Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Преступность, ее основные характеристики





Организационно-методический раздел (пояснительная записка)

Планы семинарских и практических занятий подготовлены для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 «Юриспруденция», специализация – уголовно-правовая, с профилем подготовки – предварительное следствие в ОВД.

Криминологияпредставляет собой самостоятельную общественно-правовую, теоретико-прикладную, междисциплинарную науку, изучающую преступность, личность преступника, причины преступности, а также меры по предупреждению преступности.

Главной целью изучения дисциплины «Криминология» является овладение курсантами комплексом теоретических знаний и практических умений и навыков, позволяющим эффективно анализировать и прогнозировать преступность, анализировать детерминанты преступности, личность преступника и жертвы, механизм преступного поведения, осуществлять предупреждение отдельных видов преступлений, в том числе в деятельности следственных подразделений ОВД.

Из этого следует и характер задач обучения, направленных на формирование умений и навыков: а) по изучению преступности, состояния, форм ее проявления; б) по изучению территориальной распространенности преступности, ее отдельных видов в России и за рубежом; в) по расчету количественных показателей преступности; г) по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений; д) по изучению особенностей личности преступников и их жертв; е) по изучению механизма преступного поведения; ж) по изучению криминологической характеристике отдельных видов и групп преступлений; з) по предупреждению отдельных видов и групп преступлений, в том числе в деятельности следственных подразделений ОВД.



Содержание обучения по дисциплине носит теоретико-прикладную направленность, что достигается в процессе чтения лекций, проведении семинарских и практических занятий, подготовке рефератов и научных работ курсантами.

Основное назначение семинарских и практических занятий по криминологии заключается в более углубленном изучении проблемных вопросов, которые излагаются в лекциях. Кроме того, необходимо формировать умения курсантов применять эти знания в практической деятельности по изучению преступности, ее причин и условий, личности преступника, по предупреждению отдельных видов и групп преступлений, в том числе в деятельности следственных подразделений ОВД.



При подготовке и работе над очередной темой семинарских и практических занятий курсанту рекомендуется ориентироваться на их прикладной аспект: для чего именно и как он может применить настоящие знания в жизни, в том числе своей профессиональной дея­тельности сотрудника органов внутренних дел.

В планах семинарских и практических занятий приведен перечень рекомендуемой литературы. Из этого перечня курсант вправе выбрать любые издания, находящиеся на момент обращения в библиотеке.

При подготовке к семинарским и практическим занятиям рекомендуется использовать ряд основополагающих учебно-методических материалов, учебных пособий, монографий и учебников по курсу криминологии.

Для того чтобы успешно освоить все темы курса криминологии, обучаемым, необходимо:

1. Внимательно прослушивать и конспектировать лекции по дисциплине.

2. Добросовестно и полно готовиться к каждому семинарскому и практическому занятию. В этой связи внимательно прочитывать конспекты лекций, соответствующую учебную, научную, справочную литературу. При необходимости обращаться к публикациям периодических изданий, таких как, журналы: «Государство и право», «Законность», «Российская юстиция», «Уголовное право», «Черные дыры» и др.

3. Самостоятельно рассматривать все запланированные на практическое занятие задания, готовить письменные аргументированные ответы и решения.



4. Для более тщательной подготовки к занятиям возможно написание докладов и рефератов, темы которых согласовываются с преподавателем.

5. При возникновении затруднений при освоении курса курсантам надлежит обращаться за консультацией к преподавателю.

Кафедра рекомендует отражать содержание лекционных, семинарских и практических занятий в отдельных тетрадях.

Пропущенные занятия и неудовлетворительные оценки подлежат отработке.

При выполнении курсантами указанных рекомендаций освоение дисциплины пройдет успешно.

В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:

- понятие и предмет криминологии как социолого-прикладной науки;

- природу и причины преступности;

- закономерности, связи и отношения в криминальной среде;

- особенности личности преступников и жертв преступлений;

- причины и условия преступности в целом и индивидуального преступного поведения, а также механизм преступного поведения и мотивацию преступления;

- формы и методы предупреждения преступлений;

- понятие и методику криминологического исследования преступности;

- криминологическую характеристику отдельных видов и групп преступлений и особенности их предупреждения, в том числе в деятельности следственных подразделений ОВД.

