|
Тема 2. Преступность и ее основные характеристики
КРИМИНОЛОГИЯ
Методические материалы
для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации
Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность
Специализация – административная деятельность органов внутренних дел
Узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции
Барнаул 2012
ББК 67.51 р30
К 823
Криминология: методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации. Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2012. – 40 с.
Методические материалы подготовлены преподавателем кафедры уголовного права и криминологии И.Н. Заварыкиным.
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры уголовного права и криминологии БЮИ МВД России. Протокол № 22 от 25 июня 2012 г.
Рекомендовано к использованию в учебном процессе решением Методического совета БЮИ МВД России от «___»___________ 2012 г. Протокол № __.
© Барнаульский юридический институт МВД России, 2012
ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
по курсу «Криминология» для слушателей ФЗО и ПК, специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции, квалификация выпускника – специалист, срок обучения 6 лет на базе среднего (полного) общего образования,
набор 2011 г.
ЧАСТЬ ОБЩАЯ
№ темы
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов по
видам занятий
| Наименование дисциплин и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы
| Примечание
| лекций
| семинарских занятий
| практических занятий
| самост. работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции
|
|
| | |
| философия,
уг. право
| уст.
|
| Преступность и ее основные характеристики
|
|
| | |
| философия,
уг. право
| уст.
|
| Детерминанты преступности
|
|
| | |
| криминал-ка
| уст.
|
| Личность преступника
|
|
| | |
| психология
|
|
| Механизм индивидуального преступного поведения
|
|
| | |
|
|
|
| Виктимология
|
|
| | |
|
|
|
| Предупреждение преступлений
|
|
| | |
| адм. право
|
|
| Организация и проведение криминологического исследования
|
|
| | |
|
|
|
| Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности
|
|
| | |
|
|
|
| Итого за семестр по Общей части
|
|
| | |
|
|
|
ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ
| Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи
|
| | | |
|
|
|
| Криминология рецидивной и профессиональной преступности
|
| | | |
|
| дел. игра
|
| Криминология насильственной преступности
|
| | | |
|
|
|
| Криминология организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности
|
| | | |
|
|
|
| Криминология экономической преступности
|
| | | |
|
|
|
| Криминология преступности в мегаполисах.
|
| | | |
|
|
|
| Криминология преступности, связанной с незаконной миграцией
|
| | | |
|
|
|
| Криминология неосторожной преступности
|
| | | |
|
|
|
| Негативные социальные явления, связанные с преступностью
|
| | | |
|
|
|
| Международное сотрудничество в предупреждении преступности
|
| | | |
|
|
|
| Криминологическое обеспечение национальной безопасности России
|
| | | |
|
|
|
| Экзамен
| | | | | |
|
|
| Итого за семестр по Особенной части
|
| | | |
|
|
|
| Всего по курсу
|
|
| | |
|
|
|
ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
по курсу «Криминология» для слушателей ФЗО и ПК, специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции, квалификация выпускника – специалист, срок обучения 6 лет на базе среднего (полного) общего образования,
набор 2012 г.
ЧАСТЬ ОБЩАЯ
№ темы
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов по
видам занятий
| Наименование дисциплин и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы
| Примечание
| лекций
| семинарских занятий
| практических занятий
| самост. работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции
|
|
| | |
| философия,
уг. право
| уст.
|
| Преступность и ее основные характеристики
|
|
| | |
| философия,
уг. право
| уст.
|
| Детерминанты преступности
|
|
| | |
| криминал-ка
|
|
| Личность преступника
|
|
| | |
| психология
|
|
| Механизм индивидуального преступного поведения
|
| | | |
|
|
|
| Виктимология
|
| | | |
|
|
|
| Предупреждение преступлений
|
|
| | |
| адм. право
|
|
| Организация и проведение криминологического исследования
|
| | | |
|
|
|
| Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности
|
| | | |
|
|
|
| Итого за семестр по Общей части
|
|
| | |
|
|
|
ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ
| Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи
|
| |
| |
|
|
|
| Криминология рецидивной и профессиональной преступности
|
| | |
|
|
| дел. игра
|
| Криминология насильственной преступности
|
| | | |
|
|
|
| Криминология организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности
|
| | | |
|
|
|
| Криминология экономической преступности
|
| | | |
|
|
|
| Криминология преступности в мегаполисах.
|
| | | |
|
|
|
| Криминология преступности, связанной с незаконной миграцией
|
| | | |
|
|
|
| Криминология неосторожной преступности
|
| | | |
|
|
|
| Негативные социальные явления, связанные с преступностью
|
| | | |
|
|
|
| Международное сотрудничество в предупреждении преступности
|
| | | |
|
|
|
| Криминологическое обеспечение национальной безопасности России
|
| | | |
|
|
|
| Экзамен
| | | | | |
|
|
| Итого за семестр по Особенной части
|
| |
|
|
|
|
|
| Всего по курсу
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие положения
Овладение криминологическими знаниями, как и любой другой изучаемой дисциплиной, требует систематической целенаправленной работы, по организации и содержанию которой можно высказать следующие методические рекомендации.
