Сделай Сам Свою Работу на 5

Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 12 глава





дое из них управляет критическими функциями тела, и все телесные энергии являются их модификациями. Обычно слово прана относится к жизненному принципу, но иногда обозначает энергию или силу, одушевляющую космос См.: коша, таттва.

пранава. "Жужжание". Мантра Аум, Бог как Первичный Звук. Его можно услы­шать как звук вашей собственной нервной системы, подобный звуку электричес­кого трансформатора или жужжанию пчел. Медитатора учат внутренне транс­формировать этот звук во внутренний свет, который освещает мысли, и греться под этими лучами блаженного сознания. Пранава также известна как звук над-анади-шакти. См.: Аум, Сознание Шивы.

Пранагнихотра-упанишад. Малая Упанишада, в которой объясняется, как транс­формировать внешний ритуал огненного жертвоприношения в пранагнихотру, "жертвоприношение огню праны" вашего собственного существа.

прана-линга. "Живой знак". Бог, переживаемый как личность, в Шивалинге. Тер­мин, особенно важный в вира-шиваизме. См.: Шивалинга, вира-шиваизм.

пранама. "Поклон". Почтительное приветствие, при котором голова или тело на­клоняется. Аштанга-пранама: "восьмичленный поклон". Форма поклона ("про­стирания ниц") для мужчин, в которой кисти рук, грудь, лоб, колени и ступни касаются земли. (То же, что Саштанга-пранама.) Паньчанга-пранама:"пяти-членный поклон". Простирание ниц для женщин, при котором земли касаются руки, голова и ноги (лодыжки перекрещиваются, правая сверху левой). Более точным термином для простирания является панипата, "падение для поклоне­ния". См.: бхакти, намаскара, прапатти.



пранамайя-коша. "Оболочка жизненной энергии". См.: коша, прана.

пранатьяга. "Отказ от жизненной силы". Термин, обозначающий самоубийство, но без значения насилия, присутствующего в более употребительных словах сва-дехагхата, "убийство своего тела", и атмагхата, "самоубийство". См.: смерть, самоубийство.

пранаяма. "Управление дыханием". См.: раджа-йога.

праническое тело. Тонкая оболочка, наделяющая жизнью, пранамайя-коша. См.: коша.

прапатти. "Отбрасывание себя". Бхакти — тотальное, безусловное подчинение Богу, часто в сочетании с позицией личной беспомощности, стушевания и сми­рения. Термин, особенно широко используемый в вишнуизме для обозначения одной из центральных концепций всех индуистских школ. В шайва-сиддханте бхакти имеет крайне важное значение для развития и духовного созревания ду­ши. Это понятие, пожалуй, лучше всего выражено в учениях четырех святых-са-маячарьев, обладавших глубокой и мистической любовью к Шиве, отмеченной:



1) крайней покорностью и смирением, признанием греховности и слабости;

2) тотальным обращением к Богу как к единственному истинному прибежищу;

3) отношениями любящего и любимого, известными как свадебный мистицизм и в которых преданный является невестой, а Шива — женихом. Практика йоги в шайва-сиддханте также является проявлением любви к Богу, и успех достигается только по Его милости. См.: бхакти.

 

прарабдха-карма. "Действие, которое было начато". См.: карма.

прасада. "Ясность, яркость; милость". 1) Добродетель безмятежности и снисходи­тельности. 2) Пища, предложенная божеству или гуру, а также благословленные остатки этой пищи. 3) Любое примирительное, благосклонное предложение.

пратьябхиджня. "Узнавание или вспоминание". От "знание" (джняна), которое "поворачивается лицом" (абхи) к знающему и к которому он тоже в конце концов "поворачивается" (прати). Понятие кашмирского шиваизма, которое указывает на признание преданным (по милости гуру) Истины, которая была всегда, — что Шива действительно повсюду, а душа уже едина с Ним.

пратьябхиджня-даршана. См.: кашмирский шиваизм.

Пратьябхиджня-сутры. Основополагающее кашмирское шиваитское писание из 190 сутр.



пратьяхара. "Отведение". 1) Притягивание сил. 2) В йоге — отключение сознания от внешнего мира. 3) Синоним пралайи. См.: раджа-йога, махапралайя, медита­ция.

Прашна-упанишад. Относится к Атхарваведе. Шесть разделов посвящены шести вопросам, заданным мудрецу Пиппаладе его учениками и касающимся смысла жизни, Реализации и мантры Аум.

