|
Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 7 глава
ишта-дэвата. "Заветное или избранное божество". Божество, являющееся объектом особенного любовного внимания данного человека. Понятие, знакомое всем сектам индуизма. Вишнуиты могут выбирать из многих Божественных форм; чаще всего это Вишну, Баладжи, Кришна, Радха, Рама, Лакшми, Хануман и Нара-симха, а также неиконографическая шалаграма, священный речной камень. Смарты, по своей традиции, выбирают из шести божеств. Это Шива, Шакти, Вишну, Сурья, Ганеша и Кумара (или любая из их традиционных форм). Шакты почитают Божественное как Богиню, Шакти, в Ее многочисленных формах, излучающих яростную силу (Кали, Дурга) или успокаивающую милость (Парвати, Амбика и др.). Шиваиты направляют свое почитание в первую очередь на Шиву, представленного неиконографическим Шивалингой и антропоморфными мурти Натараджи и Ардханаришвары. В храмах поклоняются Шиве во множестве форм, включая следующие 23 дополнительных антропоморфных образа: Сомас-канда, Ришабхарудра, Кальянасундара, Чандрашекхара, Бхикшатана, Камадахана-мурти, Калари, Джаландара, Трипурари, Гаджари, Вирабхадра, Дакшинамурти, Киратамурти, Нилакантха, Канкала, Чакрадана, Гаджамукхануграха, Чандеша-нуграха, Экапада, Лингодбхава, Сукхасана, Ума-Махешвара и Харьярдха.
ишта-линга(м). "Избранный, особый лингам; персональный лингам". Небольшой нательный Шивалингам, носимый последователями ewpa-шиваизма (лингаята-ми). Церемония надевания ишта-лингама (линга-саятта-дикша) заменяет у вир-ашайвов (а также в некоторых других близких им сектах) ведическую упанаяну брахманистов. Обычно церемония совершается духовным учителемили жрецом-джангамой вскоре после рождения. В отличие от ведической упанаяны, линга-саятта-дикша совершается над детьми обоих полов. С момента посвящения каждый вирашайва носит свой ишта-лингам на теле, не снимая, на шнуре вокруг шеи или в специальном футляре выше пояса. Ежедневно, утром и вечером, каждый лингаята совершает церемонию атмартха-пуджи и медитации, держа при этом в руках ишта-лингам. Постоянное ношение ишта-лингама символизирует единство индивидуальной души (анги) и Бога (Линги). См.: вира-шиваизм (ви-рашайвизм), Линга(м), анга, ашта-аварана, Шивалинга(м).
Й
йога. "Союз". От юдж, "взнуздывать, запрягать, объединять". Философия, процесс, дисциплины и практики, цель которых — обуздать индивидуальное сознание трансцендентным или божественным сознанием. Одна из шести даршан, или систем, ортодоксальной индуистской философии. Йога была кодифицирована Па-танджали в его Йога-сутрах (ок. 200 г. до н. э.) как восемь членов (аштанга) раджа-йоги. Йога, в сущности, — единая система, но исторически сложилось так, что различные части раджа-йоги развились в отдельные йоги. Среди многих форм йоги выделяются хатха-йога (уделяющая особое внимание совершенствованию тела в подготовке к медитации), крия-йога (уделяющая особое внимание управлению дыханием), а также карма-йога (бескорыстное служение) и бхакти-йога (практика преданности Богу), которые можно считать проявлениями первых двух членов раджа-йоги (ямы и ниямы). См.: бхакти-йога, дживанмукта, раджа-йога, сиддха-йога, сиддхи, хатха-йога, шад-даршана.
Йога-Васиштха. Стихотворное произведение из более чем 29000 стихов, приписываемое Вальмики. Диалог между принцем Рамой и его учителем, мудрецом Вас-иштхой, в форме 50-ти захватывающих историй, которые представляют адвайту и понятия и идеалы йоги на изящном санскрите. Датировки различаются — от 500 до 1000 г. н. э.
Йогананда, Парамахамса (1893—1952). Индуист-универсалист, основатель "Братства Самореализции" (1925) в США, автор знаменитой книги Автобиография йога (1946).
йога-пада. Третья из четырех последовательных стадий духовного развития в шай-ва-сиддханте, когда основной целью становится достижение Самореализации. См.: пода, йога.
