Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Преступность и ее основные характеристики





КРИМИНОЛОГИЯ

 

Методические материалы

для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность

Специализация – административная деятельность органов внутренних дел

Узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции

 

 

Барнаул 2012


ББК 67.51 р30

К 823

 

 

Криминология: методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации. Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2012. – 40 с.

 

Методические материалы подготовлены преподавателем кафедры уголовного права и криминологии И.Н. Заварыкиным.

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры уголовного права и криминологии БЮИ МВД России. Протокол № 22 от 25 июня 2012 г.

 

 

Рекомендовано к использованию в учебном процессе решением Методического совета БЮИ МВД России от «___»___________ 2012 г. Протокол № __.



 

© Барнаульский юридический институт МВД России, 2012


ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

по курсу «Криминология» для слушателей ФЗО и ПК, специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции, квалификация выпускника – специалист, срок обучения 6 лет на базе среднего (полного) общего образования,

набор 2011 г.

ЧАСТЬ ОБЩАЯ

№ темы Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий Наименование дисциплин и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы Примечание
лекций семинарских занятий практических занятий самост. работа
Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции     философия, уг. право уст.
Преступность и ее основные характеристики     философия, уг. право уст.
Детерминанты преступности     криминал-ка уст.
Личность преступника     психология  
Механизм индивидуального преступного поведения        
Виктимология        
Предупреждение преступлений     адм. право  
Организация и проведение криминологического исследования        
Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности        
  Итого за семестр по Общей части        

ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ



Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи          
Криминология рецидивной и профессиональной преступности         дел. игра
Криминология насильственной преступности          
Криминология организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности          
Криминология экономической преступности          
Криминология преступности в мегаполисах.          
Криминология преступности, связанной с незаконной миграцией          
Криминология неосторожной преступности          
Негативные социальные явления, связанные с преступностью          
Международное сотрудничество в предупреждении преступности          
Криминологическое обеспечение национальной безопасности России          
  Экзамен              
  Итого за семестр по Особенной части          
  Всего по курсу        

ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА



по курсу «Криминология» для слушателей ФЗО и ПК, специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции, квалификация выпускника – специалист, срок обучения 6 лет на базе среднего (полного) общего образования,

набор 2012 г.

ЧАСТЬ ОБЩАЯ

№ темы Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий Наименование дисциплин и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы Примечание
лекций семинарских занятий практических занятий самост. работа
Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции     философия, уг. право уст.
Преступность и ее основные характеристики     философия, уг. право уст.
Детерминанты преступности     криминал-ка  
Личность преступника     психология  
Механизм индивидуального преступного поведения          
Виктимология          
Предупреждение преступлений     адм. право  
Организация и проведение криминологического исследования          
Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности          
  Итого за семестр по Общей части        

ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ

Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи        
Криминология рецидивной и профессиональной преступности       дел. игра
Криминология насильственной преступности          
Криминология организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности          
Криминология экономической преступности          
Криминология преступности в мегаполисах.          
Криминология преступности, связанной с незаконной миграцией          
Криминология неосторожной преступности          
Негативные социальные явления, связанные с преступностью          
Международное сотрудничество в предупреждении преступности          
Криминологическое обеспечение национальной безопасности России          
  Экзамен              
  Итого за семестр по Особенной части      
  Всего по курсу    

Общие положения

Овладение криминологическими знаниями, как и любой другой изучаемой дисциплиной, требует систематической целенаправленной работы, по организации и содержанию которой можно высказать следующие методические рекомендации.

1. Для полного и всестороннего овладения криминологическими знаниями необходимо конспектирование лекций. Чтобы данный процесс был осмысленным и более продуктивным, полезно перед каждой лекцией ознакомиться с содержанием соответствующей темы по учебнику. В конспекте надо фиксировать существенные положения и выводы, особо отмечая указания лектора на спорные положения. Активная работа слушателей на лекции – внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование – значительно облегчает усвоение учебного материала, сокращает усилия и экономит время при самостоятельной подготовке и подготовке к экзамену. Вести конспект целесообразно в общей тетради, оставляя достаточно широкие поля для внесения необходимых уточнений и дополнений, которые возникнут при последующей работе над конспектом и с учебником, при ознакомлении с дополнительной литературой, а также в результате рассмотрения данной темы. Материал пропущенных лекций необходимо восстановить в конспекте с помощью учебника и иной учебной литературы. Все возникшие вопросы и непонятные положения следует, не накапливая, разрешать на консультациях у преподавателя.

2. При самостоятельной подготовке следует руководствоваться приведенными в пособии методическими рекомендациями по каждой теме. Основным источником необходимой для подготовки информации являются учебники и конспект лекций, а по вопросам, которые вызывают повышенный интерес, в том числе избраны в качестве темы реферата, курсовой или научной работы, надо обратиться к дополнительной литературе.