Должны уметь:

- измерять преступность и устанавливать ее взаимосвязь с другими явлениями и процессами, приемами расчета необходимых количественных показателей;

- разрабатывать программы криминологических исследований и непосредственно осуществлять их реализацию, в том числе осуществлять поиск, обработку, анализ, интерпретацию соответствующей информации;

- осуществлять научное прогнозирование основных тенденций развития преступности и ее структурных составляющих, других криминологически значимых факторов;

- планировать и осуществлять правоохранительную деятельность, в том числе, по предупреждению отдельных видов и групп преступлений.

Владеть навыками:

- самостоятельного применения полученных знаний в своей профессиональной деятельности;

- по изучению преступности, отдельных видов и групп преступлений, расчету количественных показателей преступности;

- по выявлению статистических зависимостей, установлению причинно-следственных связей;

- по применению методов криминологического прогнозирования;

- по предупреждению отдельных видов преступлений применительно к конкретной территории, в том числе в деятельности следственных подразделений ОВД.

Важным элементом практического обучения является участие курсантов, под руководством преподавателей в разработке рекомендаций по предупреждению отдельных видов и групп преступлений.

На изучение дисциплины по специальности 030501.65 – Юриспруденция (специализация – уголовно-правовая) (профиль подготовки – предварительное следствие в ОВД) согласно рабочему учебному плану выделяется 160 часов, из них аудиторных занятий – 80 часов: лекционных занятий – 20 часов, семинарских занятий – 30 часов, практических занятий – 30 часов.

На изучение дисциплины по специальности 030501.65 – Юриспруденция (специализация – гражданско-правовая) (профиль подготовки – сотрудники юридической службы ОВД) согласно рабочему учебному плану выделяется 144 часа, из них аудиторных занятий – 72 часа: лекционных занятий – 24 часа, семинарских занятий – 24 часа, практических занятий – 24 часа.

После изучения 4,6 и 10 тем предусмотрен рубежный контроль в форме написания письменной контрольной работы.

Форма итогового контроля для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 – Юриспруденция (специализация – уголовно-правовая) – экзамен, для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 – Юриспруденция (специализация – гражданско-правовая) (профиль подготовки – сотрудники юридической службы ОВД) - зачет.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Криминология» федерального компонента цикла ОПДФ.ГОС ВПО

для курсантов 4 курса, обучающихся на очной форме обучения по специальности 030501.65 Юриспруденция [специализация – уголовно-правовая; профиль подготовки – предварительное следствие в ОВД] на 7 семестр 2012/2013 учебного года

 

 

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Семинары Практические занятия
1. Понятие, предмет и место криминологии в системе наук и учебных дисциплин. История развития криминологии.  
2. Преступность и ее основные характеристики.
3. Детерминанты преступности  
4. Теории причин преступности. (Рубежный контроль).
5. Личность преступника. Изучение личности преступника в процессе профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
6. Механизм индивидуального преступного поведения (Причины конкретного преступления) Рубежный контроль.  
7. Система предупреждения преступлений -
8. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности.
9. Криминологическая характеристика и предупреждение профессиональной преступности.
10. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних (Рубежный контроль).  
  Итого:

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Криминология» федерального компонента цикла ОПДФ.ГОС ВПО

для курсантов 4 курса, обучающихся на очной форме обучения по специальности 030501.65 Юриспруденция [специализация – гражданско-правовая; профиль подготовки – сотрудники юридической службы ОВД] на 7 семестр 2012/2013

учебного года

 

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Семинары Практические занятия
1. Понятие, предмет и место криминологии в системе наук и учебных дисциплин. История развития криминологии.  
2. Преступность и ее основные характеристики.
3. Детерминанты преступности   -
4. Теории причин преступности. (Рубежный контроль).
5. Личность преступника. Изучение личности преступника в процессе профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
6. Механизм индивидуального преступного поведения (Причины конкретного преступления) Рубежный контроль.  
7. Система предупреждения преступлений -
8. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности.
9. Криминологическая характеристика и предупреждение профессиональной преступности. -
10. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних (Рубежный контроль).  
  Итого:

 

 

Список рекомендуемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 35-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2007 года № 114-ФЗ «О Противодействии экстремистской деятельности».

5. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ.

6. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции».

7. Национальный план противодействия коррупции. Утвержден Президентом Российской Федерации от 31 июля 2008 года, пр. № 1568.

