Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмоциональные и волевые процессы, психические 7 глава





 

лава десятая

Комментарии

Обучение это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности.

Сущность обучения.Обучение как общественное явление есть целенап­равленная, организованная, систематическая передача старшими и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результатов раз­вития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функ­ционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.

Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения яв­ляется целенаправленно организованная в специальных формах взаимодей­ствия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познава­тельное общение.

Обучение зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содер­жания материала для различных социальных групп, подборе методов идеоло­гической обработки и манипуляции сознанием.



Функции обучения.Социальная, педагогическая, психологическая сущ­ность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях.

Первое место занимает наиболее существенная из них — формирование у людей знаний, навыков и умений. В ходе ее реализации у индивидов форми­руются и закрепляются основные, необходимые для всех случаев жизни и деятельности знания, навыки и умения.

Второй функцией обучения является формирование мировоззрения чело­века. Оно формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире.

В неразрывной связи с названными двумя функциями находится фун­кция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются прежде всего ин­теллектуальные .

Большое значение имеет профориентационная функция обучения. Инте­рес к ней формируется в процессе обучения и производительного труда, с приобретением конкретных знаний и навыков в области той или иной про­фессиональной деятельности.



Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в производстве и общественной жизни, готовит к практи­ческой деятельности, ориентирует на постоянное совершенствование своей по­литехнической, профессиональной, общеобразовательной в целом подготовки.

Функция креативности нацеливает личность на непрерывное развитие ее всесторонних качеств.

 

Глава десятая

Комментарии

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поко­лений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный прогресс и пре­емственность поколений.

Воспитание и производительные силы.Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки произво­дительных сил общества есть главная социальная потребность, основа возник­новения, функционирования и развития воспитания как общественного явле­ния. Основой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и трудовых навыков.

Воспитание и экономический базис.Определенный уровень развития производительных сил обусловливает характер воспитания: его направлен­ность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократической пе­дагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гармоничное раз­витие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни, в том числе и производства.



Воспитание, язык и культура.Язык и культура в значительной мере обеспечивают педагогический процесс, овладение детьми опытом человечества, нормами воспитания, совместной деятельности людей по удовлетворению их потребностей.

Воспитание и формы общественного сознания(политика, мораль и нравственность, право, наука, искусство, религия). Формы общественного со­знания представляют собой духовную питательную среду воспитания.

Политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения.

Мораль и нравственность буквально с момента рождения ребенка ста­новятся содержанием его воспитания. Ребенок застает в обществе определен­ную систему моральных норм, а воспитание приспосабливает его к ним.

Право предполагает внедрение в сознание детей идей недопустимости пренебрежения нормами нравственности, ведущего к нарушению закона. Нрав­ственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнравственное ведет к его нарушению.

Наука ориентирует на постепенное овладение ребенком системой объек­тивно-достоверных, проверенных практикой знаний и навыков, являющихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производствен­ную жизнь, получения любого специального образования.

Искусство формирует художественное познание мира, порождает эсте­тическое отношение к жизни, творческий подход к общему развитию человека, а также способствует гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.

 

Глава десятая

I .........>........1

Комментарии

Педагогическая деятельность особый вид общественно-полез­ной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, полити­ческими, нравственными и эстетическими целями.

Субъекты педагогической деятельности— люди и группы людей, осу-"ществляющие эту деятельность. К ним относятся:

общество — социальная среда (государства, нации, классы, религи­озные конфессии), в которой осуществляется педагогическое воздей­ствие на людей;

группа — небольшая по величине общность людей, в которой осуще­ствляется педагогическая деятельность;

педагог — человек, который организует и руководит педагогической деятельностью.

Функции педагогической деятельностиявляются главными механиз­мами ее реализации. К ним относятся:

управление — организация и осуществление педагогической деятель­ности;

воспитание — формирование у людей устойчивых взглядов на ок­ружающую действительность и жизнь в обществе;

обучение — развитие знаний, навыков и умений с учетом требова­ний современной жизни и деятельности;

развитие — процесс функционального совершенствования умствен­ной и физической активности людей в соответствии с требовани­ями их деятельности и условиями жизни;

психологическая подготовка — формирование у людей внутренней готовности к преодолению трудностей.

