Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмоциональные и волевые процессы, психические 11 глава





Во-вторых, метод обусловлен объективными социальными и природны­ми свойствами человека, его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, привы­чек, потребностей, интересов и т. д.).

В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функция, свя­занная с его объективными возможностями, позволяющими решать лишь оп­ределенную часть воспитательных задач. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, подбираются средства и приемы воспитательного воздействия.

В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на фор­мирование личности в целом, играет доминирующую роль в преимуществен­ном развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств. Иначе гово­ря, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач.

Воспитание обеспечивается совокупностью применения методов: убеж­дения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принуждения.

 

Глава тринадцатая.

Комментарии

Метод убеждения основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. I Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических ка­честв, сознательной убежденности. Особое значение убеждение приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего общества.



Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам молодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее пред­почтителен в психолого-педагогическом плане. Важно, чтобы в результате убеж­дения у детей формировались твердая уверенность в истинности усвоенных идей, способность защищать свои убеждения, активно проводить их в жизнь, бороться с ошибочными, сомнительными взглядами.

Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объектив­ную информацию, разъяснениеи гласность по важнейшим вопросам из всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фактора в совершен­ствовании нашего общества. Одним из условий такой работы является правди­вость, искренность воспитателя.



Убеждение не ограничивается информацией и разъяснением, требует доказательстваих правильности, логического обоснования, чтобы в сознании школьников не оставалось никаких неясностей, сомнений. Это лучше всего достигается в условиях дискуссий, свободного обсуждения проблемы, когда дети обмениваются мнениями, полемизируют, совместными усилиями стара­ются устанавливать истину.

Большой силой убедительности, доказательности обладают факты, циф­ры.Факт как часть живой действительности, объективно поданной учителем, обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретно­стью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для убежде­ния важно правильно подобрать и подать факты. Их можно приводить и произвольно, но это ведет к неправильным, необъективным выводам.

Существенное значение в убеждении и переубеждении имеет практика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, работой, «проповедь действи­ем» особенно нужны тогда, когда требуется доказать необходимость воплоще­ния идей в практику, побудить школьников к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих условиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой, практический пример.

Убеждение на практическом опыте (делом, работой) может осуществляться или путем личного показа,или посредством организации совместной дея­тельности, или показом опыта других.В процессе убеждения опытом, практи­ческой деятельностью происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.



 

Глава тринадцатая

Комментарии

Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, са­мостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать един­ство знаний, убеждений и поведения, слова и дела.

Упражнение в воспитании — это не механическая тренировка. Оно осу­ществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами, изучаемыми в школе. А. С. Макаренко подчерки­вал, что в процессе воспитания нужно «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хоро­ший человек».

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в сис­тематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, умений культурного поведе­ния, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.

Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющиеся дей­ствия, приемы, способы или как система отрегулированного поведения детей в типичных ситуациях, соответствующего их привычному нравственное созна­нию, действиям и поступкам. Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, формируют психологию устойчивого, размеренного образа жизни и трудовой деятельности, укрепляют положительные черты характера и волю. Формальная отработка умений и навыков, особенно в области, например, спортив­ной борьбы, без соединения с духовными ценностями ведет к возникновению двойной морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Во­влечение детей в поведенческие упражнения раскрывает степень их воспитан­ности, умение включаться в процесс самовоспитания.

Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в сложившейся учебной обстановке, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей. Большинство детей любят занятия, насыщенные ситуациями, требующими самостоятельности, напряжен­ной мыслительной и физической работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навязывая им свои решения.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теорети­ческого материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позво­ляет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведе­ние действий, необходимых для формирования определенных качеств, с по­степенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества.

 

Глава тринадцатая

Комментарии

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его общественной ценно­стью. В нем закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведе­ния других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Следовательно, положительный пример — понятие конкретно-ис­торическое. Позитивный пример, в нашем понимании, — это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, приемы и способы достижения целей деятельности, которые соответствуют нашему идеалу. В вос­питательном отношении особенно ценны те положительные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой степенью развития качеств личности (коллектива) и могут служить достойным образцом для подражания.

Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свой­ственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Среди детей можно встретить'и отрицательное отношение к подража­нию. Основано оно на обыденном понимании подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их само­стоятельности.

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и сиюминут­ное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью их внимание сосредоточивается на нравственно и эстетически привлекательных образах, их моральное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к «примеру» выявля­ет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетель­ствует об увлечении сомнительными образцами, бездумном подражании.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разде­лить на две большие группы: 1) непосредственного влияния и 2) опосредо­ванного влияния.

К первой группе обычно относят личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте.

Ко второй — примеры из жизни и деятельности выдающихся людей, из истории своего государства, трудового героизма, примеры из литерату­ры и искусства.

 

Глава тринадцатая.