8. Приказ Министра внутренних дел РФ № 19 от 17.01.2006 г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

9. Приказ МВД РФ от 30.04.11 г. № 333 « О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД РФ»

10. Закон Нижегородской области «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области» № 23-З от 9 марта 2010 года.

 

1.2. Учебная и научная литература

1. Антонян Ю.М. Криминология: Учебник. – М.: Изд. Юрайт, 2012.

2. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

3. Калашников О.Д., Меркулов М.А. Криминология в схемах и определениях. Учебно-наглядное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

4. Криминология: Учебник. / Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

5. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

6. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

 

II. Содержание

 

Тема 1. Понятие, предмет и место криминологии в системе наук и учебных дисциплин. История развития криминологии.

Понятие криминологии. Криминология как теоретико-прикладная, социолого-правовая наука.

Предмет криминологии как науки. Характеристика элементов предмета криминологии: преступности, личности преступника, причин и условий преступности, предупреждения преступности.

Криминология – междисциплинарная отрасль знаний. Место криминологии в системе юридических наук. Связь и взаимодействие криминологии с юридическими и гуманитарными науками. Связь и взаимодействие криминологии с науками не уголовно-правового цикла: административным правом, гражданским правом, семейным и трудовым. Взаимосвязь криминологии с социологией, психологией, экономикой и другими общественными и естественными науками.

Система курса криминологии. Общая и особенная часть криминологии.

Цели криминологии. Задачи (функции) криминологии: описательная, объяснительная, прогностическая, практическая.

Методы науки криминологии: социологические, статистические, психологические. Методы криминологических исследований.

Возникновение и развитие криминологии как науки. История развития криминологии за рубежом и в России. Этапы развития криминологии: классический, позитивистский, современный. Причины существенного сокращения научных криминологических исследований в СССР в 30-50-е годы XX века. Криминологические научные учреждения и направления исследований в нашей стране в современный период.

План изучения темы:лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, практическое занятие – 2 часа, самостоятельная работа – 8 часов.

Цели и задачи занятия: – закрепление теоретических положений относительно материала полученного на лекции, а именно: сформировать систему знаний об истории развития отечественной и зарубежной криминологии, понятии, предмете криминологии, о связи и взаимодействии криминологии с другими науками; сформировать комплекс умений и навыков по характеристике этапов развития криминологической мысли, отдельных направлений и отраслей криминологии, сравнительного анализа криминологии с другими юридическими и гуманитарными науками.

В результате изучения темы курсанты должны знать: понятие и предмет криминологии, цели, задачи (функции) и систему криминологии, взаимосвязи криминологии с другими науками и учебными дисциплинами, систему криминологии, историю развития криминологии, как в России, так и за рубежом.

Должны уметь: анализировать этапы (периоды) развития криминологии, устанавливать связи криминологии с другими науками и учебными дисциплинами; осуществлять научное прогнозирование основных тенденций развития преступности и ее структурных составляющих;

Владеть навыками: самостоятельного применения полученных знаний об истории криминологии, ее предмете, методах в своей профессиональной деятельности; по использованию методов криминологических исследований.

Вопросы, выносимые на семинарское занятие:

1. История развития криминологии.

2. Понятие, предмет, цели, задачи (функции) и система криминологии.

3. Связь и взаимодействие криминологии с юридическими науками

4. Связь и взаимодействие криминологии с гуманитарными науками.

Темы докладов:

1. Понятие и предмет криминологии.

2. История отечественной криминологии.

3. История зарубежной криминологии.

4. Связь и взаимодействие криминологии с другими науками.

5. Взаимосвязь криминологии с социологией.

6. Взаимосвязь криминологии с психологией.

7. Взаимосвязь криминологии с экономикой.

8. Отрасли современной криминологии.

9. Общенаучные методы криминологии.

10. Частнонаучные методы криминологии.

11. Методы криминологических исследований.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Назовите понятие и предмет криминологии?

2. Охарактеризуйте позитивистский этап в развитии криминологии?

3. Какова связь и взаимодействие криминологии с юридическими науками?

4. Какова связь и взаимодействие криминологии с гуманитарными науками?

5. Назовите основные этапы развития криминологии?

6. Каковы основные направления развития криминологии?