Компоненты педагогической деятельности— это составные части, с помощью которых она осуществляется. К ним относятся:

проектировочный, предполагающий постановку таких конкретных целей и задач педагогической деятельности, в результате достижения которых удается сформировать у человека определенные качества личности;

организаторский, включающий в себя основные направления по орга­низации педагогической деятельности, от реализации которых зави­сит ее эффективность;

познавательный, обеспечивающий максимальную продуктивность ин­теллектуально-познавательной активности объектов и субъектов пе­дагогической деятельности;

коммуникативный, предполагающий тщательную организацию и эф­фективное проявление общения и взаимодействия объектов и субъек­тов в ходе педагогической деятельности;

 

Тлчгёт бмптая

Комментарии

Социализация личности это аккумулирование ею в процессе жизни и деятельности опыта социального развития и поведения, накопленного чело­вечеством и передаваемого с помощью воспитания и обучения, ролевого осво­ения окружающего мира и общества.

Макрофакторы— социальные и природные детерминанты социализа­ции и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Страна, государство (в обыденном понимании синонимы) — понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территори-ально-администативных границах и объединенных между собой в силу исто­рических, социально-экономических, политических и психологических при­чин. Специфика развития страны (государства) определяет важнейшие осо­бенности социализации населения, особенно молодежи.

Понятие общество (в обыденном понимании синоним государства) — в педагогике и других науках используется для характеристики социальных условий формирования и развития личности.

Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека: биоло­гическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения — орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы— детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.

Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной террито­рии устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также об­щим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.

Региональные условия — условия, характерные для социализации лю­дей, проживающих в той или иной части страны (государства), имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

Тип поселения — село, поселок, город, область, в силу определенных при­чин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих.

Средства массовой коммуникации — технические средства (печать, ра­дио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распрос­транение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на большие аудитории. Средства массовой коммуникации широ­ко используются государством, обществом в процессе воспитания людей.

Микрофакторы— детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

 

Глава десщщ^

Комментарии

Традиционный механизм социализации представляет собой усвое­ние человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессиональ­ного). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помо­щью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в про­цессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными орга­низациями, как специально созданными для социализации, так и реализую­щими социализирующие функции параллельно со своими основными функ­циями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках суб­культуры. Под субкультурой в широком смысле понимается комплекс ценно­стей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, ти­пичных для людей определенного возраста или конкретного профессиональ­но-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса бла­годаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диа­логом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д.

Рефлексия механизм взаимопонимания, т. е. осмысле­ния человеком того, какими средствами и почему он про­извел то или иное впечатление на других людей. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех назван­ных механизмов.

 

Глава десятая

Комментарии

Обучение и воспитание являются глубоко национальными по своему содержанию, отражают многогранные традиции, национальную психологию своего народа.

Каждый народ имеет свой идеал человека, на достижение которого и направлены обучение и воспитание. Каким бы ни был этот идеал, он всегда выражает определенную степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, несет в себе народную мудрость, формировавшуюся на протяже­нии всего исторического развития.

Обучается и воспитывается не абстрактный человек, а всегда представи­тель той или иной нации с присущими ему этнопсихологическими особенно­стями, к которым относят особенности национального сознания и самосозна­ния, своеобразие национального мышления, чувств и воли, специфику прояв­ления национального характера в общении и взаимоотношениях с другими людьми.

Национально-психологические особенности опосредуют содержание обу­чения и воспитания, поэтому они должны осуществляться с соблюдением определенных принципов, а именно:

принципа этноспецифического детерминизма педагогических воздей­ствий, предполагающего, что обучение и воспитание обязаны всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны их объекту, соответствовали бы исторически сложив­шимся традициям, привычкам конкретного народа и которые учиты­вали бы влияние на этот процесс его национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социаль­но-политического, экономического и культурного развития;

принципа единства национального сознания и национально-своеоб­разной педагогической деятельности, предусматривающего, что ак­тивность педагога может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфи­ку мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общно­сти, сформировавшегося в ходе исторического развития;

принципа педагогического воздействия в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, предпола­гающего осуществление всего комплекса педагогических мероприя­тий именно в процессе национально-специфической жизни и труда, развивающихся в соответствии с законами, национальными тради­циями, свойственными конкретным этносам;

принципа развития национальных адаптационных возможностей к педагогическим воздействиям, с одной стороны, предполагающего наличие определенных трудностей в восприятии педагогических воз­действий (особенно если педагог является представителем другой национальности), а с другой — оставляющего перспективы для при-

 

Комментарии

В педагогической науке достаточно много теорий, раскрывающих и ха­рактеризующих основы обучения, воспитания и развития человека. Однако Методологическое и теоретическое значение среди них имеют те, которые от­ражают психологические закономерности восприятия и осмысления педаго­гических воздействий и их результатов.

