Сделай Сам Свою Работу на 5

Жюль-Эмиль-Фредерик Массне (1842-1912)





Зап-евр и русская опера 19-нач.20 вв

Гвидо Буффо «Большая энциклопедия музыки»

«История мировой музыки»

ИТАЛИЯ

Белоненко:

Итальянская оперная школа единственная могла противостоять немецкой. Астафьев (вроде, автора «Теория интонаций», но я про него нигде ничего не нашла) считал, что музыка – это тоже речь, имеет когнитивную природу, передаёт смысл, эмоциональное отношение к миру; меняется эволюционно, так же, как и речь.

Литературная речь=музыкальная.

В 19 в. между высокой музыкальной речью и низкой не было большой дистанции (сейчас – огромная). В годы сильного социального потрясения происходит изменение музыкальное речи. Итальянская опера служила объединению Италии. Реакция на нешствия Наполеона – романтическая опера. 3 самые значимые фигуры: Россини (классическая опера-буфф «Севильский цирюльник»; историческая, романтическая опера «Вильгельм Телль»), Доницетти и Винченцо Беллини.

Итальянская опера демократична – её слушали все!

 

Джоакино Россини (1792-1868)

В 1806 г. Россини написал первую оперу «Деметрио и Полибео», поставленную в 1812 г., и поступил в Болонский музыкальный лицей. В 1810 г. появилась опера «Брачный вексель», поставленная в Венецианском театре, первая опера из прошедших с успехом произведений на различных итальянских сценах до 1823 г. Комические оперы «Странный случай» (1811), «Шёлковая лестница» (1812), «Пробный камень» (1812), «Синьор Брускино» (1813) – наиболее значительные произведения первого периода деятельности Россини: в них неаполитанская школа, в частности творчество её представителя Дж. Паизиелло, удачно сочетается с использованием форм классической венской оперы.



1813 г. знаменателен для Россини тем, что в этот отрезок времени достиг творческой зрелости - «Танкред» и «Итальянка в Алжире», за которыми последовали работы, написанные в стиле знаменитого «россиниевского крещендо»: «Турок в Италии» (1814), «Севильский цирюльник» (1816), «Сорока-воровка» (1811) и «Золушка» (1811). Последней оперой Россини попрощался с комическим театром. Эти оперы завершают и обощают наиболее значительный период в истории итальянской оперы-буффа.

В эти же годы к серьёзной опере, после «Танкреда», прибавились «Елизавета, королева Англии» (1815), «Отелло» (1816), «Армида» (1817), «Моисей в Египте» (1818), «Рикардо и Зораида» (1818), «Гермиона» (1819), «Дева озера» (1819), «Магомет» (1820) и «Зельмира» (1822).



«Семирамида» (1823), в которой усовершенствоание формы достигло высшей степени, завершила т.н. итальянский период России, который длительное время был связан с антрепренером Д. Барабайей, на подруге которого, знаменитой певице Изабелле Кольбран, Россини в 1822 г. женился (в Неаполе).

После краткого пребывания в Вене (1822) и Лондоне (1823-24) Россини переехал в Париж, где жил до самой смерти. Углублённо изучив драматические аспекты и французские театральные формы, Россини, опираясь на итальянскую традицию, написал для парижских театров несколько оригинальных опер, отредактировал и переосмыслил некоторые свои прежние работы. Последней была опера «Вильгельм Телль» (1829, по Шиллеру) в 4 действиях, представляющая собой великолепный синтез фантастического мира Россини.

После «Вильгельма Телля», достигший вершины славы и ещё молодой, принял решение оставить театр, осознав, что он не может полностью признать новых эстетических ориентиров. Россини сумел обобщить оперный опыт 18 в. и преодолеть его в направлении не только оригинальном, но и независимом от развития основного течения европейского романтизма.

 

Белоненко:

39 опер, духовная и камерная музыка.

«Севильский цирюльник» написан в 1816 г., первая постановка состоялась в Риме => триумфальное шествие по миру до сегодняших дней. Появление Россини и романтизма – это реакция на Наполеоновские войны, люди начали приходить в себя, нуждались в разрядке. От Россини до Пуччини – фундаментальный взлёт итальянской оперы (1820е-нач.20 в.). С оперы «Вильгельм Телль» начинается эпоха Романтизма в опере. В эпоху реконструкции во всех видах искусства развивается романтическое миросозерцание. Всплеск интереса к средневековью, истокам христианства. У романтиков культ иррациональности, образа Мефистофеля. Предметом внимания стала дьявольщина. Тяготение к национальной истории, культ внутреннего мира личности. В поэзии в это время – мотив странничества, путничества (не достигнутого, а самого достижения). Культ чувства как такового => открытие внутреннего мира и в музыке.