прашноттарам. "Вопрос-ответ (прашна-уттарам)". Термин, которым в Танце с Шивой обозначается литературная форма катехизиса, обобщения религиозного вероучения в виде ответов на вопросы.

праяшчитта. "Доминирующая мысль или цель". Покаяние. Акты искупления. См.: покаяние, папа, пунья.

преданность. Хотя в русском языке слово "преданность"предполагает обязатель­ное наличие дополнения (преданность кому или чему?), в русскоязычной литера­туре по индуизму этот термин принято употреблять для перевода английского devotionи, что то же самое, санскритского бхактии без дополнения. В контексте индуистской (и вообще индийской) религиозности "преданность" означает за­частую не просто характер отношения человека ("преданного") к Богу или своему гуру, но тип ментальности, образ жизни, религиозную практику. В текстах часто обсуждению подлежат именно формы и аспекты самой преданности как таковой, вне зависимости от ее объекта. См.: бхакти, бхакти-йога, прапатти, преданный.

преданный. Как перевод санскритского термина бхакта (англ, devotee), это слово является именем существительным и, соответственно, если имеет дополнение, то в родительном, а не дательном, падеже. 1) Почитатель какого-либо бога или свя­того человека (например, "преданный Шивы"). 2) Приверженец какой-либо шко­лы или секты индуизма. В этом значении слово "преданный" употребляется без дополнения. То же, что "верующий". См.: преданность.

Премайва Шивамайя сатьям эва Парашивах. В переводе с санскрита: "Бог Шива — это имманентная любовь и трансцендентная Реальность". Шиваитское испове­дание веры. См.: исповедание веры.

препятствие. См.: упасарга.

преталока. "Мир усопших". Область душ, привязанных к земле. Этот низший ре­гион бхуварлоки является астральным двойником физического мира. См.: лока.

причина (санскр. карана). То, что производит результат или следствие. Действен­ная причина(нимитта-карана): то, что непосредственно производит следствие; то, что замысливает, создает, придает форму и т. д., — например, гончар, который изготавливает глиняный сосуд, или Бог, который создает мир. Материальная причина(упадана-карана): материал, из которого формируется следствие, на­пример, глина, из которой делается горшок, или Бог как первосубстанция, стано­вящаяся миром. Инструментальная причина(сахакари-карана): то, что служит средством, механизмом или инструментом для производства следствия, например гончарный круг, необходимый для изготовления горшка, или созидательная Шакти (энергия) Бога. См.: майя, таттва.

 

просветление.Для шайвов-монистов просветление — это Самореализация, сама-дхи без семени (нирвикальпа-самадхи); предельное достижение, иногда называе­мое Параматма-даршана или атма-даршана, «видение "Я"» (термин из Йога-сутр Патанджали). Просветление — это переживание-без-переживания, приводящее к реализации трансцендентного "Я"-Парашивы, существующего за пределами времени, формы и пространства. У каждой традиции свое понимание просвет­ления и часто свои термины для его обозначения. См.: Богореализация, Саморе­ализация, кундалини, нирвикальпа-самадхи.

проявленный. Воспринимаемый или познаваемый, а стало быть, имеющий форму. Противоположность непроявленного или трансцендентного. См.: формы не име­ющий, таттва.

психик.От греч. psyche, "душа". Человек, чувствительный к духовным процессам и энергиям; внутренне или интуитивно осознающий нефизические реалии; способ­ный использовать такие силы, как ясновидение, яснослышание и предвидение.

психический.От греч. psyche, "душа". Нефизический, относящийся к душе, тонким планам, глубинным аспектам человека. См.: мистицизм, одический.

