Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 15 глава





сушумна-нади. "Самый милостивый канал". Центральный психический нервный ток внутри позвоночника. См.: кундалини, нади, самадхи.

сфера. Мир. Область, место; степень или диапазон действия, опыта или влияния. См.: лока, мир.

 

Т

Тай Понгаль. Четырехдневный домашний праздник, который проводится в та­мильском месяце тай (январь-февраль) в ознаменование получения первого урожая. В это время почитается Сурья, солнечный бог, как податель доброй судь­бы и видимое проявление Божественного. Во дворе дома, на открытом огне, тор­жественно варится в гигантском котле свежесобранный рис из нового урожая (поэтому праздник и называется понгаль — от понгу, "варить пищу"). По тому, с какой стороны убежит вскипевшее молоко, гадают о том, каким будет наступа­ющий год.

Тагор, Рабиндранатх (1861 —1941). Один из знаменитейших современных писате­лей и поэтов Индии, сын Дэвендранатха Тагора. Писал на бенгали и английском. Его самое известное религиозно-поэтическое произведение называется Гитан-джали и строится вокруг диалогов души и Бога Вишну. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1913 г.

Тай Пусам. Праздник в честь Господа Шивы или Карттикейи, в зависимости от географического региона. Проводится близко к январско-февральскому полно­лунию. Этот важный праздник, который особенно дорог тамильскому народу, отмечается помпезно и с большим накалом страстей в Индии, Шри-Ланке, Ма­лайзии, Южной Африке, на Фиджи и Реюньоне. В Маврикии и Сингапуре явля­ется национальным праздником. См.: Карттикейя.



Тайттирчйя-араньяка. Лесной трактат из Кришна-Яджурведы. См.: Веда.

Тайттирийя-самхита. См.: Яджурведа.

Тайттирийя-упанишад. Относится к Тайттирийя-брахмане Яджурведы и делится на три раздела, называемые валли. Первый посвящен фонетике и произношению, второй и третий — Брахману и достижению блаженства.

тала. "План бытия; уровень; основание; дно". Корень названия семи сфер низшего сознания с центрами в семи низших чакрах под муладхарой. См.: лока, нарака, чакра.

талатала-чакра. "Низшая область". Четвертая чакра ниже муладхары с центром в икрах ног. Сфера хронического умственного смятения и неразумного упрямства. Соответствует четвертому астральному нижнему миру, называемому тамисра ("тьма") или талатала. Это состояние сознания — плод всепоглощающего стремления к самосохранению. См.: лока, нарака, чакра.



тамас. "Сила инерции". См.: гуна.

Тамилнад (Тамилнаду). Штат в южной Индии (площадь 50 000 кв. миль, население 55 млн. чел.). Страна бесчисленных священных писаний, святых, мудрецов и бо­лее чем 40 000 величественных храмов, среди которых — Чидамбарам, Мадурай, Палани и Рамешварам.

тамильский язык. Древний дравидский язык тамилов, кавказоидного (европеоид­ного) народа южной Индии и северной Шри-Ланки, представители которого к настоящему времени расселились по всему миру. Официальный язык индийско­го штата Т амилнад. См.: раса.

тандава. "Жесткий танец". Любая жесткая танцевальная композиция, исполняе­мая танцором-мужчиной. Есть много форм тандавы. Их прототипом является танец блаженства Шивы, ананда-тандава. Более тонкий женский танец называ­ется ласья — от ласа, "живой". Танец вообще называется нартана. См.: Натараджа.

тантра. "Ткань", "методология". 1) В самом общем смысле — синоним слова шас-тра, "священное писание". 2) Синоним агамических текстов, особенно шактист-ских, класс индуистских писаний, дающих подробные поучения по всем аспектам религии, мистического знания и науки. 3) Специфический метод, техника или духовная практика в традициях шиваизма и шактизма. Например, пранаяма яв­ляется одной из тантр. Тантра обычно связана с обращением вспять нормаль­ного потока энергий. Она исходит из того, что внутреннее "Я" наиболее важно, а внешняя жизнь — вторична. Тантра заставляет жизненную силу течь вверх через сушумну. Есть много методов для того, чтобы победить непобедимое. Попав в недобрые руки, эти техники становятся черной магией (абхичарой). См.: тан­тризм.