3. Если при подготовке остались не ясными отдельные вопросы темы, целесообразно отметить это на полях конспекта и обязательно разрешить их на консультации у преподавателя. По неясным и спорным вопросам также полезен обмен мнениями с коллегами по учебе.

4. Для слушателей, пропустивших лекционные занятия по отдельным темам, обязательны их письменная отработка и собеседование с преподавателем по заданиям, дополнительно приведенным к каждой теме.

5. Список примерных вопросов к экзамену, примерной тематики рефератов, контрольных и выпускных квалификационных работ, а также основной и дополнительной литературы по всем темам приведен в конце методических материалов. Литература по темам обозначена непосредственно по тексту методических материалов цифровыми обозначениями, под которыми она проходит в общем списке.

 

Тема 1. Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции

Самостоятельная подготовка по изучению вопросов

1. Понятие криминологии как социально-правовой науки.

2. История возникновения и развития криминологии как науки.

3. Предмет и методы криминологической науки.

4. Задачи и система курса криминологии.

5. Место криминологии в системе наук.

6. Функции криминологии.

Литература: [1,5,9,19, 20, 21, 23].

 

Методические указания

Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с другими науками. Знакомство с этой темой подготовит слушателей к изучению последующих тем курса, облегчит их усвоение.

Чтобы составить правильное представление о криминологической науке, следует исходить из существования двух основных направлений борьбы с преступностью: уголовно-правового и собственно криминологического (профилактического). Содержание последнего направления, его отличия от уголовно-правового определяет суть и содержание криминологии как научной основы предупреждения преступности. Определяя понятие криминологии, нельзя ограничиваться описанием изучаемого ею предмета, а следует выделить те закономерности, раскрытие которых составляет главное содержание криминологии как науки.

Так же необходимо рассмотреть вопросы возникновения криминологии как науки, биологическое и социологическое направления в познании природы преступности, антропологическую школу в криминологии (Ч. Ломброзо, Р. Гарофало, Э. Ферри), социологическую школу в криминологии (Э. Дюркгейм, А. Кетле, Ш. Лакассань, Г. Тард), становление и развитие криминологии в России, прогрессивные идеи русских мыслителей (А.Н. Радищев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.А. Герцензон, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский, С.С. Остроумов, А.Б. Сахаров, и др.).

Говоря о предмете криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины преступности, лица, совершившие преступления, предупреждение преступлений) следует иметь в виду и иные вопросы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, составляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических исследований, прогнозирование преступности и др.). Поэтому особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминологии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений – пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов и т.п.

Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее причин, лиц, совершивших преступления, и методов предупреждения преступлений.

Чтобы составить себе правильное и полное представление об изучаемом предмете, надо сопоставить ее с другими областями знаний, определить ее место в общей системе научных познаний. В этой связи важны, прежде всего, характер криминологии как науки, связанной с социологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, в особенности с уголовным правом, иными общественными и естественными науками. Рассматривая эти связи, следует учитывать, что в криминологии применяются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики.

Тема 2. Преступность и ее основные характеристики

Самостоятельная подготовка по изучению вопросов

1. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений. Основные показатели преступности: состояние, структура, уровень, динамика; коэффициенты преступной активности различных социальных групп; региональные различия преступности.

2. Современные подходы к определению понятия «преступность».

3. Латентная преступность и методы ее оценки.

4. Социальные последствия преступности.

5. Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ.

Литература: [5, 12, 19, 20, 21, 23].

 

Методические указания

Для понимания преступности необходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступности и преступлений. Проявляясь эмпирически в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводится к этой совокупности, а обладает самостоятельным содержанием как особая форма социального поведения людей, проявление социальной патологии, отличающееся от того, что свойственно отдельным преступлениям и их совокупности. Анализируя социолого-правовой характер преступности, важно определить, как проявляется каждое из ее свойств в ее содержании и происхождении.

Рассматривая основные показатели преступности, надо иметь в виду их относительность, неполноту и условность деления на количественные и качественные, поскольку каждый из этих показателей характеризует лишь ту или иную сторону преступности. Определение показателей преступности следует наполнить конкретным содержанием, использовав данные, содержащиеся в последних публикациях.

Применительно к вопросу о латентной преступности важно усвоить: что входит в это понятие; каково социологическое и криминологическое значение данного явления; соотношение и связь между показателями латентности и раскрываемости преступлений; виды латентности и ее причины; примерный уровень латентности различных преступлений; методы выявления и измерения латентности.

Обращаясь к социальным последствиям преступности, необходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблеме, структуру социальных последствий преступности и содержание каждой из ее составных частей, пути установления «цены преступности».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.