Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмоциональные и волевые процессы, психические 1 глава





Состояния и образования

Эмоции и чувства — это своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов в жизни данного человека.

П. К. Анохин

Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения.

И. М. Сеченов

Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщен­ным, более многообразным и более своеобразным.

Особую роль в то же время в функционировании психики, ее проявлении, развитии и совершенствовании играют психические состояния и психи­ческие образования, являющиеся совершенно иными психологическими феноменами, выполняющими свои собственные функции.

Психические состояния отражают внутренний ритм и биологические по­тенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фо­ном, нацеливают на определенную активность.



Психические образования — это результат жизненного опыта и специ­альных упражнений человека. Они позволяют выполнять любую деятельность автоматизированно, без особых затрат умственной и двигательной энергии.

Знать их специфику — значит идти по пути дальнейшего познания мира психических явлений.

 

Глава пятая

Комментарии

Чувства — это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Эмоции — это непосредственная форма выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности,носят субъективный характер, вызывают удовольствие или неудовольствие, отражают характер взаимодействия организма со средой, имеют очень боль­шое многообразие, вызывают успокоение или возбуждение.

Физиологические основы эмоций и чувств.Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и все психи­ческие процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воз­действием каких-либо раздражителей. Они могут появиться также и в ре­зультате внутренних раздражений, возникающих в организме.



Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорко­вые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводни­кам импульсы возбуждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегета­тивные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания, поблед-нение при страхе, покраснение при смущении.

Большую роль в активизации, эмоциональных реакций играет ретику­лярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикуляр­ная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, ко­торое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регу­лирующей наше поведение.

В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют про­цессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с положительными эмо­циями, переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденно­сти. Трудность образования динамического стереотипа — с его ломкой и пере­делкой, отрицательными эмоциями, чувством неприятности, тоски, безвыходно­сти и т. п.

В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль игра­ют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высше­го коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Бла­годаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоци­ональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.



 

 

Глава пятая

Комментарии

Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной рабо­ты, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением чело­века, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические — чувства, возникающие у человека в связи с удовлет­ворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним отно­сятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.

Стенические — чувства, активизирующие деятельность человека.

Астенические чувства, вызывающие пассивность.

И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правиль­ная оценка зависит от обстоятельств.

Настроения— слабо выраженные эмоциональные переживания, отли­чающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и фак­торов, их вызывающих.

Аффекты переживания большой силы, с коротким периодом проте­кания; характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушени­ями волевого контроля.

Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые пережива­ния с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие 1 паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать. }

Вольтер

 

ШЬавв пятазШ

Комментарии

Настроение имеет следующие отличительные особенности.

1. Слабая интенсивность.Если человек испытывает настроение удо­вольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность.Само название указывает на то, что на­строение медленно развивается и переживается в течение длительно­го периода.

3. Неясность, «безотчетность».Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие.

4. Своеобразный диффузный характер.Настроение накладывает от­печаток на мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Аффекты отличаются следующими особенностями.

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания.Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирую­щего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания.Аффект, являясь интенсив­ным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изжива­ет.

3. Известная безотчетность эмоционального переживания.Она быва­ет большей или меньшей в зависимости от силы аффекта и выража­ется в снижении сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек иногда не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не спосо­бен держать себя в руках. Будучи полностью захвачен эмоциональ­ным переживанием, он слабо сознает его характер и значение.

4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального пере­живания.Сильные аффекты целиком захватывают человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты восприни­маются иначе, чем обычно, выступают в новом свете.

 

 

 

Глава пятая

Комментарии

Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведе­нием, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Воля человека проявляется в действиях(поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. Сознательная целеустремленность.Чтобы выполнить что-то, чело­век должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

2. Связь с мышлением.Достичь чего-то и мобилизовать себя ради это­го человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. Связь с движениями.Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Физиологические основы воли.В теменной части коры больших полу­шарий расположена область, управляющая двигательной активностью челове­ка. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов.

Благодаря этой связи возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызвать в ней анало­гичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную об­ласть, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной реакции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга — предпосылка со­знательных движений и действий человека.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже выработанную про­грамму действия. Если действия согласуются с заранее намеченной програм­мой, то никаких изменений в течение действия не вносится. Если же поступа­ют сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изменя­ется либо практическая деятельность, либо предварительная программа. В основе этого процесса лежит деятельность функциональных систем психики и ак­цептора действия (см. 3.16).

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает со­здание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и спосо­бен образовываться на основе ранее полученных воздействий. Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения энергетическими ресурсами, которыми и уп­равляет человек, достигая нужных ему целей.

 

 

Глава пятая

Комментарии

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности.

Побуждение к совершению волевого действия.В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека (см. 6.10, б.И). Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определен­ные цели.

Представление и осмысление цели действия.В результате данных актов возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого сти­мула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показы­вает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет задумы­ваться об ответственности за последствия, связанные с достижением или недо­стижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели.Обычно осмысливаются не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит дос­тижение конкретного результата.

Намерение осуществить данное действие.В ходе борьбы мотивов, ос­мысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек при­нимает решение. Сделать это — значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но, чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения.Приступая к практическому осуществ­лению принятого решения, человек строит свое поведение таким образом, что­бы имеющийся в его сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движе­нии, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако он не только действует, но и проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

 

 

 

ЩШШШ!ШНШЗйВ£

Комментарии

Психические состояния — это определенный уровень работоспособ­ности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Физиологические основы психических состояний.Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния пси­хики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаи­модействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Функциональные состояния обеспечивают:

адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работа­ют оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

динамическое рассогласование, при котором различные системы орга­низма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность.

