Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие основы методики обучения приемам и методам ведения наружного наблюдения





Процесс обучения основывается на общих принципах созна­тельности, активности, доступности, последовательности, систе­матичности.

Процесс обучения делится на 3 этапа:

1. Связь. Радиостанции: тип, возможности (методическая раз­
работка по связи); код условных выражений; взаимодействие в
подразделении.

2. Методы ведения наружного наблюдения. Ведение наружно­
го наблюдения в пешем порядке и на автомобилях.

3. Комплексное занятие (Организация наружного наблюдения
ОБП).

При разработке объекта в оперативно-розыскной деятельнос­ти практически невозможно обойтись без скрытого наблюдения за его личной и деловой жизнью, выполняемого чаще всего визу­альными и акустическими методами. Такое отслеживание произ­водится как эпизодически (с целью выявления определенного фак­та), так и постоянно (для ориентации ц текущей ситуации и ее ре­альных изменениях).

1. Наблюдение (РПМ — разведывательно-поисковые меро­приятия) за стационарным объектом — некоторым помещением, строением, открытой площадкой — применяют, чтобы:

^ выявить связи объекта, посетителей этого места;

+ перехватить разыскиваемого человека;



^ «разработать» сей объект для проведения конкретной акции.

Наружное наблюдение надо вести из удачно выбранного мес­та, с которого превосходно наблюдаются все возможные подходы к объекту и где длительное пребывание незнакомого индивида не способно вызвать нежелательное подозрение (столик в кафе на­против, остановка городского транспорта, имитируется торговая или рабочая точка, а иной раз и всецело незаметно — чердак, кры­ша или квартира в подходящем доме, транспорт и пр.).

Если же тайное размещение связано с определенными затрудне-


ниями, следует чаще менять привлеченных к делу сотрудников, прибегать к слежке из автомобиля или имитировать его поломку с последующим ремонтом.

Будучи в рабочем помещении, занавесьте окна легкими зана­весками и смотрите из глубины комнаты, а чтобы не обнаружить себя резкими демаскирующими бликами применяемой оптики, пользуйтесь так называемыми «световыми туннелями».

Фиксацию посетителей (связей) адреса в случае необходимо­сти можно осуществлять путем фото- и видеосъемки, причем неза­метность таких действий обеспечивается применением портатив­ной аппаратуры, длиннофокусных объектов и различных (в том числе импровизированных) приставок бокового обзора.



При фотографировании в сумерках применяют инфрахрома-тические материалы вкупе с фотовспышками с черным светофиль­тром, или используют различные методики, резко увеличивающие светочувствительность обычных пленок до необходимых 2000— 4000 единиц ГОСТа.

Разрабатывая стационарный объект, выясняют:

— все пути подхода к нему;

— перспективные пути ускользания и прятания;

— временной распорядок его обитателей и соседей;

— временные моменты звукового прикрытия (шум проходя­
щего поезда или звонки в школе, звон колоколов в церкви);

— систему охраны;

— внутреннюю планировку объекта.

Внутреннюю планировку объектас должной точностью опре­деляют:

— попросту заглядывая в окна;

— проникая в помещение или на желаемую площадку, маски­
руясь под какого-либо посетителя, человека из обслуги, вызван­
ного ремонтника и любого прочего, не привлекающего присталь­
ного внимания, персонажа;

— ориентируясь по разным сходным объектам, вход в кот

рые доступен;

— со слов знающих людей (обитателей, строителей, обслуг

контактеров и пр.);

— по рабочим чертежам из архивов (из бюро технической ин­
вентаризации или местного архитектурно-планировочного учреж­
дения).

Наружное наблюдениепроводится с конкретной целью:

— детальной разработки организованной преступной группы
для предполагаемой вербовки, разоблачения или ликвидации;



—выхода на разыскиваемое лицо, которое контактирует (или может контактировать) с объектом;

— выяснения места сбора выявляемой группировки;

— выявления подельников объекта.


Сотрудник, осуществляющий наружное наблюдение, должен по возможности иметь неприметную внешность, отличную память, оптимальную выносливость, железное терпение, мгновенную ре­акцию, полноценное зрение, превосходный слух, ярко выражен­ное умение импровизировать и ориентироваться в ситуации.

