Сделай Сам Свою Работу на 5

История расцвета династии Чандела в северной Индии





Оглавление

Введение …………………………………………….………………………….. 3

1. История расцвета династии Чандела в северной Индии ……………….. 5

2. Храмовый комплекс Кхаджурахо в наши дни …………………………….. 8

2.1. Западная группа храмов …………………….………………………... 12

2.2. Восточная и Южная группы храмов …..……………………………. 14

3. Архитектурный анализ храма Лакшмана в Кхаджурахо …...…………….. 17

Заключение …………………………………………………………………….. 19

Список литературы ………………………….………………………………… 20

Приложение ………………………………………………………………….…. 21

 

Введение

Затерянная в лесах штата Мадхья-Прадеш в северной Индии небольшая деревня у храмового комплекса Кхаджурахо – место оживленного туристического паломничества, объект внимания любопытствующих обывателей со всего света, источник поступлений в казну малопривлекательного в туристическом плане региона Индии и, что более важно для специалистов, глубоко интересующихся культурой страны, крупнейший центр архитектурного наследия средневековой Индии.

 

До наших дней в разной степени сохранности дошли около 20 объектов некогда грандиозного храмового комплекса, состоявшего из 85 храмов, построенных в характерном североиндийском архитектурном стиле нагара в период с IX по XII вв. н.э.
Появление храмов в Кхаджурахо было связано с возрождением индуизма в этот исторический период и утверждением правления новой династии Чандела на территориях, расположенных между царствами Гурджара-Пратихара, Раштракутов и Пала.



 

Чандела запомнились в истории средневековой Индии как прекрасные воины, обладающие знаниями стратегии ведения боя, отважные и удачливые в схватке; их навыки в деле возведения фортификационных укреплений для отражения натиска мусульманских войск на достаточно большой по протяженности территории позволяли сдерживать экспансию ислама вглубь индийского континента. Чандела были большими покровителями архитектуры и искусств, их почти двухсотлетняя деятельность в строительстве храмов - интереснейший объект для исследования, чему автор уделит внимание во второй части данной работы. Храмовый комплекс в столице династии Кхаджурахо поражает скульптурным изяществом и архитектурным величием, представляя уникальный пласт культурного наследия той эпохи.



 

Индуистские храмы Кхаджурахо известны на весь мир кроме прочих несомненных достоинств своей уникальной эротической скульптурой. Фризы платформ, большие, средние и малые рельефы на фасадах храмов демонстрируют в подробностях сцены плотской любви как формы космического единства и пути вознесения души. Примечателен тот факт, что внутреннее убранство храма не содержит ни одной из характерных сцен внешнего декора фасада, словно указывая на истинное положение физической формы любви в иерархии истинных потребностей человека. Существуют множество экстравагантных теорий об эротической скульптуре Кхаджурахо, но документальные свидетельства об образе жизни того времени, наверное, являются лучшим объяснением: поколения, создавшие эти храмы, были свободны от запретов, появившихся столетиями позже и укоренившихся в индийском обществе.

 

Храм Лакшмана, посвященный Вишну, наиболее сохранившийся из ранних храмовых памятников Кхаджурахо. Строительство его велось в течение 20 лет при втором царе династии Чандела – Дханге – и было завершено в 954 году. В третьей части работы будет выполнен анализ данного памятника архитектуры, указаны характерные особенности храма как прообраза мировой горы Меру, воплощенного в канонических элементах храмовой архитектуры таких как мандапа, гарпха-гриха, шикхара и некоторых других.

 

В процессе сбора и анализа информации о храмовом комплексе Кхаджурахо, истории его возникновения и стилистических архитектурных особенностях храмов планируется достигнуть поставленную автором цель написания данной работы – систематизировать и расширить сферу знаний об истории искусства средневековой Индии для более целостного понимания всех этапов развития мирового искусства.



 

История расцвета династии Чандела в северной Индии

В истории Индии VII – XII веков существует так называемый «раджпутский период», который в определенной степени напоминает времена расцвета рыцарства в средневековой Европе. Тогда политическую мощь набирали выходцы из военного или военно-феодального сословия – раджпуты. Образ раджпута представляется современникам в соответствии с памятниками той эпохи в виде гордого и независимого человека, безоглядно храброго и мужественного воина, чьи подвиги воспеты в романтических балладах и героических сказаниях, оснащенного чрезвычайно эффективным оружием, решительного, жесткого, но неизменно благородного во всех своих мыслях и поступках.

 

«Царское достоинство – это не наследственное право. Оно не может быть передано и письменным документом. Им пользуются, когда его приобретают при помощи меча. Землей правят герои.» - эта истина была провозглашена древним мудрецом Парашарой, считающегося автором нескольких гимнов «Риг-веды». При раджпутских правителях Индии государства процветали, строились города и храмы, рождалась прекрасная литература, развивались ремесла и искусство. Период их правления совпал с эпохой мусульманской экспансии на территорию долины Инда, когда раджпуты выступили основными защитниками индуистских ценностей. Противостояние воинов-раджпутов и мусульманских правителей – суть исторического процесса тех веков, именно оттуда идет возвышенное представление о раджпутах как о великих воинах, кшатриях средневековой Индии.