Тантралока. Одно из самых исчерпывающих и авторитетных изложений учения кашмирского шиваизма, написанное Абхинавагуптой. См.: Абхинавагупта, каш­мирский шиваизм.

тантризм. Путь к просветлению, описанный в писаниях Тантр. 1) Тантризм иног­да считают параллельным потоком в истории и традиции индуизма, который сонаправлен и постепенно переплетается с ведической, брахманической тради­цией. 2) Тантризмом называют традиции, в основном в шиваизме и шактизме, которые фокусируются на поднятии силы кундалини и рассматривают человечес­кое тело как сосуд для Божественного и инструмент для освобождения. Высшая цель тантризма — проложить путь для силы кундалини через сушумну, централь­ный канал тонкого тела, вверх, в сахасрара-чакру, и за ее пределы, через дверь Брахмана (брахмарандхру) в Парашиву, до или во время смерти. Упор делается на трансформацию всех сфер сознания: духовной, физической, эмоциональной и материальной. Это путь садханы. 3) Шакта-тантризм считает особенно важным поклонение женской силе. В зависимости от школы, оно может быть символи­ческим или буквальным в ритуалах, включающих сексуальное взаимодействие и т. д. Главный принцип шакта-тантризма —использование материального для достижения духовного. В некоторых школах под этим подразумевается, в том числе, выполнение того, что обычно запрещается, и такое манипулирование си­лами, чтобы достичь при этом не низшего, а трансцендентного сознания. Сущес­твуют три основных направления тантризма: 1) «путь правой руки» (дакшина-марга или дакшиначара), консервативные индуистские практики; 2) «путь левой руки» (вама-марга или вамачара), включающий использование вещей, обычно запрещаемых, таких, как употребление интоксикантов, мяса, ритуальный секс и т. д.; 3) йогический путь секты каула, с которым иногда связывают последовате­лей Горакшанатхи. См.: шактизм, кундалини, тантра.

тантрик(а).Последователь любой из тантрических традиций. См.: тантра, тан­тризм.

тапас. "Жар, огонь". 1) Очистительные духовные дисциплины, строгий аскетизм, покаяние и жертвоприношение. Если садхана — это простой, но устойчивый аскетизм, то тапас — это аскетизм суровый, трансформирующий психику, умер­щвление плоти в его крайних проявлениях. Тапасом являются особо продолжи­тельные садханы, например медитация под деревом на одном месте на протя­жении 12 лет, пожизненный обет молчания или стояние на одной ноге в течение предписанного числа лет. Писания обычно предостерегают от крайнего аскетиз­ма, который может причинить вред телу. 2) На более глубоком уровне тапас — это интенсивное внутреннее состояние "огня" кундалини, который стимулирует сильную ментальную боль и отделяет индивидуум от общества. Когда это случа­ется, жизнь больше не идет как обычно. Связь с садгуру, Садашивой, вводит пре­данного в тапас и выводит из него. Огонь тапаса сжигает шлаки саньчита-карм. Он поддерживает жар, тревогу, подавленность и страстное устремление, пока не приходит конечное и тотальное подчинение, прапатти. Можно смягчить это жаркое состояние регулярной практикой садханы, предписанной гуру. Огонь са­мотрансформации может стимулироваться практикой тапаса или приходить не­званым. Можно "делать" тапас, но истинный тапас — это состояние бытия и сознания, состояние милости, позитивных перемен, трансформации и очищения своей природы. См.: кундалини, садхана.

тапасвин.Тот, кто практикует тапас или находится в состоянии тапаса. См.: та­пас.