Взаимодействие в группепри ведении скрытого наблюдения осуществляется в основном по радиостанции. Сотрудник, «веду­щий» объект, обязан постоянно докладывать по радиостанции о передвижении объекта, о связях, описывая их внешность, об ис­пользуемом транспорте, местах посещения, адресах старшему груп­пы, при этом используя при переговорах код условных обозначе­ний, необходимый для конспирации. Все знаки используемого в слежке кода в одном из вариантов выглядят так: «Груз» с «Сур­ком» первым транспортом № 3 на «складе» в 10.00 («Сурок» — на вид 30 лет, выше среднего роста, плотного телосложения, волосы короткие русые, лицо круглое, глаза серые, нос прямой, губы боль­шие, слева сверху губы шрам, одет — черная куртка, темные брю­ки, белые кроссовки)».

Старший группы наружного наблюдения должен вести свод­ку скрытого наблюдения, где отмечать дату, время, место получе­ния объекта с подробным описанием связей объекта, используе­мого автотранспорта, мест посещения, адресов, номеров телефо­нов, по которым объект звонил.

Учитывая, что периодическое появление одних и тех же лиц способно насторожить объект, надо использовать средства лич­ной маскировки (т. е. при проведении наружного наблюдения дол­жен быть оперативный гардероб и в каждой автомашине опера­тивные номера). Помимо этого у каждого сотрудника должен быть документ прикрытия (удостоверение сотрудника МВД, пожарной службы, налоговой полиции и т. п.). Следует помнить, что иной раз лучше потерять объект, чем быть обнаруженным.

В первоклассном наружном наблюдении участвуют, как пра­вило, от 3 до 8 сотрудников и несколько автомобилей. В каждой автомашине по 3 человека, в том числе хотя бы одна женщина.

Сотруднику, проводящему наружное наблюдение, надо уметь засекать свой объект в толпе народа и, ориентируясь по собран­ной дотоле информации, превосходно знать его обычный гарде­роб, походку, предпочтительные маршруты, места жительства (дача, родственники, знакомые), характерный распорядок дня, свя­зи объекта, типы, цвета и номера используемых автомобилей.

Слежку за разрабатываемым объектом надо выполнять, на­страиваясь на определенную задачу, ибо общая установка на на­блюдение всегда менее продуктивна, чем конкретная.

Метод визуального контроля существенно зависит как от ваших собственных возможностей и имеющейся цели, так и от сопутствую­щих условий, в том числе от степени настороженности объекта.


В наружном наблюденииприменяются такие формы наблюде­ния, как:

1. «Ц е п о ч к о и». Непосредственно за объектом наблюдает
один сотрудник, все прочие растянутой цепочкой размещаются
позади, причем каждый из последующих ориентируется по преды­
дущему. Контактирование между звеньями происходит по радио­
станции, а расстояние между ними зависит от конкретных внешних
обстоятельств (на запустелых улицах — побольше, на довольно
многолюдных — поменьше). Первый сотрудник, ведущий наруж­
ное наблюдение за объектом, передает его следующему сотрудни­
ку, через определенное время тот уступает свое место другому.

2. «С опережение м». Объект отслеживают 2—3 сотрудни­
ка, один из них находится впереди объекта (работа впереди иду­
щего сотрудника только на прием. Передает о передвижении объек­
та тот сотрудник, который его «ведет»).

3. «В и л к о и». Данный вариант прокручивают на многолюд­
ных улицах, и он характеризуется тем, что сотрудники шагают по
обеим сторонам трассы, время от времени переходя с одной сто­
роны на другую. Иной раз могут идти по параллельным улицам,
отмечая объект на перекрестках и поддерживая связь с сотрудни­
ком, который ведет непосредственное наблюдение за объектом.

4. «С подключение м». Сотрудники занимают (как прави­
ло, перебрасываются транспортом) подходящие места на пути пред­
полагаемого перемещения объекта и активно подключаются к ве­
дению наружного наблюдения в разных точках его движения. Это
перспективно там, где трудно не привлечь к себе чужого внимания.

5. «С е т ь ю». В неприятные моменты неожиданной утраты
объекта весь ближайший район охватывается как бы сжимающимся
кольцом, которое после нахождения цели постепенно вновь рас­
тягивается в прежнюю стандартную цепочку.

