Сделай Сам Свою Работу на 5

Правоохранительных органов.

Понятие личности. Структура личности: социальный статус, социальные функции, нравственно-психологические установки.

Понятие и структура личности преступника. Отличие личности преступника от законопослушного человека. Общественная опасность личности преступника. Характеристика социально-демографических, нравственно-психологических и уголовно-правовых признаков личности преступника.

Характеристика социально-психологической направленности, ценностных ориентаций и мотивационной сферы личности преступника.

Соотношение понятия личность преступника со смежными понятиями: субъект преступления, подсудимый, осужденный.

Уровни криминологического изучения личности преступника – общий, групповой, индивидуальный.

Соотношение социального и биологического в личности преступника.

Механизм формирования личности преступника. Особенности генезиса личности преступника. Стадии формирования личности преступника. Особенности генезиса личности преступников, имеющих психические аномалии.

Основные классификации личности преступника: по социально-демографическим, психологическим, нравственным признакам, по содержанию мотивации преступного поведения, по глубине и стойкости антиобщественной направленности.

Практическое значение классификации преступников.

Криминологическое значение изучения личности преступника.

Практическое значение изучения личности преступника.

План изучения темы:лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, практическое занятие – 4 часа (для курсантов, обучающихся по гражданско-правовой специализации с профилем подготовки сотрудники юридической службы ОВД – 2 часа), самостоятельная работа – 8 часов.

Цели занятия – закрепление теоретических положений и выработка практических навыков относительно материала полученного на лекции, а именно: сформировать систему знаний о понятии и криминологической характеристики личности преступника, особенностях генезиса (развития) личности преступника, классификации лиц, совершивших преступления, криминологическом значении изучения личности преступника;сформировать комплекс умений и навыков по характеристике личности преступника, этапов становления личности преступника, классификации личности преступника, по использованию теоретических знаний о личности преступника в практической деятельности органов внутренних дел в процессе выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, в процессе предупреждения преступлений.



В результате изучения темы курсанты должны знать: понятие и криминологическую характеристику личности преступника, особенности генезиса (развития) личности преступника, основные классификации личности преступника, криминологическое значение личности преступника.

Должны уметь: анализировать лиц, совершивших преступления по признакам, входящим в структуру личности преступника: социально-демографические, нравственно-психологические, уголовно-правовые.

Владеть навыками: по использованию теоретических знаний о личности преступника в практической деятельности органов внутренних дел в процессе выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, в процессе предупреждения преступлений.

 

Вопросы, выносимые на семинарское занятие:

1.Понятие и криминологическая характеристика личности преступника.

2. Особенности генезиса (развития) личности преступника.

3. Классификация личности преступника.

4. Криминологическое значение изучения личности преступника.

 

Темы докладов:

1.Антропологическая теория Ч. Ломброзо.

2.Современные антропологические теории причин преступности.

3.Смешанные зарубежные теорий причин преступности.

4.Соотношение социального и биологического в личности преступника.

5.Особенности генезиса (развития) личности преступника.

6.Особенности генезиса (развития) личности преступников, имеющих психические аномалии.

7.Практическое значение изучения личности преступника.

8.Механизм формирования личности преступника.

9.Влияние психических отклонений и аномалий, существующих у человека на совершение преступлений.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Каково соотношение понятий: человек, индивид, личность?

2. Личность человека и личность преступника: сходные и отличительные
моменты?

3. Каково основное отличие личности человека от личности преступника?

4. На каких уровнях происходит изучение личности преступника в криминологии?

5. Какова роль антропологических (биологических) факторов в структуре личности преступника?

6. Роль биологического и социального в формировании личности пре­ступника?

7. Из каких элементов состоит структура личности преступника?

8. В чем состоит криминологическое значение изучения личности
преступника?

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающихся средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:

1. Мультимедийная лекция по теме «Личность преступника. Изучение личности преступника в процессе профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов».

2. Учебный фильм «Личность квартирного вора».

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Антонян Ю.М. Криминология: Учебник. – М.: Изд. Юрайт, 2012.

2. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

3. Калашников О.Д., Меркулов М.А. Криминология в схемах и определениях. Учебно-наглядное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

4. Криминология: Учебник. / Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

5. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

6. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Дополнительная:

1. Авласенко В.А. Личность преступника – члена религиозных сект: криминологический и психологический анализ // Юридическая психология. –2011. – № 4.

2. Алексеева А.П. Изучение особенностей личности преступника – профессионального спортсмена // Российский юридический журнал. – 2010. –№ 3.

3. Акопджанова М.О. Способы совершения налоговых преступлений и личность налогового преступника // Налоги. – 2011. – № 2.

4. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. — М., 1982.

5. Бакин А.А. К вопросу становления учений о личности насильственного преступника // История государства и права. – 2008. – № 23.

6. Благов О.Г. Характеристика лиц, совершающих преступления в нефтегазовом комплексе // Адвокат. – 2008. – № 7.

7. Гончарова М.В. Предупреждение краж, совершаемых лицами с патопсихологическими особенностями. – М., 2003.

8. Красильников А. Личность террориста: криминологический аспект // Законность. – 2008. – № 5.

9. Кургузкина Е.Б. Личность преступника: вопросы формирования // Российский следователь. – 2008. – № 24.

10. Михайлова А.В. Общественно опасное поведение невменяемых: актуальные криминологические проблемы // Российский следователь. – 2009. – № 2.

11. Муртузалиева М.А. Криминологическая характеристика лица, совершившего умышленное уничтожение или повреждение имущества // Черные дыры. – 2007. – № 1.

12. Салпагарова С.Р. Зарубежный опыт выявления педофилов правоохранительными органами (психологические аспекты) // Вопросы ювенальной юстиции. – 2008. – № 6.

13. Суханов С.В. Некоторые особенности криминологической характеристики лиц, совершающих преступления, предусмотренные ст. 171 УК РФ // Российский следователь. – 2010. – № 13.

14. Червонных Е.В. Криминологическая характеристика личности преступника – медицинского работника // Общество и право. – 2008. – № 3.

 

Практическое занятие 1:

Задание 1.

Прочтите описание преступного поведения.

Проанализируйте личность Ивановой. Назовите социально-демографические, нравственно-психологические и уголовно-правовые признаки, характерные для личности преступника.

Какие криминогенные качества лежали в основе совершенного ей

преступления?

Оцените роль жертвы в механизме совершенного преступления.

Какие меры предупреждения подобных преступлений необходимо использовать на практике?

Заполнить статистическую карточку на лицо, совершившее преступление (Форма 2).

Иванова Ирина Николаевна, 17.02.1973 года рождения, образование среднее, замужем, место работы: ОАО «Велозавод», кладовщик, ранее судима по ст. 158 ч. 2 п. «в», «г» УК РФ, состоит на учете в наркологическом кабинете городской наркологической больницы с диагнозом: синдром алкогольной зависимости средней стадии, по месту жительства характеризуется отрицательно; по месту работы – положительно, по месту прежнего отбывания наказания - отрицательно.

Иванова И.Н., действуя из корыстных побуждений, с целью хищения чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, похитила чужое имущество при следующих обстоятельствах:

В августе 2011 г. Федоров И.В. обратился к ранее знакомой Ивановой И.Н. с просьбой помочь в получении водительского удостоверения без сдачи экзамена, т.к. в 2009 г. Федоров И.В. пройдя курсы обучения в автошколе «Экспресс-Авто», расположенной по адресу: г. Н.Новгород, ул. Архитектурная, д.8 «В» не сдал экзамены, т.к. был осужден Автозаводским районным судом г.Н.Новгорода к отбытию наказания. Иванова И.Н. в то время работала в должности секретаря вышеуказанной автошколы.

Однако, Иванова И.Н. нигде не работающая, действуя из корыстных побуждений и имея умысел на за владение денежными средствами Федорова И.В., действуя путем обмана и злоупотребляя доверием, ввела Федорова И.В. в заблуждение относительно наличия у нее реальной возможности в получении для Федорова И.В. водительского удостоверения и потребовала от него за данную услугу 8500 рублей.