Йога-сампрадайя. См.: сиддха-сиддханта.
Йогасвами (1872—1964). "Мастер йоги". Известнейший современный духовный учитель Шри-Ланки, шиваджняни и натха-сиддха, почитаемый как индуистами, так и буддистами. Учитель Шивайи Субрамуниясвами, нынешнего патриарха Кайласа- парампары. См. биографию в Приложении "О духовной традиции автора".
Йогататтва-упанишад. Небольшое писание из 142 стихов, посвященное вопросам адвайта-веданты и практике йоги. См.: Упанишад.
йоги(н). Практикующий йогу, в особенности кундалини-, сиддха- и раджа-йогу.
йогини. Женщина, практикующая йогу. См.: йоги(н).
йогический тапас. Интенсивная практика аскетизма и сиддха-йоги с целью быстрого подъема кундалини, преобразования энергии "духовного возгорания" (тапаса) и постоянного переживания Самости Бога, что ведет к джняне, состоянию духовной мудрости. См.: адвайта-сиддханта, аскетизм, тапасья, дживанмукта, карма, джняна, сиддхи, йога, яма, кундалини, сиддха-йога, тапас.
йони. "Источник; женские гениталии, материнская утроба". В некоторых тантрических сектах Шивалингам изображается как фаллический символ, а его основанием служит символ женского органа, йони. Лингам представляет непроявлен-ный, или статичный, Абсолют, а йони — динамическую, созидательную энергию Бога, лоно всей вселенной.
К
Кабир (1440—1518). Вишнуитский реформатор, имеющий последователей среди индуистов и мусульман. Его песни на хинди необычайно популярны и сегодня.
кавади (тамил.). Тапасья в честь Господа Муругана (Карттикейи), особенно во время праздника Тай Пусам, состоящая в несении во время религиозной процессии тяжелого, великолепно украшенного деревянного приспособления, с которого свисают сосуды с молоком, необходимым для абхишеки мурти Муругана. Язык и другие части тела выполняющего тапасью, очень часто бывают при этом пронзаемы маленькими серебряными копьями или крючьями. См.: аскетизм, тапасья, абхишека, мурти.
кави (тамил.). "Охристо-шафрановый". Санскритский синоним — кашайя. Одежда санньясинов. См.: санньяси(н), санньяса-дхарма.
Кадавуль. "Вовне и внутри". Древнее тамильское имя Бога Шивы, указывающее на Его одновременную имманентность и трансцендентность. См.: Шива.
Кадайтсвами. "Свами с рыночной плошади". Садгуру из Кайласа-парампары Нан-динатха-сампрадайи. Родился ок. 1820 г., умер в 1875 г. Отказавшись от карьеры судьи в Бангалоре, южная Индия, Кадайтсвами стал санньясином и был учеником Гималайского Риши, который впоследствии послал его с миссией в Шри-Ланку. Выполнял суровый тапас на островке у берегов цейлонского полуострова Джафна и пробудил в себе многие сиддхи. На протяжении десятилетий вдохновлял шриланкийских шиваитов на поиски высшей духовности своими беседами и демонстрациями сиддхи. Инициировал Челлаппасвами в качестве следующего сад-гуру в парампаре. Сам Кадайтсвами при инициации получил имя Мутхьянандас-вами. См. Приложение "О духовной традиции автора".
кайвалья. "Абсолютное единство; единственность; освобождение; самодостаточность". В системе Патанджали и в других традициях йоги кайвалья означает состояние освобождения от перерождений, достижение высшей цели йоги. В этом отношении кайвалья — синоним мокши. Трактовка понятия кайвалья сильно различается в учениях отдельных школ. Однако всегда этот термин означает высокую духовную реализацию. См.: мокша, джняна, Шива-саюджья.
Кайвалья-упанишад. Философский текст из Атхарваведы. Учит достижению Шивы посредством медитации.
Кайласа. "Блистающая, как горный хрусталь" или "обитель блаженства". Священная для индуистов (особенно шиваитов) гора в западной части Тибета, на границе с Непалом. Почитается как земная обитель Шивы. Ассоциируется с горой Меру, легендарным центром Вселенной. Важный центр паломничества как для индуистов, так и для тибетских буддистов. В шактизме Кайласой (или Меру) принято называть также объемную, трехмерную Шри-Чакра-янтру, иначе называемую Кайласа-чакрой. См.: Шри-Чакра.