 

6. «Вплотную с подстраховкой». Пребывая в местах
максимальной концентрации людей (на вокзалах, в магазинах, рын­
ках, в метро и т. д.) можно не избегать сближения с объектом вплот­
ную, что обычно осуществляется одним-двумя наблюдателями в
тот момент, как остальные обретаются снаружи и пассивно контро­
лируют все имеющиеся входы и выходы. Здесь, как, впрочем, и все­
гда, не рекомендуется встречаться с наблюдаемым глазами.

7. «Р а з о в о е с п е р е д а ч е и». В кафе, ресторан сотрудник
из группы наружного наблюдения входит вместе с объектом, раз­
мещается неподалеку от него, покидает заведение непосредствен­
но за ним. После выхода объект передается остальным, а засве­
тившийся сотрудник по возможности снимается с последующего
наблюдения.

Иногда случается, что объект пробует «провериться», стремясь выявить вблизи еебя постоянно появляющихся лиц, либо обнару-


жить в действиях отдельных окружающих некоторые странности. Встречное отслеживание осуществляется с привлечением другого ин­дивида или самостоятельно, с применением отражающих поверх­ностей (витрин магазинов и пр.), наблюдением из зданий (из окна квартиры, лестничной площадки и т. д.) и просто через обоснован­ное поворачивание головы (осмотр товаров на лотке, имитацию потери некоего предмета...). Необычности в соседском поведении иной раз высвечивают резкими «зигзагами» своих перемещений (нео­жиданными изменениями темпа и направления движения).

Слежка за перемещающимся автомобилем, в сущности, напо­минает наблюдение за пешеходом. Здесь применяют обычно не­сколько автомашин. «Сидеть на хвосте» у едущего впереди объекта допустимо лишь на протяжении сотен, от силы — пары тысяч мет­ров, после чего требуется обязательный отрыв с подключением к слежке очередного автомобиля. Чтобы избежать досадных неожи­данностей, следует отлично знать все техвозможности, дорожные особенности района, уровень мастерства и привычки водителя.

Когда опытный объект излишне насторожен или чего-то опа­сается, он может попытаться ускользнуть от ожидаемого контро­ля, пользуясь шаблонными приемами, опирающимися чаще всего на: изменение ритма, направления и типа движений, создание по­зади себя определенных барьеров, усыпления бдительности сопро­вождающих. Очень часто при этом реализуют такие трюки, как:

1. Продолжительное петляние в многолюдных (метро, веще­
вые рынки, вокзалы...) местах;

2. Использование проходных подъездов, квартир или дворов
и всех прочих черных ходов;

3. Частая смена транспорта;

4. Переходы в метро с одной линии на другую;

5. Применение лабиринтных маршрутов;

6. Неожиданное ускорение после поворота за угол с намере­
нием проскочить заметно дальше, чем можно было ожидать при
обычной скорости движения;

7. Покидание мчащегося транспорта в кратковременные мо­
менты его явного ухода из-под контроля;

8. Неожиданный проезд на красный свет светофора или же под
опускающимся шлагбаумом;

9. Создание у сопровождающих впечатления движения в хо­
рошо известном направлении и неожиданное ускользание с пред­
полагаемого маршрута;

10. Вход и выход из общественного транспорта при закрытии
его дверей;

П. Изменение внешнего облика и походки в краткие периоды обоснованного ускользания от визуального контроля (в туалете, в подъезде, у друзей...);


12. Явная агрессия по отношению к выявленному наблюдате­лю с перспективой разжигания скандала.

При внезапном исчезновении объекта предпочтительно не дей­ствовать наобум, а немного переждать, взять под тщательный кон­троль все места его возможного появления.

Приложение 1 ВАРИАНТ КОДА УСЛОВНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

1. Объект слежки — «груз».

2. Место жительства объекта — «склад».

3. Адрес посещения объекта — «перевалочный пункт».