 

Винченцо Беллини (1801-1835)

В итальянской музыкальной среде, в которой господствующей фигурой был Россини, Беллини утвердился в новом качестве. Его интерес был направлен прежде всего на вокальные аспекты оперы и в определённой мере на оркестровые; мелодия Беллини явилась высшим этапом развития традиции бельканто. Бельканто Беллини отличается не только внешней виртуозностью, оно приобрело по-настоящему романтическое звучание, под которым подразумевается лирическое преображение. В результате Беллини добился оригинальной вокализации, в т.ч. за счёт часто неправильной структуры мелодической фразы, используемой скорее для решения драматургических проблем, чем в силу условностей. Почти все либретто для опер – Ф. Романи.

Индивидуальность музыканта проявиласб уже в первых двух операх, не лишённых эпизодов величайшей красоты. В «Пирате» (1827, была заказана «Ла Скала») достигнута заметная органичность в сочетании бельканто и оркестрового сопровождения. В ещё большей степени это относится и к «Чужестранке» (1829), более близкой по последовательности и драматической связности к «Капулетти и Монтекки» (1830). За этими операми последовали шедевры, прежде всего «Сомнамбула» (1831) и «Норма» (1831). После подвергшейся критике «Беатриче ди Тенда» (1833) была сочинена опера «Пуритане» (1835), в которой уже чувствуется отсутсвие сотрудничества с Романи и в которой Беллини в гораздо большей степени открыт влияниям драматического романтизма. Он заботится о законченности и совершенстве оркестровки и обособлении рыцарской атмосферы: возможно, это была эволюция автора, но он рано умер. L

Белоненко: Опера «Норма»: марш друидов, casta diva. Третье действие – самая яркая чисто инстументальная увертюра. Что не такт, то потрясающей красоты мелодия!

 

Гаэтано Доницетти (1797-1848)

Сочинил более 70 театраьных работ. Из них в традиционном репертуаре осталось 5: «Любовный напиток» (1832), «Дон Паскуале» (1843), «Анна Болейн» (1830, на либретто Романи), «Фаворитка» (1841) и «Лючия ди Ламмермур» (1835, либретто С. Каммарано).

В операх сильно подчёркнут дарматический аспект (как у Беллини). Операми «Дон Паскуале» и «Любовный напиток» способствовали окончательному трансформированию оперы-буффа. Влияние Россини трансформирует оригинально и со вкусом.

 

Джузеппе Верди (1813-1901)

Белоненко:

Многое взял от романтических опер Россини и Доницетти, но это не помешало Верди утвердить свой собственный оригинальный стиль.

Вводит в эстетический оборот современность в качестве сюжета для оперы.

«Травиата» (1853) по роману А.Дюма «Дама с камелиями» (1848). Верди писал оперы и по произведениям Шекспира («Макбет», «Отелло», «Фальстаф»), Шиллера («Разбойники», «Жанна д’Арк»), Вольтера («Альзира»).

Его интересует человек как таковой, реальный, который переживает драматические коллизии. Можно его назвать представителем реалистического музыкального театра. Всё связано с языком его времени.

«Травиата» - вальсовый ритм, обыденный ритм 19 в. Человек переживает жизнь на наших глазах, постоянное развитие. У Вагнера такого нет, всё без развития, человек для него – статистическая данность. 19 век принёс падшего человека как героя. Травиата с итал. «падшая». Но у нас этот человек вызывает сочувствие. Виолетта Валери (куртизанка в опере) взята из реальности. В опере между речитативом и аккомпонементом нет разницы. Верди самые обыденные песенные формы возвёл в оперу: вальсы, польки, голопы. После «Травиаты» замолчал на 15 лет из-за появления Вагнера. Предавался анализу и размышлениям.

В 1862 г. Мариинский театр заказывает ему оперу => «Силы судьбы».

«Отелло» и «Фальстаф» (обе по Шекспиру) пишет под большим влиянием Вагнера.

После смерти Верди (27 января 1901 г.) был объявлен национальный траур.

 

Горячих:

После того, как Белини и Доницетти умер, Россини перестал писать, произошёл отрыв. Театры на них сидели, и ждали чего-то. И с облегчением вся Европа приняла Верди. Огромная исполнительская школа (основанная на итальянских операх) во всех странах ждала новых итальянских опер. Мелодия опять царить, можно продолжать школу.

Нация его вознесла, долго была в ожидании (музыкальная страна без вождя, да ещё и Верди национально направлен), весь мир принял. Верди не был революционером и это было бы невозможно для Италии. Более традиционен, чем другие европ.соврменники. Нужно было обновление, но не радикальное, что и сделал Верди.