таполока. "План аскетизма". Второй сверху из семи высших миров, сфера аджня-чакры. См.: лока.

Тат. "То; неописуемый Абсолют".

Татпарья-дипика. Комментарий Шрикумары (ок. 1100 г.) к Таттвапракаше Шри Бходжадэвы Парамары (1018—1060), царя-философа, изложившего учение шай-ва-сиддханты. Шрикумара придерживался монистической основы труда Бходжа­дэвы, в то время как более поздний комментатор Агхорашива переистолковал его в дуалистическом смысле. См.: Агхорашива, шайва-сиддханта.

Тат Cam. "Это — Истина". Фраза, указывающая на невыразимую истину, о кото­рой больше ничего нельзя сказать. Часто ставится в конце индуистских текстов.

таттва. "Истина; действительность, реальность; принцип, сущность". Таттвы — это первичные принципы, элементы, состояния или категории бытия, кирпичи, из которых строится вселенная. Господь Шива постоянно создает, поддерживает форму и снова поглощает в Себя Свои создания. Риши описывают этот эмана-ционный процесс как развертывание таттв, стадий или продуктов проявления, нисходящих от тонкого к грубому. При махапралайе, космическом растворении таттвы последовательно свертываются каждая в свой источник (т. е. в более тонкую таттву). После великого растворения остаются только две таттвы. Первая и самая тонкая форма — чистое сознание и источник всех других продук­тов проявления — называется Шива-таттва или Параишкти-нада. Но вне Ши-ва-таттвы лежит Парашива — совершенно трансцендентная, Абсолютная Ре­альность, называемая ататтва. Это первое совершенство Шивы. В системе санкхья обсуждаются 25 таттв. Шиваизм признает эти 25 и, кроме того, еще 11 таттв — всего 36 таттв. Они делятся на три группы. 1) Пять шуддха (чистых) -таттв. Они составляют сферу шуддха-майи. 2) Семь шуддхашуддха (чистых-не­чистых)- таттв. Они составляют сферу шуддхашуддха-майи. 3) 24 ашуддха (не­чистых)- таттв, сфера ашуддха-майи.

ШУДДХА-ТАТТВЫ: Актиническая, или духовная, энергия.Это сверхсозна­тельная сфера, также известная как шуддха- (чистая) майя или махамайя. Бинду, трансцендентный свет, является "материальной" причиной этой чистой сферы. Это Шивалока, область 330 миллионов богов, сонмов риши и других существ, которые достигли свободы от тройственных уз.

1) Шива-mammвa: чистое сознание, состоит из двух частей: высшая —это Парашакти, "Высшая Энергия", из которой появляется первичный звук, нада (точнее, Паранада, беззвучный звук). Хотя чаще всего о наде говорят как о звуке, мистики знают ее как движение, первый импульс, возникающий из со­вершенного покоя, первую "вещь" из неподвижного "Я". Это второе совершен­ство Шивы, Парашакти, сверхсознание, разум Бога. Шива-таттва пронизыва­ет все остальные 35 категорий и обладает силами воли, знания и действия (ич-чха, джняна, крия).

2) Шакти-таттва: энергия. Соответствует бинду, свету, причине формы (точнее, Парабинду, первичному ядру). Это таттва Парамешвары, Первич­ной Души, Бога-Отца-и-Матери, третьего совершенства Шивы, который после махапралайи остается на месте в глубоком самадхи, пока снова не эманирует вселенную из Себя посредством Своего Космического Танца.

3) Садашива-таттва: энергия милости откровения. В этой сфере энергии знания и действия находятся в совершенном равновесии. Это сфера ананда-майя-коши.

4) Ишвара-таттва: энергия милости сокрытия. Энергия действия преоб­ладает над энергией знания, чтобы вызвать космическую активность в ее тон­кой форме.

5) шуддхавидья-таттва: чистое знание, дхарма. Это уровень проявления, на котором энергия знания преобладает над энергией действия. Шуддхавидья-таттва включает три других энергии или аспекта Шивы. Это Рудра (разру­шение), Вишну (сохранение) и Брахма (сотворение).

