Сделай Сам Свою Работу на 5

Храмовый комплекс Кхаджурахо в наши дни





 

Под влиянием раджпутских представлений о прекрасном и полезном сложился высокий совершенный стиль периода Чандела, проявившийся в храмовой, фортификационной архитектуре и умении обустраивать ландшафт. Чандела умели мыслить в масштабах больших пространств и понимали толк в прочных каменных сооружениях. От своих индийских предков они унаследовали вдохновенное искусство художественной скульптуры и страсть к эстетике форм.

Скульптура Кхаджурахо берёт свои истоки из средневековой школы Ориссы, и превосходит её в изяществе изображения. Всю скульптуру Кхаджурахо можно разделить на пять основных категорий:

- Первая включает религиозные изображения. Они сделаны только вдоль фасадов храмов, в строгом согласовании с канонической формулой и предписаниями.

- Вторая категория состоит из богов, их слуг и окружения. Встречается в нишах на стенах, а также в больших и средних рельефах на фасадах храмов, во внутреннем убранстве. Скульптуры в нишах выполнены строго и канонически. Позы остальных фигур богов и богинь более свободны. Отличить богов можно только по особым признакам: головному убору, священному предмету в руках, украшениям на всём теле, ездовому животному и бриллиантам на груди.



- К третьей категории относят апсар и сурасундари. Это самая известная и многочисленная часть скульптуры Кхаджурахо. Встречается в больших и средних рельефах на фасадах храмов, на внутренних стенах, колоннах и потолке. Сурасундари - изящная нимфа в прекрасных одеждах и украшениях. Ей свойственны человеческие эмоции в обычных женских делах. Она может раздеваться, зевать, почёсывать бок, трогать грудь, умываться водой, вытаскивать занозу из ноги, ласкать ребёнка, играть с домашним питомцем, писать письмо, играть на флейте. Апсара изображается танцующей в различных позах. Как слуга богов она может держать в руках цветок лотоса, зеркало, сосуд с водой, благовония, орнаменты и др. Статуи сурасундари и апсар изображают в соответствии со строгими канонами: характерный S-образный изгиб, голова наклонена в одну сторону, тело в другую, а ноги в третью; очень чётко выделен взгляд.

- Четвёртая категория - светская скульптура: правители и их семьи, учителя и ученики, домашние сцены, танцоры и музыканты, эротические пары и группы.



- В пятую категорию входят скульптуры животных, включая и мифических. В основном же это слоны, верблюды, кони, кабаны, обезьяны, собаки, попугаи и др.

 

Дошедшие до нашего времени храмы некогда величественного комплекса времен правления династии Чандела и сейчас представляются оазисом на фоне жаркого пыльного пейзажа. Храмы различаются по высоте, большинство из них состоят из группы сооружений, поднимающихся подобно горным хребтам один за другим, нижняя точка которых - портик, а верхняя – прообраз священной горы Меру (или Кайлас). Постепенный наклон ведет взгляд вверх от входа к крышам закрытого или с колоннами храмового холла (мандапа) к шпилям зданий (шикхара), открывая душу молящегося богу. Впечатление от этой уходящей вверх конструкции усиливается высокой платформой под ними, подобно тому, как красота драгоценного камня подчеркивается оправой, демонстрирующей его в выгодном свете.

 

Большинство храмов Кхаджурахо построены в виде креста с одним или двумя трансептами, ориентированы с востока на запад. Алтари (гарбха-гриха) всех этих храмов, в соответствии с североиндийским архитектурным стилем нагара, окружены специальной дорожкой (прадакшина) для совершение обхода. Главный зал храмов (махамандапа) следует сразу за входом после небольшого свободного пространства вестибюля (антарала). Такого рода планировки отличаются специфической формой входной арки или полухолла (ардхмандапа) и холла с колоннами (мандапа), предназначенного для танцев или дополнительных жертвоприношений. Некоторые храмы Кхаджурахо представляют собой комплекс из пяти храмов (панчаятана) со специальным храмом, посвященным повозке главного бога.



 

Цоколь храма, к которому ведет пролет высоких ступеней, оформляется девятью равномерно расположенными нишами для статуй Шивы, Ганеши и семи богинь матерей. Искусно спланированный постамент, галерея, как и выступающие вперед окна наверху (ориель), ориентированы на стороны света. Балконы обеспечивают достаточное количество света для обзора скульптур внутреннего убранства храма.
После входа в галерею и неф через словно вырезанный из слоновой кости арочный вход (торана) с фигурами сказочных чудовищ, небесных музыкантов, танцовщиков и богов. Внутренняя часть храма так же старательно отделана резьбой, как и наружная поверхность. Комнаты храма наполнены воздухом и светом, что придает объем резьбе на их полукруглых потолках.

 

Вход в алтарь также украшен резьбой. Алтарь окружен дорожкой (прадакшина), а на его постаменте находятся восемь ведущих богов (аштадикпала) — Индра, Агни, Яма, Наирита, Ва-руна. Вайю, Кубера и Исана, охраняющие Шиву. Над ними в стене находятся ниши для скульптур каждого члена святой триады.