Кайласа-парампара. Духовная линия преемственности сиддхов, один из главных потоков Нандинатха-сампрадайи. Придерживается древней философии монистической шайва-сиддханты. Первый учитель, известный истории, — Махарши Нандинатха (Нандикешвара), живший 2250 лет назад, садгуру великого Тируму-лара (ок. 200 г. до н. э.) и семи других учеников (согласно Тирумантирам): Патанджали, Вьягхрапады, Санаткумары, Шивайогамуни, Санакара, Санаданара и Са-нантанара. У Тирумулара было семь учеников: Малангам, Индирам, Соман, Брахман, Рудран, Каланга и Каньджамалаям, каждый из которых основал один или более монастырей и распространял агамическое знание. В линии Каланга были мудрецы Ригхама, Малигайдэва, Надантар, Бхогадэва и Парамананда. Парампара продолжалась сквозь столетия и не прервалась по сей день. Первым из известных нам сидхов нового времени является Гималайский Риши (личное имя не сохранилось, ок. 1770—1840). В южной Индии он инициировал Кадайтсвами (ок. 1810—1875) и далее титул и авторитет садгуру передавались по цепочке: Челлаппасвами (1840—1915) — Йогасвами (1872—1964) — Шивайя Субрамуниясвами (нынешний садгуру, род. в 1922 г., инициирован в 1949 г.). См.: Приложение "О духовной традиции автора".
Кайяварохана. Место рождения Лакулиши, самого известного и почитаемого из гуру пашупата-шиваизма, расположенное на территории современного индийского штата Барода. См.: Лакулиша.
кайя-сиддхи. В сиддха-сиддханте, а также в шайва-сиддханте и других традициях йоги так принято называть процесс, с помощью которого йогин трансформирует свое тело из физического в духовное и реализует бессмертие. Наиболее известные из сиддха-йогинов, которые обрели кайя-сиддхи, — это Крия Бабаджи и Горакша-натха. См.: сиддхи.
кала (с долгим первым "а"). 1) "Время". 2) "Черный; черно-синий; темный; смерть".
кала (с долгим вторым "а"). "Часть, сегмент; искусство или мастерство". 1) Культурные искусства. (См.: кала, шестьдесят четыре). 2) Пятеричное подразделение космоса, основаное на 36 таттвах и объясняемое в Шайва-агамах. Пять кал — сфер или измерений сознания —это: 1) Шантьятитакала, "сфера за пределами мира (покоя)", крайне утонченный уровень шуддха-майи (актинической энергии), на котором сверхсознание расширяется в бесконечное внутреннее пространство, область Бога Шивы и богов; 2) Шантикала, "сфера мира (покоя)", уровень в шуддха-майе, на котором формы производятся из внутренних звуков и цветов и обитают великие дэвы и риши, находящиеся вне циклов реинкарнации; 3) Видьякала, "сфера знания", уровень шуддхашуддха-майи (актинодической энергии) подсверхсознательного осознания форм в их полноте в последовательных состояниях проявления и взаимосвязанных сил актинодических энергий; 4) Пратиштхакала, "сфера отдыха, покоя", уровень в ашуддха-майе (одической энергии) интеллекта и инстинкта; 5) Нивриттикала, "сфера погибели, разрушения, возвращения", уровень в ашуддха-майе, уровень физического и околофизического существования, сознательного, подсознательного и подподсознательного ума. См.: таттва.
кала, шестьдесят четыре (санскр. чатух-шашти-кала). "Шестьдесят четыре искусства". Классическая программа сакральных наук, искусств, ремесел и умений, необходимых культурному человеку, содержащаяся в различных индуистских шас-трах. Наиболее известный источник по этим вопросам — Кама-сутра, обширное руководство, посвященное чувственным удовольствиям. Кама-сутра подробно рассматривает в первую очередь 64 секретных искусства (абхьянтара-кала) эротической любви. Кроме того, в ней перечисляются 64 бахья-калы, или практических искусства, которые нужно изучать культурным людям. Это музыка, пение, танцы, кулинария, шитье, различные виды декоративно-прикладного искусства, литературно-прикладные искусства, игры, физическая и эротическая культура, парфюмерия и искусство одеваться и т. п. В наше время разработаны два различных набора 64-х искусств, отдельно для девочек и для мальчиков, расширенных за счет философии, аюрведы, астрономии и астрологии, коммерции, навигации и т. д.
