Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ





Эпоха, которая нуждалась в титанах и которая

породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.

Ф.Энгельс

§ 1. Гуманизм и антропоцентризм культуры и философии Возрождения

Начиная с ХV века во всех сферах жизни европейского человека (социально-экономической, политической, моральной, художественной, научной, религиозной) происходит целый ряд существенных изменений, знаменующих начало новой эпохи. Развитие ремесел и торговли, рост городского хозяйства, великие географические открытия (Колумб открыл Америку, Васко да Гама объехал Африку и открыл морской путь в Ост-Индию, Магеллан совершил кругосветное путешествие, Америго Веспуччи объездил и описал Америку, Больбоа открыл Тихий океан), появление новых центров экономического роста, переход ремесла в мануфактуру, невиданный до этого рост производительности труда, выдающиеся технические открытия и нововведения (был усовершенствован ткацкий станок, изобретен доменный металлургический процесс, изобретено огнестрельное оружие, которое свело на нет военное значение рыцарства, появилось книгопечатание, был заимствован компас с Востока, что необыкновенно расширило возможности мореплавания) – все это вызвало в распадавшемся феодальном обществе возникновение и развитие буржуазных производственных отношений.



Радикальные социально-экономические и технические изменения имели своим следствием коренной перелом и в духовной жизни. Если в эпоху феодализма культура и наука были во власти духовенства, не допускавшего даже самомалейшего отступления от церковных догм, то теперь духовная диктатура церкви была сломлена. Человеческий ум, скованный до этого времени произволом римских первосвященников и путами схоластических догм, почувствовал потребность скинуть с себя непрошеное иго.

Возникает культура, получившая название «гуманизм» (лат. humanus – человечный)[38]. Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, и потому она вошла в историю под именем «Возрождение» или по-французски «Ренессанс». Ренессанс представлял собой грандиозное явление духовного «восстановления», в котором возвращение к античности означало оживление источников.



Ренессансная культура не определялась лишь воскрешением античной: ренессанс был эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре Средневековья, ибо авторитету Священного писания и церкви было противопоставлено право человека на собственную жизнь, судьбу и духовное творчество.

Однако, хотя Возрождение и противопоставило себя Средневековью, эту противоположность нельзя квалифицировать как движение цивилизации против дикости, культуры против бескультурья, знания против незнания; это скорее проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Распространенное мнение о варварском средневековье, эпохи мрака и темноты следует признать ошибочным[39].

Во всех областях культуры Возрождения старые идеи и традиции сталкиваются с новыми. Особенно остро это столкновение происходило в философии. Одной из существенных задач философии было отчистить античную философию от схоластических деформаций, сделать доступным ее подлинное содержание, чтобы оно могло служить источником и опорой нового мировоззрения.

Сказанное не следует понимать в том смысле, будто Возрождение – это простой возврат к античности, полная ее реставрация, буквальное воспроизведение всех ее основных черт. Если бы дело обстояло таким образом, Возрождение характеризовалось бы не как развитие, а как топтание на месте, бессмысленное воспроизведение старого в том же виде, однообразная серия монотонных вариаций на одну и ту же тему. Так что, сколь бы значительным не было влияние античной философии на последующее развитие человеческой мысли, из античной философии никак невозможно вывести философские и естественнонаучные учения эпохи Возрождения. Любая тенденция редуцировать последние к учению древних ведет к существенному обеднению их содержания и затушевыванию того факта, что идеи древних в эпоху Возрождения были на просто заимствованы, а осознаны и «переплавлены» в соответствии с изменившимся уровнем представлений о мире. Нисколько не стараясь приуменьшить влияние античного наследия на свое творчество, мыслители Ренессанса, однако, ни в коей мере не считали себя находящимися в прямой генетической зависимости о древних. Напротив, при всем их культе классической древности философы Возрождения осознавали историческую дистанцию, отделяющую их от античности, и ясно понимали, что в соответствии с требованиями нового уровня общественной и научной жизни нужно идти дальше, выйти за пределы античного мышления, рассматривая при этом труды античных мыслителей не как абсолютные авторитеты, а как образцы для поиска.



Важнейшей особенностью философии Возрождения является ее земная направленность. В противоположность принципу теоцентризма, характерному для средневекового мировоззрения, философы-гуманисты разработали принцип антропоцентризма (гр. аnthropos человек). Отнюдь не отказываясь от понятия Бога, в фокус своей философской мысли они поставили активно действующего, а не только пассивно уповающего на всемогущество Бога, человека. В противоположность потустороннему царству Бога некоторые гуманисты выдвигали идеал «царства человека», которое возможно осуществить в реальной земной жизни. Подкрепление и конкретизацию такого идеала они искали в различных памятниках античной культуры, противопоставляя их аскетическим идеалам культуры средневековья. Первый гуманист Франческо Петрарка (1304 – 1374), критикуя натурализм последователей Аверроэса, пишет: «Он (Аверроэс) знает многое, знает зверей, птиц и рыб, знает, сколько волос в гриве льва, и сколько перьев в хвосте ястреба… Я спрашиваю себя, что пользы знать природу зверей, птиц, рыб и змей, и либо игнорировать, либо не заботиться о знании природы человека».

Таким образом, если в центре внимания античной философии был космос, средневековой – Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания философии оказывается человек. Причем в отличие от античного или средневекового, возрожденческий человек – творец собственной жизни и судьбы. Самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Величие человека заключается в искусстве быть творцом самого себя, лепить свой образ согласно собственной воле. Об этом превосходно сказал в своей знаменитой «Речи о достоинстве человека» гуманист 15 в. Пико делла Мирандола. Сотворив человека, и поставив его в центре мира, Бог обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воли т твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире»[40].

Влияние этих идей на человека нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, беспрецедентное расширение пределов личной свободы дало индивиду возможность чувствовать себя творцом собственной судьбы и жизни. Но с другой стороны, эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым и неживым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного индивидуализма.

Другой особенностью мировоззрения эпохи Возрождения оказывается культ художественного творчества. Древние греки (например, Платон) искусство ценили невысоко, высшей формой человеческой деятельности считали теоретические изыскания, ибо они приобщали человека к самой сущности Космоса. Христианская философия высшей формой деятельности считала молитву, выполнение религиозных ритуалов, чтение Священного писания.

В эпоху Ренессанса материально-чувственная деятельность, в том числе и художественно-творческая, приобретает сакральный характер. На ее основе человек не просто удовлетворяет свои партикулярно-земные нужды, но и создает красоту, творит самого себя. Свое наивысшее выражение мировосприятие Ренессанса получает именно у великих художников, скульпторов, архитекторов, писателей - Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Дюрера, Петрарки Сервантеса. Главенствующим видом искусства становится живопись, изображающая красоту человеческого тела. Известно, что в средние века не придавали большого значения красоте человеческого тела, более того, оно считалось источником греха. Романские мастера часто изображали людей с немощными телами и некрасивыми, изможденными лицами, нередко придавали фигурам неестественные позы и жесты, желая сильнее выразить страдания или радость человека. Для художников, которые в то время писали исключительно только картины религиозного содержания, единственной возможностью изображать нагое человеческое тело было распятие. Во Флоренции такие распятия писали еще во второй половине Х11 века, пока не явился Джотто, который стал изображать человека из плоти и крови прекрасным и естественным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.