Сделай Сам Свою Работу на 5

Предназначение, ф-ии фил-ии





Фил. - особая система знаний предназначенная для решения ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании, и в историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Основное предназначение: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Философия – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинено как бытие (природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется экономическими отношениями общества. Ф. как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, т. е. на человека познающего, творящего и преобразующего мир, или на человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. С течением времени конкретное наполнение специфики философского предмета обновлялось, но всегда в глубине философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин способов познания и преобразования мира человеком. Вопросы философского знания: 1)что представляет окружающий мир, имеет ли он конец и начало и т. д.; 2)что есть общество и человек; 3) каков источник познания, что есть истина и ложь. В античности выделялись следующие ветви Ф знания: 1) Онтология - учение о бытие; 2) Гносеология- теория познания; 3) Аксиология -учение о ценностях; 4) Праксиология -учение о преобразовании мира. 5) Логика - учение о формах мышления.



Сущность ф-и – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе “мир – человек”. Ф-я выступает в двух ипостасях: как информация о мире в целом и отношении чел-ка к этому миру; как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций ф-и на две группы: мировоззренческие и методологические.



Мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, отражательно-информационная.

Гуманистическая. Нет на свете ни одного чел-ка, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления действуют угнетающе на чел-ка. Н.А.Бердяев: “Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски”. Тоска в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Ф-я же освобождена от тоски и скуки жизни. Ф-я, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям. Сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, указывал В.С.Соловьев, когда за ними таится безусловное содержание, когда над ними стоит безусловная цель. Если же это содержание и эта цель перестали существовать для чел-ка , а интересы материальной жизни обнаружили между тем все свое ничтожество, то понятно, что более ничего не остается, кроме самоубийства. Причина этого явления, по Соловьеву, в том, что чел-ку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний. Для жизни чел-ка необходимы убеждения и воззрения высшего порядка, такие, что радрешали бы сущ. вопросы ума, об истине сущего, о смысле или разуме явлений… Такие воззрения сущ. в религии и ф-и. С. показал роль ф-и в духовном освобождении чел-ка (чел-во пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности, чел-к порабощен физически идуховно). Ф-я всегда освобождала чел личность от внешнего насилия и давала ей внутр. содержание. Она низвергла всех ложных, чужих богов и развивала в чел-ке внутр. форму для откровений истинного Божества. Ф-я , осуществляя собственно чел. начало в чел-ке , тем самым служит и божественному и материальному началу, вводя и то и другое в форму свободной человечности. А.Швейдер видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты: индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди; сверхзанятость соврем. чел-ка ведет к умиранию в нем духовного начала; нет времени для работы над самим собой; политизация обществ. жизни подавляет чел-ка. “Для об-ва, как и для индивида, жизнь без мировоззрения предст. собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования”.



Социально-аксиологическая. Расчленяется на ряд подфункций: конструктивно-ценностная, интерпретаторская, критическая. Конст.-цен. закл. в разработке представлений о ценностях (добро, справедливость, правда, красота), формирование представлений о соц. (общественном) идеале. Обществ. ф-я должна указать путь к высшему совершенству, но определить этот путь она может лишь общими и отвлеченными чертами. Функции ф-и по П.И.Новгородцеву, состоят лишь в разработке обществ. идеала, кот. может быть положен в основание самых разных конкретных представлений о гос. устройстве. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, обществ. идеалы, с оценкой соц. действительности под соответств. углом зрения. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с обществ. идеалом приводят к критике этой действительности. Ф-я критична по своему существу.

Культурно-воспитательная. Знание ф-и , в том числе требований к познанию, способствует формированию у чел-ка важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Ф-я способна оградить чел-ка от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью маисимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений. Показатель высокой культуры мышления – способность не обходить познавательные противоречия, а стремиться их разрешить, преодолеть, анализируя имеющуюся часто научную инф-цию, фил. категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Ф-я дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни; выступает одним из важных факторов, содействующих устранению “барьеровкоммуникации”, порождаемых узкой специализацией.

Отражательно-инфориационная. Подобно науке, ф-я есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора., анализа и переработки информации с целью получения новой инф-ции. Такая инф-я концентрируется в фил. понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выд. разделы: онтология, теория познания, соц. ф-я, общая этика, ф-я религии и т.д.

Методологические функции философии: эвристическая, координирующая, интегрирующая, логико-гносеологическая.

Эвристическая. Содействовать приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Ф-я не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического хар-ра. Фил. метод (диалектика) способен помогать частным наукам в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, участвовать в их предвидениях. Участие ф-и в создании гипотез и теорий.

Координирующая. Фил.-методологич. принципы (движения познания от явления к сущности, единства качества и количества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения) способны быть координирующим началом в общей системе методов науки. Такую же в сущности роль играют принцип единства уровней организации материи и развития, единства стр-ры и ф-ции, взаимосвязи необходимости и вероятности. Координирующая ф-ция в сфере частнонаучного исследования сводится к диалектизации оперирования методами. Фил. метод не может привести к успеху в науке, если при решении частных задач применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов. Он не есть некая отмычка, кот. позволяет сама по себе делать какие-то открытия в частных науках.

Интегрирующая. Диалект. подход способен устранить разграничительные рубежи между научными дисциплинами и выявить естественные их связи. В основе решения проблемы интеграции лежит фил. принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обуславливает целостность естественно-научного знания.

История связи Ф и науки. В древнем мире человек не отделял себя от природы. Производство идей было вплетено в производство вещей. Философия и наука родились в древней Греции, здесь наука обнаруживается в форме систематического теоретического знания (Египет - знания только практические). Ф. и Н. выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Обращение к истории познания позволяет установить их неразрывную диалектическую связь, взаимовлияние, подверженное историческим изменениям. В отнош. Н. и Ф. различают 3 осн. истор. пер.: первоначальное совокупное знание древних(Ф); специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от совокупного знания(Ф. ) с одновременным развитием Ф. как особой области знания и размежеванием с конкретными науками; формирование теоретических разделов целого ряда наук, их постепенная интеграция, синтез. В эпоху эллинизма - тенденция обособления наук, но это расчленение внутри единого целого. Бекон разделил философию на физику, логику, этику. Ученые17-18 вв активно занимались как фундаментальными вопросами так и прикладными (да Винчи, Декарт). 18 век обществознание имеет общие мировоззренческие установки с естествознанием. 19 в - процесс интенсивного выделения наук. На долю Ф остались законы мировоззрения. Научно-философское мировоззрение-система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает влияние на нее. Н-ф мировоззрению в наибольшей степени отвечают учения философского материализма в различных формах. Оно выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Кроме функций обобщения, интеграции, синтеза всевозможных знаний, открытия наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействия основных подсистем бытия философский разум осуществляет эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально научными методами. Ф. выполняет лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Н. сама себя глубоко не уясняет и не обосновывает. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии. Т.о. ф-я выступает в качестве необходимого фактора интеграции научного знания. Сюда входит, помимо того, общекультурная интегр. ф-ция, кот. нацелена на преодоление разобщенности разл. сфер обществ. жизни, уровней соц. орг-ции и соц. структур.

Логико-гносеологическая.. Она закл. в разработке самого фил. метода, его нормативных принципов, а также в гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретич. структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логич. категории. Вместе с тем они пост. сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту ф-цию вып. диалектика. Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся , непрерывно изменяющейся сущности объекта. Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в разл. областях теорет. естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания придает практическую значимость общеметодологической ф-ции ф-и.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.