Сделай Сам Свою Работу на 5

Соц.-култ. предпосылки фил. Просвещения: «выход из несовершенства», торжество разума, веротерпимость





Фил. Новою времени приверженностью научному знанию и критикой средневекового догматизма ускорила наступление нового этапа в развитии философии, названного эпохой Просвещения. Бэкон, Декарт, Гоббс и Локк называются предтечами французского Просвещения. Кроме того, с именем Бэкона и Локка просветители связывали критику умозрительных философских систем, включая картезианство.

Характерной особенностью эпохи Просвещения явилось расширение научного знания, выход его из стен университетов и лабораторий. Знание становится достоянием широких слоев населения, оно обсуждается в аристократических салонах Парижа и Лондона. Прогресс науки ради соально-эк-го развития - пафос эпохи Просвещения.

Философское обоснование научного знания мыслителями Нового времени способствовало развитию естествознании в 18 в Eвропе незнание достигло того уровня, когда дальнейшие его успехи стали несовместимыми с догматической философией, естествознание начинает приобретать свой собственный статус. Опорой всех естественно-научных представлений стала механика твердых тел Ньютона. В физике выделяется новая область - учение об электричестве. Достаточно бурно стартует биология с классификацией органических существ К.Линнея, "Естественной историей" Бюффона. эволюционными идеями Ж. Б Ламарка.



Развтне естествознания дало импульс матерналистической тенденции в философии. Весь французский материализм 18 века оформлялся под непосредственным влиянием механики Ньютона При этом значение материализма для духовной жизни эпохи было огромным, а для Франции особенно, т к. именно здесь под руководством Дени Дидро быта развернута работа над "Энциклопедией наук, искусств и ремесел", явившейся символом эпохи. Соратниками Дени Дидро были Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций, Пауль Гольбах. Характеристика эпохи Просвещения была бы далеко не полной без трудов Вольтера и Ж. Ж. Руссо. А так как родиной Просвещения была Англия нельзя не вспомнить об английских философах, классиках субъективного идеализма: Джордже Беркли и Д. Юме.

Социально – культурные предпосылки философии Просвещения

Период развития Просвещения может быть условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика XIV (1715), положившим конец эпохе «блистательного» абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789).



Кульминацией просветительского философского течения был примерно 1751 год, в котором вышел в свет первый том знаменитой «Энциклопедии», не оставившей равнодушными ни врагов, ни друзей.

Французские философы середины ХVIII в. выработали классическую форму просветительской идеологии, послужившей образцом и примером для родственных им по духу мыслителей во многих странах – Северной Америке, России, Польше, Германии,– где также сложились, хотя и по-разному, условия для антифеодальных выступлений. Более сложными были отношения с британской прогрессивной мыслью,– хотя в Англии просветительские идеи возникли раньше, но вследствие определенных социальных причин лишь в ослабленном виде, однако философия Локка с ее анализом проблем человека многому научила зачинателей аналогичного движения на континенте Европы, – Вольтера, Кондильяка и других. Но вскоре именно во Франции Просвещение и просветительский материализм получили наибольшее развитие и приобрели классическую форму.

Каковы основные черты просветительской идеологии? Прежде всего это убежденность в особой, решающей роли состояния просвещения и знаний в социальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей,– заявляет Гельвеций,– состоит в невежестве. Преодолеть свое печальное положение, выйти из него люди смогут только через просвещение, а рост его неодолим. В умах идет «скрытая и непрерывная революция и... с течением времени само невежество себя дискредитирует». Будучи основным рычагом устранения феодальных отношений, деспотизма, фанатизма и произвола, просвещение, согласно данной концепции, воздействует либо с помощью «просвещенного монарха», «разумного мужа-правителя», либо путем постепенного распространения знаний и истинных понятий в народе, что так или иначе определяющим образом скажется на дальнейших социальных процессах. Ж.-Ж. Руссо возлагал главные надежды на развитие морального сознания, но и он не был свободен от идеи «мудрого :законодателя».



Характернейшей особенностью мировоззрения Просвещения был специфический «рационализм» главнейших ее представителей, который может быть выражен в простой, но требующей пояснения формуле «законы природы суть законы разума». При анализе этой формулы нужно учесть и то общее, что было у нее с рационализмом Декарта (и отчасти с будущим рационализмом Гегеля).