каламукха. "Чернолицые" (по-видимому, название происходит от черного знака отречения, который наносился на лоб). Шиваитская секта, выделившаяся из па-шупата-шиваизма в период его расцвета (ок. 600—1000 гг.). Поскольку до нас не дошло их текстов, об этой секте известно мало. Говорят, что они были эксцентричны и асоциальны: ели из человеческих черепов, натирались пеплом с кремационных площадок, носили дубинки, имели спутанные волосы и т. п. Вместе с тем, они были хорошо организованы при постройке храмов и богослужении. См.: тантризм.
калаша. "Сосуд; кувшин". В агамических храмовых обрядах калаша, сосуд, наполненный водой и покрытый свежими листьями манго и цельным кокосом, символически представляет Божество (особенно Ганешу) во время отдельных видов пуджи. См.: пуджа.
Кали. "Черная". Богиня. Форма Шакти в Ее жестоком аспекте, которой поклоняются различные секты шактизма. Она темная, обнаженная, свирепая и мощная, как сама неукрощенная первичная энергия. Но с точки зрения преданных, Она — несравненная защитница, хранительница садханы и Мать освобождения. Богиня Дурга, сидящая на тигре, имеет подобные качества и часто отождествляется с Кали. См.: Шакти, шактизм.
кали-юга. "Темная эпоха" или "железный век". Кали-юга — последний и самый мрачный период во временном цикле четырех юг, или космических эпох, через которые проходит мир. Эпоха, в которой мир живет сейчас. Кали-юга сравнима с самой темной частью ночи, когда силы неведения полны энергии, а светлые устремления души, напротив, ослабевают. Кали-юга, начавшаяся около 6 тыс. лет назад, продлится в общей сложности 432 тыс. лет. Это период нарастающей духовной деградации и упадка устоев дхармы, смешения каст и широкого распространения атеизма и безнравственности, экологических кризисов и углубляющегося общего вырождения человечества. В конце кали-юги, по верованиям вишнуитов и многих других индуистов, явится Вишну в образе Калки-аватары, чтобы уничтожить демонов, наказать грешников и восстановить попранную праведность и духовную гармонию. Согласно учению шактистских (особенно тантрических) школ, в кали-юге особенно актуальным и эффективным становится поклонение Шакти Дэви в образе Кали, а эффект от поклонения другим формам и аспектам Бога, напротив, ослабевает. См.: космический цикл, махапралайя, юга.
кальпа. 1) Правила и предписания в отношении совершения религиозных обрядов и церемоний, приводимые в Кальпа-веданге, или Кальпа-сутрах. 2) Намерение что-либо совершить, синоним слова санкальпа. 3) Отрезок времени, известный также как день Брахмы, равный 994 махаюгам, или 4 294 080 000 лет. См.: космический цикл, Кальпа-веданга, санкальпа, юга, махапралайя.
Каллата. Крупный учитель и теолог кашмирского шиваизма, живший во второй половине IX столетия. Ученик Васугупты. Автор Спанда-карики (Спанда-сутры), одного из важнейших трудов кашмирской традиции шиваизма. См.: кашмирский шиваизм.
Кальпа-веданга. Также известна как Кальпа-сутры. Общее название трех групп вспомогательных ведических текстов: 1) Шраута-сутр и Шульба-сутр, о публичных ведических церемониях (яджнях), 2) Грихья-сутр (или -шастр), о домашних ритуалах и общественных обычаях, 3) Дхарма-шастр (или -сутр), о религиозном законе. Существуют многочисленные собрания Кальпа-сутр, составленные различными риши. Каждое собрание связано с одной из четырех Вед. См.: Веданга.
Кальяна. Город в Карнатаке, на юге Индии.