4. Автотранспорт, используемый преступниками:

 

— трамвай — транспорт 1

— автобус — транспорт 2

— троллейбус — транспорт 3

— такси — транспорт 4

 

5. Удостоверение (МВД, ФСБ) — «красненькая»

6. Оружие — «инструмент»

7. Связь преступника (объекта) — «рабочий»

8. БТР — «аллигатор»

9. БМД — «ягуар»

 

10. Танк — «носорог»

11. Пушка — «вулкан»

12. Миномет — «гейзер»

13. Установка «Град» — «буря»

14. Гранатомет АГС-17 — «шайтан»

15. Гранатомет РПГ — «упырь»

16. Средства наблюдения (бинокль, стереотруба) — «глаз»

17. Рекогносцировщик — «флажок»
Связь — «катушка»

18. Снайпер — «лесник»

19. Снаряды — «огурцы»

20. Патроны — «горох»

21. Гранаты — «помидоры»

22. Госномер автомобиля — «картинка»

23. Мины — «дыня»

24. Командир подразделения — «бригадир»

25. Зам. командира — «прораб»

26. Сотрудник — «врач», «доктор»

27. КП — «гнездо»

28. Боевой выезд — «чартерный рейс»

29. Доктор — «капельница»

30. Водитель — «гайка»


Приложение 2 ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия №1

Тема занятия:Связь. Радиостанции: типы радиостанций, на­ходящихся на вооружении в РОСО. Код условных выражений. Методы ведения наружного наблюдения.

Цель занятия:Обучение сотрудников навыкам ведения скры­того наблюдения за учебным «объектом», взаимодействие всего подразделения в целом, используя радиостанции. Обучение мето­дам ведения наружного наблюдения.

Задачи: 1. Образовательная— овладение навыками работы на радиостанциях «Стандарт» с применением кода условных выра­жений, позволяющих успешно проводить наружное наблюдение.

2. Воспитательная— воспитание смелости и решительности, внимательности, умение ориентироваться в сложной оперативной обстановке.

Форма одежды:гражданская.

Место занятия:учебный класс, г. Краснодар, ул. Мира и ул. Красная.

Материальное обеспечение:радиостанции «Стандарт», «Кен-вуд», автомобили ВАЗ-2109, ВАЗ-2106.

Ход занятия

 

Содержание Время Организационно-методич. указания
Подготовительная часть    
Построение, проверка личного со- 1 мин. Проводить в составе ОБО
става.    
Доведение задач и содержания заня- 2 мин. Необходимость получения
тия до обучаемых.   знаний по НН для успешного
    проведения спецопераций
Основная часть    
1 . Обучение сотрудников работе с ра- 30 мин. Литература: методические
диостанциями, стоящими на воору-   разработки по средствам
жении РОСО.   связи
Типы радиостанций: «Стандарт»,    
«Кенвуд», «Моторолла».    
2. Методы ведения наружного на- 20 мин. Разобрать детально все методы
блюдения.   ведения наружного наблюде-
    ния. Описание «объекта»
3. Документы прикрытия. Оператив- 10 мин.  
ные номера и гардероб.    

 

   
4. Практическое занятие: 1 час  
— получение учебного «объекта» на   Подробное описание «объек-  
ул. Мира и ул. Красной в г. Крас-   та» сотрудниками при получе-  
нодаре   нии  
— установление места посещения   Старшему группы четко руко-  
учебного «объекта», используемый   водить группой, постоянно  
автотранспорт   требовать доклад о передви-  
    жении «объекта», вести свод-  
    ку скрытого наблюдения.  
— связи учебного «объекта», их ус-   Подробное описание связей.  
тановление   установление адресов  
Заключительная часть      
Подведение итогов занятия 20 мин. Разобрать ошибки при веде-  
    нии наружного наблюдения  

При проведении совместных ТСУ с подразделениями развед­ки УФСБ и ГУВД начальнику ОБО необходимо подготовить сле­дующие документы:

— боевой приказ на проведение операции, утвержденный на­
чальником УФСБ РФ по Краснодарскому краю;

— боевой приказ начальника РОСО на проведение штурма;
—план-схема объекта захвата (штурма), утвержденный началь­
ником РОСО;

— совместный план проведения ТСУ, утвержденный началь­
ником ГУВД и согласованный с начальником РОСО.


ЛЕГЕПДИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПЕРАТИВНО-БОЕВОГО

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Оперативно-боевому подразделению приходится решать мно­гие сложные вопросы в районе выполнения поставленных перед ним задач. В настоящее время приходится проводить специаль­ные мероприятия в отношении преступных группировок, в состав которых входят бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые знакомы с основами оперативно-розыскной, агентурно-оперативной деятельности. Все чаще приходится вводить оперра­ботников в разработку преступных группировок под видом пред­принимателей, деловых людей, криминальных элементов и т. п.

Зачастую при проведении специальной операции по захвату группы преступников в отдаленной местности привлекается мно­го сил и средств, которые должны выдвинуться к месту проведе­ния операции скрытно. Со стороны организованных преступных групп ведется контрнаблюдение с целью обнаружения сотрудни­ков органов безопасности. Поэтому необходимо уделять особое внимание легендированию при проведении оперативно-розыскных и оперативно-боевых мероприятий.

Легендирование—это вымышленное, правдоподобное объяс­нение появления сотрудников (сотрудника) ОБГ в районе выпол­нения оперативно-розыскных и оперативно-боевых мероприятий.


Легенда предназначена для скрытого выдвижения оператив­но-боевых групп в район выполнения задачи.

В зависимости от выполнения задач разрабатываются различ­ные легенды. Для оперативно-боевых подразделений, в основном, прорабатываются легенды для проведения доразведки местности, где планируется проведение специальной операции, незаметного проникновения на нужный объект боевых групп. В другом случае легенда может прорабатываться и для одного оперработника, ко­торый вводится в разработку организованной преступной группы.

Требования, предъявляемые к легенде:

ф относимость; + своевременность; ф достоверность; ф полнота.

Содержание работы по составлению и применению легенды: подготовка, закрепление, реализация.

Оперативно-боевая группа может выдвигаться в район выпол­нения задачи, например, в другой город под видом спортивной команды. Для этого, соответственно, прорабатываются вопросы: проходят ли в этом городе спортивные сборы, в какой период вре­мени эти сборы проводятся, какой необходимый спортивный ин­вентарь нужен и т. д. Если, например, в какой-либо город, согласно легенде, приехала спортивная команда по плаванию на сборы, а в этом городе никогда не проводились подобные соревнования, нет плавательного бассейна, то данная легенда обречена на провал.

При закреплении легенды — основные вопросы легендирова-ния доводятся до каждого члена ОБГ, ему вручаются необходи­мые документы прикрытия, отрабатывается линия поведения. На этом же периоде до .окружающих доводятся элементы легенды, объясняющие, например, необходимость приезда спортивной команды (проведение сборов, соревнований, слетов и т. д.).

Более сложные вопросы легендирования возникают при вво­де оперработника в разработку, когда возникают вопросы прора­ботки биографии, ролевой деятельности и психологической под­готовки.

Легенда в рассматриваемом аспекте — это вымышленная био­графия. В основу легенды закладывается легальная роль опера­тивного работника. От того, как искусно будет сыграна роль, во многом зависит решение задач конспиративного поведения.

Проведенный анализ ролевого поведения оперативного работ­ника свидетельствует о том, что основой ролевого поведения дол­жна стать система К. С. Станиславского.

Система Станиславского разработана им для практических целей перевоплощения актера. Театральная игра представляет тот


вариант жизнедеятельности, когда эмоции, соответствующие чув­ствам изображаемого актером лица, приходится воспроизводить по волевому приказу самого субъекта. В этом плане театральная игра имеет много общего с оперативной деятельностью. Так же, как и актер, оперативный работник, выступающий.под прикры­тием, должен ревновать, ненавидеть, удивляться, радоваться и т. д., не имея к этому никакой внутренней потребности. Чтобы вос­произвести все это без видимой фальши, он обычно вынужден «вы­жимать» из себя переживания, интуитивно полагаясь на свой жиз­ненный опыт, действуя на свой страх и риск. Между тем К. С. Ста­ниславский указал на очень эффективный и довольно несложный путь. Этот путь — действовать так, как бы действовал воспроиз­водимый персонаж. Не надо стремиться вызывать несуществую­щие чувства и сыграть эмоциональный подтекст. По Станиславс­кому, актер должен создавать действия плюс действенный текст, а о подтексте не заботиться. Он придет сам собой, если актер пове­рит в правду своего физического действия.

