Сделай Сам Свою Работу на 5

Выводы по второй главе работы





В рамках второй главы работы было проведено исследование показателей финансово-хозяйственной деятельности и процесса формирования и распределения прибыли ОАО "МосМедыньагропром", основным видом деятельности которого является производство и реализация сыра и других молочных продуктов, а также торгово-закупочная деятельность.

Проведенные расчеты доказали, что повышение цен на продукцию и увеличение объемов продаж ОАО "МосМедыньагропром" вызвали рост прибыли. В результате в 2014 году прибыль от продажи продукции возросла на 782 тысячи рублей, или на 10,52%.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что увеличение прибыли в 2014 году по отношению к 2013 году произошло, в основном, за счет повышения цен реализации. В условиях жесткой конкуренции производитель не может поднимать цену на продукцию в значительной степени, поэтому ОАО "МосМедыньагропром" следует искать другие пути повышения прибыли, например, за счет снижения себестоимости продукции.

Благодаря исследованию получено представление о существующем процессе адаптации персонала в ОАО "МосМедыньагропром". В существующей в ОАО "МосМедыньагропром" модели адаптационного процесса есть несоответствия, а именно: отсутствуют некоторые элементы процесса такие как: ознакомление с программой адаптации и введение в профессию и коллектив. Совмещены два этапа адаптации: введение в должность и введение в подразделение. Отсутствует важная процедура: дополнительная адаптация работника. При получении отрицательного результата после адаптационных мероприятий работника сразу увольняют без выяснения причин.



Вследствие отсутствия четкого, логичного процесса адаптации в организации на выходе имеем разрозненную систему адаптации персонала в ОАО "МосМедыньагропром".

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО "МОСМЕДЫНЬАГРОПРОМ"

 

3.1 Факторы оптимизации системы адаптации персонала ОАО "МосМедыньагропром"

 

Для того чтобы оптимизировать существующую систему адаптации персонала, необходимо учитывать мнения и пожелания самих рабочих ОАО "МосМедыньагропром". С этой целью было проведено исследование мнения сотрудников организации и были заданы следующие вопросы: «Вспомните, пожалуйста, какую потребность Вы испытывали в период адаптации?» (рис. 15) и «Что бы Вам помогло в большей мере в процессе адаптации?» (рис. 16). На первый вопрос 40% респондентов ответили, что ощущали потребность в дополнительной информации, следовательно, организации необходимо дополнить список выдаваемых информативных документов. 33% опрашиваемых сотрудников ответили, что чувствовали потребность в дополнительных профессиональных знаниях и навыках, а значит, организация должна предоставить своим подчиненным возможность и условия в дополнительном обучении, в повышении своей квалификации, в профессиональном росте и развитии. 18% респондентов ответили, что ощущали необходимость в поддержке непосредственного руководителя для раскрытия своего таланта. Чтобы решить данную проблему, фирме необходимо более эффективно использовать такой адаптационный инструмент как наставничество и задуматься над внедрением более действенного и современного инструмента адаптации как коучинг. 9% опрашиваемых сотрудников отметили, что в период адаптации ощущали необходимость в общении, что свидетельствует об отсутствии коллективизма в организации, а это, безусловно, отрицательный момент.



Рисунок 17. «Вспомните, пожалуйста, какую потребность Вы испытывали в период адаптации?»

На второй вопрос 22% респондентов ответили, что в процессе адаптации в большей мере им помогла бы помощь и поддержка коллег, 17% - обучение на рабочем месте, по 15% пришлось на тренинги, индивидуальную помощь наставника, беседы с руководителем, 10% - лекции, семинары, курсы и 7% - специальная литература. Эти данные будут использоваться для составления программы адаптации персонала в ОАО «МосМедыньагропром»



Рисунок 18. «Что бы Вам помогло в большей мере в процессе адаптации?»

Для того чтобы правильно установить сроки адаптационных мероприятий был задан контрольный вопрос: «Какое время Вам потребовалось для адаптации в данной организации?» (рис. 19).

 

Рисунок 19. «Какое время Вам потребовалось для адаптации в данной организации?»

 

Выяснилось, что 56% сотрудников необходима неделя для того, чтобы адаптироваться в новой организации, 17% - 2 – 3 недели. Следовательно, большую часть адаптационных мероприятий необходимо проводить в первые 3 недели работы нового сотрудника.

