Тема 2. Преступность, ее основные характеристики
Организационно-методический раздел (пояснительная записка)
Планы семинарских и практических занятий подготовлены для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 «Юриспруденция», специализация – уголовно-правовая, с профилем подготовки – предварительное следствие в ОВД.
Криминологияпредставляет собой самостоятельную общественно-правовую, теоретико-прикладную, междисциплинарную науку, изучающую преступность, личность преступника, причины преступности, а также меры по предупреждению преступности.
Главной целью изучения дисциплины «Криминология» является овладение курсантами комплексом теоретических знаний и практических умений и навыков, позволяющим эффективно анализировать и прогнозировать преступность, анализировать детерминанты преступности, личность преступника и жертвы, механизм преступного поведения, осуществлять предупреждение отдельных видов преступлений, в том числе в деятельности следственных подразделений ОВД.
Из этого следует и характер задач обучения, направленных на формирование умений и навыков: а) по изучению преступности, состояния, форм ее проявления; б) по изучению территориальной распространенности преступности, ее отдельных видов в России и за рубежом; в) по расчету количественных показателей преступности; г) по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений; д) по изучению особенностей личности преступников и их жертв; е) по изучению механизма преступного поведения; ж) по изучению криминологической характеристике отдельных видов и групп преступлений; з) по предупреждению отдельных видов и групп преступлений, в том числе в деятельности следственных подразделений ОВД.
Содержание обучения по дисциплине носит теоретико-прикладную направленность, что достигается в процессе чтения лекций, проведении семинарских и практических занятий, подготовке рефератов и научных работ курсантами.
Основное назначение семинарских и практических занятий по криминологии заключается в более углубленном изучении проблемных вопросов, которые излагаются в лекциях. Кроме того, необходимо формировать умения курсантов применять эти знания в практической деятельности по изучению преступности, ее причин и условий, личности преступника, по предупреждению отдельных видов и групп преступлений, в том числе в деятельности следственных подразделений ОВД.
При подготовке и работе над очередной темой семинарских и практических занятий курсанту рекомендуется ориентироваться на их прикладной аспект: для чего именно и как он может применить настоящие знания в жизни, в том числе своей профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
В планах семинарских и практических занятий приведен перечень рекомендуемой литературы. Из этого перечня курсант вправе выбрать любые издания, находящиеся на момент обращения в библиотеке.
При подготовке к семинарским и практическим занятиям рекомендуется использовать ряд основополагающих учебно-методических материалов, учебных пособий, монографий и учебников по курсу криминологии.
Для того чтобы успешно освоить все темы курса криминологии, обучаемым, необходимо:
1. Внимательно прослушивать и конспектировать лекции по дисциплине.
2. Добросовестно и полно готовиться к каждому семинарскому и практическому занятию. В этой связи внимательно прочитывать конспекты лекций, соответствующую учебную, научную, справочную литературу. При необходимости обращаться к публикациям периодических изданий, таких как, журналы: «Государство и право», «Законность», «Российская юстиция», «Уголовное право», «Черные дыры» и др.
3. Самостоятельно рассматривать все запланированные на практическое занятие задания, готовить письменные аргументированные ответы и решения.
4. Для более тщательной подготовки к занятиям возможно написание докладов и рефератов, темы которых согласовываются с преподавателем.
5. При возникновении затруднений при освоении курса курсантам надлежит обращаться за консультацией к преподавателю.
Кафедра рекомендует отражать содержание лекционных, семинарских и практических занятий в отдельных тетрадях.
Пропущенные занятия и неудовлетворительные оценки подлежат отработке.
При выполнении курсантами указанных рекомендаций освоение дисциплины пройдет успешно.
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
- понятие и предмет криминологии как социолого-прикладной науки;
- природу и причины преступности;
- закономерности, связи и отношения в криминальной среде;
- особенности личности преступников и жертв преступлений;
- причины и условия преступности в целом и индивидуального преступного поведения, а также механизм преступного поведения и мотивацию преступления;
- формы и методы предупреждения преступлений;
- понятие и методику криминологического исследования преступности;
- криминологическую характеристику отдельных видов и групп преступлений и особенности их предупреждения, в том числе в деятельности следственных подразделений ОВД.