В августе 2011 г. Федоров И.В., находясь под воздействием обмана со стороны Ивановой И.Н., доверяя ей, пришел в квартиру, расположенную по адресу: г.Н.Новгород, Автозаводский район, ул. Веденяпина, д.23, кв.24, где проживала Иванова И.Н. и передал ей денежные средства в сумме 8500 рублей.

Таким образом, своими действиями Иванова И.Н. причинила Федорову И.В. значительный ущерб на вышеуказанную сумму.

Так как Иванова в установленный срок водительское удостоверение не сделала, Федоров неоднократно обращался к ней с просьбой вернуть деньги. Однако Иванова постоянно отвечала, что денег у нее нет, и в ближайшее время не будет, так как она нигде не работает.

В связи с этим, Федоров принял решение о том, чтобы обратиться с заявлением в милицию.

 

Задание 2.

Прочтите описание преступного поведения.

Проанализируйте личность Мокиной. Назовите социально-демографические, нравственно-психологические и уголовно-правовые признаки, характерные для личности преступника.

Какие криминогенные качества лежали в основе совершенного ей преступления.

Оцените роль жертвы в механизме совершенного преступления.

Какие меры предупреждения подобных преступлений необходимо использовать на практике?

Заполнить статистическую карточку на лицо, совершившее преступление (Форма 2).

 

Мокина Светлана Петровна, 5 сентября 1970 года рождения, образование среднее-специальное, разведена; место работы – Вачская ЦРБ, Болотниковский медпункт, санитарка, ранее судима по ст. 162 ч. 2 п. «а», по месту работы характеризуется положительно, по месту жительства – удовлетворительно, по месту прежнего отбывания наказания – положительно; состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом: синдром алкогольной зависимости средней стадии.

Мокина С.П. 2 сентября 2011 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, около 22 часов пришла к своему соседу Серову Г.А., проживающему в доме № 114 д. Болотниково Вачского района Нижегородской области, с целью попросить у него выпить. Серов дал ей выпить и закусить, а сам сел на диване у входной двери. После чего Серов проводил ее до двери, заперся и вернулся в дом. На подушке он обнаружил 4 купюры по 500 рублей. Серов решил проверить накопления, которые он откладывал на случай смерти, хранящиеся в кармане пиджака. Пиджак постоянно висел на стене у входной двери. Денег в кармане пиджака не оказалось. На 02.09.2011 г. у него было накоплено 24500 рублей.

Похищенные денежные средства Мокина потратила на продукты питания и спиртные напитки.

 

Задание 3.

Прочтите описание преступного поведения.

Проанализируйте личность Щербакова, Пестрякова, Рожкова. Назовите социально-демографические, нравственно-психологические и уголовно-правовые признаки, характерные для личности преступников.

Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных ими преступлений.

Какие меры предупреждения подобных преступлений необходимо использовать на практике?

Заполнить статистическую карточку на лицо, совершившее преступление (Форма 2).

 

Щербаков Роман Владимирович, 11.03.1993 года рождения, образование среднетехническое, холост, не работает, ранее судим по ст. 148 ч. 3 УК РФ, ст. 158 ч. 2 п. «а, б, в, г».; по месту жительства характеризуется удовлетворительно, по месту прежнего отбывания наказания – отрицательно; состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом: синдром алкогольной зависимости средней стадии.

Пестряков Андрей Николаевич, 22 сентября 1990 года рождения, образование 9 классов, холост, не работает, не судим; по месту жительства характеризуется удовлетворительно, состоит на учете у врача-психиатра. Согласно заключения судебно-психиатрической экспертизы обнаруживает признаки психического расстройства в форме умственной отсталости легкой с психопатизацией личности, что не лишает его возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Рожков Владимир Викторович, 28 марта 1990 года рождения, образование среднее, холост, место работы – ЗАО «Арефино», плотник, не судим; ранее привлекался к административной ответственности; по месту жительства характеризуется отрицательнр, по месту работы - отрицательно.

