Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ГЕРМАНИИ 71






предопределило развитие англий­ской живописи как преимуществен­но живописи портретов. Англия, родина Шекспира, уже в XVI веке переживала расцвет театра и драма­тургии, но ее изобразительное искус­ство ничем не блистало. Средневеко­вое английское искусство было весь­ма интересно, особенной красотой и стильностью отличалась готическая архитектура. Но кальвинистская ре­лигиозная реформа, проведенная в Англии пуританами, была жестоко последовательной в своем иконобор­честве: она ликвидировала монасты­ри — фактические центры художе­ственной культуры — и полностью прекратила религиозную живопись, а развитие светского искусства тор­мозилось отсутствием необходимых корней и традиций. Английские мо­нархи оказывали предпочтение ино­странным художникам, и так про­должалось долгое время; только в XVIII веке начался подъем нацио­нальной английской живописи. Что же касается Германии, то для


нее во второй половине XVI века наступили тягостные времена застой­ного провинциализма — и полити­ческого и художественного. Немец­кое бюргерство не выдержало вели­кого исторического экзамена: заняв предательскую позицию по отноше­нию к восставшему плебсу, оно не смогло добиться и того, в чем само было жизненно заинтересовано, то есть объединения страны. Все ре­зультаты свелись к религиозной ре­форме, а Германия осталась раздроб­ленным полусредневековым государ­ством.



Тридцатилетняя война в первой по­ловине XVII века еще углубила за­тяжной кризис Германии, оконча­тельно ее разорив и истощив. Куль­турный упадок явился роковым следствием. Вместе с Гольбейном ис­кусство надолго покинуло Германию. Прошло довольно много времени, прежде чем она вновь внесла свой вклад в мировую культуру, но уже не пластическими искусствами, а музы­кой, поэзией и философией.



 


ВОЗРОЖДЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ


Во Франции итоги XV и XVI сто­летий противоположны итогам Гер­мании: движение Реформации по­терпело здесь крах, и Франция оста­лась католической, зато государст­венная централизация была дости­гнута раньше и полнее, чем где-либо. По существу, уже к началу XVI века Франция стала абсолютной монар­хией. Королевская власть была до­статочно сильной и в XV веке. Это накладывало определенный от­печаток на французское искусство: в нем рано появился оттенок ♦придворности». Малоощутимый в литературе, где в XV веке еще цари­ла стихия народного творчества и яр­ким метеором пронесся по небу поэ­зии мятежный школяр Франсуа Вий-он, а XVI век был веком Рабле, Рон-сара и Монтеня, этот оттенок при­дворности больше сказался в изобра­зительном искусстве. Монархи уве­личивали блеск и славу двора, окру­жая себя художниками, зато и ставя им свои требования. Этим можно объяснить то, что во французской живописи и скульпту­ре драматические ноты приглушены: здесь не было аналогии творчеству Босха, Брейгеля, Дюрера, Грюне­вальда, хотя история Франции за эти два столетия была тоже до отказа полна бурными, жестокими событи­ями. Столетняя война, война с Габс­бургами, ожесточенные религиозные



Жан Фуке. Богоматерь с младенцем. Створка диптиха из Мелена. Фрагмент


войны католиков с гугенотами, кро­вавая Варфоломеевская ночь — бы­ло от чего смутиться духом и дать волю настроениям «образов смерти». Но эти настроения если и про­скальзывали, то только там, где их, так сказать, оправдывало само зада­ние, — в скульптуре надгробий на­пример. Известно надгробие работы французского скульптора, изобра­жающее полуистлевший труп, ске­лет с остатками мускулов, держащий собственное сердце в высоко подня­той руке.

В целом же французское искусст­во было изящно-спокойным. И тут сказывалась не только раблезиан­ская жизнерадостность, не только бодрый и ясный «галльский дух», умеющий восторжествовать над трудными испытаниями, но и офи­циальный оптимизм заказчиков — королей и придворных — и их ориен­тация на искусство итальянского маньеризма.



В XV веке лучшие достижения фран­цузского искусства связаны с мини­атюрной живописью, которая, как и в Нидерландах, имела во Франции бо­гатые давние традиции. В это время нидерландская и французская шко­лы миниатюристов очень тесно вза­имодействуют, их не всегда можно и разграничить. У них был общий очаг — Бургундия. Герцогство Бур­гундское принадлежало к исконным


Г


74 ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ



 


 


французским землям, но в XV веке оно было самостоятельным и очень сильным, в него входили и Нидер­ланды. При дворе бургундских гер­цогов работали и нидерландские и французские мастера — и сам Ян ван Эйк и братья Лимбурги. Надо еще раз сказать, что вообще ис­кусство миниатюры в средние века


было не менее художественно значи­тельно, чем монументальная жи­вопись, а в эпоху Северного Возрож­дения — чем живопись станковая. Если мы меньше знаем миниатюру, то по причинам чисто внешним: кар­тины постоянно экспонируются в га­лереях, а рукописные книги экспони­ровать трудно; к тому же миниатю-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.