Результатами опроса являются следующие обобщенные выводы:

ü в большинстве случаев фирма вызывает положительные эмоции у людей впервые пришедших в организацию;

ü организация старается создавать необходимые условия для того, чтобы на своих рабочих местах новые сотрудники чувствовали себя достаточно уверенно и комфортно;

ü организация предоставляет необходимую информацию своим подчиненным и знакомит их с документами, которые являются наиболее важными на начальных этапах работы в ОАО «МосМедыньагропром», однако данная информация является недостаточной и требуется расширение перечня предоставляемых информативных документов;

ü неэффективно используется такой инструмент адаптации как наставничество, однако предприятие уделяет достаточно внимания такому адаптационному мероприятию как собеседование, но необходимо, чтобы данная процедура была обязательной и проводилась с каждым новым сотрудником без исключений;

ü отсутствует программа адаптации персонала на предприятии, однако существует острая необходимость в четко разработанном плане адаптационных мероприятий и универсальной программе адаптации.

Благодаря проведенному исследованию были выделены ключевые проблемы данной организации:

ü неудовлетворенность организацией и условиями труда;

ü незаинтересованность линейного руководства в удержании рабочих;

ü стаж работы основного рабочего контингента до 1 года;

ü уход из компании молодых специалистов (до 25 лет);

ü высокая текучесть среди персонала с начальным профессиональным образованием;

ü причина увольнения: нарушение трудовой дисциплины;

ü низкая лояльность персонала в организации;

ü отсутствие традиций трудового коллектива.

Данные составляющие объединены в группы:

ü слабый менеджмент 1-ого уровня;

ü текучесть кадров;

ü несформированность корпоративной культуры.

Ключевая проблема: разрозненность адаптационных элементов.

В этой связи основные рекомендации по развитию системы адаптации по следующим направлениям:

ü Устранить пробелы в существующем процессе адаптации персонала в ОАО «МосМедыньагропром»;

ü Назначить ответственных за адаптационные мероприятия в организации;

ü Установить четкие сроки проведения адаптационных мероприятий;

ü Разработать перечень документов, регламентирующих адаптационные процедуры;

ü Предложить программный продукт, обеспечивающий поддержку адаптационной системы;

ü Предложить показатели оценки эффективности работы системы адаптации персонала;

ü Рассчитать затраты на внедрение системы адаптации;

ü Дать рекомендации по внедрению системы адаптации персонала в ОАО «МосМедыньагропром».

 

3.2 Основные направления оптимизации системы адаптации в ОАО "МосМедыньагропром"

 

В результате проведенного исследования было выяснено, что работа по адаптации практически не ведется. Отсутствие отлаженной системы адаптации на изучаемом предприятии – одна из основных причин неудовлетворенности сотрудников работой, снижения заинтересованности в работе, что в итоге приводит к уходу из организации.

В проектной части нами разработан ряд документов регламентирующих процедуру адаптации персонала в ОАО «МосМедыньагропром». Необходимо отметить, что на данный момент на предприятии не существует отлаженной системы адаптации персонала, поэтому предложенные нами мероприятия следует ввести в ОАО «МосМедыньагропром» впервые.

На рисунке 20 представлены организационные мероприятия по внедрению системы адаптации в ОАО "МосМедыньагропром".

Рисунок 20. Организационные мероприятия по внедрению системы адаптации в ОАО «МосМедыньагропром»

Процесс адаптации компании необходимо четко спланировать как по времени, так и по содержанию. За каждый этап должны быть определены ответственные. Достижению перечисленных задач служит «Положение об адаптации вновь принятых сотрудников», которое разрабатывается для регламентации необходимых мероприятий и процедур по адаптации персонала. Генеральный директор, директор по персоналу и специалисты должны быть знакомы с данным положением и обязаны опираться на него при работе. Сотрудник, вновь пришедший в организацию, имеет право ознакомиться с указанным положением.

Для того, чтобы процесс адаптации персонала на предприятии был отлаженным, организованны и четко скоординированным необходимо назначить ответственное лицо. На наш взгляд обязанности контроля данной процедуры необходимо возложить на менеджера по подготовке, развитию и обучению персонала. В связи с этим произведена корректировка его должностной инструкции.

Следующим, разработанным нами документом, регламентирующим процедуру адаптации, является «Программа адаптации персонала в ОАО «МосМедыньагропром». Программа адаптации персонала – комплекс мероприятий, направленных на ускорение процесса адаптации вновь принятых руководителей и специалистов к условиям работы и специфике предприятия. Программа адаптации реализуются в соответствии с комплексом мер социально-психологической адаптации, определенных настоящим «Положением об адаптации персонала» и направлена на ознакомление и усвоение вновь принятым специалистом корпоративных ценностей и правил поведения на предприятии.