пуджа."Поклонение, почитание". Агамический ритуал поклонения, выполняемый в доме, храме или святилище, перед мурти или другим священным объектом или перед живой личностью, например садгуру. Его внутреннее назначение — очище­ние атмосферы вокруг почитаемого объекта, установление связи с внутренними мирами и вызывание присутствия Бога, богов или гуру. Во время пуджи богос-лужитель (пуджари) исполняет различные песнопения, славящие Божественное и призывающие божественные благословения, и одновременно совершает так на­зываемые предложения (мини-жертвоприношения) в соответствии с установ­ленными традициями. Пуджа, поклонение мурти с водой, огнями и цветами в храмах и святилищах, является агамическим дополнением ведической яджни, в которой предложения (жертвоприношения) передаются через сакральный огонь хомы. Это два потока почитания и единения, сосуществующие в индуизме. К основным элементам шиваитской пуджи относятся: 1) ачамана, выпивание не­большого количества воды для очищения; 2) Ганапати-прартхана, молитвы к Ганеше; 3) санкальпа, объявление намерения; 4) гханта, звон колокольчика, при­глашающий дэвов и отгоняющий асуров; 5) авахана, приглашение божества; 6) мантры и дхьяна, медитация на божестве; 7) свагата, приветствие; 8) намаска-ра, выражение почтения; 9) аргхья, предложение воды; 10) прадакшина, обход; 11) абхишека, омовение мурти; 12) дхупа, предложение благовоний; 13) дипа, пред­ложение светильника с огнем; 14) найведья, предложение пищи; 15) арчана, вос­певание святых имен; 16) арати, финальное предложение огней; 17) прартхана, личные просьбы; 18) висарджана, прощание. Также важнейшая роль отводится пранаяме (управлению дыханием), гуру-вандане (почитанию наставника), ньясе (передаче силы касанием) и мудрам (мистическим жестам). В предложения пуджи также входят пушпа (цветы), аргхья (вода), тамбула (лист бетеля) и чандана (сан­даловая паста). Различают домашнюю пуджу для себя и своей семьи (атмартха-пуджу) и публичную пуджу, выполняемую уполномоченным на то священником в храме (парартха-пуджу). См.: яджня, мурти.

пуджари(хинди). "Поклоняющийся". Индуистский храмовый жрец, а также лю­бой, кто выполняет пуджу. На санскрите это слово звучит пуджака, на тамильском — пусари. Еще один термин, обозначающий жреца, в южной традиции — арчака.

Пурохита — это жрец смартистской брахманской традиции, специализирую­щийся на домашних ритуалах. См.: пуджа.

пумсавана."Мужской ритуал; призывание ребенка мужского пола". Традицион­ный обряд, выполняемый на ранних стадиях беременности, — моление о сыне. См.: самскары рождения.

пунарджанма. "Реинкарнация". От санскр. пунах, "снова и снова", и джанма, "рож­дение". См.: реинкарнация.

пунья."Святой; добродетельный; благоприятный". 1) Хороший или праведный. 2) Действие, заслуживающее почета. 3) Почет, достигаемый посредством пра­вильных мыслей, слов и действий. Пунья включает все виды благих деяний, от простейшей помощи ближнему до целой жизни сострадательного творения блага. Каждый акт пуньи влечет за собой кармические последствия (кармапхала), или "плод деяния", — награду за действия, слова и мысли, которые придержива­ются дхармы. Пробужденные психики, развившие в себе ясновидение, легко видят пунью, накапливающуюся во внутренней подсознательной ауре, как разноцвет­ную, свободно текущую, легкую астральную, или праническую, субстанцию. Пу­нья видна как светлые, пастельные цвета, в то время как ее противоположность, папа, — как более темные цвета, обычно статичные и неподвижные. Цветовая гамма оттенков папы и пуньи во многом напоминает современную экспрессио­нистскую живопись. Цвета пуньи порождают удовлетворение, глубокую радость, чувство безопасности и бесстрашия. Папа может растворяться, а пунья создавать­ся благодаря покаянию (праяшчитта), аскетизму (тапас) и благим деяниям (сук-ритья). Пунья приобретается добродетельной жизнью, следующей многогран­ным законам дхармы. Пунья зависит от чистоты действий с учетом многих фак­торов, в том числе 1) кармы и эволюции индивидуума, 2) степени жертвенности и неэгоистической мотивации и 3) времени и места. Например, добродетельные поступки, садхана, тапас и покаяние более похвальны, когда выполняются в свя­тых местах и в благоприятное время. В Тирумантирам (105) говорится, что «по­мощь, оказанная другому, измеряется не затратами помогающего, а достоинст­вом того, кому помогают». Другими словами, небольшая помощь великой и до­стойной душе приносит больше пуньи, чем большая помощь, оказанная менее достойной личности. См.: аура, карма, папа, покаяние.

