Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы контрольных работ (для заочного отделения)





Экологическое образование в России:

- цели и задачи;

- принципы построения;

- современное состояние.

Модели экологического образования и их реализация:

- однопредметная модель;

- многопредметная модель;

- смешанная модель.

Содержательные линии курса «Экология» в средней школе:

- глобальная экология;

- экология биологических систем;

- социальная экология;

- экология человека.

Формы обучения экологии:

- классификация форм организации обучения.

- формы организации обучения на уроках фронтальная, индивидуальная, групповая;

-- домашние работы, их значение;

- внеурочные работы: в уголке живой природы, в природе по заданиям на лето;

- трудовые экологические лагеря, экологические учебные тропы.

Урок экологии:

- типы уроков по дидактическим целям;

- структура уроков,

- постановка задач и оптимальное содержание.

Экскурсия в природу:

- постановка целей и задач,

- методика проведения,

- обработка результатов и подведение итогов.

Метод и его дидактическая значимость в учебно-воспитательном процессе

- классификация методов обучения;

- характеристика словесных методов обучения;



- характеристика наглядных методов обучения;

- характеристика практических методов обучения.

Учебник экологии как средство обучения:

- функции учебника;

- структурные компоненты: информативная, репродуктивная, эмоционально-ценностная;

- текстовые и внетекстовые компоненты учебника;

- виды и приемы работы учащихся с учебником.

Диагностика и контроль знаний учащихся по экологии:

- параметры образовательной диагностики;

- функции оценки;

- виды контроля и их характеристика.

 

7. Тестовые задания по дисциплине

 

1. Найдите соответствие:

а) индивидуальное обучение – 1) взаимодействие между двумя учениками;

б) групповое обучение – 2) класс работает в едином темпе, с общими задачами;

в) фронтальное обучение – 3) учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основаниях;

г) коллективное обучение – 4) учащиеся работают как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия;

д) парное обучение – 5) взаимодействие учителя с одним учеником.



 

2. Выберите из предложенных коллективно-групповые формы занятий:

а) уроки; д) экскурсии;

б) проекты; е) конференции;

в) олимпиады; ж) репетиторство;

г) самообучение; з) лекции.

 

3.Как называется учебно-воспитательная работа учителя с постоянным, однородным по возрасту, подготовке коллективом учащихся по определенной программе экологии, твердому расписанию и в школьном помещении:

а) лекция, б) семинар, в) гувернерство, г) урок, д) репетиторство.

 

4.В структуре какого урока основной частью является выполнение тестовых заданий, самостоятельное решение задач:

а) изучение нового материала; г) проверки и контроля знаний;

б) закрепления знаний; д) комбинированный урок.

в) обобщения знаний;

 

5. Какой тип конспекта урока оформляется на отдельных листах (формата А4) и имеет возможность изменять или дополнять отдельные уроки:

а) традиционный; в) электронный;

б) мобильный; г) виртуальный.

 

6. Выполнение учащимися вне урока обязательных, связанных с изучением курса экологии, практических работ по индивидуальным или групповым заданиям носит название:

а) внеклассная работа; в) домашняя работа;

б) внеурочная работа; г) школьная экскурсия.

 

7. Соотнесите компоненты образовательного процесса с их сущностными характеристиками:

1. целевой; а) включает многообразие целей и задач, относящихся к субъектам образования;

2. содержательный; б) обеспечивает достижение, диагностику и оценку намеченных результатов;

3. деятельностный; в) включает систему управления по достижению заданных и возникающих целей;



4. организационный; г) отражает взаимодействие субъектов обучения;

5. технологический; д) отражает конкретное наполнение каждого элемента образовательного процесса.

 

8.Как называют науку, рассматривающую внутренние механизмы, логику движения и организации знания:

а) методика; в) логика;

б) методология; д) педагогика.