ШУДДХАШУДДХА-ТАТТВЫ: Актинодическая, или духовно-магнетичес­кая, энергия.Семь mammв от майи до пуруши, составляющие сферу шуддхашуд-дхи (чистого-нечистого).

6) майя-mammвa: магическая энергия, "материальная" причина "нечистой сферы". Категория майи дает начало как своим непосредственным помощни­кам следующим пяти таттвам, известным как "пять оболочек", паньча-кань-чука, индивидуальной души, пуруши. Все вместе они составляют виджняна-майя-кошу, или ментальное тело.

7) кАла-mammea: феномен времени, которое делит весь опыт на прошлый, настоящий и будущий.

8) нияти-maттвa: кармическая судьба; необходимость; порядок; закон причины и следствия; сдерживание.

9) калА-таттва:созидательность, способности; энергия, которая влечет душу к духовному знанию. Ее энергия частично удаляет завесу анавы, которая скрывает собой внутренние энергии души.

10) видья-таттва: ограниченное знание, сила, дающая душе практическое знание в соответствии с ее настоящим жизненным опытом.

11) рага-таттва: привязанность, появление желания, без которого невоз­можно никакое восприятие объективного мира.

12) пуруша-таттва: тождественность души; душа, связанная с субъектив­ностью. Через отождествление с пятью вышеперечисленными "оболочками" душа, атман, становится пурушей, или связанной душой, которая способна вос­принимать высшую антарлоку, как ограниченный индивидуум. Эта пятерич­ная оболочка называется паньча-каньчука или виджнянамайя-коша (менталь­ное тело).

АШУДДХА-ТАТТВЫ: Одическая, или магнетическая, энергия.Эти 24 ка­тегории составляют "мир" ашуддха- (нечистой) майи. Это сфера астрального и физического планов, в которых души функционируют через маномайя-, прана-майя- и аннамайя-коши, в зависимости от уровня воплощения.

13) пракрити-mammвa: первичная природа, грубая энергия, из которой формируются все низшие таттвы. Пракрити, также называемая прадхана, выражается в трех гунах (качествах) — саттве, раджасе и тамасе. Они прояв­ляются как свет, активность и инерция соответственно, а на тонком уровне как удовольствие, сожаление и заблуждение. Эти гуны доминируют над душевны­ми энергиями знания, действия и желания (джняна, крияи иччха) и формируют «гунное» тело, маномайя-кошу.

антахкарана: ментальные способности.

14) буддхи-таттва: суждение, интеллект, различение.

15) ахамкара-таттва: эго, чувство внешней формы как "это — я". Это фундаментальный принцип индивидуальности.

16) манас-таттва: инстинктивный ум, воспринимающее и управляющее звено между внешними чувствами и внутренними способностями.

джнянендрии: пять органов восприятия, саттвических по природе, каж­дый из которых имеет тонкий и физический аспект.

17) шротра-таттва: слух (уши).

18) твак-таттва: осязание (кожа).

19) чакшус-таттва: зрение (глаза).

20) расана-таттва: вкус (язык).

21) гхрана-таттва: обоняние (нос).

кармендрии: пять органов действия, раджасических по природе, каждый из которых имеет тонкий и физический аспект.

22) вак-таттва: речь (голос).

23) пани-таттва: хватание (руки).

24) пада-таттва: ходьба (ноги).

25) паю-таттва: выделение (анус).

26) упастха-таттва: размножение (гениталии).

танматра: пять тонких элементов, тамасических по природе.

27) шабда-таттва: звук.

28) спарша-таттва: ощущение.

29) pyna-таттва: форма.

30) раса-таттва: вкус.

31) гандха-таттва: запах.

Это тонкие характеристи­ки следующих пяти грубых элементов.

паньчабхута: пять грубых элементов.