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга. Она рассматривает процесс освоения как постепенное образование в сознании обучаемого новых связей, «ассоциаций» по признаку сходства или различия изучаемых свойств и сторон предметов, явлений. Эта теория предполагает сле­дующую логику процесса овладения знаниями: восприятие учебного материа­ла, его осмысливание и запоминание, применение закрепившихся знаний на практике.

Чтобы обучать другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень

Суть ассоциативно-рефлекторной теории заключается в следующем.

1. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование и развитие ка­честв личности являются результатом образования в сознании раз­личных систем ассоциаций.

2. Процесс образования ассоциативных систем включает в себя чув­ственное восприятие предметов и явлений; осмысливание, доведен­ное до понимания их внутренних связей и отношений; запоминание и применение полученных знаний на практике.

3. Центральное звено обучения — осмысливание как активная анали-тико-синтетическая деятельность в ходе решения теоретических и практических задач.

4. Решающими условиями продуктивного обучения являются:

— формирование активного отношения к учебе;

— логическое изложение учебного материала;

— активизация познавательной деятельности обучаемых;

— демонстрация различных приемов умственной деятельности и их закрепление с помощью упражнений.

Ассоциативно-рефлекторная теория наиболее продуктивна при овладе­нии теоретическим знаниями.

 

Глава десятая

Комментарии

Теория поэтапного формирования умственных действий, сформулирован­ная и исследованная П.Я. Гальпериным, основана на идеях о том, что организа­ция внешней деятельности, способствующая переходу внешних предметных действий в умственные, является основой рационального управления процес­сом усвоения знаний, навыков, умений, развитием качеств личности специали­ста.

Этот процесс включает следующие шесть этапов.

1. Формирование мотивационной основы действия — отношений обу­чаемого к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения.

2. Предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ориенти­ровочной основы действия, выделение систем ориентиров и указаний, учет которых необходим для их выполнения.

Ориентировочная основа действий система пред­ставлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Содержание ориентировочной основы действий во мно­гом предопределяет качество действия. Так, полная ориентировочная основа обеспечивает сис­тематически безошибочное выполнение действия в за­данном диапазоне ситуаций.

3. Выполнение материализованного действия, в ходе которого обучае­мый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образ­цы действия, в частности на схему ориентировочной основы действий.

4. Внешнеречевой этап, проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость ис­пользования ориентировочной основы действий.

5. Выполнение действия в форме проговаривания его последовательно­сти про себя.

6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.

Теория поэтапного развития умственных действий результативна, глав­ным образом, при формировании практических навыков и умений специали­стов по обучению и воспитанию. Она позволяет в общем и специальном обуче­нии ставить задачу повышения качества формируемых действий и понятий обучаемых при сокращении сроков их подготовки.

 

fa!** Псятам

Комментарии

Изучение психологии и педагогики в системе подготовки и переподго­товки учителей и воспитателей.В нашей стране существует и эффективно функционирует стройная система повышения квалификации — система под­готовки и переподготовки учителей, научных работников и других категорий представителей народного образования, включающая педагогические вузы, ин­ституты усовершенствования учителей, курсы повышения квалификации.

Организация специальных психолого-педагогических лекториев.Для обмена опытом между работниками народного образования, учителями, препо­давателями вузов специально организуются лектории, на которых обсуждают­ся важнейшие современные проблемы обучения, воспитания и образования.

Проведение конференций и семинаров по проблемам психологии и педагогики.Педагогика и психология — постоянно развивающиеся области научных и практических знаний. Для обсуждения их важнейших проблем проводятся специальные научно-практические конференции.

Самостоятельная работа учителя и воспитателя по изучению психо­лого-педагогической литературы.Учитель и воспитатель должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Самый эффективный способ для этого — знакомство с новой литературой и документами образования, кото­рые публикуются в достаточно большом количестве у нас в стране.

Изучение, обобщение и'распространение передового педагогического опыта.В нашей стране, во многих ее регионах, непосредственно в учреждениях народного образования, а также за рубежом постоянно накапливается педагоги­ческий опыт и результаты конкретной воспитательной деятельности педагогов и психологов. Этот опыт и результаты подвергаются централизованному изу­чению и обобщению, а затем пропагандируются различными способами.

Привлечение учителей и воспитателей к научно-исследовательской работе по проблемам психологии и педагогики.У нас в стране имеются науч­но-исследовательские учреждения и организации (например, Российская ака­демия образования), осуществляющие изучение педагогической и образова­тельной деятельности в рамках специальных научных программ. Учителя и воспитатели основные исследования проводят непосредственно там, где они выполняют свои профессиональные обязанности.