 

9.Выберите из предложенных ниже принципов образовательного процесса, отражающий в обучении учет личных учебных целей каждого учащегося:

а) принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;

б) принцип метапредметных основ образовательного процесса;

в) принцип личного целеполагания ученика;

г) принцип продуктивности обучения;

д) принцип первичности образовательной продукции учащихся;

е) принцип ситуативности обучения.

 

10. Выберите из предложенных ниже словесные методы обучения:

а) иллюстрации; д) работа с учебником;

б) лабораторные работы; е) демонстрация опытов;

в) беседа; ж) решение заданий;

г) рассказ; з) дидактические игры.

 

11.Какие из педагогических приемов приведенных ниже относят к логическим:

а) сравнение; г) постановка проблемы;

б) обобщение; д) выявление признаков;

в) демонстрация опытов; е) использование видеоматериалов.

 

12. Как называется группа методов обучения, при использовании которых учитель ставит проблему и показывает путь ее решения, а учащиеся, следя за логикой решения, получают образец развертывания познания:

а) объяснительно-иллюстративный; г) частично-поисковый;

б) репродуктивный; д) исследовательский.

в) проблемного изложения;

 

13. Какая форма устной проверки знаний отличается высокой оперативностью и интенсивностью:

а) фронтальный опрос; в) уплотненный опрос;

б) индивидуальный опрос; г) мозговой штурм.

 

14. Какой вид контроля проводится в конце изучения темы или по окончании учебной четверти:

а) предварительный; в) периодический;

б) текущий; г) итоговый.

 

15. Найдите соответствие:

а) компенсаторность – 1. обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога;

б) информативность – 2. рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

в) интегративность – 3. передача необходимой для обучения информации;

г) инструментальность – 4. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников.

 

16. Какие из перечисленных изобразительных средств наглядности дают представление о динамике изучаемых процессов:

а) табличные;

б) макетно-муляжные;

в) технические.

 

17. Как называется совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач:

а) методы обучения;

б) средства обучения;

в) формы обучения.

 

18. Какой структурный компонент учебника экологии представлен с помощью вербального, символического и иллюстративного изложения:

а) информативный; в) творческий;

б) репродуктивный; г) эмоционально-ценностный.

 

19. Какая часть текста учебника включает в себя справочные материалы, выходящие за рамки программы, статистические сведения:

а) основной текст; в) пояснительный текст;

б) дополнительный текст; г) разъяснительный текст.

 

20. К какой группе внетекстовых компонентов учебника относят технические карты, диаграммы, схемы, графики:

а) аппарат организации;

б) иллюстративный материал;

в) аппарат ориентировки.

 

21.Какой из перечисленных принципов построения системы экологического образования исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности:

а) научности; г) интеграции;

б) прогностичности; д) непрерывности;

в) гуманизации; е) систематичности.

 

Требования к экзамену (зачету)

Специалист должен знать основные положения концепции экологического образования; знать содержание и принципы построения школьных программ и учебников по экологии, проводить их анализ; уметь планировать и проводить уроки разных типов, лабораторно-практические занятия, экскурсии; осуществлять руководство различными видами внеурочных и внеклассных работ по экологии; уметь эффективно использовать разнообразные методы, приемы и средства обучения; владеть навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.

 

Вопросы к экзамену (к зачету)

1. Цели, задачи и принципы экологического образования.

2. Обязательный минимум содержания курса «Экология».

3. Модели экологического образования и их реализация.

4. Структура предмета «Экология» в средней школе.

5. Требования, предъявляемые к уровню усвоения знаний по экологии.

6. Основные этапы общеобразовательной подготовки учащихся по экологии.

7. Понятия, обеспечивающие функциональную полноту описания экосистемы любого ранга.

8. Классификация форм обучения.

9. Классификация форм организации обучения.

10. Урок экологии: типы, структура, содержание, постановка задач.

11. Экскурсия: постановка целей и задач, методика проведения, обработка результатов.

12. Внеурочные работы по экологии.

13. Внеклассные занятия по экологии.

14. Метод и его дидактическая значимость в учебно-воспитательном процессе.

