Сделай Сам Свою Работу на 5

Восточная и южная группы храмов





Восточная группа храмов находится рядом с деревней Кхаджурахо. Включает в себя три брахманских храма и четыре джайнистских.

Гранитный храм Брахмы с сикхарой из песчаника, который смотрит на Нарора Сагар - один из самых старых в Кхаджурахо (около 900 г.). Четырехликий лингам в святилище привел к путанице в названиях, но изображение Вишну наверху, над дверью святилища, говорит о том, что храм изначально был посвящен Вишну. Храм Джавари (1075-1100 гг.) стоит на северной окраине старой деревни. Он посвящен Вишну и представляет собой прекрасный образец малой архитектуры Кхаджурахо: вход украшен крокодилами и стройной сикхарой. Храм Вамана (1050-1075 гг.) находится в 200 м дальше на север. Он посвящен карлику - одному из воплощений Вишну. В нем есть необычные детали, например, выступающие из стен слоны, сикхара лишена вспомогательных шпилей, а эротических сцен почти нет. Махамандапа (главный зал) нетипична для Кхаджурахо: она покрыта крышей. Но это вполне соответствует традиции средневековых храмов западной Индии.

Расположенный между старой деревней и джайнистской территорией крохотный джайнский храм Гхантай получил название от украшений на колоннах - гханта (цепь и колокол). Когда-то он был похож на соседний храм Паршванат, но сейчас от него остались только колонны.



Хотя храм Паршванат не может поспорить высотой и откровенностью эротических сцен с западной группой, это самый большой джайнистский храм на данной территории. Он примечателен великолепной искусностью и точностью своей конструкции, а также очень красивыми скульптурами. Здесь можно увидеть некоторые прекрасно сохранившихся знаменитых изображений в Кхаджурахо, включая женщину, которая вынимает колючку из ноги, и женщину, которая красит глаза; обе фигуры находятся на южной стороне. Изначально храм был посвящен Адинатху. Около века назад сюда поместили черное изображение Паршваната. Оба они имеют надписи над входом в махамандапу и сильно напоминают упрощенную версию храма Лакшмана, датируемого 950-970 гг.

Соседний, меньший по размеру храм Адинатх с течением времени был частично восстановлен. Своими тремя полосами резных фигур он похож на индуистские храмы в Кхаджурахо, особенно на храм Вамана. Только черное изображение в святилище напоминает о том, что храм принадлежал джайнам. Шанти Натх, джайнистский храм,построенный около века назад, содержит несколько предметов из других храмов, в том числе статую Адинатха высотой 4,5 м с надписью на пьедестале, датируемой 1027 г.



Южная группа храмов включает три храма: Дуладео, Чатурбхуджа и Биджамандала. Большая 2.5-метровая статуя Ханумана (бога обезьян) находится на середине пути между западной группой храмов и деревней. Интерес привлекает надпись на постаменте от 922 г. - самая древняя из датированных надписей в Кхаджурахо.

 

Грязная тропинка ведет к изолированному храму Дуладео, расположенному в 1 км на юг от джайнистской территории. Это самый молодой храм, датируемый 1100-1150 гг. Он частично выполнен из дерева, статуи часто повторяются, например, статуи Шивы - все это говорит о том, что строители храмов Кхаджурахо к этому моменту уже пережили пик своего мастерства. Но склонности к эротизму они нисколько не утратили. Рядом с храмом Дуладео расположен разрушенный храм Чатурбхуджа (ок. 1100 г.). В святилище храма находится четырехрукая статуя Вишну высотой 2,7 м. Это единственный храм в Кхаджурахо, на котором нет эротических изображений. Прямо перед Чатурбхуджей есть тропинка с указателем к храму Биджамандала. Этот храм XI в., посвященный Шиве (судя по белому мраморному лингаму на вершине холма), сейчас находится на стадии раскопок. Были найдены несколько прекрасных статуй и незаконченных резных композиций, размеры которых свидетельствуют о том, что, скорее всего, это был самый большой храм в Кхаджурахо.



Храмы Кхаджурахо уникальны, в своей гармонии и красоте они не имеют равных и представляют собой лучшие образцы стиля храмовой архитектуры средневековой Индии. В освещении разноцветных лучах прожекторов они служат естественной декорацией для проводящегося ежегодно в марте и привлекающего тысячи туристов фестиваля индийского танца, в котором принимают участие ведущие исполнители классических стилей: бхаратнатьям, одиси, катхак, катхакали и других.

 

Архитектурный анализ храма Лакшмана в Кхаджурахо.

 

В соответствии с индуистскими верованиями Лакшман, брат Рамы (воплощение Вишну), принадлежал к касте кшатриев – он всегда оберегал Раму и его супругу Ситу в изгнании, брал на себя заботу о возведении жилища и добыче пищи.

 

Храм Лакшмана возводился в Кхаджурахо на протяжении 930-950 гг. по повелению правителя Ясовармана и был построен уже ко времени прихода к власти его сына Дханги. В колонном павильоне перед храмом – мандапе – сохранилась табличка, доносящая до нас свидетельства тех далеких времен. Этот храм имеет лучшую сохранность среди всех храмов Кхаджурахо.