Пурана."Древнее". Индуистские народные сказания, содержащие этические и кос­мологические учения о Боге, человеке и мире. Пураны вращаются вокруг пяти тем: первотворение, вторичное творение, генеалогия, циклы времени и история. Существует 18 главных Пуран, которые классифицируются как шиваитские, вишнуитские или шактистские. К главным Пуранам относятся: 1) Брахма-пурана, 2) Падма-пурана, 3) Вишну-пурана, 4) Шива-пурана, 5) Бхагавата-пурана (Шри-мад-Бхагаватам), 6) Нарада-пурана, 7) Маркандея-пурана, 8) Агни-пурана, 9) Бха-вишья-пурана, 10) Брахма-вайварта-пурана, 11) Вараха-пурана, 12) Линга-пурана, 13) Сканда-пурана, 14) Вамана-пурана, 15) Матсья-пурана, 16) Гаруда-пурана, 17) Брахманда-пурана, 18) Курма-пурана. См.: смрити, Бхагавата-пурана.

пурнима."Полный". Полнолуние. См.: Гуру Пурнима.

пурохита."Передний; лидер; семейный священник". У смартов брахман-жрец, специализирующийся на домашних церемониях. См.: смарта.

пуруша. "Дух, пребывающий в теле или во вселенной". Личность; дух; человек. В метафизическом смысле — душа, не имеющая пола. В йоге и санкхье — трансцен­дентное "Я". Синоним атмана. Пуруша также может обозначать Высшее Сущес­тво или Душу, как иногда в Упанишадах. В гимне Ригведы "Пуруша-сукта" пуруша — это космический человек, у которого тысяча голов, тысяча глаз, тысяча рук и ног, охватывающий всю землю, распространяющийся во всех направлениях в одушевленные и неодушевленные вещи. В системе санкхья пуруша — это одна из двух высших безначальных реальностей, каковыми являются материя и дух, пракрити и пуруша, женский и мужской принципы. Пуруша есть покоящийся, непроявленный аспект реальности, в отличие от пракрити, проявляющегося, — первичной природы, из которой развертывается космос. В шиваитской космо­логии пуруша является 25-й из 36-ти таттв, на один уровень тоньше, чем пра­крити. За их пределами лежат тонкие сферы шуддха-майи. Парашива трансцен-дирует все таттвы. См.: атман, джива, пракрити, душа, таттва.

пурушартха. "Человеческое богатство или назначение". Четыре цели, к которым люди могут на законных основаниях стремиться. Также называются чатурварга, "четверичное добро", и являются основой индуистской этики. 1) Дхарма: "пра­ведная жизнь". Осуществление добродетели, добросовестный труд, выполнение обязанностей и долга, соблюдение ограничений и предписаний — т. е. служение обществу. Это включает в себя и поиск истины под руководством гуру изкакой-либо парампары и сампрадайи. Дхарма имеет четыре основные формы. Она явля­ется руководителем артхи и камы. См.: дхарма. 2) Артха: "богатство". Матери­альное благополучие, деньги, имущество. Артха — это стремление к богатству при главенстве дхармы. Включает в себя удовлетворение основных потребностей — в пище, одежде и жилище — и распространяется на содержание уютного дома, семьи, осуществление успешной карьеры и выполнение религиозных обязаннос­тей. В самом широком понимании богатство означает финансовую независи­мость, отсутствие долгов, наличие достойных детей, хороших друзей, свободного времени, верных слуг, надежных служащих, а также радости даяния, включая церковную десятину (дашамамшу), кормление бедных, поддержку студентов, за­щиту всех существ, содержание семьи и гостеприимство. Артха определяет не столько богатство, сколько качество жизни и обеспечивает личную и социальную безопасность, необходимую для камы, дхармы и мокши. Она позволяет домохо­зяину выполнять пять ежедневных жертвоприношений (паньча-махаяджня): Бо­гу, предкам, дэвам, всем существам и людям. См.: яджня. 3) Кама: "удовольствие, наслаждение; любовь". Земная любовь, эстетическое, культурное и интеллекту­альное удовлетворение, мирские удовольствия (включая сексуальное), радости семьи. См.: Кама-сутра. 4) Мокша: "освобождение". Свобода от перерождений, достигнутая посредством высшего достижения, реализации Личного Бога, Па-рашивы. Духовные достижения и сверхсознательные радости, отречение и йога, ведущие к Самореализации. Мокша приходит при осуществлении дхармы, артхи и камы (на тамильском языке называемые арам, поруль и инбам и объясняемые Тируваллуваром в Тирукурале) в текущей или прошлых жизнях, благодаря чему личность больше не привязана к мирским радостям и печалям. Это высшая цель жизни, или парамартха. См.: освобождение, мокша.

пуруша-дхарма. "Мужской кодекс поведения". См.: дхарма.

пустота. Пустое пространство. В индуистской философии — отсутствие времени, формы и пространства. Бог Шива в Своем совершенстве Парашивы является священной пустотой, но не "такой, как пустота внутри пустой коробки... [Это] полнота всего". См.: Парашива.