7. Каковы перспективы современной криминологии?

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Антонян Ю.М. Криминология: Учебник. – М.: Изд. Юрайт, 2012.

2. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

3. Калашников О.Д., Меркулов М.А. Криминология в схемах и определениях. Учебно-наглядное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

4. Криминология: Учебник. / Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

5. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

6. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

 

Дополнительная:

1. Абызов К.Р., Гриб В.Г., Ильин И.С. Криминология. Курс лекций. – М., 2008.

2. Аванесов Г.А., Лебедев Н.Д Криминология / Под ред. Г.А. Аванесова. – М., 2006.

3. Боков А.В. Криминология и проблемы управления / Под ред. Г.А. Аванесова. – М., 2005.

4. Богуш Г.И., Кузнецова Н.Ф. Криминология. – М., 2009.

5. Воронин Ю.А. Введение в криминологию. Курс лекций. – М., 2008.

6. Гаврилов Б.Я. Латентная преступность и обеспечение конституционного права гражданина на доступ к правосудию. – М., 2004.

7. Дерюга А.Н. О соотношении административной деликтологии и криминологии // Журнал российского права. – 2011. – № 2.

8. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. – М., 1997.

9. Кобзарь-Фролова М.Н. Налоговая деликтология как наука и ее соотношение с наукой уголовного права и криминологией // Налоги и налогообложение. – 2011. – № 1.

10. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здриковский В.А. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. – Омск, 2009.

11. Шнайдер Г.И. Криминология. – М., 1994.

 

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающихся средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:

1. Мультимедийная лекция по теме «Понятие, предмет и место криминологии в системе наук и учебных дисциплин. История развития криминологии».

Практическое занятие:

Задание 1.

Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте

характеристику:

а) теологическим взглядамна преступность;

б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других пред­ставителей

просветительно-гуманистического направления;

в) криминологическим идеям русских ученых (А.И. Радищева, М.В. Духовского, И.Я. Фойницкого, Д.А. Дриля).

г) развитию криминологии в 70-90 г. XX века.

Задание 2.

Дайте характеристику биологического направления в крими­нологии. Расскажите о Ч. Ломброзо и его взглядах на преступность. Выскажите собственное отношение к антропологической теории Ч. Ломброзо. Что Вы знаете о современных биопсихологических теориях преступ­ности?

Задание 3.

Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и

современные социологические теории преступности?

 

Задание 4.

Что вы знаете о профессоре В.С. Устинове? Какой вклад внес

В.С. Устинов в развитие криминологии? Назовите сферу его научных интересов и его основные труды?

 

Задание 5.

Расскажите о состоянии криминологической науки в Россиина современном этапе. Назовите ученых-криминологов, которые работают на современном этапе и их основные работы?

 

Задание 6.

Дайте развернутую характеристику отраслям криминологии:

· Семейной

· Пенитенциарной

· Экономической

· Политической

· Военной

· Виктимологии

 

Задание 7.

С какой юридической дисциплиной наиболее тесно взаимодействует криминология? Что общего и отличительного между ними?

С какой гуманитарной дисциплиной тесно связана криминология? Ответ обоснуйте.

Тема 2. Преступность, ее основные характеристики

Понятие преступности. Признаки преступности: биосоциальное, относительно массовое, исторически изменчивое, вечное или приходящее, уголовно-правовое явление, совокупность преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период времени.

Количественные характеристики преступности: состояние преступности, уровень (коэффициент), удельный вес преступлений, динамика преступности. Цепной и базисный способ расчета показателей, характеризующих динамику преступности.

Качественные характеристики преступности: структура преступности, территориальная изменчивость преступности, латентность преступности.

Социальные и правовые явления, влияющие на уровень, структуру и динамику преступности – исторические, политические, общественно-экономические условия жизни общества, изменения в уголовном законодательстве, состояние правоприменительной практики.

Преступность в зарубежных странах.

Понятие латентной преступности. Виды латентной преступности. Причины латентной преступности. Основные методы измерения латентной преступности.

Общественная опасность латентной преступности.

План изучения темы:лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, практическое занятие – 6 часов (для курсантов, обучающихся по гражданско-правовой специализации с профилем подготовки сотрудники юридической службы ОВД – 4 часа), самостоятельная работа – 8 часов.