Научившись действовать так, как того требует роль, субъект ролевого поведения способен устранить из своих действий прак­тически все психологические признаки расшифровки и тем самым оказаться неуязвимым для противника. Отсюда вполне понятно, что для этого его поведение должно быть построено с учетом ос­новных положений системы. Таковыми являются теории о «сверх­задаче» и «сквозном действии».

Сверхзадача — это цель деятельности, устремления человека к осуществлению главных жизненных задач. Стремление к сверх­задаче у людей является постоянным, непрерывным, определяю­щим все поведение. Люди стремятся к сверхзадаче безотчетно. Она входит во все структурные компоненты психики (ум, чувство, волю) и как закон подчиняет себе отдельные жизненные ситуации. Сверх­задача непрерывно напоминает исполнителю роли о цели его дея­тельности и помогает ему удерживать его реакции в плане играе­мой роли. -Если же произойдет расхождение цели роли с целями человека, то возникают ролевые конфликты, а они порождают ситуации, в которых обнажается искусственность поведения «че­ловека-роли».

Стремление «человека-роли» к сверхзадаче осуществляется не хаотично, а в рамках «сквозного действия».

Как известно, любая деятельность складывается из системы разнообразных действий и операций. Это могут быть цепи соци­альных коммуникаций (коммуникативная деятельность), познава­тельной активности (гностическая деятельность), двигательных реакций (моторная деятельность) и т. д. Не уложенные в систему «сквозного действия» эти действия и операции окажутся направ­ленными в разные стороны.

17*


«Сквозное действие» и «сверхзадача» вносят в ролевое пове­дение порядок и организованность, они делают процесс играния роли частью жизни ее носителя. Основываясь на этих принципах, оперработник может довести свое конспиративное поведение до грани искусства. Поскольку в оперативной деятельности субъект ролевого поведения играет гласную и негласную роли, то его дея­тельность предполагает наличие двух типов сверхзадач: сверхза­дачу оперативной деятельности (т. е. негласной роли) и сверхзада­чу роли прикрытия (т. е. гласной роли). В зависимости от этого имеют место и два типа «сквозных действий».

Сверхзадача роли прикрытия (гласной роли) занимает подчи­ненное положение по отношению к сверхзадаче оперативной дея­тельности: входит в ее структуру, ею определяется. Рассмотрим процесс формирования сверхзадачи. Сверхзадача представляет собой словесную формулировку цели деятельности. Для этой формулировки обязательно нужны глагольные обороты речи. Данное требование связано с тем, что сверхзадача должна побуждать человека на совершение действия, и глагол тут оказывается очень кстати: он трансформирует все другие части речи, в частности существительные, обозначающие поведенческие акты, в действия. Однако, прежде чем назвать гла­гол, нужно поставить перед трансформируемым существительным слово «хочу»: «Хочу делать... что?»

Предположим, оперативный работник В. выступает под при­крытием журналиста. На этой основе ему требуется сформировать сверхзадачу. Он не может просто взять конструкцию «хочу быть журналистом». Эта конструкция не отвечает требованиям теории в двух отношениях.

Во-первых, в действительности В. лишь только играет роль журналиста, «оставаясь оперативным работником», а во-вторых, конструкция «хочу быть» слишком обобщенная. Чтобы оживить конструкцию, нужно ввести конкретную цель. Если эта цель будет отвечать задачам конспирации, то внутри человека создается стремление и позыв к действию ради его выполнения. Этот позыв нужно выразить метким словесным оборотом, выражающим его внутреннюю суть. Здесь непременно нужен глагол.

Для оперативного работника, выступающего под прикрыти­ем журналиста, формулировка сверхзадачи гласной роли будет примерно такой: «Хочу казаться журналистом».

Когда сверхзадача сформулирована, уточняются ее детали, исходя из задач, стоящих перед оперативным работником на дли­тельный период.

Согласно системе К. С. Станиславского оперработник обязан прожить всю прошлую жизнь своей роли. Только в этом случае он полностью сольется с нею и, следовательно, сумеет избежать пси-


хологических ошибок расшифровки. Здесь выделяются три основ­ных этапа:

1) анализ линии действия роли (исследование жизни роли);

2) создание «жизни человеческого тела» роли;

3) создание «жизни человеческого духа» роли.