Должны уметь:
- измерять преступность и устанавливать ее взаимосвязь с другими явлениями и процессами, приемами расчета необходимых количественных показателей;
- разрабатывать программы криминологических исследований и непосредственно осуществлять их реализацию, в том числе осуществлять поиск, обработку, анализ, интерпретацию соответствующей информации;
- осуществлять научное прогнозирование основных тенденций развития преступности и ее структурных составляющих, других криминологически значимых факторов;
- планировать и осуществлять правоохранительную деятельность, в том числе, по предупреждению отдельных видов и групп преступлений.
Владеть навыками:
- самостоятельного применения полученных знаний в своей профессиональной деятельности;
- по изучению преступности, отдельных видов и групп преступлений, расчету количественных показателей преступности;
- по выявлению статистических зависимостей, установлению причинно-следственных связей;
- по применению методов криминологического прогнозирования;
- по предупреждению отдельных видов преступлений применительно к конкретной территории, в том числе в деятельности следственных подразделений ОВД.
Важным элементом практического обучения является участие курсантов, под руководством преподавателей в разработке рекомендаций по предупреждению отдельных видов и групп преступлений.
На изучение дисциплины по специальности 030501.65 – Юриспруденция (специализация – уголовно-правовая) (профиль подготовки – предварительное следствие в ОВД) согласно рабочему учебному плану выделяется 160 часов, из них аудиторных занятий – 80 часов: лекционных занятий – 20 часов, семинарских занятий – 30 часов, практических занятий – 30 часов.
На изучение дисциплины по специальности 030501.65 – Юриспруденция (специализация – гражданско-правовая) (профиль подготовки – сотрудники юридической службы ОВД) согласно рабочему учебному плану выделяется 144 часа, из них аудиторных занятий – 72 часа: лекционных занятий – 24 часа, семинарских занятий – 24 часа, практических занятий – 24 часа.
После изучения 4,6 и 10 тем предусмотрен рубежный контроль в форме написания письменной контрольной работы.
Форма итогового контроля для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 – Юриспруденция (специализация – уголовно-правовая) – экзамен, для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 – Юриспруденция (специализация – гражданско-правовая) (профиль подготовки – сотрудники юридической службы ОВД) - зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Криминология» федерального компонента цикла ОПДФ.ГОС ВПО
для курсантов 4 курса, обучающихся на очной форме обучения по специальности 030501.65 Юриспруденция [специализация – уголовно-правовая; профиль подготовки – предварительное следствие в ОВД] на 7 семестр 2012/2013 учебного года
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Всего
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1.
| Понятие, предмет и место криминологии в системе наук и учебных дисциплин. История развития криминологии.
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Преступность и ее основные характеристики.
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Детерминанты преступности
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Теории причин преступности.
(Рубежный контроль).
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Личность преступника. Изучение личности преступника в процессе профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Механизм индивидуального преступного поведения (Причины конкретного преступления)
Рубежный контроль.
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Система предупреждения преступлений
|
|
|
|
| -
|
| 8.
| Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности.
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Криминологическая характеристика и предупреждение профессиональной преступности.
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних (Рубежный контроль).
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Криминология» федерального компонента цикла ОПДФ.ГОС ВПО
для курсантов 4 курса, обучающихся на очной форме обучения по специальности 030501.65 Юриспруденция [специализация – гражданско-правовая; профиль подготовки – сотрудники юридической службы ОВД] на 7 семестр 2012/2013
учебного года
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Всего
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1.
| Понятие, предмет и место криминологии в системе наук и учебных дисциплин. История развития криминологии.
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Преступность и ее основные характеристики.
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Детерминанты преступности
|
|
|
|
| -
|
| 4.
| Теории причин преступности.
(Рубежный контроль).
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Личность преступника. Изучение личности преступника в процессе профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Механизм индивидуального преступного поведения (Причины конкретного преступления)
Рубежный контроль.
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Система предупреждения преступлений
|
|
|
|
| -
|
| 8.
| Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности.
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Криминологическая характеристика и предупреждение профессиональной преступности.
|
|
|
|
|
| -
| 10.
| Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних (Рубежный контроль).
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
Список рекомендуемой литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 35-ФЗ «О противодействии коррупции».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2007 года № 114-ФЗ «О Противодействии экстремистской деятельности».
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ.
6. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции».
7. Национальный план противодействия коррупции. Утвержден Президентом Российской Федерации от 31 июля 2008 года, пр. № 1568.