Согласно разработанному «Положению об адаптации вновь принятых сотрудников» новичку выдается пакет документов, в который включаются: памятка новому сотруднику и Индивидуальный план работы на период адаптации нового специалиста.

Памятка новому сотруднику содержит общую информацию, которая необходима в первые дни работы: режим работы, время обеда, вопрос о выплате заработной платы, продолжительность отпуска и др.

Индивидуальный план работы включает задачи, которые стоят перед сотрудником. Контроль над составлением и выполнением плана осуществляет наставник.

На промежуточном и завершающем этапах адаптационного периода проводятся контрольные процедуры, позволяющие оценить, насколько сотрудник освоил свое рабочее место, и принять решение об окончании адаптационного процесса. Для удобства оценки нового сотрудника наставником и непосредственным руководителем разработаны «Бланк оценки деятельности сотрудника в период адаптации» и «Бланк общей оценки деятельности сотрудника в период адаптации».

С целью выявления результативности проведенных мероприятий по адаптации, а также для оценки деятельности наставника новому сотруднику предлагается заполнить «Карточку результативности адаптации» и «Бланк оценки деятельности наставника».

Таблица 5

Распределение ответственности на этапе введения нового сотрудника в профессию и коллектив ОАО "МосМедыньагропром"

 

Зона ответственности адаптируемого сотрудника Зона ответственности организаторов адаптационного процесса
Новый сотрудник должен: ü усердно работать и проявлять свои способности; ü стремиться улучшить свои результаты; ü выполнять указания наставника; ü активно участвовать в общественной жизни рабочего коллектива; ü объективно оценивать свой труд.   Наставник должен: ü оказывать поддержку новому работнику; ü консультировать по возникающим вопросам; ü оказывать новичку индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практически приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; ü личным примером развивать положительные качества нового сотрудника, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; ü регулярно вместе с подопечным проводил оценку его труда и особенностей общения с сослуживцами; ü нести материальную ответственность за действия нового работника в адаптационный период, до момента назначения его на определенную должность    

 

Постепенно преодолеваются производственные и межличностные проблемы, сотрудник "притирается" к коллективу, начинает стабильно трудиться. Руководитель совместно с наставником принимает решение о завершении адаптации и начале самостоятельной работы новичка. Если процесс не организуется и не сопровождается, то, как правило, он длится 1-1,5 года. Если же он регулируется, то адаптация продлиться всего несколько месяцев. Сокращение этого периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в процесс вовлекаются не один, а несколько работников.

За 10 рабочих дней до окончания адаптационного срока проводится оценка нового сотрудника и подводятся итоги периода адаптации (Рис. 21). Данная процедура для принятия обоснованного решения о приеме сотрудника в постоянный штат, либо о прекращении сотрудничества.

Рисунок 21. Этап оценки нового сотрудника по истечению адаптационного периода

 

Оценка проводится методом 360 градусов, т. е. сотрудник оценивается с разных уровней: непосредственным руководителем подразделения, наставником и самим адаптируемым.

Процедура оценки выглядит следующим образом (Рис. 22).

Рис. 22. Процедура оценки адаптируемого сотрудника

 

Менеджер по персоналу за 10 рабочих дней раздает бланки оценки непосредственному руководителю, наставнику и новому сотруднику. Участники процедуры оценивают сотрудника по указанным критериям. Затем происходит обработка полученной информации и формирование заключения на сотрудника. Решение принимается непосредственным руководителем на основе заключения: прием в постоянный штат, дополнительная адаптация или увольнение. Непосредственный руководитель совместно с менеджером по персоналу проводят собеседование по результатам адаптационного периода, на котором сообщают решение, дают оценку результатам работы, сильным и слабым сторонам, рекомендации к развитию, сотрудник высказывает свое мнение о работе.

При положительном решении вопроса работнику сообщается о продолжении трудовых отношений. Отдел персонала предлагает ему для заполнения «Бланк оценки деятельности наставника», который является основой для улучшения организации процесса адаптации в компании.

Если в ходе испытания выявляется несоответствие сотрудника занимаемой должности, непосредственный начальник в служебной записке сообщает об этом руководителю направления. Она согласовывается с начальником отдела персонала и визируется генеральным директором. О нежелании продолжать трудовые отношения по причине неудовлетворительных итогов прохождения испытательного срока работнику сообщается до даты его окончания в письменной форме (под роспись), после чего следует увольнение.