Комментарии

Поощрение — метод внешнего активного стимулирования, побужде­ния ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.

Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных по­требностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, быто­вой деятельности школьников, педагог добивается повышения эффективно­сти и качества их труда, способствует их самоутверждению.

Поощрение способствует возникновению положительных эмоций, порож­дает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, стимулирует внутренние творческие силы ребят, развивает их позитив­ную жизненную позицию. Поощрение, особенно незаслуженное, подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых школьников, их стремление добиться успе­ха только ради награды и любыми средствами.

Система поощрения по мере нравственного созревания учащихся разви­вается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно мо­ральным. Реакция на поощрение дает педагогу информацию о состоянии само­любия и честолюбия детей, об их отношении к делу, наградам, а также о под­линных мотивах деятельности и направленности развития личности.

От учителя во многом зависит действенность поощрения школьников. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия.

Выражение удовлетворения работой отдельных учащихся или всего класса, похвала, призыв следовать примеру лучших — все это различные приемы по­ощрения, которыми пользуется учитель. Они требует от воспитателя умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Поощрение воспитывает, если оно педагогически обоснованно, т.е. объяв­ляется за реально достигнутый значительный результат прежде всего в учебе, направлено на повышение качества последней. Очень важно обеспечить глас­ность в поощрении, чтобы привлечь внимание детей к деятельности отличив­шегося, вызвать у них желание следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать, так как это снижает воспитательную эффек­тивность поощрения. Оно должно сопровождаться повышением требований к школьникам, постановкой перед ними более сложных задач.

Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер.

М. Горький ''

 

Глава тринадцатая

Комментарии

Принуждение — это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Следует разумно пользо­ваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего надо попытаться убедить, а потом — принудить. Категори­ческие требования,которые учитель предъявляет к ученикам, в случае их непонимания должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Он обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем обучаемым, кото­рые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность. Однако во всяком факте послаблений преподаватель обя­зан разобраться.

Ученики отрицательно воспринимают необоснованные угрозы применить репрессивные меры, а также частые жалобы руководству школы по поводу их недостаточного рвения в учебе. Учитель прежде всего сам должен найти сред­ства воздействия на тех, кто проявляет недобросовестность: усилить контроль за обучением, установить срок исполнения конкретных заданий, провести бе­седу в присутствии других школьников.

Разумеется, это не исключает возможности принятия к нерадивым уче­никам строгих принудительных мер. В таких случаях необходимо создавать перспективу исправления, вовремя отмечать их успехи, старание, стремление реабилитировать себя.

Наказаниепредставляет собой способ конфликтного торможения, при­остановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, про­тиворечащей интересам коллектива н отдельной личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравствен­ного страдания, но сосредоточивает его сознание на переживании своей вины.

Наказание используется в форме осуждения человека общественным мнением за нарушение им норм поведения, выражением ему недоверия, недо­вольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавлива­ет порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенно­сти попрания интересов личности и общества.

Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает чув­ство неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления вос­питанию.

Реакция на наказание обнаруживает черты характера ребенка, особенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с ним.

 

Тлавв триниЩатая

Комментарии

Воспитывающее обучение — это такое обучение, при котором до­стигается органическая связь между приобретенными учащимися знаниями, навыками, умениями, усвоением опыта творческой деятельности и формирова­нием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, усваиваемо­му учебному материалу.

И.Ф. Гербарт — немецкий психолог и педагог, основатель теории «вос­питывающего обучения», подчеркивал, что обучение является главным и ос­новным средством воспитания.

Дидактический аспектвоспитывающего обучения достигается общностью целей развития ребенка и реализацией взаимосвязи обучающей, развива­ющей и воспитательной функций педагогического процесса.

Развивающий аспект обучения— расширение объема усваиваемого воспитанниками содержания учебного материала.

Организационный аспект обучения— увеличение числа и усложнение характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося между элементами содержания учебного материала.

------------------------------------------------------------------------------------------------

1. На начальном этапе образования необходимо созда­вать у детей такие представления, которые помо- I гут им усвоить последний учебный материал.

2. Перед объяснением нового следует вызвать в умах учеников те представления, которые важны для усвоения этого материала. |

3. В преподавании следует широко пользоваться нагляд- \ ностью. t

4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и из- \ лишняя легкость только вредит делу.

И.Ф.Гербарт

Воспитывающий аспект обучения— целенаправленное формирование личностного отношения ученика к содержанию представляемого ему материа­ла и к действительности в целом.

Содержание образования должно выступать в качестве педагоги­ческой модели социального заказа школе.

Методы обучения должны являться нормативной моделью деятель­ности обучения.

Реализация воспитательной функции обучения состоит:

— в том, что каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в формировании мировоззрения учащегося;

— в соединении учебной и других видов деятельности учащихся;

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.