15. Классификация методов обучения.

16. Характеристика словесных методов обучения.

17. Характеристика наглядных методов обучения.

18. Характеристика практических методов обучения.

19. Приемы формирования экологических понятий.

20. Приемы формирования экологических умений и навыков.

21. Классификация средств обучения.

22. Характеристика средств наглядности.

23. Характеристика технических средств обучения.

24. Учебник экологии: функции, содержание, структура, приемы работы.

25. Проблемное обучение на уроках экологии.

26. Инновационные методы обучения в курсе экологии.

27. Формы и виды контроля на уроках экологии.

28. Методика проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.

 

10. Основная литература:

1. Колонтаев В.М., Дробышева Л.М.; Общая методика преподавания биологии. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.

2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. и др.; Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 1995.

3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В.; Экология. 10 (11) класс: Тематическое планирование: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В.; Экология. 9 кл. Краткий курс. – М.: Дрофа, 1997.

5. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И.; Экология: Книга для учителя. – М.: Школа-Пресс, 1996.

6. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.; Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: Школа-Пресс, 1996.

7. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н.; Основы общей экологии. Учебник для старших классов образовательной школы. – М.: Устойчивый мир, 2000.

8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: Устойчивый мир, 1999.

9. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000.

10. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.

11. Программно-методические материалы: Экология 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2003.

12. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д.; Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2003.

13. Степанчук Н.А. Дидактический материал по экологии 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.

14. Фадеева Е.О., Бабанко В.Г.; Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум 9 кл.; 10-11 кл. (Портфель учителя) – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

15. Хуторской А.В.; Современная дидактика; – СПб.: Питер, 2001.

16. Хуторской А.В.; Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.

17. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.; Основы экологии: Проб. учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1995.

18. Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.

11. Дополнительная литература:

1. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д.Зверева, И.T.Сyравегиной. – М.: Педагогика, 1988.

2. Организации экологического образования в школе / Под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.: Педагогика. 1981.

3 Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. – М.: Педагогика, 1981.

4 Миронов Д.М.. Содержание экологического образования будущего учителя. – Казань, 1989.

5 Кузнецов В.Н. Экология России. Хрестоматия. МДС Юнисам, 1995,1996.

6 Криксунов Е.А., Королев К.Б. , Пасечник Б.В. Экология. 9 кл. Рабочая тетрадь. – М: Дрофа, 1995.

7 Кучменко B.С., Суматохин С.В., Рабочая тетрадь по экологии: 9 кл. – М:ГЕНЖЕР, 1995.

8 Жигарев И.А.. Рабочая тетрадь по экологии 10-11 кл. – Открытый мир, 1995.

9 Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы, МДС Юнисам. 1995, 1996.

10 Сивоглазов В.И.. Сухова Т.С., Козлова Т.А. Экология России. МДС Юнисам, 1995.

11 Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Рабочая тетрадь "Экология: вопросы, задания, тесты". – М: Школа-Пресс. 1996.

12 Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И., Экология: Книга для учителя. – М:Школа Пресс, 1996.

13 Андреева Н Д Обобщающие уроки 9 класс //Биология в школе – 1996, №2. – С. 25-28

14 Бочкарева Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя – Калуга ИУУ, 1996.

15 Гуцко А В Непрерывное экологическое образование // Биология в школе. – 1996 –№3. –С. 41-42

16 Кузнецов 3. Н. Программы и учебники по экологии //Биология в школе. – 1997. – № 3. – С. 30-34

17 Мамедов Н М, Суравегина И. Т. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития //Вестник АсЭКО. – 1995. – №1-2/5-6/

18 Мамедев Н М , Суравегина И. Т. О требованиях к уровню подготовки учащихся по экологии //Биология в школе. – 1996. – №3. –С. 33-37

19 Мамедов Н М , Суравегина И.Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования //Биология в школе. – 1996. – №2. –С. 25-23

20 Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. – 1996. –№3. –С. 29-32

21 Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1995.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.