Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологический статус бойцов ОБП





Террор — новое понятие для русского языка. В словаре В.Да­ля нет этого слова вовсе. Однако понятие террор сегодня широко известно.

Террор — устрашение, подавление, прежде всего политичес­ких противников, насильственными мерами (преследованиями, запугиванием, убийствами и т.д.). Террор сегодня — постоянный фактор общественной жизни в истории людей.

Терроризм становится составной частью общественной жиз­ни с XIX века. Тому примеров в истории не счесть. В XX веке тер­роризм проявляет себя в политических убийствах, в краже залож­ников, в разбойных нападениях, в провокациях межнациональ­ных отношений, в ядерном и воздушном терроризме. Футурологи предсказывают в ближайшее время экологический терроризм.

Задача оперативно-боевых подразделений — противостоять терроризму. Бойцы ОБП должны быть профессионалами высоко­го класса. Их тщательно отбирают посредством изучения биогра­фий, особенностей социализации в отрочестве и юности, особен­ностей ценностных ориентации и других параметров, характери­зующих личность. Специально проводится изучение данных пси­хофизиологической диагностики. Для того, чтобы стать бойцом ОБП, очень важно получить рекомендацию от лица, причастного к подразделению и несущего ответственность за свою рекоменда­цию.



Возраст начинающего бойца — с 21 до 30 лет. Вначале — ста­тус кандидата по рекомендации. Только после проверки в экстре­мальных условиях кандидат становится бойцом подразделения.

В подразделение отбирают «поштучно» — ведь каждый боец должен быть универсалом в военном многоборье, в физическом, психическом и профессиональном плане. Боец должен быть не только крепким и выносливым, но и обладать высоким коэффи­циентом умственного развития и специальными способностями, разрешающими стратегические и тактические боевые проблемные ситуации. Профессиограмма бойца отражает целый ряд показате­лей, необходимых для успешного выполнения спецзаданий: спо­собность к отчуждению в ситуации проведения конкретной акции,


агрессивность, стрессоустойчивость, психологическая переноси­мость, преданность подразделению, ответственность, товарище­ство и целый ряд других.



Профессия бойца—преодоление экстремальных ситуаций боя, преодоление страха смерти, успешное выполнение боевого зада­ния. Здесь нельзя принимать опасности смерти, здесь нельзя рас­слабиться, почивать на лаврах успешно проведенной операции, выигрыша в схватке. Здесь смерть рядом каждое мгновение жиз­ни, поэтому боец должен находиться в постоянно контролируе­мом чувстве мобилизационной готовности к бою с противником. Ликование по поводу ситуативной удачи, эйфория, принижение опасности смерти недопустимы.

Боец должен обладать способностью к боевой активности в стрессовых ситуациях, должен уметь действовать, преодолевая биологический и социально-психологический страх смерти.

Биологический страх смерти возникает на уровне психофизи­ологических реакций защитного врожденного рефлекса. Экстре­мальная ситуация провоцирует такого рода страх.

Социально-психологический страх смерти обусловлен рефлек­сивным отношением человека к жизни. Человеку свойственно с детских лет думать о конечности жизни, он обращается к самому себе с вечным вопросом: «В чем смысл жизни?» Разные культуры, конфессии, идеологии по-разному определяют отношение к конеч­ности индивидуальной жизни человека, к необходимости в опре­деленные моменты жертвовать своей жизнью. Человек, являясь частью конкретной культуры, выступает ее носителем. Поэтому в разных культурах разное ожидание отношения человека к жизни и смерти. Однако рефлексивное отношение к жизни человека лю­бой культуры может привести к осознанию необходимости жерт­вовать собой. При этом, однако, в мироощущении человека долж­на присутствовать и иррациональная основа. Н. А. Бердяев писал: «Война всегда имеет иррациональные основы и предполагает по­корность человека целям, стоящим выше его постижимых интере­сов. Воевать нельзя во имя рассудочных, утилитарных, слишком понятных и взвешенных целей. Безумно воевать во имя разумных целей, и в высшем смысле «умно» воевать лишь во имя целей бе­зумных. Это основной парадокс психологии войны».



Подразделение «Альфа», оперативно-боевые подразделения правоохранительных органов и спецподразделения министерства обороны нуждаются в новых, более совершенных методах, со­действующих выявлению и упражнению быстроты действия (мы­шечная реакция, мышечная память и др.), качества и вариатив­ности мышления в проблемных ситуациях, эмоциональной само­регуляции.