Деятельность психологов и педагогов по пропаганде психолого-педа­гогических знаний.Система народного образования в нашей стране построена таким образом, чтобы она могла способствовать эффективному распростране­нию и пропаганде психолого-педагогических знаний, профессионального педа­гогического опыта. Педагоги и психологи, работающие на местах, в конкрет­ных учебных заведениях, с одной стороны, сами заинтересованы в деятельно­сти по пропаганде новейших достижений психолого-педагогической науки, конкретных прикладных знаний, способствующих повышению эффективности их важного труда, а с другой — активно вовлекаются в нее.

 

Глава десятащ

Комментарии

К.Д. Ушинский(1824-1870/71) — основоположник научной педагоги­ки и народной школы в России. Все теоретические и практические вопросы воспитания решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа. «Сделать как можно больше пользы своему отечеству — вот един­ственная задача моей жизни» — его девиз.

Ушинский неоднократно подчеркивал, что «если педагогика хочет воспи­тать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях».

П.Ф. Каптерев(1849-1922) — русский педагог и психолог, автор круп­ных работ по теории и истории педагогики. Стремился создать психологиче­ски обоснованную дидактику (обучение), разрабатывал методы и приемы, не только облегчающие учащимся процесс познания, но и стимулирующие их активность и самостоятельность.

Каптерев неоднократно высказывался против перегрузки школьных про­грамм учебным материалом, указывал на необходимость предоставления уча­щимся старших классов свободного времени и создания условий для самосто­ятельной работы.

СТ. Шацкий(1878-1934) — русский и советский педагог, создатель первой опытной станции по народному образованию. Под его руководством разрабатывались и на практике проверялись организация, содержание и ме­тоды учебно-воспитательной работы.

Шацкий понимал воспитание как организацию жизни детей, которая скла­дывается из физического труда, игр, занятий искусством, умственной жизни, социальной деятельности.

П.П. Блонский(1884-1941) — русский педагог и психолог, сделавший большой вклад в развитие педагогики в России. В советское время занимался проблемами народной школы, совершенствовал ее методы (обучение и воспи­тание на основе знаний закономерностей развития ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание детей).

Блонский сформулировал принципы, сохраняющие свою актуальность и сегодня: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, обще­го и политехнического образования с современным состоянием науки, согла­сованность обучения с индивидуальными возможностями ребенка.

В.А. Сухомлинский(1918-1970) — выдающий советский педагог-прак­тик, директор Павлышской средней школы Кировоградской области (Украи­на). Разработал практические направления нравственного и трудового воспи­тания (формирование идейно-нравственных убеждений школьников, правиль­ного отношения к труду, воспитание чувства коллективизма).

 

А.С. Макаренко(1888-1939) — советский педагог и писатель. Создал и руководил трудовой колонией и трудовой коммуной для несовершеннолет­них правонарушителей, где на практике осуществлял целостную, теоретически обоснованную систему воспитания трудового детского коллектива. В результа­те им был создан высокоорганизованный детский трудовой коллектив, в кото­ром обучение соединялось с производительным трудом.

Ядро учения Макаренко — теория воспитания коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и органи­зации коллектива, методы воспитания в нем, проблемы взаимоотношения с личностью ребенка.

Л.В. Занков(1901-1977) — видный советский педагог. Исследовал воп­росы психологии обучения, общей психологии и дидактики, проблемы взаи­моотношения обучения и развития детей. На основе раскрытия объективных законов связи дидактики и развития разработал систему научного обучения, направленную на достижение высокого качества усвоения знаний учащимся и разностороннего их развития.

Под руководством Занкова были проведены фундаментальные исследо­вания в области общей педагогики: впервые в условиях эксперимента иссле­дованы закономерные связи между обучением и общим развитием детей; обо­снована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающие индивидуальные варианты развития детей в одних и тех же условиях.

М.Н. Скаткин(1900-1991) — советский педагог-практик, автор учеб­ников естествознания для начальной школы и методических руководств по его преподаванию. Разрабатывал и на практике проверял вопросы дидактики, содержания и методики политехнического обучения в средней школе.

 

Глава одиннадцатая Общие вопросы педагогики

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не столько знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует.

В.О. Ключевской

Проблемой первостепенной важности для педагогики является разра­ботка и совершенствование научно обоснованной системы педагогической де­ятельности в интересах осуществления целостного педагогического процесса, дальнейшей разработки проблем обучения и воспитания, внедрения передово­го опыта в практику учебно-воспитательной работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.