Анализ линии действия ролислагается из разбора действий роли: а) по крупным событиям и б) по подробным событиям. По всем выделенным этапам формируются сверхзадачи и «сквозные действия» персонажа, что крайне необходимо для приведения его поведения в кризисных ситуациях. Многие события, происходя­щие в жизни людей, отражаются на их будущем поведении. Как правило, эти события происходят на стыках основных жизненных этапов. Анализ жизни нужно начинать с младенческого возраста.

Именно в младенческом и раннем возрасте родители заклады­вают в своих детей идеологические программы. Кроме того, в этом возрасте формируются черты их характера. Этот факт имеет пря­мое отношение к проработке легенды: играние роли должно увя­зываться с событиями раннего детства. Психологические службы контрразведок противника используют факты неувязок для рас­шифровки интересующих их лиц. Принятие гласной роли требует от сотрудника госбезопасности тщательного проигрывания дей­ствия роли по всем жизненным этапам.

В методическом плане это делается путем членения крупных жизненных этапов на дробные события. Так, для проигрывания всех этапов детства следует выделить впечатления и переживания, связанные с игрой, переменой мест жительства, отношениями меж­ду детьми в семье и т. д. Проигрывая юность, нужно сосредото­читься на характерных для этого периода мыслях о смысле жизни, мечтах, устремлениях, а также встречах с друзьями, недругами, родными, знакомыми. Оперативному работнику нельзя оставлять без внимания ни одного из таких событий.

Создание «жизни человеческоготела» ролинужно для того, чтобы ощутить телесную жизнь принимаемого образа.

Это связано с тем, что переживания «человека-роли» проявля­ются внешне. Нам нужно натренироваться в соответствующих пе­реживаниях.

«Жизнь человеческого тела» роли, то есть искусственные пе­реживания, создается с помощью метода физических действий.

Метод физических действий нацелен на управление моторны­ми компонентами психики «человека-роли».

«Жизнь человеческого тела» занимает большое место в игра-нии роли. Человек входит в роль. Человек входит в роль, проде­лывая отдельные действия, свойственные играемой роли, и тем


самым побуждая себя к соответственным внутренним пережива-няиям. Это оказывается возможным потому, что имеется прямая и обратная связь между физической и духовной жизнью. Известно, что плохое настроение, переживания, неудачи непроизвольно ска­зываются на позе человека, его походке, мышлении и т. д. К. С. Станиславский доказал обратное: специфическое внешнее выра­жение ведет к определенному внутреннему настрою. Так, если на­чать хмуриться, то у человека постепенно установится «хмурое» настроение. Улыбка, говорили еще древние китайцы, заставляет улыбаться не только лицо, но и всего человека.

Секрет приема создания «жизни человеческого тела» роли за­ключается в том, что самое простое физическое действие при сво­ем реальном воплощении заставляет оперработника создать по его собственным побуждениям всевозможные вымыслы воображения, предполагаемые обстоятельства, «если бы». Если для одного, са­мого простого физического нужна такая большая работа вообра­жения, то для создания целой линии «жизни человеческого тела» роли необходим длинный, непрерывный ряд вымыслов и предпо­лагаемых обстоятельств. Их можно понять и добыть только с по­мощью подробного анализа, производимого всеми душевными силами творческой природы.

Чтобы создать «жизнь человеческого тела» роли, нужно перенес­ти себя в положение действий принимаемой роли. Для этого следует начинать выполнять психофизические действия, связанные с отдель­ными событиями. Таким образом, здесь оперработник должен идти от дробных событий (найденных им при анализе линии действия роли) к крупным событиям, то есть к основным жизненным этапам. При этом он должен начинать проигрывание действий с магического «если бы»: что я сделал бы, если бы произошло то-то?

Схема «жизни человеческого тела» роли — это только начало процесса вживания в роль. Далее предстоит самое важное -углубление вживания до тех пор, пока не начнется «жизнь челове­ческого духа» роли. Подход к этому важнейшему этапу осуществ­ляется путем формирования «киноленты видения», «иллюстриро­ванного подтекста».