Цели и задачи занятия: – закрепление теоретических положений относительно материала полученного на лекции, а именно: сформировать систему знаний о понятии и признаках преступности, о ее количественных и качественных показателях, понятии, причинах и методах измерения латентной преступности; сформировать комплекс умений и навыков по расчету количественных показателей преступности, построению диаграмм и графиков относительно динамики преступности.

В результате изучения темы курсанты должны знать: понятие и признаки преступности, количественные и качественные показатели преступности, понятие, виды, причины и методы измерения латентной преступности.

Должны уметь: анализировать состояние, уровень и динамику преступности применительно к конкретной территории за определенный период времени.

Владеть навыками: расчета количественных показателей преступности: уровня (коэффициентов), удельного веса преступлений, показателей, характеризующих динамику преступности: абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста базисным и цепным способом, построения диаграмм и графиков, характеризующих динамику преступности.

Вопросы, выносимые на семинарское занятие:

1. Понятие и признаки преступности.

2. Количественные показатели преступности.

3. Качественные показатели преступности.

4. Латентная преступность: понятие, причины, методы измерения.

Темы докладов:

1. Особенности состояния преступности в 80-е, 90-е годы XX века.

2. Состояние преступности в настоящее время.

3. Состояние преступности в Нижегородской области.

4. Состояние преступности в Приволжском Федеральном округе.

5. Состояние преступности в зарубежных странах.

6. Состояние преступности в США.

7. Особенности состояния преступности в Ватикане.

8. Особенности состояния преступности в Объединенных Арабских Эмиратах.

9. Сравнительный анализ состояния преступности в Сингапуре и ЮАР.

10. Особенности состояния преступности в Италии.

11. Особенности состояния преступности в Японии.

12. Латентная преступность: понятие, причины.

13. Методы измерения латентной преступности.

14. Структура преступности и методы ее анализа.

15. Динамика преступности и методы ее анализа.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Назовите основные признаки преступности?

2. Назовите дополнительные признаки преступности?

3. Назовите количественные и качественные показатели преступности?

4. По какой формуле рассчитываются коэффициенты преступности (ин­тенсивности, активности, специальный). Что они показывают?

5. Как рассчитываются показатели, характеризующие динамику преступности: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста. В чем состоит отличие базисного (базового) от цепного способа расчета этих показателей?

6. Что понимается под латентной преступностью. Назовите ее виды?

7. Каковы основные характеристики и тенденции преступности в совре­менной России?

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающихся средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:

1. Мультимедийная лекция по теме «Преступность, ее основные характеристики».

2. Учебный фильм «Преступления без наказаний».

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Антонян Ю.М. Криминология: Учебник. – М.: Изд. Юрайт, 2012.

2. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

3. Калашников О.Д., Меркулов М.А. Криминология в схемах и определениях. Учебно-наглядное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

4. Криминология: Учебник. / Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

5. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

6. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

 

Дополнительная:

1. Агапов П.В. Проблемы противодействия организованной преступной деятельности / Под ред. Н.А. Лопашенко. – М., 2009.

2. Акопджанова М.О. Криминологическая характеристика налоговой преступности // Налоги и налогообложение. – 2011. – № 10.

3. Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Сборник статей. – Ижевск, 2009.

4. Базаров М.Н. Некоторые особенности криминологической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожных вокзалах г. Москвы // Российский следователь. – 2009. – № 4.

5. Воронин Ю.А. Введение в криминологию. Курс лекций. – М., 2008.

6. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

7. Глухова А.А. Криминологический словарь. – Нижний Новгород, 2010.

8. Дремлюга Р.И. Интернет как способ и средство совершения преступления // Информационное право. – 2008. – № 4.

9. Жаданов А.В. Экономическая ситуация на Южно-Уральской железной дороге как условие совершения преступлений экономической направленности // Транспортное право. – 2009. – № 1.

10. Идрисова С.Ф. Преступность и ее характеристики. – Ижевск, 2008.

11. Криминология: Учебник / М.П. Клейменов – М.: Норма, 2011.

12. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здриковский В.А. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. – Омск, 2009.

13. Оноколов Ю.П. К вопросу об определении понятия «латентные преступления» // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2010. – № 5.

14. Синенко С.А., Жерновой М.В. Тенденции развития преступности на территории Приморского края // Российский следователь. – 2009. – № 3.