Он стоит на высокой платформе адхистхана и включает в себя все основные признаки храма – ардхамандапу (входной портик), антаралу (вестибюль-портик, крытую галерею), гарбхагриху(святилище), мандапу (зал), шикхару с навершием амалака.[2] Маленькие портики с наклонными навесами прадакшина, выступающие над мандапой и проходом, украшены изумительными резными колоннами.

В отличие от других храмов святилище в нем выполнено из монолитного камня, а его шикхара, собрана из нескольких башен меньших размеров. Нижняя часть строения имеет фальш-окна с балконами и богато украшенную балюстраду. Два ряда скульптурных изображений, включающих фигуры богов, простых смертных и эротические сцены, украшают всю ее поверхность. Вход в святая святых украшен изображениями различных инкарнаций Вишну, а дверные проемы изображают Лакшми (в центре) в окружении Вишну и Брахмы с обеих сторон. Само же святилище гарпха-гриха содержит увитое гирляндами изваяние трехрукого и четырхголового бога Вишну.

Вход-портик архамандапа – продолговатый проход в вестибюль (мандапу). Он богато украшен круговой гирляндой из камня. Орнамент состоит из любовных пар, красивых цветов и мифических животных. В мандапе пространство расширяется. Вестибюль украшен балюстрадой (какшасаной), резным потолком, колоннами и пилястрами.

Цоколь храма, к которому ведет пролет высоких ступеней, был оформлен девятью равномерно расположенными нишами для статуй Шивы, Ганеши и семи богинь-матерей шакхти, символизирующих женскую силу, суть жизни. Искусно спланированный постамент, галерея, как и выступающие вперед окна наверху, ориентированы на восход и заход солнца и проникающие внутрь храма солнечные лучи. Изысканные балконы обеспечивают достаточное количество света для обзора скульптур внутреннего убранства храма. Наполненные воздухом и светом внутренние помещения храма демонстрируют эффект дополнительного объема на резной поверхности стен. Окрашенные рассветными и закатными солнечными лучами, воспринимая на себе игру света и тени, скульптуры оживают, наполняя пространства храма божественной силой.

 

 

Заключение

Экскурс в средневековую Индию времен правления династии Чандела позволил автору работы расширить круг знаний о храмовой скульптуре, архитектуре, эстетике и религиозных воззрениях благородной эпохи раджпутов – великих воинов, бесстрашных защитников своих территорий и индуистских ценностей от наступавшего влияния мусульманской культуры.

Будучи великодушными покровителями искусств и ремесел, правители раджпутской династии Чандела создали непревзойденных масштабов храмовый комплекс в долине реки Инд – Кхаджурахо. Во времена расцвета династии он состоял из 85 храмов, прославлявших индуистских богов Брахму, Вишну и Шиву, а также нескольких джайнистских храмов, отдавая тем самым дань уважения дружно соседствующим с династией Чандела общинам джайнов.

Почти двухсотлетняя история правления династии оставила после себя богатый пласт культурного наследия, что позволяет в настоящее время делать утверждения о бесспорном превосходстве архитектурной мысли, художественной скульптуры и эстетики пластических форм эпохи Чандела в истории искусств средневековой Индии.

При написании данной работы автор обращался к монографиям авторов, освещавших круг вопросов, связанных с временем правления династии Чандела, информационным ресурсам об Индии и отзывам путешественников в сети Интернет, зарубежным справочным изданиям о храмовом комплексе Кхаджурахо.

 

Список литературы:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – 8-3 изд. – М.: КДУ, 2006. – 704 с.

2. Жуковский В.И., Копцева Н.П. Искусство Востока. Индия: Учеб.пособие: Краснояр.гос.ун-т, 2005. – 402 с.

 

3. Успенская Е.Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб, «Евразия», 2000 – 384 с.

 

4. Word Heritage Series: Khajuraho. Based on the text Krishna Deva, Published by ASI, New Delhi, 2002. — 98 с.

 

Электронные источники:

 

5. Asian Historical Architecture. Lakshmana Temple, Khajuraho, India http://www.orientalarchitecture.com/india/khajuraho/lakshmana.php

 

6. Статья о храмах Кхаджурахо на портале «Old Story» http://oldstory.info/index.php?/topic/4114

 

7. Ресурсы в Wikipedia

 

 

Приложение

Рис. 1. Империи Гурджара-Пратихара, Раштракутов и Пала в VIII – XI вв.

 


Рис. 2. Храм Лакшмана в западной группе храмов Кхаджурахо.

 

Рис. 3. Фронтальный план храма

 

 


Рис. 4. Храм Лакшмана. Вид сверху

 

Рис. 5 Внутреннее убранство храма Лакшмана. Игра света.

Рис. 6 Архамандапа – вход-портик храма Лакшмана

Рис. 7 Гарбха-гриха храма Лакшмана в Кхаджурахо

Рис. 8 Стены фасада храма Лакшмана, восходящие к шикхаре


Рис. 9. Храм Лакшмана в первых лучах заходящего солнца


[1] Успенская Е.Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. – СПб.: «Евразия», 2000, с.39

[2] Рис. 3,4 Приложения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.