путь (санскр. марга или пантха). В индуизме путь является очень важным поня­тием. Путь просветления(спасения, мокши): ведет к конечным целям Саморе­ализации и освобождения. Универсальный путь:духовный путь, которым следу­ет все сущее, двигаясь к состоянию Божественности. Путь дхармы: соблюдение принципов добродетельного поведения. Два пути:пути монаха и домохозяина, один из которых должен выбрать каждый молодой человек-индуист. Несравнен­ный (высший) путь:духовный путь (путь отречения) как благороднейшее из человеческих предприятий. Прямой путь:путь, ведущий прямо к цели, без кар­мических окольных блужданий. На путинаходится тот, кто серьезно учится и выполняет садхану, чтобы усовершенствовать внутреннюю и внешнюю природу. Наш праведный путь в жизни:личная дхарма, свадхарма, лучший путь, которым можем следовать лично мы. "Истина одна, путей много":индуистский девиз ве­ротерпимости. Индуисты согласны с тем, что существуют различные Пути, по которым можно идти к конечной цели. См.: дхарма, пада.

 

Р

Равана. Злодей из эпоса Рамаяна. Легендарный царь Шри-Ланки, противник Рамы, побежденный Рамой и его армиями.

раджа-йога. "Царь всех йог" или "царская йога". Также известна как аштанга-йога, "восьмичленная йога". Классическая система йоги, основанная на восьми после­довательных стадиях пути к Просветлению и описанная в различных Упаниша-дах, Тирумантирам и особенно — в Йога-сутрах Патанджали. Восемь членов этой йоги следующие. 1) Яма:"ограничения". Правила добродетели и морали, обеспечивающие чистоту ума, свободу от гнева, ревности и подсознательных за­блуждений, которые могут подавлять процесс медитации. 2) Нияма:"предписа­ния". Религиозные практики, которые культивируют в человеке высшие качест­ва, такие, как преданность, смирение и сдержанность, обеспечивая утончение природы и контроль над умом, необходимые для сосредоточения и финального погружения в самадхи. 3) Асана:"сидение или поза". Здоровое тело необходимо для успеха в медитации. Для этого существует хатха-йога, позы которой приво­дят к балансу энергии ума и тела, укрепляют здоровье и дают безмятежность сознания. 4) Пранаяма:"овладение жизненной силой". Контролирование дыха­ния, которое успокаивает читту и уравновешивает иду и пингалу. Пранаяма — это наука управления праной посредством дыхательных техник, в которых варьи­руется длина вдоха, задержки дыхания и выдоха. Подготавливает ум к глубокой медитации. 5) Пратьяхара:"отведение". Практика отведения сознания сначала от физических объектов (например, надо не слышать шума во время медитации), затем постепенного сведения на нет эмоций, интеллекта и, наконец, самого ин­дивидуального сознания, с целью слияния с Абсолютом. 6) Дхарана:"сосредото­чение, концентрация". Фокусирование ума на единственном объекте или мысли. Уму нельзя позволять блуждать. Когда концентрация поддерживается достаточ­но долго и глубоко, медитация приходит естественным образом. 7) Дхьяна: "ме­дитация". Спокойное, бодрое, мощно сосредоточенное состояние, в котором в поле сознания вливается новое знание и спонтанное видение. Это состояние ста­новится возможным после того, как ум очищен или успокоен. 8) Самадхи: "пре­бывание в своей самости, созерцание". Состояние истинной йоги, в котором ме-дитатор и объект медитации суть одно. См.: асана, самадхи, йога.

раджанья. "Правящий". Синоним слова кшатрия. См.: варна-дхарма.

раджас. "Страсть; активность". См.: гуна.

Радхакришнан,Сарвепалли (1888—1975). Президент Индии с 1962 по 1967 гг., уче­ный, философ, писатель, блестящий оратор, бывший подлинным рупором ин­дуизма. Наряду с Вивеканандой, Тагором, Ауробиндо и др., способствовал на­ступлению нынешнего возрождения индуизма. Благодаря ему индуизм лучше узнали и оценили как в Индии, так и за границей, особенно в интеллектуальном мире. Выдающийся проповедник панентеизма. См.: веданта.