8. Приказ Министра внутренних дел РФ № 19 от 17.01.2006 г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
9. Приказ МВД РФ от 30.04.11 г. № 333 « О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД РФ»
10. Закон Нижегородской области «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области» № 23-З от 9 марта 2010 года.
1.2. Учебная и научная литература
1. Антонян Ю.М. Криминология: Учебник. – М.: Изд. Юрайт, 2012.
2. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.
3. Калашников О.Д., Меркулов М.А. Криминология в схемах и определениях. Учебно-наглядное пособие. – Нижний Новгород, 2010.
4. Криминология: Учебник. / Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.
5. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.
6. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
II. Содержание
Тема 1. Понятие, предмет и место криминологии в системе наук и учебных дисциплин. История развития криминологии.
Понятие криминологии. Криминология как теоретико-прикладная, социолого-правовая наука.
Предмет криминологии как науки. Характеристика элементов предмета криминологии: преступности, личности преступника, причин и условий преступности, предупреждения преступности.
Криминология – междисциплинарная отрасль знаний. Место криминологии в системе юридических наук. Связь и взаимодействие криминологии с юридическими и гуманитарными науками. Связь и взаимодействие криминологии с науками не уголовно-правового цикла: административным правом, гражданским правом, семейным и трудовым. Взаимосвязь криминологии с социологией, психологией, экономикой и другими общественными и естественными науками.
Система курса криминологии. Общая и особенная часть криминологии.
Цели криминологии. Задачи (функции) криминологии: описательная, объяснительная, прогностическая, практическая.
Методы науки криминологии: социологические, статистические, психологические. Методы криминологических исследований.
Возникновение и развитие криминологии как науки. История развития криминологии за рубежом и в России. Этапы развития криминологии: классический, позитивистский, современный. Причины существенного сокращения научных криминологических исследований в СССР в 30-50-е годы XX века. Криминологические научные учреждения и направления исследований в нашей стране в современный период.
План изучения темы:лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, практическое занятие – 2 часа, самостоятельная работа – 8 часов.
Цели и задачи занятия: – закрепление теоретических положений относительно материала полученного на лекции, а именно: сформировать систему знаний об истории развития отечественной и зарубежной криминологии, понятии, предмете криминологии, о связи и взаимодействии криминологии с другими науками; сформировать комплекс умений и навыков по характеристике этапов развития криминологической мысли, отдельных направлений и отраслей криминологии, сравнительного анализа криминологии с другими юридическими и гуманитарными науками.
В результате изучения темы курсанты должны знать: понятие и предмет криминологии, цели, задачи (функции) и систему криминологии, взаимосвязи криминологии с другими науками и учебными дисциплинами, систему криминологии, историю развития криминологии, как в России, так и за рубежом.
Должны уметь: анализировать этапы (периоды) развития криминологии, устанавливать связи криминологии с другими науками и учебными дисциплинами; осуществлять научное прогнозирование основных тенденций развития преступности и ее структурных составляющих;
Владеть навыками: самостоятельного применения полученных знаний об истории криминологии, ее предмете, методах в своей профессиональной деятельности; по использованию методов криминологических исследований.
Вопросы, выносимые на семинарское занятие:
1. История развития криминологии.
2. Понятие, предмет, цели, задачи (функции) и система криминологии.
3. Связь и взаимодействие криминологии с юридическими науками
4. Связь и взаимодействие криминологии с гуманитарными науками.
Темы докладов:
1. Понятие и предмет криминологии.
2. История отечественной криминологии.
3. История зарубежной криминологии.
4. Связь и взаимодействие криминологии с другими науками.
5. Взаимосвязь криминологии с социологией.
6. Взаимосвязь криминологии с психологией.
7. Взаимосвязь криминологии с экономикой.
8. Отрасли современной криминологии.
9. Общенаучные методы криминологии.
10. Частнонаучные методы криминологии.
11. Методы криминологических исследований.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Назовите понятие и предмет криминологии?
2. Охарактеризуйте позитивистский этап в развитии криминологии?
3. Какова связь и взаимодействие криминологии с юридическими науками?
4. Какова связь и взаимодействие криминологии с гуманитарными науками?
5. Назовите основные этапы развития криминологии?
6. Каковы основные направления развития криминологии?
7. Каковы перспективы современной криминологии?
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Антонян Ю.М. Криминология: Учебник. – М.: Изд. Юрайт, 2012.
2. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.
3. Калашников О.Д., Меркулов М.А. Криминология в схемах и определениях. Учебно-наглядное пособие. – Нижний Новгород, 2010.
4. Криминология: Учебник. / Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.
5. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.
6. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Дополнительная:
1. Абызов К.Р., Гриб В.Г., Ильин И.С. Криминология. Курс лекций. – М., 2008.
2. Аванесов Г.А., Лебедев Н.Д Криминология / Под ред. Г.А. Аванесова. – М., 2006.
3. Боков А.В. Криминология и проблемы управления / Под ред. Г.А. Аванесова. – М., 2005.
4. Богуш Г.И., Кузнецова Н.Ф. Криминология. – М., 2009.
5. Воронин Ю.А. Введение в криминологию. Курс лекций. – М., 2008.
6. Гаврилов Б.Я. Латентная преступность и обеспечение конституционного права гражданина на доступ к правосудию. – М., 2004.
7. Дерюга А.Н. О соотношении административной деликтологии и криминологии // Журнал российского права. – 2011. – № 2.
8. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. – М., 1997.
9. Кобзарь-Фролова М.Н. Налоговая деликтология как наука и ее соотношение с наукой уголовного права и криминологией // Налоги и налогообложение. – 2011. – № 1.
10. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здриковский В.А. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. – Омск, 2009.
11. Шнайдер Г.И. Криминология. – М., 1994.
Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающихся средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:
1. Мультимедийная лекция по теме «Понятие, предмет и место криминологии в системе наук и учебных дисциплин. История развития криминологии».
Практическое занятие:
Задание 1.
Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте
характеристику:
а) теологическим взглядамна преступность;
б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других представителей
просветительно-гуманистического направления;
в) криминологическим идеям русских ученых (А.И. Радищева, М.В. Духовского, И.Я. Фойницкого, Д.А. Дриля).
г) развитию криминологии в 70-90 г. XX века.
Задание 2.
Дайте характеристику биологического направления в криминологии. Расскажите о Ч. Ломброзо и его взглядах на преступность. Выскажите собственное отношение к антропологической теории Ч. Ломброзо. Что Вы знаете о современных биопсихологических теориях преступности?
Задание 3.
Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и
современные социологические теории преступности?
Задание 4.
Что вы знаете о профессоре В.С. Устинове? Какой вклад внес
В.С. Устинов в развитие криминологии? Назовите сферу его научных интересов и его основные труды?
Задание 5.
Расскажите о состоянии криминологической науки в Россиина современном этапе. Назовите ученых-криминологов, которые работают на современном этапе и их основные работы?
Задание 6.
Дайте развернутую характеристику отраслям криминологии:
· Семейной
· Пенитенциарной
· Экономической
· Политической
· Военной
· Виктимологии
Задание 7.
С какой юридической дисциплиной наиболее тесно взаимодействует криминология? Что общего и отличительного между ними?
С какой гуманитарной дисциплиной тесно связана криминология? Ответ обоснуйте.
Тема 2. Преступность, ее основные характеристики
Понятие преступности. Признаки преступности: биосоциальное, относительно массовое, исторически изменчивое, вечное или приходящее, уголовно-правовое явление, совокупность преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период времени.
Количественные характеристики преступности: состояние преступности, уровень (коэффициент), удельный вес преступлений, динамика преступности. Цепной и базисный способ расчета показателей, характеризующих динамику преступности.
Качественные характеристики преступности: структура преступности, территориальная изменчивость преступности, латентность преступности.
Социальные и правовые явления, влияющие на уровень, структуру и динамику преступности – исторические, политические, общественно-экономические условия жизни общества, изменения в уголовном законодательстве, состояние правоприменительной практики.
Преступность в зарубежных странах.
Понятие латентной преступности. Виды латентной преступности. Причины латентной преступности. Основные методы измерения латентной преступности.
Общественная опасность латентной преступности.
План изучения темы:лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, практическое занятие – 6 часов (для курсантов, обучающихся по гражданско-правовой специализации с профилем подготовки сотрудники юридической службы ОВД – 4 часа), самостоятельная работа – 8 часов.
Цели и задачи занятия: – закрепление теоретических положений относительно материала полученного на лекции, а именно: сформировать систему знаний о понятии и признаках преступности, о ее количественных и качественных показателях, понятии, причинах и методах измерения латентной преступности; сформировать комплекс умений и навыков по расчету количественных показателей преступности, построению диаграмм и графиков относительно динамики преступности.