Регуляция функциональных состояний человека осуществляется с помо­щью особой категории нейронов, именуемых модуляторными,которые могут быть активирующего и неактивирующего типа.

Нейроны-модуляторы объединяются в ансамбли и сети, сосредоточен­ные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимби-ческой системы, образуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы,которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.

Важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее, передние отделы коры больших полушарий — фрон­тальные зоны. Именно они управляют деятельностью модулирующих нейро­нов и их систем, стимулируя или снижая активность ретикулярной форма­ции и лимбической системы, деятельность организма человека в целом.

Совокупность различных проявлений процесса функционирования пере­численных нервных систем порождает разные психические состояния челове­ка в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненной и профессиональ­ной активности он попадает. Как правило, посредством мотивации и в резуль­тате проявления волевых усилий люди стремятся или использовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на их деятельности.

 

Комментарии

Психические образования это психические явления, формирую­щиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионально­го опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Знания— совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и пред­ставлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощу­щений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраня­ются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической дея­тельности.

Начальные умения— это самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.

Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и уме­ния, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельно­сти, которые следуют за этапом выработки навыков.

Простые навыки— несложные приемы и действия, совершаемые авто­матически, без достаточного сосредоточения внимания.

В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлек­торных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцированное тор­можение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются систе­мы условно-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. В результате выработки навыка, во-первых, резко умень­шается время выполнения действия; во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности.

Сложные навыки— усвоенные автоматизированные двигательные, сен­сорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности.

Сложные умения— это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и получать желаемый ре­зультат в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.

 

 

 

Глава пятая

Комментарии

В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) профессио­нальной деятельности формируются навыки и умения. Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Навык — это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций.

На схеме навык представлен в виде двух взаимосвязанных компонентов.

Компонент 1— собственно обученность человека как чистая составляю­щая навыка, обычно включающая систему реакций, координации движений, их согласования в процессе деятельности.

Компонент 2— выработанная в процессе упражнений способность че­ловека адаптироваться к конкретным условиям деятельности и реализовы-вать полученные знания.

В формировании навыка выделяют три основных этапа:

аналитический— вычленение и овладение отдельными элемента­ми действия;

синтетический— объединение изученных элементов в целостное действие,"

автоматизацию— упражнение с целью придания действию плавнос­ти, нужной скорости, снятия напряжения.

Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере увеличения количества повто­рений упражнения изменяются как количественные, так и качественные пока­затели работы.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повто­рений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Результаты упражнений могут быть выражены графически. Количествен­ные показатели совершенствования навыка можно получить различными пу­тями, в частности измерением количества работы, выполненной в единицу вре­мени, затраченного на каждое упражнение.

Навык может быть сформирован разными путями с помощью:

— простого показа;

— объяснения;

— сочетания показа и объяснения.

Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему дей­ствий и место в нем каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относит­ся число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.

 

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (пере­нос), так и отрицательным (интерференция).

Перенос навыков — это положительное влияние уже приобретенных на­выков на усвоение новых. Его сущность состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием пере­носа является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или умений как у усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельно­сти.

Интерференция навыков — отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех случаях, когда:

— новый навык включает в себя движения, противоположные по своей структуре усвоенным ранее и ставшим привычными;

— закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в про­тивном случае возникает деавтоматизация.

Деавтоматизацией навыков называется ослабление или полное разру­шение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения стано­вятся более медленными и менее точными, координированность их расстраи­вается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального со­средоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.

Деавтоматизация наступает:

— в результате длительного перерыва в выполнении того или другого действия или упражнения! при этом чем менее прочно был усвоен навык, тем быстрее он деавтоматизируется;

— при наличии сильного утомления, перетренировки; в этих случаях наступает большее или меньшее общее нарушение уже установив­шихся временных связей в коре головного мозга, в том числе и в двигательных центрах;

— при нарочитой направленности внимания на выполнение действий, ставших прочными навыками; такая направленность внимания при­водит к временному нарушению и ослаблению выработанных автома­тизмов: движения начинают выполняться медленнее и с ошибками.

 

Глава шестая Психология личности

Личность — субъект и объект общественных отношений.

А. Г. Ковалев

Психика человека, мир его психических явлений — не только производ­ное его собственного развития, но и результат воздействия окружающего мира, общественных отношений. Богатство психики человека зависит от многообра­зия его связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как член общества.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния раз­личных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может ре­ально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психоло­гия личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идео­логия как система идей об обществе оказывает на нее огромное влияние, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуаль­ные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и обще­ния люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общ­ность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обще­ству, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, игра­ет определенную роль.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объектив­ных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведе­ние перед обществом.

Личность — существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить собствен­ными интересами.

 

Глава шестая

Комментарии

Личность это конкретный человек, являющийся представителем "Определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружаю­щему и наделенный определенными индивидуально-психологическими осо­бенностями.

В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности опре­деляются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущ­ностью.

Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеж­дений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отноше­ния, которые стали его внутренним достоянием и отложились в со­знании в виде определенных жизненных целей и интересов, отноше­ний, позиций.

Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянииее индивидуально- и социально-психологи­ческих качеств на поведение, действия и поступки.

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противополож­ные интересы разных слоев общества.

Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководству­ется или находится под влиянием противоречивых интересов, носи­телем которых она вдруг оказывается в силу различного рода соци­альных обстоятельств.

3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.Довольно часто человек долго не может в силу обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению оконча­тельно оформиться и эффективно проявляться.

4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчиво­стью или легкостью их переключаемости, узостью или многогран­ностью.

Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы лично­сти при своей слабой оформленности или узости очень сильно огра­ничивают мировоззрение человека.

5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологи­ческих проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств мо­жет сказываться и на мировоззрении, и на поведении.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.