32) акаша-таттва: эфир или пространство.

33) вайю-таттва: воздух.

34) теджас-таттва: огонь.

35) anac-таттва: вода.

36) притхиви-таттва: земля. См.: антахкарана, гуна, коша (а также Таблицы).

Таттва-пракаша. "Освещение категорий". Текст из 76 стихов царя-философа Бходжи Парамары, который систематизировал и свел воедино монистическую шайва-сиддханту в XI веке.

таттва-трайя. "Сущностная триада". Первичные категории шиваитских и шак-тистских философских школ: Пати (Бог), пашу (душа) и паша (мир или узы). См.: падартха, Пати-пашу-паша.

Таюманавар (ок. XVII в.). Тамильский йог-шиваит, преданный, мистик, поэт и свя­той, сочинения которого представляют собой гармоничный сплав философии и набожности. В своей поэме Чинмайянанда-гуру Таюманаварпомещает себя в ли­нию Риши Тирумулара.

теизм. Вера в то, что Бог существует как реальное, сознательное, личностное Вер­ховное Существо, творец и правитель вселенной. Теизм не исключает веры и во многих богов.

теради (тамил.). "Сарай для колесницы". Строение, в котором хранится храмовая колесница (тер) для церемониального вывоза парадного божества, утсава-мур-ти, в праздничные дни.

теология (рус.богословие).Исследование религиозных догм, особенно касающих­ся природы Бога, души и мира. См.: метафизика.

тилак(а). Метка, наносимая на лоб глиной, пеплом или сандаловой пастой как знак принадлежности к определенной секте и гордости за свою веру (и тем самым сопоставимая с крестом у христиан или ермолкой у иудеев). Вишнуиты наносят глиной вертикальную U-образную тилаку. Шиваитская тилака, трипундра, сос­тоит из трех горизонтальных полос священного пепла, часто с точкой между бровей. Тщательно прорисованные тилаки индуисты носят сегодня в основном во время религиозных праздников или в паломничестве. Многие индуисты даже в обычном обществе носят простую точку (бинду) на лбу, подчеркивая свою при­надлежность к этой религии. См.: бинду, трипундра.

тиробхава. "Сокрытие", то же, что тиродхана. См.: Натараджа, тиродхана-шак-ти.

тиродхана-шакти. "Сила сокрытия". Скрывающая милость или сила Бога, кото­рая заслоняет божественную природу души. Тиродхана-шакти — это частная энергия Шивы, которая связывает душу тройными путами анавы, кармы и майи. Это намеренное ограничение сознания дает душе возможность расти и созревать в ходе переживания мира. См.: эволюция души, милость.

тиртхаятра. "Путешествие к святому месту". Паломничество. Одна из пяти свя­щенных обязанностей индуиста (паньча-нитья-карма) — периодически совер­шать путешествие к одному из многочисленных святых мест Индии или других стран. Совершаемое после периода поста и воздержания, паломничество являет­ся временем аскезы и очищения, когда все мирские заботы отставляются в сторо­ну и Бог становится единственным фокусом внимания. Потоки благочестивых паломников ежедневно достигают многих древних святых мест (тиртх) в Ин­дии. Во время праздников у некоторых тиртх собираются десятки тысяч па­ломников. См.: паньча-нитья-карма, паньча-шрадха.

тиру(тамил.). "Святой, священный". Тамильский эквивалент санскритского шри. Женская форма — тирумати. См.: шри.

 

Тируваллувар (ок. 200 г. до н. э.). "Святой ткач". Тамильский святой, домохозяин-ткач, автор классического шиваитского этического сочинения Тирукурал. Жил вместе со своей женой Васуки, прославившейся замечательными добродетелями и верностью, в районе современного Мадраса. Там его великие стихи высечены на мраморе в мемориальном парке Валлувар Коттам. См.: Тирукурал.