 

Согласно древней традиции настоящим царем в Индии мог считаться выходец из варны (касты) кшатриев — прирожденных воинов. Завоевав признание в обществе, раджпуты в подтверждение высокой кастовой принадлежности и для легитимизации своей власти щедро одаривали представителей касты жрецов - брахманов - земельными владениями и индуистскими храмами. Сильнейшим из раджпутских царств к VIII веку стало царство Гурджара-Пратихаров. Контролируемые членами этой династии территории покрывали половину всей Северной Индии, а их вассалами считались правители большинства мелких княжеств. Среди этих последних были представители раджпутской династии Чандела. К IX веку Чандела добавили к своим владениям небольшое княжество в Центральной Индии со столицей в Кхаджурахо (на территории современного штата Мадхья-Прадеш).

Чанделы были доблестными воинами и верными вассалами. Они помогали Пратихарам отбивать набеги мусульман из долины Инда. Особенно отличился царь Харсдева из клана Чандела (годы правления ок. 900-925). В 914-915 гг. Пратихарам противостояла сильнейшая держава Индии - империя Раштракутов. Двигаясь с юга, армии их царя Индры III (годы правления 914-929) одерживали одну победу за другой и даже захватили столицу Пратихаров город Канаудж. Исход войны решило вмешательство армии Харсдева: с его помощью Пратихары вернули свои владения, династия Чандела сильно укрепила собственное влияние.

 

Сын Харсдева Ясоварман (годы правления ок. 925-950) стал основателем независимого царства. Воспользовавшись ослаблением держав Пратихаров и Раштракутов, он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице своего царства Кхаджурахо он начал строительство величественного храма Лакшмана. Вершины своего могущества царство Чанделов достигло при его сыне Дханге (годы правления ок. 950-1002). Резиденция царей переместилась в крепость Калинджар в 19 км от храмового комплекса, но Кхаджурахо всегда оставался культовым центром династии Чандела.

 

Завоевав в ходе серии победоносных походов значительную часть Центральной и Северной Индии, включая Варанаси, Дханга принял титул Махараджадхираджа Калинджарадхипати, «великого царя, царя царей, повелителя Калинджара». Его царство простиралось от Вадиши до Гвалиора и от Варанаси до Нармана. Будучи покровителем искусства и архитектуры, он продолжал храмовое строительство в Кхаджурахо, возведя храмы Вишванатха и Паршванатха. Новые храмы строились и в XI веке при царе Видхьядхаре (годы правления ок. 1025-1035), который успешно оборонял владения Чандела от набегов армии мусульманского правителя Махмуда Газневи из Афганистана и Пенджаба.

 

Северо-западные владения Чандела были покрыты чередой многочисленных параллельных невысоких скалистых хребтов, скалы которых венчаются плоскими обширными поверхностями. На одной из них была воздвигнута резиденция царя Дханги, служившая и крепостью, и дворцом, стены которых продолжали скалистые обрывы. Следует отметить, что характерная особенность североиндийской (раджпутской) архитектуры заключалась в ее гармоничном сочетании, созвучии с окружающими пейзажами и ландшафтом. Умение увидеть ландшафт и организовать пространство позволило раджпутским правителям династии Чандела вознести архитектурную мысль на недостижимую прежде высоту.

Раджпутские крепости действительно были очень хорошо подготовлены для организации долговременной защиты от осады. Одним только своим видом крепости производили на врага повергающее впечатление: высокие толстые стены, завершенные сторожевыми и дозорными башнями с сигнальными огнями, очень мощные ворота. Важнейшим элементом обеспечения долгого сопротивления крепости была хорошо организованная система водоснабжения. Использовались колодцы различных конструкций, родники, большие и глубокие резервуары, высеченные в твердой скалистой породе для удержания дождевой воды. Существовали сложные в инженерном отношении водопроводные системы, в том числе и для подъема воды с более низкого на более высокий уровень. Раджпутская эстетика требовала, чтобы в крепостях рядом с дворцами обязательно были сады и фонтаны, каскады водяных струй и другие подобные красоты, очень освежающие микроклимат в знойный летний день. Вода для них требовалась в больших количествах. Но это не считалось пустой тратой сил и средств. В крепостях устраивались подземные хранилища буквально всего, что может потребоваться при длительном автономном режиме существования.[1]

 

На территории царства Чандела всегда в избытке был строительный камень. Плодородный слой почвы в северной Индии неглубок и повсюду выходят к поверхности прочные каменные породы. Много веков в карьерах и каменоломнях продолжалась добыча песчаника, известняка, мрамора и гранита. В подобных условиях обработка камня для последующего строительства храмов и крепостей становилась естественным родом деятельности незанятых в военных походах жителей царства Чандела. Именно эту сферу занимали выходцы из джайнистских общин, чьи этические установки, в соответствии с джайнистским учением, не позволяли наносить вред живым существам. Поэтому ни земледелие, ни тем более военная профессия им не годились, находили свое призвание джайнисты в ремеслах, торговле и ростовщичестве. Все эти занятия были в свою очередь противопоказаны раджпутам – в противном случае они уронили бы свою воинскую честь кшатриев. Поэтому в молодом раджпутском государстве Чандела джайнисты получили широкое поле деятельности и всемерную поддержку правителей. Все храмы комплекса Кхаджурахо были построены ими. Этим же объясняется соседство наряду с индуистскими храмами Шивы и Вишну нескольких джайнистских храмов, преимущественно в восточной и южной части храмового комплекса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.