1. Для полного и всестороннего овладения криминологическими знаниями необходимо конспектирование лекций. Чтобы данный процесс был осмысленным и более продуктивным, полезно перед каждой лекцией ознакомиться с содержанием соответствующей темы по учебнику. В конспекте надо фиксировать существенные положения и выводы, особо отмечая указания лектора на спорные положения. Активная работа слушателей на лекции – внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование – значительно облегчает усвоение учебного материала, сокращает усилия и экономит время при самостоятельной подготовке и подготовке к экзамену. Вести конспект целесообразно в общей тетради, оставляя достаточно широкие поля для внесения необходимых уточнений и дополнений, которые возникнут при последующей работе над конспектом и с учебником, при ознакомлении с дополнительной литературой, а также в результате рассмотрения данной темы. Материал пропущенных лекций необходимо восстановить в конспекте с помощью учебника и иной учебной литературы. Все возникшие вопросы и непонятные положения следует, не накапливая, разрешать на консультациях у преподавателя.
2. При самостоятельной подготовке следует руководствоваться приведенными в пособии методическими рекомендациями по каждой теме. Основным источником необходимой для подготовки информации являются учебники и конспект лекций, а по вопросам, которые вызывают повышенный интерес, в том числе избраны в качестве темы реферата, курсовой или научной работы, надо обратиться к дополнительной литературе.
3. Если при подготовке остались не ясными отдельные вопросы темы, целесообразно отметить это на полях конспекта и обязательно разрешить их на консультации у преподавателя. По неясным и спорным вопросам также полезен обмен мнениями с коллегами по учебе.
4. Для слушателей, пропустивших лекционные занятия по отдельным темам, обязательны их письменная отработка и собеседование с преподавателем по заданиям, дополнительно приведенным к каждой теме.
5. Список примерных вопросов к экзамену, примерной тематики рефератов, контрольных и выпускных квалификационных работ, а также основной и дополнительной литературы по всем темам приведен в конце методических материалов. Литература по темам обозначена непосредственно по тексту методических материалов цифровыми обозначениями, под которыми она проходит в общем списке.
Тема 1. Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции
Самостоятельная подготовка по изучению вопросов
1. Понятие криминологии как социально-правовой науки.
2. История возникновения и развития криминологии как науки.
3. Предмет и методы криминологической науки.
4. Задачи и система курса криминологии.
5. Место криминологии в системе наук.
6. Функции криминологии.
Литература: [1,5,9,19, 20, 21, 23].
Методические указания
Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с другими науками. Знакомство с этой темой подготовит слушателей к изучению последующих тем курса, облегчит их усвоение.
Чтобы составить правильное представление о криминологической науке, следует исходить из существования двух основных направлений борьбы с преступностью: уголовно-правового и собственно криминологического (профилактического). Содержание последнего направления, его отличия от уголовно-правового определяет суть и содержание криминологии как научной основы предупреждения преступности. Определяя понятие криминологии, нельзя ограничиваться описанием изучаемого ею предмета, а следует выделить те закономерности, раскрытие которых составляет главное содержание криминологии как науки.
Так же необходимо рассмотреть вопросы возникновения криминологии как науки, биологическое и социологическое направления в познании природы преступности, антропологическую школу в криминологии (Ч. Ломброзо, Р. Гарофало, Э. Ферри), социологическую школу в криминологии (Э. Дюркгейм, А. Кетле, Ш. Лакассань, Г. Тард), становление и развитие криминологии в России, прогрессивные идеи русских мыслителей (А.Н. Радищев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.А. Герцензон, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский, С.С. Остроумов, А.Б. Сахаров, и др.).
Говоря о предмете криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины преступности, лица, совершившие преступления, предупреждение преступлений) следует иметь в виду и иные вопросы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, составляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических исследований, прогнозирование преступности и др.). Поэтому особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминологии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений – пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов и т.п.
Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее причин, лиц, совершивших преступления, и методов предупреждения преступлений.
Чтобы составить себе правильное и полное представление об изучаемом предмете, надо сопоставить ее с другими областями знаний, определить ее место в общей системе научных познаний. В этой связи важны, прежде всего, характер криминологии как науки, связанной с социологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, в особенности с уголовным правом, иными общественными и естественными науками. Рассматривая эти связи, следует учитывать, что в криминологии применяются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики.
Тема 2. Преступность и ее основные характеристики
Самостоятельная подготовка по изучению вопросов
1. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений. Основные показатели преступности: состояние, структура, уровень, динамика; коэффициенты преступной активности различных социальных групп; региональные различия преступности.
2. Современные подходы к определению понятия «преступность».
3. Латентная преступность и методы ее оценки.
4. Социальные последствия преступности.
5. Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ.
Литература: [5, 12, 19, 20, 21, 23].
Методические указания
Для понимания преступности необходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступности и преступлений. Проявляясь эмпирически в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводится к этой совокупности, а обладает самостоятельным содержанием как особая форма социального поведения людей, проявление социальной патологии, отличающееся от того, что свойственно отдельным преступлениям и их совокупности. Анализируя социолого-правовой характер преступности, важно определить, как проявляется каждое из ее свойств в ее содержании и происхождении.
Рассматривая основные показатели преступности, надо иметь в виду их относительность, неполноту и условность деления на количественные и качественные, поскольку каждый из этих показателей характеризует лишь ту или иную сторону преступности. Определение показателей преступности следует наполнить конкретным содержанием, использовав данные, содержащиеся в последних публикациях.
Применительно к вопросу о латентной преступности важно усвоить: что входит в это понятие; каково социологическое и криминологическое значение данного явления; соотношение и связь между показателями латентности и раскрываемости преступлений; виды латентности и ее причины; примерный уровень латентности различных преступлений; методы выявления и измерения латентности.
Обращаясь к социальным последствиям преступности, необходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблеме, структуру социальных последствий преступности и содержание каждой из ее составных частей, пути установления «цены преступности».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|