако, не изолированы от биологических особенностей человека, а находятся с ними в определенном взаимодействии.



Изучение личности преступника, предполагает уровневый подход: выделение общего, преимущественно теоретического по своему содержанию понятия; затем группового понятия, характеризующего различные категории преступников – корыстных, насильственных, несовершеннолетних, рецидивистов, по видам преступлений – убийц, насильников, хулиганов, воров, взяточников и т.д. И, наконец, на уровне отдельной личности – конкретного человека, совершившего преступление. Каждый из этих уровней изучения личности имеет определенное научное и практическое значение, о котором надо знать, чтобы уметь использовать в своей будущей профессиональной деятельности.

 

Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения

Самостоятельная подготовка по изучению вопросов

1. Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения.

2. Элементы механизма конкретного преступления.

3. Роль ситуации в совершении преступления.

Литература: [19, 20, 21, 23, 27, 55, 60].

 

Методические указания

Раскрывая понятие и содержание детерминантов и условий отдельного (единичного) преступления, следует, прежде всего, усвоить, что они проявляются в виде взаимодействия, с одной стороны, негативных нравственных свойств индивида, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий его нравственного формирования, а с другой – внешних обстоятельств, в том числе криминогенных, порождающих намерение или решимость совершить данное преступление, стимулирующих его совершение. При этом необходимо уяснить соответствие и взаимосвязь детерминантов и условий индивидуального преступного поведения с общими детерминантами преступности.

Анализируя социально-психологический механизм совершения конкретного преступления, надо разобраться в его составных элементах и этапах их проявления, установить те элементы и этапы, с которыми более всего связан «криминогенный сбой» в поведении лица, в связи, с чем оно приобретает преступный характер. Оценивая значение потребностей в механизме индивидуального преступного поведения, важно иметь в виду решающую криминогенную роль избранного лицом способа удовлетворения данной потребности, а также обстоятельства, определяющие этот выбор.

Неблагоприятные условия формирования личности в различных сферах и микрогруппах объясняют происхождение негативных нравственно-психологических свойств индивида, детерминировавших его преступное поведение, указывают конкретные направления и содержание необходимых профилактических усилий. При этом следует иметь в виду так называемое «криминологическое эхо», при котором последствия неблагоприятных условий нравственного формирования личности проявляются в совершенном лицом преступлении, порой со значительным сдвигом во времени.

Серьезное внимание надо уделить ситуации совершения преступления:

- понятию ситуации как необходимой составляющей генезиса большинства преступлений;

- объективному содержанию и субъективному восприятию ситуации виновным;

- обстоятельствам, обусловливающим искаженное ее восприятие;

- роли потерпевшего в создании криминогенной ситуации и некоторым другим вопросам.

Поскольку проблема механизма индивидуального преступного поведения во многом связана с проблемой лиц, совершивших преступления, при работе над настоящей темой следует освежить в памяти основные положения темы «Личность преступника».

 

Тема 6. Виктимология

Самостоятельная подготовка по изучению вопросов

7. Понятие виктимологии как частного криминологического учения.

8. История возникновения и развития виктимологии.

9. Предмет и методы виктимологии.

10. Современное состояние виктимности и виктимизации населения в Российской Федерации по отдельным видам преступления.

Литература: [1, 5, 10, 11, 12, 19, 20, 21, 23].

 

Методические указания

Необходимо отметить, что первые упоминания о проблеме жертвы в механизме совершения преступления содержаться в работах И. Бентама, А. Фаттаха, А. Фейербаха, Г. Клейнфеллера и др.; возникновение виктимологии как частного криминологического учения ознаменовано выходом в свет в 1948 году монографии Г. Гентинга «Преступник и его жертва». Первые фундаментальные виктимологические исследования в СССР начали проводить Л.В. Франк и Д.В. Ривман, которые с 70-х годов прошлого века рассмотрели и вывели закономерности виктимности и виктимизации жертв по разным видам преступлений.

Рассматривая данную тему, следует проанализировать такие понятия как «жертва преступления» и «потерпевший от преступления», виктимность и виктимизация, а также виктимологическая профилактика преступлений. После чего перейти к определению понятия «криминальной виктимологии».

Далее нужно рассмотреть причины и условия виктимизации в Российской Федерации, а также личность жертв по различным категориям преступлений.

Следует также сказать о том, что виктимологическая профилактика преступлений является составной частью предупредительной работы государства в борьбе с преступностью и делится на уровни: общий, групповой и индивидуальный.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.