Сделай Сам Свою Работу на 5

Натурфилософия Возрождения и новое естествознание





 

Важнейшей отличительной чертой философии Ренессанса, как мы уже отметили, является, антропоцентризм. Другой особенностью философской мысли эпохи является ее антисхоластический характер. Философия начинает освобождаться от схоластики и перестает быть служанкой богословия.

Отделению философии от богословия способствовала теория «двойственной истины» - учение о разделении философских и богословских истин. Учение, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот, в условиях продолжавшегося господства религии способствовало формированию материалистического направления в философии и рационализма. Для развития материалистического мировоззрения еще большее значение имело появление натурфилософии – философии природы, свободной от подчинения теологии. Натурфилософия Возрождения зачастую носила пантеистический характер, т.е. не отрицая прямо Бога, она отождествляла его с природой.

Первым выдающимся пантеистом эпохи был Н.Кузанский (1401 – 1464). Философское решение Кузанским главной проблемы – отношение Бога и мира – является теоцентрическим, но отличающимся от его решения католическим богословием. Он исходит из концепции, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что основой познания должна быть противоположность конечного знания чему-то абсолютному, безусловному, а значит, «незнанию», неведению об этом безусловном. В своей работе «Знающее незнание» он рекомендует «соединять видимые противоположности в предшествующем им единстве».



Безусловное знание мы можем выразить лишь символически, основой этой символики являются математические знаки. Не случайно из математики черпает он примеры совпадения противоположностей: по мере увеличения радиуса окружность все больше и больше совпадает с касательной к ней и, таким образом, исчезает противоположность прямого и кривого. Аналогичным образом сливается с прямой треугольник, если беспредельно уменьшать угол, противолежащий основанию.

Опираясь на принцип совпадения противоположностей, Кузанец отрицал наличие во Вселенной какого-либо центра и окружности. В безграничной Вселенной совпадают центр и окружность, утверждает он, поэтому Вселенная есть сфера, центр которой повсюду, а окружность – нигде. Он в явной форме высказал идею тождественности физики неба и Земли, идею существования однородной Вселенной.



Принцип совпадения противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Кузанца, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики.

Параллельно с философией природы развивается новое естествознание. В эпоху Возрождения были сделаны революционные открытия, важнейшим из которых следует считать создание польским ученым Николаем КОПЕРНИКом (1473 – 1543) гелиоцентрической системы мира. Основные положения гелиоцентрической системы мира следующие: 1) Земля не пребывает неподвижно в центре мира, а вращается вокруг Солнца; 2) Земля вращается вокруг своей оси.

В гелиоцентрической системе мира нет выделенных точек и направлений пространства. Постулирование однородности и изотропности пространства «подлунного» и «надлунного» миров в гносеологическом отношении обосновал такой познавательный шаг, как возможность переноса наличного, эмпирически обоснованного только для земных условий, знания на любые срезы космоса при наличии на этих срезах соответствующих условий. Кроме того, представления о постоянстве законов природы, простейшим выражением которого можно считать возможность воспроизведения эксперимента, имплицитно содержало предположение об однородности не только пространства, но и времени. Не иначе как на основе постулата об однородности времени можно найти сколько-нибудь удовлетворительное объяснение тому, что результаты одних и тех же экспериментов, производимых в разное время, оказываются одинаковыми. Воспроизводимость результатов эксперимента во времени и пространстве означает, что все точки времени и пространства равнозначны в физическом смысле, т.е. время и пространство однородны. Помимо этого, возникло понимание ограниченности познания мира на основе чувственных восприятий, не всегда способных отличать то, что нам кажется (например, наши органы чувств дают нам ощущение, что Солнце движется по небосводу) от того, что в действительности имеет место.



Постулировав невыделенность положения Земли во Вселенной, наука впервые оспорила у теологии ее право определять формирование мировоззрения. В противовес представлениям последнего о принципиальной противоположности всего земного всему небесному учение Коперника исходит из единства физики неба и Земли, физической однородности «подлунного» и «надлунного» миров. В философском плане переход к гелиоцентризму означает переворот в гносеологической основе естественнонаучного познания. До Коперника господствовала гносеологическая установка, согласно которой видимое отождествлялось с действительным. В учении Коперника реализуется совершенно иной принцип – видимое не есть достоверность, но перевернутое отражение скрытой за явлением действительности. В дальнейшем этот принцип становится гносеологической основой всей классической науки.