кама. "Желание; удовольствие; любовь". Культурно-эстетическое, интеллектуальное и сексуальное наслаждение и удовлетворение. Одна из четырех ценностей человеческой жизни, или пурушартх. См.: Кама-сутра.
камандалу. Сосуд для воды, обычно изготавливаемый из высушенной тыквы, дерева или металла. Один из традиционных атрибутов санньясинов ведантистской традиции, символ простой, аскетической жизни и самоконтроля. См.: санньяса-дхарма, санньяси(н).
Кама-сутра (-сутры). "Афоризмы о наслаждении". Текст Ватсьяяны (V век), пос-вященный эротике. Кама-сутра и другие Кама-шастры иногда относят к Упаве-дам. См.: Упаведа.
Камика-агама. Важное писание, одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты, широко доступная сегодня. Ее крия-пада, раздел, посвященный ритуалам и сооружению храмов, весьма почитаем южноиндийскими шиваитскими брахманами. См.: Шайва-агамы.
Канада. Основатель вайшешика-даршаны, автор Вайшешика-сутр. См.: шад-дарша-на.
Кандар-анубхути. Мистическая поэма из 51 стиха в честь Господа Карттикейи-Му-ругана, сочиненная тамильским святым Арунагиринатхаром (ок. 1500 г.).
каннада. Один четырех современных дравидских языков, особенно важную роль играющий в жизни вира-шиваитов. На этом языке говорят 20 млн. чел., в основ-ном обитателей штата Карнатака.
канпхати (хинди). "Те, у кого прорезаны уши". Аскетический орден для мужчин и женщин, основанный Горакшанатхой (ок. 950 г.). Название происходит от их
традиции носить большие серьги. Практикуют кундалини-хатха-йогу. См.: сид-дха-сиддханта.
капалика. Аскетическая секта, выделившаяся из пашупатов ок. 500 г. и почти исчезнувшая к 1400 г. Имели репутацию экстремистов в духовной практике. Возможные предшественники йогов сиддха-сиддханты Горакшанатхи.
Капила. Основатель (ок. 500 г. до н. э.) философии санкхья, одной из шести даршан индуизма. См.: шад-даршана.
капха. "Вода; влага; жидкость; слизь". Одна из трех дош, определяющих телосложение, физиологию и темперамент человека. См.: аюрведа, доша.
Каравана-махатмья. Священный текст шиваитской школы пашупатов. См.: па-шупата-шиваизм.
Карана-агама. Одна из 28 Агам шайва-сиддханты. Ее крия-пада оказывает влияние на ритуальные функции практически всех южноиндийских храмов.
Карана-хасуге. Одно из центральных писаний вира-шиваитов. Автор — Ченнаба-саванна.
карана-читта. "Причинный ум". Интуитивно-сверхсознательный ум души. Соотносится с анандамайя-кошей, называемой также карана-шарирой, причинным телом. См.: коша, ум (пять состояний), душа, индивидуальная душа.
карана-шарира. "Причинное тело". Тело души. См.: коша, душа, тонкое тело.
карма. "Действие". 1) Любое действие или деяние. 2) Принцип причины и следствия. 3) Последствие или "плод" действия, который рано или поздно возвращается к действующему. То, что мы сеем, мы и пожнем в этой или будущих жизнях. Эгоистические или недоброжелательные действия (папакарма или кукарма) принесут страдания. Доброжелательные действия вернутся любовью. Карма — нейтральный и самоподдерживающийся закон внутреннего космоса, подобно тому как гравитация является безличным законом внешнего космоса. Собственно, гравитация — это малое, внешнее проявление более глобального закона кармы.
Карма имеет три аспекта: саньчита, прарабдха и криямана. Саньчита-карма, "накопленные действия", — это сумма всех карм этой и прошлых жизней. Пра-рабдха-карма, "начавшиеся действия", — это та часть саньчита-кармы, которая приносит плоды и оформляет события и условия текущей жизни, включая природу наших тел, личные склонности и привязанности. Криямана-карма, "делаемое сейчас", — это та карма, которая создается и добавляется к саньчите в этой жизни нашими мыслями, словами и действиями или во внутренних мирах в промежутке между жизнями. Некоторые криямана-кармы приносят плоды в текущей жизни, а другие сохраняются до будущих рождений. Каждый из этих типов можно разделить на две категории: арабдха ("начавшееся, предпринятое" — карма, пускающая ростки) и анарабдха ("не начавшееся, дремлющее", то, что называется "семенная карма").