Рама. Почитаемый герой эпоса Рамаяна и одна из двух популярнейших инкарнаций Вишну, наряду с Кришной. Поклонение ему почти универсально среди вишнуи­тов и широко распространено среди смартов и других либеральных индуистов. Рама был великим почитателем Шивы, и в его честь на южной оконечности Ин­дийского полуострова был построен храм Шивы, называющийся Рамешварам.

Рамакантха I (ок. 950 г.). Великий представитель шайва-сиддханты в линии Агхо-рашивы.

Рамакантха II (ок. 1150 г.). Великий представитель шайва-сиддханты, учитель Агхорашивы.

Рамакришна (1836—1886). Один из великих святых и мистиков современного ин­дуизма и представитель монистического теизма — пылкий преданный Матери Кали и непреклонный монист, учивший единству и поискам нирвикальпа-сама-дхи, реализации Абсолюта. Он был гуру великого Свами Вивекананды (1863—1902), сделавшего индуистское мышление и философию интернацио­нальными.

Рамана Махарши, Шри (1879—1950). Южноиндийский святой-отшельник, возро­ждавший адвайту. См.: веданта.

Рамануджа (1017—1137). Святой, великий бхакта, основатель одной из пяти ос­новных вишнуитских школ, считающийся величайшим критиком адвайты. В своей знаменитой Шри-бхашье (комментарии) к Брахма-сутрам сопоставил по пунктам абсолютный монизм Шанкары и свой ограниченный монизм, вишиш-тадвайта-веданту. См.: шад-даршана, веданта.

Рамараджа (1478—1565). Последний царь южноиндийской империи Виджаянага-ра.

Рамаяна. "Жизнь Рамы". Один из двух великих эпосов Индии (Итихас), наряду с Махабхаратой. Рассказанная Вальмики трагическая история любви Рамы и Си-ты, жизнь которых является высоким образцом благородства и достоинства для придерживающихся индуистской дхармы. Астрономические данные, приведен­ные в эпосе, позволяют датировать правление Рамы примерно 2015 г. до н. э. См.: Рама.

Рампрасад (1718—1775). Великий бенгальский святой, поэт-бхакта, писавший гимны Шакти.

раса. С научной точки зрения, каждая из пяти рас человечества (кавказоидная, монголоидная, конгоидная, австралоидная и капоидная) является подвидом вида Homo sapiens. Подвид — это ветвь данного биологического вида, имеющая небольшие, но важные отличия от других ветвей, обитающих в других районах. У любой расы не так много уникальных черт. Расовое своеобразие складывается из сочетания нескольких черт. Точное определение расы можно произвести пос­редством анализа крови или расчета определенных пропорций тела. Девяносто восемь процентов всех индуистов принадлежат к кавказоидной расе. Среди индуистов есть много монголоидов в Непале и Ассаме, а также австралоиды (например, племена гондов и бхилов в Индии). Северные и южные индийцы входят в число 2,5 млн. кавказоидов Земли, характерными чертами которых явля­ются прямые или волнистые волосы, тонкие губы, маленькие или средние зубы, глаза цветов от голубого до карего и высокое содержание генов крови Gm и А2-Rh. Часто понятие расы ошибочно связывают с цветом кожи, но сейчас уже уста­новлено, что цвет кожи является просто адаптацией к климату: в течение многих поколений у людей в северных зонах проявляется более светлый оттенок кожи, чем у их южных соплеменников.

расатала. "Подземная область". Пятая чакра ниже муладхары с центром в лодыж­ках. Соответствует пятому астральному нижнему миру, называемому риджиша ("изгнанный") или расатала. Область эгоизма, самовлюбленности и собствен­ничества. Раса означает "земля, почва; влажность". См.: лока, нарака, чакра.

расширенная семья. См.: брихат-кутумба.

Раурава-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты. Передана Господом Шивой мудрецу Руру (отсюда и название). Ее обширный раздел по крия-паде подробно описывает структуру храма Шивы и его пристроек.

Раху. "Захватчик". В индуистской астрологии Раху является одной из девяти важ­ных планет (граха), но планетой невидимой или "астральной", как и ее противо­вес, Кету. С астрономической точки зрения, это одна из двух точек небесной сферы, в которых Луна пересекает эклиптику, или путь, Солнца. Точка, в которой Луна пересекает эклиптику, двигаясь с юга на север, — это Раху, так называемый "северный узел" орбиты. "Южный узел" — это Кету. Раху и Кету изображаются в виде змееобразного демона или дракона, охватывающего Землю кольцом. Кету — это хвост дракона, а Раху — голова. Считается, что оба они могут наводить ужас на людей. См.: джйотиша.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.