В результате изучения темы курсанты должны знать: понятие и признаки преступности, количественные и качественные показатели преступности, понятие, виды, причины и методы измерения латентной преступности.
Должны уметь: анализировать состояние, уровень и динамику преступности применительно к конкретной территории за определенный период времени.
Владеть навыками: расчета количественных показателей преступности: уровня (коэффициентов), удельного веса преступлений, показателей, характеризующих динамику преступности: абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста базисным и цепным способом, построения диаграмм и графиков, характеризующих динамику преступности.
Вопросы, выносимые на семинарское занятие:
1. Понятие и признаки преступности.
2. Количественные показатели преступности.
3. Качественные показатели преступности.
4. Латентная преступность: понятие, причины, методы измерения.
Темы докладов:
1. Особенности состояния преступности в 80-е, 90-е годы XX века.
2. Состояние преступности в настоящее время.
3. Состояние преступности в Нижегородской области.
4. Состояние преступности в Приволжском Федеральном округе.
5. Состояние преступности в зарубежных странах.
6. Состояние преступности в США.
7. Особенности состояния преступности в Ватикане.
8. Особенности состояния преступности в Объединенных Арабских Эмиратах.
9. Сравнительный анализ состояния преступности в Сингапуре и ЮАР.
10. Особенности состояния преступности в Италии.
11. Особенности состояния преступности в Японии.
12. Латентная преступность: понятие, причины.
13. Методы измерения латентной преступности.
14. Структура преступности и методы ее анализа.
15. Динамика преступности и методы ее анализа.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Назовите основные признаки преступности?
2. Назовите дополнительные признаки преступности?
3. Назовите количественные и качественные показатели преступности?
4. По какой формуле рассчитываются коэффициенты преступности (интенсивности, активности, специальный). Что они показывают?
5. Как рассчитываются показатели, характеризующие динамику преступности: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста. В чем состоит отличие базисного (базового) от цепного способа расчета этих показателей?
6. Что понимается под латентной преступностью. Назовите ее виды?
7. Каковы основные характеристики и тенденции преступности в современной России?
Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающихся средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:
1. Мультимедийная лекция по теме «Преступность, ее основные характеристики».
2. Учебный фильм «Преступления без наказаний».
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Антонян Ю.М. Криминология: Учебник. – М.: Изд. Юрайт, 2012.
2. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.
3. Калашников О.Д., Меркулов М.А. Криминология в схемах и определениях. Учебно-наглядное пособие. – Нижний Новгород, 2010.
4. Криминология: Учебник. / Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.
5. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.
6. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Дополнительная:
1. Агапов П.В. Проблемы противодействия организованной преступной деятельности / Под ред. Н.А. Лопашенко. – М., 2009.
2. Акопджанова М.О. Криминологическая характеристика налоговой преступности // Налоги и налогообложение. – 2011. – № 10.
3. Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Сборник статей. – Ижевск, 2009.
4. Базаров М.Н. Некоторые особенности криминологической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожных вокзалах г. Москвы // Российский следователь. – 2009. – № 4.
5. Воронин Ю.А. Введение в криминологию. Курс лекций. – М., 2008.
6. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.
7. Глухова А.А. Криминологический словарь. – Нижний Новгород, 2010.
8. Дремлюга Р.И. Интернет как способ и средство совершения преступления // Информационное право. – 2008. – № 4.
9. Жаданов А.В. Экономическая ситуация на Южно-Уральской железной дороге как условие совершения преступлений экономической направленности // Транспортное право. – 2009. – № 1.
10. Идрисова С.Ф. Преступность и ее характеристики. – Ижевск, 2008.
11. Криминология: Учебник / М.П. Клейменов – М.: Норма, 2011.
12. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здриковский В.А. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. – Омск, 2009.
13. Оноколов Ю.П. К вопросу об определении понятия «латентные преступления» // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2010. – № 5.
14. Синенко С.А., Жерновой М.В. Тенденции развития преступности на территории Приморского края // Российский следователь. – 2009. – № 3.
15. Спирев М.В. Преступность в сфере спорта // Спорт: экономика, право, управление. – 2008. – № 4.