15. Спирев М.В. Преступность в сфере спорта // Спорт: экономика, право, управление. – 2008. – № 4.

 

Практическое занятие 1:

Задание 1.Состояние преступности в регионе «А» с 2006 по 2010 г. характеризуется следующими данными:

 

2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год

 

На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2007 году) и цепным способом:

- абсолютный прирост;

- темп роста;

- темп прироста.

При помощи графического способа составьте диаграмму, отражающую изменение состояния преступности в регионе «А» с 2006 по 2010 г.

Задание 2.

Определите коэффициенты интенсивности и активности преступности, если известно, что:

- в регионе «Б» в 2011году:

зарегистрировано 39610 преступлений;

проживает - 1 млн. 300 тыс. человек,

из них в возрасте 14 лет и старше 995 тыс. человек.

- в регионе «В» в 2011 году:

зарегистрировано 43700 преступлений;

проживает - 2 млн. 700 тыс. человек,

из них в возрасте 14 лет и старше - 1 млн. 900 тыс. человек.

Сравните уровень преступности в этих регионах. Где он выше?

Задание 3.

На основании отчетных данных за 2010 и 2011 гг. в регионе «Г» было зарегистрировано следующее количество преступлений:

 

  2010 год 2011 год
Всего
из них:    
умышленных убийств
изнасилований
краж
грабежей
разбоев
хулиганств

 

Рассчитайте для каждого года удельный вес указанных видов преступлений.

При помощи графического способа составьте диаграмму, отражающую изменение состояния преступности и ее отдельных видов в регионе «Г» с 2010 по 2011 г.

Задание 4.

Вычислите, сравните и охарактеризуйте «индексы зараженности» правонарушениями работников предприятий, если состояние преступности и других правонарушений в них за год характеризуется следующими данными:

- в строительной организации с численностью рабочих и служащих 500 чел. совершили преступления и были привлечены к уголовной ответственности 4 чел; к административной ответственности за совершение различных проступков – 20 чел, в том числе служащих – 3 чел;

- в другой строительной организации с численностью рабочих и служащих 600 чел. за аналогичный период было привлечено к различным видам ответственности, соответственно, 423 чел, в том числе служащих 5 чел;

- на механическом заводе с численностью рабочих и служащих 1000 чел. к уголовной ответственности привлечено 2 чел; к административной – 10 чел., в том числе служащих – 1 чел.

 

Задание 5.

Ознакомьтесь с аналитической справкой о состоянии оперативной обстановки в городе N, предложенной преподавателем.

На основе анализа аналитической справки, составьте перечень мероприятий, направленных на предупреждение преступлений и административных правонарушений на обслуживаемой территории.

Практическое занятие 2

Задание 1.

На основании приведенных данных о количестве проживающих жителей в районах г. Нижнего Новгорода, о количестве зарегистрированных преступлениях в 2011 году, рассчитайте уровень преступности в каждом районе города. Сравните уровень преступности в районах г. Нижнего Новгорода. Где он выше? Постройте диаграммы (графики), показывающие уровень преступности в районах г. Нижнего Новгорода

 

Район АВТ. КАН. ЛЕН. МОС НИЖ ПРИОК. СОВ. СОРМ.
Население, тыс. чел.
Общее кол-во преступлений
Район АВТ. КАН. ЛЕН. МОС НИЖ ПРИОК. СОВ. СОРМ.
Кол-во общеугол. преступлений

Задание 2.

Вычислить коэффициент преступности для каждого города в расчёте на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

В городе «А» в течение 2011 года зарегистрировано 1080 преступлений.

В городе проживает – 410 тыс. человек.

В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений.

Население составляет 395 тыс. человек.

Задание 3.

Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните почему:

дача взятки; получение взятки; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; незаконная порубка деревьев и кустарников; убийство; изнасилование; мошенничество; кража; грабеж; присвоение или растрата; влечение несовершеннолетнего в совершение преступления; вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; самовольное оставление части или места службы; похищение человека; подмена ребенка.

 

Задание 4.

Вычислите коэффициенты преступности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

В области «А» зарегистрировано 3022 преступлений. Её население – 872 тыс. человек, из них 203 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста.

В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2544 преступлений. Население этой области составляет 767 тыс. человек, из них 86 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.

Задание 5.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.