В популярной аналогии карма сравнивается с рисом на разных стадиях развития растения. Саньчита-карма, накопленные последствия наших прошлых действий, подобны рису, сжатому и засыпанному в амбар. Из сохраненного риса малая часть была взята, очищена от шелухи, обработана и употреблена в пищу. Это прарабдха-карма, прошлые действия, которые придают форму событиям сегодняшним. Тем временем новый рис, в основном из самого последнего урожая прарабдха-кармы, сеют на поле; он даст будущий урожай и будет добавлен в закрома. Это криямана-карма, последствия текущих действий.
В шиваизме карма является одной из трех основных оков души наряду с ана-вой и майей. Карма есть движущая сила, приводящая душу снова и снова к человеческому рождению в эволюционном цикле трансмиграции, называемом санса-рой. Когда все земные кармы разрешаются или "растворяются", душа освобождается от перерождений. Это — цель всех индуистов.
Для каждого из трех видов кармы есть свой метод растворения. Непривязанность к плодам действий, а также ежедневные ритуалы поклонения и строгое следование законам дхармы останавливает накопление крияманы. Прарабдха-карма растворяется только переживанием и проживанием. Саньчита-карма, обычно недоступная, выжигается только милостью и дикшей (посвящением) садгуру (духовного учителя), который предписывает садхану и тапас для пользы шишьи (ученика). Жар кундалини, поддерживаемый таким радикальным искуплением, высушивает семена непроросших карм, и они уже никогда не прорастут ни в какой из жизней.
На личную или персональную карму влияет более широкий контекст семейной кармы, кармы сообщества, страны, мира и вселенской кармы. См.: Пати-пашу-паша, душа.
карма-йога. "Союз посредством действия". Путь бескорыстного служения. См.: йога.
кармашайя. "Держатель кармы". Тело души, известное еще как анандамайя-коша или карана-шарира. См.: анандамайя-коша, карма, коша, карана-шарира.
карнаведха. "Прокалывание ушей". Одна из самскар. См.: самскара.
Карнатака. Штат на юго-западе Индии, где некогда процветало государство Ви-джаянагар. Центр вира-шиваизма. Славится традициями классического танца и музыки. Население — 25 млн. чел., площадь — 74 043 кв. миль.
Карттикейя. Дитя Плеяд, от Криттика, "Плеяды". Сын Шивы. Великий махадэва, почитаемый во всех концах Индии и мира. Также известный как Муруган, Кумара, Сканда, Шанмукханатха, Субраманья и др., он является богом, руководящим той частью эволюции, которая связана с религией, трансформацией инстинктивного в божественную мудрость посредством практики йоги. Он держит священный вель (копье), символизирующий джняна-шакти (присущую ему Силу, покоряющую тьму невежества).
Карттикейя-стотрам. Подраздел (Рудраямала-тантра) Шакта-тантр, посвященный богу Карттикейе.
Карунакарак Кадавуль. Гимн Шиве на тамильском языке, сочиненный святым Таюманаваром (1705—1742). См.: Таюманавар.
карунья. "Сострадание; милость". В шиваизме (особенно у пашупатов} является синонимом понятия ануграха-шакти, явленной милости Шивы. См.: ануграха-шакти.
каста. См. джати.
каула. От слова кула, "семья". Последователь шактистской тантрической школы Кали-кула, приверженец каула-дхармы, т. е. "тантры левой руки". Каулами принято также называть натхов и последователей шактистски ориентированных упасампрадай кашмирского шиваизма. Весьма влиятельная ветвь традиционного шакта-тантризма. См.: шактизм, Кали, тантризм, Тантра-Сангха, кашмирский шиваизм.
Каундинья (ок. 500 г.). Автор комментария к Пашупата-сутрам. См.: Пашупата-сутры, пашупата-шиваизм.
Кауруша. Один из четырех известных учеников Лакулиши. См.: Лакулиша, пашупата-шиваизм.
Катха-упанишад. Одна из главных Упанишад, принадлежащая к Тайттирийя-брахмане Яджурведы. Содержит известный рассказ о Начикетасе, который получает от Ямы, бога смерти, знание об освобождении, достигаемом при реализации Высочайшего.