Три горизонтальных пояса скульптур на стенах, повторяясь, продолжают друг друга, создавая чувство волнообразного движения по всему сооружению, освещая одних и придавая им силу, и маскируя других своей тенью. В жаркий день, когда воздух дрожит маревом, фигуры предстают перед взорами посетителей как волшебное видение.

 

Множество богинь (деви), героев и чувственных танцовщиц (апсар) - согласно подсчетам всего 872 фигуры - предстают на стенах как влюбленные, мечтатели и воины. Все человеческие и божественные фигуры кажутся восторженными. Их глаза устремлены поверх смотрящего на них. Даже в эротических скульптурах состояние экстаза на лицах пар скорее божественное, чем земное. Помимо барельефов, в Кхаджурахо встречаются примечательные примеры культовой монументальной скульптуры. Наиболее яркий пример — это огромная статуя Варахи в аватаре (воплощении) вепря, то есть Вишну. Именно в этом образе, по преданию, он спасал Землю от великого потопа.

Посетителей в определенной степени привлекают скульптурные изваяния эротического содержания. Иногда храмы Кхаджурахо даже называют храмами Камасутры. На стенах храмов с интригующей откровенностью показаны «митхуна», пары возлюбленных, и «майтхуна», изображение любовных объятий в самых разнообразных вариациях. Но такие композиции составляют не более десятой части всех скульптурных изображений. Между тем эротизмом проникнуты многие, если не большинство скульптур. Особенно это касается фигур небесных нимф — апсар или сурасундари.
В индийской мифологии апсары часто появляются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Их реалистичные и чувственные скульптурные изображения в Кхаджурахо считают шедеврами эротического искусства Индии. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных. Некоторые из небесных нимф заняты туалетом: изящно изогнувшись, смотрятся в зеркало или подкрашивают ресницы, являются иллюстрацией слов из «Камасутры»: «женщины нежны как цветы, и предпочитают, чтобы их завоёвывали нежностью».

Как объяснить эротические сюжеты в скульптуре храмов Кхаджурахо? Прежде всего следует отметить, что храмы в Кхаджурахо не уникальны в этом отношении. Существуют и другие, храмовые комплексы X–XIII веков, украшенные эротической скульптурой, например храм в Конараке. Очевидно, что распространение эротической скульптуры связано с некими общими культурными традициями той эпохи. Изображения обнаженных (точнее, почти обнаженных) фигур митхуна на стенах святилищ встречаются в Индии с древности. Почти обнаженное женское тело не воспринималось как нечто непристойное в стране с жарким и влажным климатом. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.

 

Изображение более откровенных и даже непристойных сцен майтхуна стали появляться на храмах только в X веке. Примечательно, что в Кхаджурахо такие сцены встречаются только на наружных стенах храма и в стороне от изображений высших божеств. Ученые полагают, что на появление таких сюжетов в храмовой скульптуре повлиял древний культ плодородия и стремление отвести от храма дурное влияние. Вероятно, здесь нашли свое отражение сексуальные обряды, которые, как считалось, способствуют плодородию и вместе с тем защищают от сил зла и разрушения.

 

Наконец, в индийской мифологии встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему сурасундари — искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Существует предположение, что сцены майтхуны призваны были проверить духовную чистоту посетителей храма, которые должны были оставить мысли о плотских утехах, соприкасаясь с божеством.

 

Появление такой храмовой скульптуры именно в X веке связано с развитием двух религиозных течений в индуизме: бхакти и тантры. Тантризм был более популярен среди почитателей Шивы и богини Парвати, а кроме того - проник из Индии в тибетский буддизм. В тантрической традиции Шива воспринимается как верховное божество и конечная реальность, а его творческая энергия Шакти считается его «женой». Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти в ходе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во вселенной, так и в душе верующего. Майтхуна превращается в ритуал духовного просветления.

 

В классический раджпутский период X – XII в. весьма распространенными были полигамные браки и семьи. Это объяснялось необходимостью обеспечить выживаемость и устойчивую жизнедеятельность семьи. Обычно считается, что у радж и махарадж было по двадцать жен. Но не все они могли считаться полноправными женами. Часть из них определенно принадлежала к категории наложниц и даже домашних служанок, которые по раджпутскому обычаю имели право на специфическое внимание хозяина. В небогатых раджпутских семьях, где тоже бывало по три-четыре жены, обычно лишь одна из них была настоящей, брак с которой заключался по всем правилам. Остальные могли быть по статусу наложницами. Большое количество женщин в доме, как следствие полигамии, было несомненным предметом гордости раджпута, решительного, воинственного, устремленного к достижению божественной гармонии через религиозные мистерии. Принимая во внимание сложившиеся традиции времен правления династии Чандела и общественные устои той эпохи, сюжеты уникальной храмовой скульптуры Кхаджурахо перестают казаться шокирующими и предстают естественным желанием скульпторов увековечить современную им жизнь и донести память о ней будущим поколениям, будь то военные походы или религиозные обряды.

 

Храмовый комплекс Кхаджурахо на сегодняшний день представлен тремя группами: западной, восточной и южной. Часть храмов вынесена за ограждения туристических маршрутов, однако, несмотря на недостаточную сохранность, эти храмы также достойны внимания отдельных групп заинтересованных посетителей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.