Тирувасагам."Святые изречения". Лирическое тамильское писание святого Ма-никкавасагара (ок. 850 г.). Считается одним из самых глубоких и красивых бхак-тистских произведений на тамильском языке. Обсуждает фазы духовного пути от сомнения и боли до совершенной веры в Бога Шиву, от земных переживаний до отношений «гуруученик» и свободы от перерождений. Работа частично авто­биографическая, описывает, как Маниккавасагар, первый министр царя Пандь-яна, отрекся от мира, получив необычайное видение Шивы, сидящего под дере­вом. 658 гимнов Тирувасагам и 400 гимнов Тируковайяра того же автора составля­ют восьмой раздел шайва-сиддхантистского писания Тирумурай.

Тирукурал."Святые куплеты". Сокровище индуистской этической мысли и шедевр тамильской литературы, написанный шиваитским святым Тируваллуваром (ок. 200 г. до н. э.) недалеко от современного Мадраса. Его универсальная мудрость была воспринята христианами, мусульманами, джайнами и даже атеистами. Текст сосредоточен в основном на первых трех целях жизни — артхе (богатстве), дхарме (праведном поведении) и каме (желании), но также включает 13 глав о дхарме отречения, которая связана с четвертой целью жизни, мокшей (освобож­дением). В предельно компактной стихотворной форме поэт представляет 133 темы, по 10 стихов на каждую. Один из древнейших этических текстов в мире, Тирукурал вполне можно считать библией добродетели для всего человеческого рода. Примечательно, что в южноиндийских судах на нем присягают, как на Биб­лии в западном мире. См.: Тируваллувар.

Тирумантирам."Святое воспевание". Древнейшее тамильское писание Нандина-тха-сампрадайи. Написано ок. 200 г. до н. э. Риши Тирумуларом. Это самая ран­няя книга из свода Тирумурай, кладовая эзотерического йогического и тантричес­кого знания. Содержит мистическую суть раджа-йоги и сиддха-йоги и фундамен­тальные учения 28 Агам шайва-сиддханты, которые, в свою очередь, являются наследием древних, доисторических традиций шиваизма. Поскольку сами Агамы ныне частично утрачены, Тирумантирам является ценнейшим источником пол­ной агаманты (собрания агамического знания). Его 3047 стихов были, согласно легенде, написаны довольно необычным способом. Перед написанием каждого стиха Тирумулар медитировал по целому году и затем подводил итог своей меди­тации в четырехстрочном тамильском стихе. Он делал это, следовательно, более 3000 лет! Суть этой аллегории в том, что в одной этой книге уместилось трехты-сячелетнее знание. Текст делится на девять частей, которые называются тант­рами. Их содержание вкратце таково: 1) основные правила религиозной морали; 2) аллегорические объяснения шиваитских мифов; 3) полное исследование ра­джа-йоги; 4) мантры и тантры; 5) существенные качества религии Шивы; четыре формы шиваизма, четыре стадии, неортодоксальные пути; поступки, которых следует избегать; 6) Шивагуру, милость, отречение, грех, искупление, джняна, бла­гоприятные и неблагоприятные люди; 7) сиддха-йога, мудры, управление идой и пингалой, миры, достигаемые различными классами йогов после смерти, тонкости йоги, садгуру, 8) фундаментальная теология: пять оболочек, одиннадцать состо­яний, три падартхи (Пати-пашу-паша), 36 таттв, четыре состояния сознания, три малы, три гуны, десять каран и т. д.; 9) плоды реализации, освобождение, джняна, танцы Шивы, встреча с гуру. См.: Тирумурай, Тирумулар.

 

Тирумулар (ок. 200 г. до н. э.). Великий сиддха-йог и риши из Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи, который пришел с Гималаев в Тамилнад и составил Тирумантирам. В этом писании он зафиксировал принципы шиваизма в форме кратких и точных стихов, основанных на его собственных реализациях и на вер­ховном авторитете Шайва-агам и Вед. Тирумулар был учеником Махарши Нанди-натхи. См.: Тирумантирам, Кайласа-парампара, веданта.

