|
ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
он мог передать такую духовную озаренность во взгляде молодого апостола, поднятом к небу. Вит Ствош знал очень много о людях и о природе, он знал многие тайны искусства — те, которые никогда не стареют и не исчерпываются. Он знал, какими странно косящими становятся глаза женщины, с трудом сдерживающей слезы. Знал, как красноречив язык человеческих рук — бережно держащих птицу, молитвенно сложенных, властно указующих, безвольно поникших... Он замечал дикую грацию маленькой обезьянки, расположившейся на дереве с яблоком в руках, замечал, в каких сложных отношениях ритма находится ее гибкое тельце с ветвями дерева. Он знал, чувствовал и умел передавать тысячи разнообразных вещей. Вит Ствош был не так возвышен и сосредоточен в своем искусстве, как Рименшнейдер, — он был эффектнее, разбросаннее, больше любил позолоту и красочность (Рименшнейдер, в отличие от большинства современных ему ваятелей
Альбрехт Дюрер. Святой Иероним. Гравюра. 1514 г.
Альбрехт Дюрер. Голова апостола. Рисунок
и резчиков, никогда не раскрашивал и не золотил свои скульптуры). Но в психологической проницательности он едва ли уступал вюрцбург-скому мастеру, а руки его фигур по своей несравненной выразительности оставляют далеко позади искусство даже лучших итальянских художников. В алтаре Вита Ствоша слышится великолепная лебединая песнь готики, переживающей свой заключительный проторенессансный этап. На этом этапе в ней гораздо меньше строгой стильности, чем в XIII—XIV веках, зато все ее внутренние возможности вольно выплеснулись наружу, она достигла предельной раскованности и силы выражения драматических переживаний.
Чтобы дополнить характеристику XV столетия в Германии, надо еще сказать о новом, только теперь появившемся искусстве — о гравюре. Напомним, что в XV веке началась эра книгопечатания. Изобразительные гравюры на дереве стали появляться еще в первые десятилетия
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ГЕРМАНИИ 53
54 ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Альбрехт Дюрер. Портрет Иеронимуса Хольцшуера. 1526 г.
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ГЕРМАНИИ 55
Альбрехт Дюрер. Меланхолия. Гравюра. 1514 г.
XV века, раньше, чем первые печатные книги Иоганна Гутенберга. Возможно, что на немецкой почве гравюра стала распространяться только немногим раньше, чем в Нидерландах и в Италии, или даже одновременно, но для Германии это демократическое искусство «летучих листков» имело особое значение. Исследователям трудно уточнить генеалогию деревянной гравюры, ибо на ранних стадиях это было безымянное и «низовое» творчество вроде устного фольклора. Листки с изображением святых, раздаваемые паломникам при посещении «святых мест», листки с шуточными и сатирическими стихами и картинками, календари, а главным образом наши старые и недобрые спутники — игральные карты. Как ни отрицательна в общем и целом роль этих коварных дам, королей и валетов в человеческой жизни, можно по крайней мере поставить им в заслугу одно доброе дело: они способствовали рождению искусства гравюры. Деревянные гравюры начала XV ве-
ка по технике просты: оттиски представляют собой контурный рисунок толстыми черными линиями (историк гравюры Кристеллер замечает, что по рисунку они очень напоминают живопись на стекле этой эпохи), который обычно раскрашивался от руки, что может нам напомнить контурные изображения в современных книжечках для детей под названием «Раскрась сам». Несмотря на свою простоту или благодаря ей, первые гравюры по-своему выразительны и художественны: их выполняли искусные руки. Позже, по мере того как массовость народных листков и спрос на них возрастают, они становятся хуже, исполнение грубее и небрежнее. Затем, когда этой техникой заинтересовываются профессиональные художники, гравюра на дереве переживает настоящий художественный подъем. Молодой Альбрехт Дюрер создает в технике ксилографии свои первые шедевры.
В первой четверти XVI века, то есть в самые кипучие и драматические
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|