|
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ГЕРМАНИИ 71
предопределило развитие английской живописи как преимущественно живописи портретов. Англия, родина Шекспира, уже в XVI веке переживала расцвет театра и драматургии, но ее изобразительное искусство ничем не блистало. Средневековое английское искусство было весьма интересно, особенной красотой и стильностью отличалась готическая архитектура. Но кальвинистская религиозная реформа, проведенная в Англии пуританами, была жестоко последовательной в своем иконоборчестве: она ликвидировала монастыри — фактические центры художественной культуры — и полностью прекратила религиозную живопись, а развитие светского искусства тормозилось отсутствием необходимых корней и традиций. Английские монархи оказывали предпочтение иностранным художникам, и так продолжалось долгое время; только в XVIII веке начался подъем национальной английской живописи. Что же касается Германии, то для
нее во второй половине XVI века наступили тягостные времена застойного провинциализма — и политического и художественного. Немецкое бюргерство не выдержало великого исторического экзамена: заняв предательскую позицию по отношению к восставшему плебсу, оно не смогло добиться и того, в чем само было жизненно заинтересовано, то есть объединения страны. Все результаты свелись к религиозной реформе, а Германия осталась раздробленным полусредневековым государством.
Тридцатилетняя война в первой половине XVII века еще углубила затяжной кризис Германии, окончательно ее разорив и истощив. Культурный упадок явился роковым следствием. Вместе с Гольбейном искусство надолго покинуло Германию. Прошло довольно много времени, прежде чем она вновь внесла свой вклад в мировую культуру, но уже не пластическими искусствами, а музыкой, поэзией и философией.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
Во Франции итоги XV и XVI столетий противоположны итогам Германии: движение Реформации потерпело здесь крах, и Франция осталась католической, зато государственная централизация была достигнута раньше и полнее, чем где-либо. По существу, уже к началу XVI века Франция стала абсолютной монархией. Королевская власть была достаточно сильной и в XV веке. Это накладывало определенный отпечаток на французское искусство: в нем рано появился оттенок ♦придворности». Малоощутимый в литературе, где в XV веке еще царила стихия народного творчества и ярким метеором пронесся по небу поэзии мятежный школяр Франсуа Вий-он, а XVI век был веком Рабле, Рон-сара и Монтеня, этот оттенок придворности больше сказался в изобразительном искусстве. Монархи увеличивали блеск и славу двора, окружая себя художниками, зато и ставя им свои требования. Этим можно объяснить то, что во французской живописи и скульптуре драматические ноты приглушены: здесь не было аналогии творчеству Босха, Брейгеля, Дюрера, Грюневальда, хотя история Франции за эти два столетия была тоже до отказа полна бурными, жестокими событиями. Столетняя война, война с Габсбургами, ожесточенные религиозные
Жан Фуке. Богоматерь с младенцем. Створка диптиха из Мелена. Фрагмент
войны католиков с гугенотами, кровавая Варфоломеевская ночь — было от чего смутиться духом и дать волю настроениям «образов смерти». Но эти настроения если и проскальзывали, то только там, где их, так сказать, оправдывало само задание, — в скульптуре надгробий например. Известно надгробие работы французского скульптора, изображающее полуистлевший труп, скелет с остатками мускулов, держащий собственное сердце в высоко поднятой руке.
В целом же французское искусство было изящно-спокойным. И тут сказывалась не только раблезианская жизнерадостность, не только бодрый и ясный «галльский дух», умеющий восторжествовать над трудными испытаниями, но и официальный оптимизм заказчиков — королей и придворных — и их ориентация на искусство итальянского маньеризма.
В XV веке лучшие достижения французского искусства связаны с миниатюрной живописью, которая, как и в Нидерландах, имела во Франции богатые давние традиции. В это время нидерландская и французская школы миниатюристов очень тесно взаимодействуют, их не всегда можно и разграничить. У них был общий очаг — Бургундия. Герцогство Бургундское принадлежало к исконным
Г
74 ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
французским землям, но в XV веке оно было самостоятельным и очень сильным, в него входили и Нидерланды. При дворе бургундских герцогов работали и нидерландские и французские мастера — и сам Ян ван Эйк и братья Лимбурги. Надо еще раз сказать, что вообще искусство миниатюры в средние века
было не менее художественно значительно, чем монументальная живопись, а в эпоху Северного Возрождения — чем живопись станковая. Если мы меньше знаем миниатюру, то по причинам чисто внешним: картины постоянно экспонируются в галереях, а рукописные книги экспонировать трудно; к тому же миниатю-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|