Каждое самостоятельное подразделение имеет свой стиль, свою мифологию. Всегда в подразделении должны царствовать дисцип­лина и боеспособность, всегда должна быть круглосуточная го­товность к смертельному бою. Война — профессия бойца. Выиг­рывать войну, которую ведет страна, — идеология бойца. Поли­тика страны не является прямой заботой бойца. Он должен вое­вать там, куда Родина посылает.

Боец ОБП имеет право на частную жизнь: у него есть дом, жена, дети. Это возлагает на него, как на любого человека, ответствен­ность морального, психологического и социального плана: он дол­жен оставаться таким, как все гражданские люди. Он должен уметь жить в условиях обыденной жизни людей, жить заботами своей семьи.

Боец ОБП должен быть постоянно готов к выполнению свое­го долга. Его жизнь в двух измерениях (экстремальная боевая си­туация и обыденная жизнь в семье) депривирует его психику.

Психологический статус бойца ОБП неоднозначен по многим параметрам, но, прежде всего, в сфере ценностных ориентации, социальных табу и допущений.

Неоднозначность психологического статуса любого челове­ка — явление обыденное. Человек, врастая в социальную жизнь, усваивает большое число норм и правил, которые сосуществуют в обществе, совпадая друг с другом, частично не совпадая и являясь полностью противоположными друг другу. В обыденной жизни моральные ожидания и проблемные ситуации решаются каждым отдельным человеком в зависимости от его внутренней позиции, нравственных убеждений, совести. Не всякий раз человек спосо­бен отследить соответствие своих ценностных ориентации соци­альному многообразию моральных ожиданий — ведь это огром­ная работа, которая подчас доступна лишь мыслителю с глубин­ными духовными ориентациями. Обыденный человек чаще всего дрейфует среди множественных противоречий социальных ожи­даний. Но при этом душа его может быть спокойна — он не нару­шает основных социальных заповедей или не придает своим от­клонениям особого значения, прощая и оправдывая себя. На него работают выработанные в истории человечества механизмы пси­хологической самозащиты.

Однако первая заповедь — «не убий» — занимает особое мес­то в самосознании людей.

«Не убий» — это исконная заповедь человечества. Она заме­чена в природных (видовых) реакциях человека. Еще Ч.Дарвин в своих исследованиях эволюции разных видов животных указывал на врожденные запреты крайних форм внутривидовой агрессии. В истории человечества, между тем, возникли социальные разреше-


!


ния убийств и войн. Вначале это разрешение возникло, когда ро­довые предки осознали, что есть «свои» и «чужие» (см. самоназва­ния и названия соседних племен в родовых культурах), что есть «Они» и «Мы». В то же время история социальных отношений лю­дей складывалась так, что любой, нарушивший родовое табу, мог быть наказан смертным приговором. Убийство в человеческой культуре имеет двойную валентность: это преступление норматив­ного поведения и это разрешение в контексте определенных об­стоятельств.

Амбивалентность любого явления, если она не может быть отреагирована человеком на рефлекторном уровне, обычно со­пряжена с негативной психической напряженностью, которая опустошает эмоциональную, волевую и когнитивную сферы че­ловека.

Что касается бойца ОБП, то его профессиональная деятель­ность состоит в постоянном смертельном риске и в возможности (разрешении и обязанности) применить оружие против другого че­ловека — врага. Амбивалентная нормативность в этом случае бу­дет представлена во всех сферах его психики.

В любой культуре боец романтизируется как участник сраже­ния за интересы отечества, как воин, сражающийся с врагом.

Боец спецподразделений—энтузиаст своего дела. От него тре­буют, как от бойца любых подразделений армии, при необходи­мости «совершить невозможное». Однако именно боец спецпод­разделения всегда должен быть готов совершать невозможное. Совершать невозможное — это способность преодолеть страх пе­ред лицом смерти и адекватно действовать в чрезвычайных ситуа­циях; это способность развить в себе профессиональные качества бойца, отвечая требованиям нормативности специальных медицин­ских и психологических комиссий. Совершать невозможное—зна­чит восстанавливать самого себя до уровня психического статуса обыденного человека, делать все, от себя зависящее, чтобы психо­логически и поведенчески не стать по другую сторону по отноше­нию к гражданскому населению, к своим родным и своей семье.

Боец спецподразделений по борьбе с терроризмом не должен быть отчуждаем от общества, так же как он сам не должен стать отчужденным, послушным и неприхотливым зверем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.