Процесс адаптации можно считать эффективным, если он отвечает следующим критериям:

ü работа не вызывает у сотрудника чувства напряжения, страха, неуверенности, стала привычной для него;

ü он овладел необходимым объемом знаний и навыков;

ü поведение новичка отвечает требованиям его должности и начальства;

ü рабочие показатели сотрудника устраивают непосредственных руководителей (соответствуют установленным нормативам);

ü у человека выражено желание совершенствоваться в профессии, с которой он связывает свое будущее;

ü он чувствует удовлетворенность выполняемой работой, считает оценку своего трудового вклада справедливой;

ü удачу в профессиональной деятельности связывает с жизненным успехом.

Следует помнить, что чрезмерно большой объем сведений в первые дни на рабочем месте, отсутствие информационных буклетов и памяток, пренебрежение письменным оформлением процессов адаптационного периода, перегрузка наставников, отвлечение их от основной работы а также отсутствие контроля над ходом адаптации со стороны службы персонала ведет к снижению эффективности адаптационных процедур и мероприятий, что в конечно итоге сказывается на социальных и экономических показателях предприятия.

 

3.3. Рекомендации по внедрению системы адаптации персонала в ОАО "МосМедыньагропром"

 

 

Управление адаптацией новых сотрудников в коллективе - одна из важнейших задач, которую приходится решать службе персонала. Недостаточное внимание службы персонала к созданию эффективной системы адаптации сотрудников может повлечь за собой недовольство работника организацией, уменьшение производительности труда, уход из компании. В этом случае эффективность мероприятий по комплектованию организации персоналом снижается, что приводи к тому, что эффективность деятельности организации в целом может упасть. В результате разработки системы адаптации, ее внедрения и грамотного управления в организации возможно получение значимых результатов.

Чтобы оценить эффективность работы системы адаптации на предприятии, предлагаем использовать следующие показатели:

Объективные:

ü производительность труда;

ü выработка;

ü коэффициент текучести кадров - отношение уволенных по собственному желанию и за нарушения трудовой дисциплины к среднесписочному числу работников;

ü коэффициент оборота по приему;

ü коэффициент оборота по выбытию;

ü коэффициент постоянства кадров за определенный период - отношение разницы между числом сотрудников на начало периода и количеством уволившихся за этот срок к среднесписочной численности;

ü процент уволившихся работников со стажем менее 1 года;

ü процент уволившихся сотрудников прошедших обучение во время адаптационного периода;

ü процент сотрудников, довольных проводимыми социальными программами;

ü процент специалистов прошедших аттестацию;

Субъективные:

ü уровень удовлетворенности состоянием организационной культуры;

ü уровень удовлетворенности работой и компанией в целом.

С помощью оценки эффективности системы по данным показателям организация может выявить узкие места адаптационной системы и задать направления ее дальнейшего совершенствования.

Внедрение любой системы требует учета затрат. Рассчитаем, какие затраты понесет организация в случае внедрения системы адаптации. Будем производить расчеты исходя из следующих допущений:

ü численность принятого персонала по состоянию на 2014 год – 1675 человек;

ü для поведения адаптационных мероприятий необходимо назначить наставника. За каждым наставником закрепляется не более 2 новых работников, следовательно, численность наставников на 2014 год составляет 838 человек;

ü стоимость обучения группы наставников из 25 человек с привлечением внешнего эксперта составляет 150 тыс. руб.;

ü премирование наставника – 1500 руб. на человека (3 месяца);

ü стоимость подготовки специалиста Отдела кадров с отрывом от производства – 30 тыс. руб.;

ü премирование специалиста Отдела кадров – 2000 руб. (12 месяцев);

ü стоимость компьютерной программы «Деловое Досье. ПЕРСОНАЛ» - 150 тыс. руб.;

ü расходные материалы для организации обучения (раздаточный материал) – 400 руб. за экземпляр.

Сводная таблица по затратам представлена ниже (таблица 6).

Таблица 6

Затраты на внедрение системы адаптации персонала

в ОАО «МосМедыньагропром»

Элементы затрат Количественная оценка
Стоимость обучения наставников (руб.) 5100 тыс.
Премирование наставников 3771 тыс.
Стоимость подготовки специалиста Отдела кадров (руб.) 30 тыс.
Премирование специалиста Отдела кадров (руб.) 24 тыс.
Стоимость программы «Деловое Досье. ПЕРСОНАЛ» (руб.) 150 тыс.
Стоимость расходных материалов (руб.) 335,2 тыс.
ИТОГО в руб. 9410,2 тыс.
Нераспределенная прибыль предприятия за 2014 г. (руб.) 468999 тыс.
Доля затрат на внедрение системы адаптации (в %) 2,01

 

Как видим, доля затрат на внедрение системы адаптации персонала невелика – всего 2,01%, и предприятие может себе позволить внедрение системы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.