Суть дела здесь заключается в создании внутреннего видения тех действий, которые проигрываются или о которых носитель роли сообщает словами. Для оперработника, проигрывающего легенду, этот этап работы сводится к созданию зрительных моде­лей всех дробных и крупных событий, вычлененных на этапе ана­лиза линии действия роли. При этом надо научиться видеть эти события так, чтобы, говоря о них, как бы сообщать лишь малень­кую частицу того, что фактически знаешь.

Процесс тренировки видений состоит из двух периодов: на­капливание видений, применение видений в общении.


Накапливание видений— это подробная, многократно повто­ряемая мысленная зарисовка своих действий и действий других людей, уточнение своего места в этих действиях. Эта работа долж­на происходить у оперработника наедине с самим собой на базе различных материалов (литературы, кинофильмов, бесед).

Применение этих видений(зарисовок) в общениидолжно осу­ществляться, с одной стороны, в «предлагаемых обстоятельствах» на глазах у руководителей или специалистов, а с другой — в жиз­ни. Субъект ролевого поведения должен побыть в роли среди лю­дей. В общении с ними он должен пользоваться образными пред­ставлениями своей роли о действиях, событиях, мечтах и т. д. И потом, если оперативному работнику нужно будет вести речь обо всем пережитом, то эти представления будут направлять ход его рассказа. За ними будут стоять конкретные картины (видения).

Образ, который оперативный работник «прорабатывает», ста­новится его личным достоянием, он всплывает в воображении вся­кий раз, когда о нем заходит речь.

Видения роли должны накапливаться непрерывно, имея отно­шение не только к тому, о чем, как предполагает оперативный ра­ботник, ему придется рассказывать, но и к тому, что могло бы про­изойти в прошлом или будущем..

Известны два метода перевоплощения: «от себя» и «от обра­за». Используя первый метод, человек как бы выращивает в са­мом себе требуемые качества роли. Он «высвечивает» одни сторо­ны своей личности и «затемняет» другие. В результате человек ста­новится другим, оставаясь самим собой. Применяя второй метод, человек перекладывает на самого себя все психологические осо­бенности роли. После тщательной проработки он становится со­вершенно другим человеком в негласной роли и самим собой — в гласной роли. При этом используется известная закономерность. В каждом человеке сидит способность с одним быть одним, а с другим — другим.

В каких случаях целесообразно прибегать к методу «от себя», а в каких — «от образа»? Это зависит от особенностей личности оперативного работника. По методам перевоплощения всех лю­дей можно разбить на три группы.

Первая группа — уверенные в себе, волевые, не застенчивые люди. Они смело идут к роли «от себя», быстро осваиваются в но­вой обстановке, обладают качествами лидера. Им присуща твор­ческая свобода, у них естественный экспромт.

Вторая группа — включает в себя лиц с волевой недостаточ­ностью. Это в основном застенчивые люди. Они большие труже­ники, отличаются добросовестностью и исполнительностью. Та­ким людям трудно перевоплощаться. Им легче вести игру «от об­раза», прикрываясь образом роли.


Третья группа людей успешно пользуется как тем, так и дру­гим методом. Таких большинство.

Перед проработкой легенды каждому оперработнику нужно определить, к какой группе он относится. Это можно сделать сле­дующим образом. Если зрительное представление роли не оказы­вает решающего влияния на процесс общения с другими и вам легко играть роль, оставаясь самим собой, вы относитесь к первой груп­пе. Если вы застенчивы и вам трудно переломить себя, принимая другой образ поведения, вы входите во вторую группу. Если же затрудняетесь по этому вопросу сделать уверенное заключение, вы принадлежите к третьей группе.

Оперработник должен внимательно проанализировать неглас­ную роль и принять решение о том, на какой метод перевоплоще­ния опереться при проработке легенды.

При подготовке оперработника к какой-либо ролевой деятель­ности тщательно прорабатывается его легенда. Это прежде всего биографические данные. Немаловажное значение играют и опе­ративные документы прикрытия: это паспорта, водительские удо­стоверения, трудовые книжки, дипломы об окончании различных учебных заведений. Эти оперативные документы прикрытия изго­товляются специальными подразделениями оперативно-техничес­ких служб ФСБ на подлинных бланках, которые предоставляются соответствующими организациями конспиративно. Если изготов­ляются 2 и более оперативных документа на одного человека, то обязательно проверяется соответствие фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.