Общее заключалось в убеждении, что мир сложился как стройное, внутреннее единое целое, в соответствии с простыми и логически связными законами механики. Выдвинувшись на первое место среди других наук еще в предыдущем столетии, механика вместе с примыкающими к ней ветвями математики и астрономией утвердила в умах ученых и передовых философов стремление объяснить мир в ясных и самоочевидных понятиях. Кинематика, математика, логика составили неразлучную троицу, которую рационализм ХVII в. понял в смысле отождествления ее звеньев: разумное стали предельно уподоблять механическому и выводить одно из другого. Гоббс усмотрел в обществе продукт целесообразно примененного искусства, то есть вариант механизма, построенного на основании доводов разума. Гольбах рассматривает природу и ее законы как учителя человеческого разума, его источник и мерило. Соединение двух путей тесно переплело «разумность познания» и «разумность природы»: в невежестве стали видеть не только помеху на пути собственно познавательной деятельности, но и преграду на пути к установлению практически разумного отношения к миру, а это последнее стали понимать как раскрытие некоей изначальной разумности самого мироздания. Но деисты и материалисты по-разному истолковали разумность мироздания,– для первых она означала лишь проявление «мудрости» верховного творца, а для вторых – нечто совершенно иное.

Иными словами, в мировоззрении Просвещения вырисовывается цепочка равенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Эта цепочка выражает исторический и гносеологический оптимизм просветителей, их натуралистическую ориентацию. Данную схему не разрушили ни деистические оговорки Вольтера и Руссо, ни стремление последнего возвысить нравственное просвещение над чисто умственным, теоретическим. По своей критической направленности она соответствовала задачам времени и в применении к современной действительности она означала, что положение во Франции середины ХVIII в. «неразумно», но «разум» должен победить и восстановить свои права во всех областях жизни. Просветительская философия в своих приложениях была философией сугубо «политической»: критика существующих порядков составляла ее главный нерв. Но с этим в ней было связано и противопоставление существующему того «естественного идеала», реализация которого утвердила бы в жизни «царство разума».

2-я половина 17в явилась эпохой резкого обострения конфликта между феодальным и буржуазным мировоззрениями, особенно во Франции, что нашло выражение в буржуазной революции. Важную роль в подготовке этой революции сыграли франц. философы-просветители Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо. Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, материалистически мыслящие фр. фил. защищали материализм в его механистической форме. Религия духовное оружие порабощения народа и опора тирании. Путь освобождения людей от религии и суеверий лежит через просвещение. Ф. Вольтер: его мировоззрение противоречиво. Выступает сторонником механики и физики Ньютона, признает существование бога-творца(первого двигателя). Движение природы происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а свойственный самой природе принцип действия, т. е. склоняется к отождествлению бога и природы. Критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции. Сознание - св-во материи, присущее только живым телам, способностью мыслить наделил материю бог. Выдвигал требование научного исследования природы, отвергал декартово учение о душе и врожденных идеях, считал источником знаний наблюдение и опыт, пропагандировал сенсуализм Локка. Задача науки - изучение объективной причинности. Допускал наличие конечных причин и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования высшего разума и архитектора вселенной. Социально - политические взгляды имеют антифеодальную направленность, боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных имуществу налогов, свободы слова. Критику частной собственности решительно отвергал, полагая неизбежность деления общества на богатых и бедных. Разумное гос-е устройство: конституционная монархия во главе с просвещенным монархом; позже республика. Критиковал библейско-христианскую точку зрения на развитие об-ва, дал набросок картины истории чел-ва: в основе философии истории лежит идея прогрессивного развития об-ва, независимо от воли божества. Но ход истории объяснял развитием идеи (идеалистически). Боролся с религиозным фанатизмом. Гл. мишень сатиры - христианство и католич. церковь - осн. враг прогресса. Тем не менее не приемлет атеизма. Отрицая бога воплощенного в конкретном образе, полагал, что идея карающего бога должна жить в народе. Руссо придерживался деизма (бог источник начальной энергии). С сущест-м бога признавал и бессмертную душу, рассм. материю и дух как два извечно сущест-х начала (дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма (знания из деятельности орг. чувств), хотя и признавал врожденность нравственных идей.

Резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения. Причины неравенства - появление частной собственности, но стоял за увековечение мелкой собственности. Как сторонник теории общественного договора в отличие от Гоббса, считал, что в естественном состоянии не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовала дружба и гармония. В работе о "воспитании" резко критиковал старую феод - сосл. систему воспитания и требовал, чтобы его целью была подготовка активных граждан, уважающих труд.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.