Практическое занятие 1:
Задание 1.Состояние преступности в регионе «А» с 2006 по 2010 г. характеризуется следующими данными:
2007 год
| 2008 год
| 2009 год
| 2010 год
| 2011 год
|
|
|
|
|
|
На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2007 году) и цепным способом:
- абсолютный прирост;
- темп роста;
- темп прироста.
При помощи графического способа составьте диаграмму, отражающую изменение состояния преступности в регионе «А» с 2006 по 2010 г.
Задание 2.
Определите коэффициенты интенсивности и активности преступности, если известно, что:
- в регионе «Б» в 2011году:
зарегистрировано 39610 преступлений;
проживает - 1 млн. 300 тыс. человек,
из них в возрасте 14 лет и старше 995 тыс. человек.
- в регионе «В» в 2011 году:
зарегистрировано 43700 преступлений;
проживает - 2 млн. 700 тыс. человек,
из них в возрасте 14 лет и старше - 1 млн. 900 тыс. человек.
Сравните уровень преступности в этих регионах. Где он выше?
Задание 3.
На основании отчетных данных за 2010 и 2011 гг. в регионе «Г» было зарегистрировано следующее количество преступлений:
| 2010 год
| 2011 год
| Всего
|
|
| из них:
|
|
| умышленных убийств
|
|
| изнасилований
|
|
| краж
|
|
| грабежей
|
|
| разбоев
|
|
| хулиганств
|
|
|
Рассчитайте для каждого года удельный вес указанных видов преступлений.
При помощи графического способа составьте диаграмму, отражающую изменение состояния преступности и ее отдельных видов в регионе «Г» с 2010 по 2011 г.
Задание 4.
Вычислите, сравните и охарактеризуйте «индексы зараженности» правонарушениями работников предприятий, если состояние преступности и других правонарушений в них за год характеризуется следующими данными:
- в строительной организации с численностью рабочих и служащих 500 чел. совершили преступления и были привлечены к уголовной ответственности 4 чел; к административной ответственности за совершение различных проступков – 20 чел, в том числе служащих – 3 чел;
- в другой строительной организации с численностью рабочих и служащих 600 чел. за аналогичный период было привлечено к различным видам ответственности, соответственно, 423 чел, в том числе служащих 5 чел;
- на механическом заводе с численностью рабочих и служащих 1000 чел. к уголовной ответственности привлечено 2 чел; к административной – 10 чел., в том числе служащих – 1 чел.
Задание 5.
Ознакомьтесь с аналитической справкой о состоянии оперативной обстановки в городе N, предложенной преподавателем.
На основе анализа аналитической справки, составьте перечень мероприятий, направленных на предупреждение преступлений и административных правонарушений на обслуживаемой территории.
Практическое занятие 2
Задание 1.
На основании приведенных данных о количестве проживающих жителей в районах г. Нижнего Новгорода, о количестве зарегистрированных преступлениях в 2011 году, рассчитайте уровень преступности в каждом районе города. Сравните уровень преступности в районах г. Нижнего Новгорода. Где он выше? Постройте диаграммы (графики), показывающие уровень преступности в районах г. Нижнего Новгорода
Район
| АВТ.
| КАН.
| ЛЕН.
| МОС
| НИЖ
| ПРИОК.
| СОВ.
| СОРМ.
| Население,
тыс. чел.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее кол-во
преступлений
|
|
|
|
|
|
|
|
| Район
| АВТ.
| КАН.
| ЛЕН.
| МОС
| НИЖ
| ПРИОК.
| СОВ.
| СОРМ.
| Кол-во общеугол. преступлений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.
Вычислить коэффициент преступности для каждого города в расчёте на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
В городе «А» в течение 2011 года зарегистрировано 1080 преступлений.
В городе проживает – 410 тыс. человек.
В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений.
Население составляет 395 тыс. человек.
Задание 3.
Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните почему:
дача взятки; получение взятки; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; незаконная порубка деревьев и кустарников; убийство; изнасилование; мошенничество; кража; грабеж; присвоение или растрата; влечение несовершеннолетнего в совершение преступления; вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; самовольное оставление части или места службы; похищение человека; подмена ребенка.
Задание 4.
Вычислите коэффициенты преступности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.
В области «А» зарегистрировано 3022 преступлений. Её население – 872 тыс. человек, из них 203 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста.
В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2544 преступлений. Население этой области составляет 767 тыс. человек, из них 86 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.
Задание 5.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|