 

Оперы Верди:

  • Оберто, граф ди Сан-Бонифачо — 1839
  • Король на час — 1840
  • Набукко, или Навуходоносор— 1842
  • Ломбардцы в первом крестовом походе — 1843
  • Эрнани — 1844. По одноимённой пьесе Виктора Гюго
  • Двое Фоскари — 1844. По пьесе лорда Байрона
  • Жанна д’Арк — 1845. По пьесе «Орлеанская дева» Шиллера
  • Альзира — 1845. По одноимённой пьесе Вольтера
  • Аттила — 1846. По пьесе «Аттила, вождь гуннов» Захариуса Вернера
  • Макбет — 1847. По одноимённой пьесе Шекспира
  • Разбойники — 1847. По одноимённой пьесе Шиллера
  • Иерусалим — 1847 (Версия Ломбардцев)
  • Корсар — 1848. По одноимённой поэме лорда Байрона
  • Битва при Леньяно— 1849. По пьесе «Битва при Тулузе» Жозефа Мери
  • Луиза Миллер — 1849. По пьесе «Коварство и любовь» Шиллера
  • Стиффелио — 1850. По пьесе «Святой отец, или евангелие и сердце», авторство Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа.
  • Риголетто— 1851. По пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго
  • Трубадур — 1853. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса
  • Травиата — 1853. По пьесе «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
  • Сицилийская вечерня — 1855. По пьесе «Герцог Альба» Эжена Скриба и Шарля Деверье
  • Джованна де Гусман (Версия «Сицилийской вечерни»).
  • Симон Бокканегра — 1857. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса.
  • Арольдо— 1857 (Версия «Стиффелио»)
  • Бал-маскарад — 1859.
  • Сила судьбы — 1862. По пьесе «Дон Альваро, или сила судьбы» авторство Анхеля де Сааведры, герцога Риваса. Премьера состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге
  • Дон Карлос — 1867. По одноименной пьесе Шиллера
  • Аида — 1871. Премьера состоялась в Оперном театре Хедива в Каире, Египет
  • Отелло — 1887. По одноимённой пьесе Шекспира
  • Фальстаф — 1893. По «Виндзорским насмешницам» Шекспира

 

Джакомо Пуччини (1858-1924)

После прослушивания «Аиды» Верди в 1876 г., отправился учиться в консерваторию в Милан. Симфоническое каприччо и первая опера Пуччини «Виллисы» привлекли внимание культурного общества, в частности издателя Джулио Рикорди, который сразе жу решил издавать произведения молодого композитора.

После успеха «Эдгара» в «Ла Скала» в 1889 г., прошло четыре года до появления «Манон Леско». Теперь слава за пределами Италии. Опера выигрывала не только в сравнении с оперой Ж.Массне, она отличалась необычайно смелым синтезом оперного пыта Верди, достижений французской школы и идеалов музыкальной драмы Вагнера.

В «Богеме» Пуччини удаётсятонко передать все психологические характеры героев, которые являются т.н. «маленькими людьми». В «Тоске» (схема исторической драмы) и «Мадам Баттерфляй» - мастер оркестровки и тонкий психолог. Последний период от «Девушки с запада» (1910) до «Турандота» (посмертная постановка 1926 г.) хар-ся творческим спадом.

 

ФРАНЦИЯ

Шарль Гуно (1818-1893)

Служил оранистом и капельмейстером капеллы, пока певица П.Виардо не убедила его написать для неё оперу «Сафо» (1851). Гуно написал много вокальной, светской и духовной музыки (популярна его «Аве Мария» 1852), хотя слава к нему пришла благодаря операм (12 шт.), среди них: «Лекарь поневоле» (1858), «Мирей» (1864), «Ромео и Джульетта» (1867), «Полиевкт» (1878) и «ФАУСТ» (1859) – самая удачная его работа, не сходящая со сцен по сей день. Неоконченными осталось несколько опер, н., «Иван Грозный». Для франц.муз.театра оперы Гуно стали новым явлением благодаря элегантности формы и изысканному письму. В стиле Гуно слились влияния итальянской духовной музыки, музыки Баха, Моцарта и Мендельсона.

 

Жюль-Эмиль-Фредерик Массне (1842-1912)

Первый настоящий успех имела «Мария Магдалина» (1873), после которой создал много опер. «Манон» и «Вертер», написанный на одноимённый роман Прево и Гёте, являются шедеврами, мастер высокой лирики. Мелодии проникнуты глубиной чувств. Как и Бизе, оказал влияние на Пуччини. Под влиянием Массне сочинил своё первое произведение К.Дебюсси.

 

Жорж Бизе (1838-1875)

Вундеркинд, в 10 лет принят в Парижскую консерваторию. Во время учёбы в Италии, в подражание итальянцам сочинил оперу-буфф «Дон Прокопио». Написал 7 опер, в «Кармен» весь гений композитора.

Белоненко:

Написал «Кармен» по книге Проспера Мериме.Первое представление – провал. Обвиняли в вагнеризме. Через три месяца Бизе умирает (при невыясненных обстоятельствах), и опере сопутствует полный успех. Чайковский обожал «Кармен», один ходик из оперы потом вставил в «Щелкунчика».

«Кармен», сочинённая в 1872-1875 гг. , явилась настоящим событием в музыкальной культуре. Напряжённость драматических событий, воспроизведение смерти на сцене, придание трагического величия простой цыганке – вот причины первичного неуспеха.

 

ГЕРМАНИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.