Гелиоцентрическая система мира размывала границу между земным и небесным, отделяла духовное небо христианской веры от неба единого материального мира. Разрушив богословско-схоластическую картину мироздания, учение Коперника способствовало эмансипации естествознания от теологии. Иерархи католической церкви восприняли учение Коперника вначале спокойно, и только после смерти Коперника внесли его книгу в индекс запрещенных книг, а само учение посчитали ересью.

Для торжества теории Коперника огромное значение имели астрономические открытия, сделанные с помощью телескопа: итальянский ученый Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564 – 1642) сконструировал телескоп, направил его на небо, обнаружил кратеры и хребты на Луне, увидел спутники Юпитера, открыл фазы Венеры, разглядел, что Млечный путь – это бесчисленные скопления звезд.

В эпоху Возрождения достигается осознание взаимосвязи между механикой и геометрией, чего не было в философии древних греков. Это привело к представлению о геометрическом объекте, движущемся в пространстве с течением времени. Это, бесспорно, серьезный шаг в направлении развития физики как стройной системы знаний, в фундамент которой закладываются представления о пространстве и времени как исходных понятий науки. Шаг этот сделал Галилей. Именно Галилей впервые применил метод исследования, в основе которого лежал эксперимент с характерной для него чертой – идеализацией ситуации, позволяющей установить точные математические закономерности явлений природы.

Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от религии. Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии, ибо Священное писание – это не трактат по астрономии, а весть о спасении, оставляющая в неприкосновенности автономию научного исследования. Наука и вера, по учению Галилея, друг с другом несоразмерны, но, будучи несоразмерны, все-таки совместимы. Научное знание дает нам знание о природе, и правильность его проверяется опытным путем, религиозное рассуждение же – это рассуждение о спасении, занятое смыслом всей нашей жизни. Наука нейтральна к миру ценностей, вера некомпетентна в вопросах факта. Занимаясь каждая своим делом (наука объясняет нам «как перемещается небо», а вера говорит о том, «как душа попадает на небо»), они не противоречат друг другу, но сосуществуют[41].

Наиболее радикально и последовательно пантеистические представления выражены в философии Джордано БРУНО (1548 – 1600). Один из наиболее важных выводов, сделанных Бруно из пантеизма, состоит в решительном утверждении тезиса о бесконечности природы. Идя по этому пути, он освободил теорию Коперника от остатков схоластики: если у Коперника Солнце представляло абсолютный центр мира, то у Бруно такого центра вообще нет. Любая планета, любая точка пространства может быть истолкована наблюдателем как центр Вселенной, которая не имеет границ. Осмысление бесконечности Вселенной приводит Бруно к диалектике совпадения противоположностей: «Я говорю, что Вселенная бесконечна, ибо она не имеет края, поверхности; я говорю, что Вселенная не совершенно бесконечна, потому что каждая ее часть конечна и каждый из бесчисленных миров, входящих в нее, бесконечен». Причем, идея Бруно о совпадении противоположностей содержательно отличается от подобной идеи Кузанского: если у последнего она была составной частью его учения о Боге, то у Бруно эта идея вполне натуралистична, составляя один из наиболее существенных элементов его учения о природе.

Отвергая догматическое авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, Бруно вступил в непримиримый конфликт с тогдашней схоластической философией и университетской наукой. Когда же он высказал сомнение по поводу некоторых католических догматов (например, о непорочном зачатии, загробной жизни и др.), его обвинили в ереси и свободомыслии. Преследуемый инквизицией он покидает Италию, скитается по всей Европе, нигде не находит прочной опоры ни для педагогической деятельности, ни для издания своих трудов. В конце концов он, тоскуя по родине, возвращается в Италию, где был арестован инквизицией, перевезен в Рим и подвергнут пыткам. После безуспешных попыток убедить его отречься от своего учения был приговорен к сожжению на костре. 17 февраля 1600 г. В Риме на Площади Цветов по приговору инквизиции был заживо сожжен Джордано Бруно. «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я выслушиваю его! – сказал Джордано и добавил: - Сжечь – не значит опровергнуть!».

Как тут не вспомнить слова французского просветителя Пьера Бейла: «Католическая религия исказила нормы поведения и действия, уничтожая оружием все, что ей оказывало сопротивление. Костры, секиры палачей, ужасный трибунал инквизиции, крестовые походы, папские грамоты, вынуждавшие людей к бунту, крамольные проповедники, конспирация, убийства государей были обычными средствами, которыми эта религия пользовалась».

Пантеистическая натурфилософия Бруно завершает развитие ренессансной философии природы. Последующее развитие философии связано с периодом, в котором естествознание развивается на экспериментальных и математических основах, что обуславливает новые способы философского исследования мира.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.