Тирумурай. "Святая книга". Двенадцатикнижный свод гимнов и писаний южноин­дийских шиваитских святых, составленный святым Намбияндаром Намби (ок. 1000 г.), а также каждая из этих книг в отдельности. Книги 1 — 3 содержат гимны святого Тируджняны Самбандара (ок. 600 г.). Книги 4 — 6 — гимны святого Ти-рунавукарасу (Аппара), современника Самбандара. Книга 7 содержит гимны свя­того Сундарамурти (ок. 800 г.). Книга 8 — два текста святого Маниккавасагара (IX век) — Тирувасагам и Тируковайяр. Книга 9 состоит из двух текстов: Тирувисайппа и Тируппалланду, в которые входят труды девяти святых. Книга 10 — это Ти­румантирам святого Тирумулара (ок. 200 г. до н. э.). Книга 11 содержит гимны десяти святых, в том числе святого Наккирара и Намбияндара Намби, состави­теля. Книга 12 — это Перийя-пуранам святого Секкилара (XI век) с жизнеопи­саниями 63 шиваитских святых-наянаров. Первые семь книг также известны как Дэварамы.

титхи. Лунный день, примерно одна тридцатая того времени, которое требуется Луне, чтобы обойти вокруг Земли. Длительность титхи может варьировать вследствие различия угла долготы между положениями Солнца и Луны. В каждом полумесяце насчитывается по 15 титхи. Они называются пратхама (новолуние), двития, трития, чатуртхи, паньчами, шаштхи, саптами, аштами, навами, да-шами, экадаши, двадаши, трайодаши, чатурдаши и, наконец, либо пурнима (пол­нолуние), либо амавасья (новолуние). Перед названиями титхи иногда ставятся указатели темной половины месяца, т. е. когда луна убывает, или светлой полови­ны, т. е. когда луна растет (соответственно Кришна или шукла). Дата проведения большинства индуистских праздников рассчитывается на основе системы ти­тхи.

То(санскр. Тат). При написании с заглавной буквы это местоимение указывает на Предельный, Неописуемый и Неназываемый Абсолют. Бог-«Я», Парашива. На­пример, Тат твам аси — "Ты есть То".

тонкое тело. Сукшма-шарира, нефизическое, астральное тело, которым душа обле­кается, чтобы функционировать в антарлоке, или тонком мире. В тонкое тело входят пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши, когда душа физически во­площена. Оно состоит только из маномайи и виджнянамайи после смерти, когда пранамайя-коша распадается. И оно состоит только из виджнянамайя-коши, когда маномайя-коша отбрасывается непосредственно перед перерождением или когда происходит переход на более высокие планы эволюции. Кроме того, частью тон­кого тела являются: антахкарана (ментальная способность: интеллект, инстинкт и эго — буддхи,манас и ахамкара), пять джнянендрий (агентов восприятия: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния) и пять кармендрий (агентов действия: речи, хватания, движения, выделения и размножения). См.: джива, коша.

 

транс. В широком смысле — измененное состояние сознания, сопровождающееся потерей или недостатком осознавания физического окружения; состояние ни бодрствования, ни сна. В религиозном смысле — состояние интенсивного сосре­доточения, интроспекции или медитации. В таком состоянии, называемом в ин­дуизме самадхи, сознание тела полностью утрачивается по мере того, как энергия вытягивается вверх по позвоночнику в сахасрара-чакру, находящуюся в макушке головы. Великие пророки входили в транс и изрекали предсказания будущего, а позднее, в обычном бодрствующем состоянии, не помнили, о чем они говорили. В спиритизме трансом называется такой феномен, когда индивидуум покидает свое физическое тело, а развоплощенное существо входит в это тело или уста­навливает над ним контроль, часто при этом выдавая словесные послания людям, собравшимся на спиритический сеанс Транс может быть произвольным и не­произвольным. См.: самадхи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.