Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 9. Анализ школьных учебников по экологии.





 

Одним из ключевых элементов общеобразовательного процесса и средством реализации образовательных стандартов на практике является учебник.

Учебниккнига или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу.

Учебник выполняет две основные функции:

1) источник учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

2) средство обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Учебник представляет собой своеобразную комплексную информационную модель образовательного процесса: отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как а) постановка задачи; б) предъявление информации; в) раскрытие путей решения проблем; г) обобщение и систематизация; д) закрепление и контроль; е) самостоятельные исследования; ж) домашняя работа.

Рассматривая учебник в качестве организатора образовательной деятельности, надо отметить, что содержание и структура параграфов по одной теме соответствует элементам и этапам образовательного процесса. Например, § 1 – вызывает мотивацию деятельности учеников, обозначает концепт темы; § 2 – помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; § 3 – спланировать индивидуальную программу по теме; § 4 и т.д. – последовательно раскрывают основные вопросы темы; § завершающие – позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты. В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. И начиная с 70-х г.г. в стране создаются учебно-методические комплексы – открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. По некоторым учебным курсам данные комплексы содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, CD-Rom и т.п. С начала 90-х г.г. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету. Такая ситуация характерна и для школьного курса экологии (не один учебник).





Переходя к рассмотрению структуры отметим, что основными компонентами содержания учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная. Каждая из них имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике: информативная компонента представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия. Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.

Главной формой учебника является текст, который подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:

1) теоретико-познавательный: основные термины, ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание основных законов, теорий, ведущих идей; выводы и т.п.



2) инструментально-практический: характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; составление набора задач, опытов, самостоятельных работ; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает: документы, обращение к читателям; биографические и народоведческие сведения; статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает: предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; алфавиты; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:

1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;

2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации;

3) аппарат ориентировки:предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

Работа ученика с учебником происходит как в школе, так и дома. Чтобы эта работа была эффективной, учитываются следующие дидактические условия:

1. Самостоятельная и коллективная работа с учебником – необходимые элементы уроков, а не только домашней работы.

2. Для организации деятельности учеников на уроке необходимо тщательно подбирать как фрагменты учебника, так и методы работы с ними. Время, отводимое на работу с учебником, зависит от возраста и подготовленности детей; в младших классах оно не должно превышать 10 минут за урок.

3. Важнее научить детей анализировать и структурировать содержание текста учебника, выделять в нем главное, чем заучивать его наизусть.

4. Учебник – не только текст. Эффективна работа с другими его элементами (рассказ по картинке, объяснение таблицы, анализ графиков, ответы на вопросы и т.п.).

Необходимо применение активных методов и приемов работы с учебником (составление своих вопросов к тексту, изображение рисунков-концептов по материалам глав, конкурсы типа «Найди в учебнике»).

Один из важнейших приемов работы с учебником – выделение главного. Специальные исследования, проведенные во многих школах страны, показали, что не все учащиеся умеют из прочитанного текста выделить главное. При этом большинство совершенно не может отличить главное от второстепенного и чаще второстепенное выдает за главное. Другие считают, что главное все и зазубривают весь текст как стихотворение наизусть. Выделить главное возможно лишь при обязательной и методически правильной самостоятельной проработке учащимися обеих частей текста: основной и вспомогательной.

Читать текст в два этапа: 1) быстро, чтобы охватить его общее содержание, получить наиболее целостное представление; 2) медленно с карандашом в руках (если можно, или аккуратно) подчеркивая или выписывая неизвестные, непонятные слова, термины, понятия, словосочетания. Число медленных чтений зависит от объема и сложности текста, а также от подготовленности, эрудированности и способности каждого учащихся в отдельности. Доказано, что усвоение материала после одного прочтения или прослушивания составляет 10-20%.

Виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте:

· Подбор эпиграфов и заглавий к тексту;

· Составление плана, тезисов, конспекта;

· Создание знаковых моделей, схем;

· Конструирование выводов и обобщений.

После чтения учениками фрагмента учебника учитель может сформулировать вопросы и задания:

- О чем идет речь в этом параграфе?

- Выделите ключевые термины текста.

- Какие предложения являются в нем главными, а какие – второстепенными?

- Задайте вопросы по содержанию параграфа. Ответьте на них.

- Запишите в тетрадях главные пункты текста в виде плана (тезисов, рисунков, схем, формул), выполните с их помощью пересказ.

- Почему именно эти пункты выделены как главные?

Для младших школьников возможна следующая последовательность заданий по работе с учебником:

1. Прочитайте текст. О ком (о чем) в нем говорится? Что о них говорится?

2. Что хотел сказать автор текста?

3. На какие пункты разделен текст параграфа? Для чего это сделано?

4. Проанализируйте содержание выбранного вами пункта. Определите ключевые слова и главные предложения.

5. Как в учебнике выделено главное? Как бы вы предложили выделить главное в учебниках по разным учебным курсам?

Для учащихся средних и старших классов применяются следующие типы упражнений по работе с учебником:

подготовительные – для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовке к изучению нового материала;

диагностирующие – для определения уровня знаний с помощью вопросов и заданий из учебника;

обучающие – формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием;

творческие – по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов;

рефлексивные – направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника;

праксиологические – учат применять знания и приемы работы в различных ситуациях;

контрольные – для проверки уровня знаний и освоенных способов работы.