Катхиргама-пурана. Вторичное писание, посвященное известному обиталищу Господа Муругана (Карттикейи) в центре Шри-Ланки.
Каушитаки-упанишад. Одна из главных Упанишад, принадлежащая к Ригведе. В ней обсуждаются: 1) путь душ после смерти, 2) учение о пране в связи с атманом и 3) достижение мокши.
кашайя. "Коричнево-красный". Традиционный цвет одежды санньясинов. См.: каем.
Кашмир(а).Самая северная часть Индии, современный штат Джамму и Кашмир. Сыграл исключительно важную роль в истории шиваизма. Площадь — 115 тыс кв. миль. Часть территории является спорной между Индией и Пакистаном. Население (контролируемой Индией части) — 6 млн. человек.
кашмирский шиваизм. Одна из шести основных школ шиваизма, основанная Ва-сугуптой ок. 850 г. Другие названия — кашмира-сампрадайя, трика-шасана, пра-тьябхиджня-даршана, тантрический шиваизм. В современном своем виде восходит ко временам Васугупты (IX век), когда началось возрождение пришедшей в упадок древней традиции. Представляет собой умеренно теистическую и весьма монистическую школу. Часть ответвлений кашмирского шиваизма (особенно школы кула и крама) по характеру практики являются больше шактистскими, нежели шиваитскими, и сильно связаны с тантрическим шактизмом школы кау-ла. Фактически, многие кашмирские шиваиты являются одновременно и шиваитами, и шактистами. Высшая Реальность (Шива) кашмирскими шиваитами понимается как одновременно трансцендентная и имманентная. Большое значение придается практике кундалини-сиддха-йоги как успешному средству в достижении Самореализации. Кашмирский шиваизм демонстрирует глубокое и разнообразное знание и детальное понимание процессов человеческой психики. Одни кашмирские шиваиты озабочены больше достижением трансцендентного состояния сознания Шивы, нежели практикой преданного служения Личностному Богу. Другие, шактистски ориентированные кашмирские шиваиты» напротив, больше внимания уделяют преданному почитанию Шивы и Шакти, а также совершению тантрических ритуалов, включая практики "тантры левой руки". Са-дхана должна вести к поглощению объектов (мира) в субъекте (Самости), до тех пор пока не будет осознан факт уже существующего полного единства Шивы, мира и душ. Душа должна немедленно осознать, что она в своей сущности есть не что иное, как Сам Шива, а мир — внешнее выражение осознания собственного "Я". Просветления надо не "достигать", а скорее "раскрывать", "обнаружить" его в процессе молниеносного освобождения, что известно как пратьябхиджня ("вновь-узнавание"). Практическому осуществлению пратьябхиджни способствуют четыре взаимосвязанных упайи, пли метода Самореализации: анавопайя (обычная йога и кундалини-сиддха-йога), шактопайя (мантра-йога и джняна-йо-га), шамбхавопайя (высшая йога Шивы, практикуемая учителями и самыми продвинутыми йогинами) и анупайя ("не-метод"; спонтанная Самореализация без каких-либо усилий). Священные писания, на которые опирается кашмирский шиваизм, подразделяются на три группы: Агама-шастры (шиваитские и шактистские Агамы, Тантры и Шива-сутра), Спанда-шастры (Спанда-карика и комментарии к ней) и Пратьябхиджня-шастры (Ишвара-пратьябхиджня, Пратьябхиджня-хридаям и др.). Кашмирские учителя всегда славились своей ученостью. Ими написано множество важнейших трактатов по Тантре и шиваизму: Тантралока и Тантрасара Абхинавагупты, Махартха-манджари Махешваранан-ды, комментарии Кшемараджи к Шива-сутре и другим текстам. После мусульманского завоевания Кашмира кашмирский шиваизм пришел в упадок, перестал быть широко распространенным, но сохранился как живая эзотерическая традиция. В настоящее время число его последователей крайне незначительно, но в целом эта школа сохраняет существенное влияние на духовную жизнь Индии. См. шиваизм (шайвизм), тантризм, Тантра-Сангха, упайя, а также Приложение 2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|