Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 6. Методы обучения экологии.





Методы обучения – одна из существенных и сложных проблем в методике обучения, в том числе и экология, т.к. на их развитие влияют методы экологической науки и практики, тенденции методологии, достижения дидактики и методики экологии.

По определению философии, метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Педагогика определяет метод – способ достижения цели, т.е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели (Ю.К. Бабанский, 1977).

Проблема методов обучения является наиболее дискуссионной в педагогике и частных методиках. С одной стороны, это объясняется некоторым разночтением термина «метод» из-за синонимического использования таких слов, как способ, путь, средство, методика, а с другой – богатым арсеналом различных методов, в определении которых разные педагоги и методисты применяют разные подходы.

Существующие сегодня определения понятия «метод», различаясь в отдельных деталях формулировки, в целом характеризуют две взаимосвязанные стороны: воздействующая обучающая сторона – учитель и воспринимающая, усваивающая сторона – ученик.



В этой связи, методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей.

Таким образом, метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Составной частью метода выступает «прием». Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов обучения. Например, прием формулирования вопроса на выяснение причин может входить и в метод исследования объекта, и в метод объяснения. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль полноценного метода, и, наоборот, метод может стать отдельным приемом в рамках другого, более емкого метода. Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой выступает классификация методов обучения.

Исходя из определения М.О. следует отметить, что характер взаимодействия учителя и ученика зависит от важного компонента – источника знаний, который определяется содержанием учебного материала.



По «источнику передачи знаний» выделяют методы:

словесные (один источник знаний – слово): рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником. Деятельность учителя в этом случае выражается в виде слова, а деятельность учащихся – преимущественно в виде слушания, осмысления, устных или письменных ответов;

наглядные (два источника знаний – слово и наглядность): методы иллюстрации (с помощью плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ). Учитель словом организует наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысливают его, делают выводы и таким путем приобретают знания;

практические (три источника знаний – слово, объект изучения и практическое обследование предмета): упражнения (устные, письменные, графические, воспроизводящие, тренировочные, комментированные, учебно-трудовые), лабораторные работы, практические работы, дидактические игры. Работая с раздаточным материалом или с учебником, школьники путем непосредственного общения с изучаемым объектом (рассмотрение, обследование, измерение, анализ) овладевают знанием.

Как видим слово участвует во всех группах методов обучения, но в словесных его функция – это источник знания, в наглядных и практических слово – организатор наблюдения и практической деятельности учеников.

Чрезвычайное разнообразие и взаимосочетание методов обучения, их вариативность обеспечиваются различными методическими приемами. Одни методисты рассматривают их как отдельные действия учителя и учащихся, используемые в различных методах обучения, другие считают их отдельными элементом метода, обусловленным лишь одним видом учебной операции и средством обучения. Наиболее часто методическими приемами называют элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.



Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская (1966) разделили методические приемы на три группы: логические, организационные и технические и соотнесли их по группам методов (словесные, наглядные, практические). Авторы обращают внимание на то, что во всех группах методов используются одни и те же логические приемы интеллектуальной деятельности: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, постановка проблемы, доказательство и др. Это обстоятельство, по их мнению, существенно выявляет возможности всех методов в развитии мышления учащихся и формировании их самостоятельности в работе. Организационными приемами учитель направляет внимание, восприятие и работу учащихся. К техническим приемам относится использование различного оборудования, подсобных средств и материалов, улучшающих познавательную работу школьников.

Развитие педагогической науки стало основанием появления и других классификаций методов обучения. В своей классификации Б.Е.Райков (1911 г. опубликов 1947) отмечал разнообразие методов обучения и то, как они взаимосочетаются между собой, образуя парные комбинации. На этой основе он ввел так называемую бинарную номенклатуру методов. По характеру восприятия (работа органов чувств и органов движения) он выделял три группы методов – словесный, наглядный и моторный, а по тому, как добывались знания учеником, выделял еще две группы методов – иллюстрированный и исследовательский. Первая группа методов: учащиеся приобретали знания в готовом виде со слов учителя или из книги с использованием наглядных пособий; вторая группа методов: ученики сами добывали знания непосредственно из объектов изучения (таблица).

 

Система методов обучения Б.Е. Райкова

 

По характеру восприятия Метод
По направлению логического процесса
А. Иллюстрированный (утверждающий) Б. Исследовательский (открывающий)
I. Словесный 1. Словесно-иллюстрированный 1. Словесно-исследовательский
II. Наглядный 2. Наглядно-иллюстрированный 2. Наглядно-исследовательский
III. Моторный 3. Моторно-иллюстрированный 3. Моторно-исследовательский

 

В настоящее время вопрос о системе методов обучения решается в методической литературе неоднозначно.

За основание своей классификации методов обучения И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин взяли возрастание степени самостоятельности учащихся:

1) объяснительно-иллюстрированный (или информационно-рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;

2) репродуктивный – ученик выполняет действия по образу учителя;

3) проблемного изложения – учитель ставит проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения, получают образец развертывания познания;

4) частично-поисковый (эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению под проблем;

5) исследовательский – поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.

Ю.К. Бабанский среди возможных оснований классификации выделил степень проявления поискового характера деятельности и распределил с данной точки зрения все методы на методы репродуктивной деятельности, эвристической деятельности, исследовательской деятельности. А также он предложил три основные группы методов обучения:

Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований.

Методы организации и осуществления учебный действий: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивные методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и пр.

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный, методы самоконтроля.

За основу следующей классификации В.А. Онищук предложил взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся:

ü коммуникативный метод, цель которого – усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы;

ü познавательный метод, цель – восприятие, осмысление и запоминание нового материала;

ü преобразовательный метод, цель – усвоение и творческое применение умений и навыков;

ü систематизирующий метод, цель – обобщение и систематизация знаний;

ü контрольный метод, цель – выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.