Внимание учащихся привлекают неординарные формы работы с учебником типа: «Найди в учебнике ошибку», «С чем не согласен», «Рецензия на учебник», «Сравнение одной формулировки в двух разных учебниках», «Моя обложка к учебнику», «Мой учебник», «Как делать открытия» и т.п. Изучив текст, школьник для более полного понимания главного в содержании текста испытывает потребность в фактах, аргументах, примерах и наглядности, которые подтверждали бы, углубляли и конкретизировали содержание прочитанного текста. С этой целью учащиеся после изучения текста или одновременно, параллельно с чтением его приступают к проработке вспомогательной части текста (вопросы, задания, примеры, иллюстрации и т.д.).

Использование вопросов при изучении содержания текста дает наибольший эффект если вначале анализируются вопросы учебника, за ними – вопросы дополнительной литературы, затем – вопросы, сформулированные самими учащимися и в заключении проводится их сравнительная характеристика.

Отработка приемов работы с учебником является подготовкой учащихся к оперативной и целенаправленной работе с дополнительной литературой по экологии, чтение которой способствует развитию самостоятельной познавательной творческой деятельности учеников, формированию у них потребности к самообразованию.

Для активизации внеклассного чтения дополнительной литературы последний урок каждого месяца или каждой темы можно посвятить изучению наиболее актуальных новинок. Наибольший педагогический эффект обусловливают активные варианты уроков: игры ролевые, деловые, имитационные, а также диспуты, конференции, семинары и т.д. На таких уроках учащиеся чаще выступают в роли информаторов, докладчиков, обсуждают ту принципиально новую, наиболее интересную и ценную информацию, которую получили при самостоятельном чтении дополнительной литературы. Для того, чтобы наиболее ценные знания прочнее усваивались целесообразно записывать их в течении изучения курса в тетрадь по экологии. При необходимости и по желанию учащихся сообщения и доклады можно заслушивать и на обычных уроках по мере накопления новинок.

Сверхзадачей любого учебника является помощь в обеспечении личностного развития учащихся по отношению к изучаемому курсу. Решать эту задачу можно на основе спец. Средств, с помощью которого организуется образовательная деятельность учеников. Прежде всего, это исследовательская, творческая деятельность ученика, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление разных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного.

Один из путей конструирования учебника личностно-ориентированного типа заключается в совершенствовании традиционных учебников путем замены содержащихся в них информативно-теоретических заданий и вопросов на творческие и продуктивные. Изучение освещаемых вопросов происходит с разных точек зрения и оставляет ученикам возможность выбора наиболее близкой им позиции собственного решения.

Другой путь предусматривает принципиальное изменение структуры, содержания и формы учебника. Поскольку основой личностно-ориентированного обучения является разделение внешнего и внутреннего содержания образования, то наряду с предлагаемым ученикам материалом, в учебник входит материал, создаваемый учащимися. Такое включение требует изменения привычной формы учебника. Часть материала составляют работы учеников, обучающихся по этому учебнику и более старших, уже закончивших его изучение (данный подход заимствован у науки).

Учебник с ученическим компонентом содержания конструируется соответственно двум типам содержания образования – инвариантного и вариативного. В инвариантной части содержатся фундаментальные образовательные объекты и основные технологии деятельности, которыми должны овладевать ученики. Вариативная часть выражается в индивидуальном содержании образования, конструируемом учащимися. Форма учебника – блочная. Отдельные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в ходе обучения, т.е. механическая основа учебника – «рассыпчатая». Содержание каждого отдельного блока включает в себя:

1) раздел или тему, содержащую материал, сгруппированный вокруг фундаментальных образовательных объектов;

2) набор ключевых проблем разного типа и назначения по изучаемой теме: научные, учебные, организационные, технические и иные;

3) деятельностный инструментарий, т.е. алгоритмические предписания, инструкции, нормативные рекомендации;

4) задания и упражнения различных типов:

¨ предваряющие изучение раздела, вводящие в круг вопросов;

¨ направленные на составление индивидуальной программы занятий по теме;

¨ на создание личных творческих результатов по ключевым проблемам;

¨ на сопоставление своих результатов с аналогами;

¨ на усвоение образовательных стандартов;

¨ обеспечивающие необходимый тренинг и закрепление материала;

¨ на выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

¨ на осознание деятельности и полученных результатов;

¨ на самооценку работы.

 

5) тексты-первоисточники ученых и специалистов по теме;

6) лучшие работы учеников прошлых лет;

7) новые работы учеников.

Текст каждого блока учебника состоит из: стабильной части (стандарты, фундаментальные образовательные объекты, проблемы); вариативной заданной части (тексты ученых, учеников прошлых лет); вариативной текущей части (тексты новых учеников).

Такой учебник в течение 2-3 лет постоянно пополняется новыми текстами учеников и специалистов в виде дополнительных приложений. Через некоторое время приложения перерабатываются и переиздаются. Рост объема учебника не означает перегрузки работающих с ним учеников, поскольку под содержанием образования понимается образовательная среда, а не обязательный для усвоения учебный материал.

С точки зрения ученика его учебник пополняется личными работами, работами его одноклассников и текстами первоисточниками, которые он выбирает для себя сам. Т.е. личный учебник отличается от общего наличием ученического компонента.

Технические проблемы перекомпоновки учебников решаются просто, если от бумажной основы учебника перейти к электронным носителям информации: компакт-дискам, локальным школьным сетям, образовательным веб-сайтам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.