26 ноября 2011 года около 21 часа в с. Арефино Вачского района Нижегородской области, Щербаков Р.В., по предварительному сговору с Пестряковым А.Н. и Рожковым В.В. с целью кражи, воспользовавшись отсутствием охраны и освещения, незаконно проникли на охраняемую территорию ЗАО «Арефино», откуда тайно похитили каретку в сборе от трактора ДТ-75, причинив ЗАО «Арефино» материальный ущерб на сумму 2757 рублей.

26 ноября 2011 года, они же, около 23 ч 40 мин., с целью кражи, воспользовавшись отсутствием охраны и освещения, незаконно проникли на склад ЗАО «Арефино», откуда тайно похитили тягу нижнюю левую, стоимостью 3800 рублей к трактору Т-150, тягу нижнюю правую к трактору Т-150, стоимостью 3800 рублей, скобу прицепную к трактору Т-150 в количестве 2 штук, стоимостью 2605 рублей каждая, гидрофицированный тяговый крюк к трактору Т-150 стоимостью 6400 рублей, причинив ЗАО «Арефино» материальный ущерб на общую сумму 19210 рублей.

Задание 4.

Дайте характеристику криминологического портрета лиц, совершивших противоправные поступки; попытайтесь выявить социальные условия формирования таких лиц.

1. К. работал смотрителем в РЭУ. Характеристика с места работы положительная. Однако в подъезде, где живет, неоднократно устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии. Дважды привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство. Привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью.

Преступление совершил при следующих обстоятельствах. Поздно вечером в состоянии легкого алкогольного опьянения возвращался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто-то выбросил зажженную сигарету, которая попала ему за воротник. Установив по открытому окну местонахождение квартиры, он подошел к двери и постучал, предварительно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Е. часто скандалил. Дважды ударив ее по лицу ботинком, Е. молча обулся и ушел к себе домой.

2. М., 33 лет, женат второй раз, проживает в квартире жены. От первого брака имеет 8-летнего сына. Образование 5 классов, по специальности слесарь. Воспитывался без родителей. Дважды отбывал наказание в местах лишения свободы за хулиганство. Состоит на учете в психоневрологическом диспансере как хронический алкоголик. Последнее преступление – убийство – совершил при следующих обстоятельствах.

В день зарплаты М. пришел домой с друзьями и устроил пьянку. После ухода друзей допил остатки спиртного и лег спать. Оставшиеся от зарплаты деньги жена спрятала. Проснувшись утром и не обнаружив их на месте, стал требовать у нее деньги на выпивку. Получив категорический отказ, пришел в ярость, схватил попавшийся под руку утюг и бросил его в жену, сидевшую на диване. Острым углом утюг попал в висок потерпевшей, отчего она скончалась. После происшедшего М. оделся, собрал винную посуду, сдал ее и приобрел бутылку водки. По возвращении домой в состоянии сильного опьянения расчленил труп жены, сложил в чемодан и вышел из дома, но на улице был задержан полицией.

3. И., 30 лет, работая на заводе, был задержан на проходной с набором гаечных ключей. Материалы по факту мелкого хищения были направлены по месту его работы. В течение года И. дважды доставлялся в медицинский вытрезвитель, других нарушений не было. К выполняемой работе относился добросовестно, товарищей среди работников цеха не имел. Увидев однажды на территории завода спрятанный кем-то в траве электромотор, который он давно хотел приобрести для своего садового участка, И. решил его похитить. Пытаясь вынести похищенный электромотор, он был задержан работниками охраны и впоследствии привлечен к уголовной ответственности.

 

Практическое занятие 2:

Задание 1.

Составьте криминологическую характеристику (портрет) личности преступника:

а) профессионального;

б) рецидивного;

в) организованного;

г) насильственного;

д) корыстного;

е) неосторожного.

с учетом социально-демографических, нравственно-психологических, уголовно-правовых признаков структуры личности преступника.

Задание 2.

Заполнить статистическую карточку на лицо, совершившее преступление (Форма 2)по фабуле, подготовленной преподавателем.

 

Задание 3.

Просмотр и обсуждение учебного фильма «Личность квартирного вора». Установление криминологического типа личности преступника, причин и условий, которые способствовали формированию преступного поведения.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.