Административная дееспособность граждан
Административная дееспособность гражданина-признанная за ним способность своими личными действиями:
а) осуществлять права административно-правового характера;
б) и исполнять обязанности административно-правового характера;
в) нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.
Согласно Конституции Российской Федерации в полном объеме дееспособность гражданина возникаетпо достижении гражданином 18-летнего возраста.
Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой право-дееспособности, возникающей до достижения 18-летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.
Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.
Например, согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.
7. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Права граждан в сфере государственного управления:
1. Право граждан участвовать в управлении государством (ст. 32 Конституции РФ), как непосредственно, так и через своих представителей. Это право подкрепляется их правом избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе.
2. Право граждан на объединение(ст. 30Конституции РФ), включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ).
4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (ст. 33 Конституции РФ). Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы.
5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность.(ст. 22 Конституции РФ). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок применения административного задержания, а также администра-тивного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. В отдельных случаях допускается административное задержание на срок до 10 суток (что противоречит Конституции РФ).
Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение физической силы и др.).
6. Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.
7. Право на передвижение(ст. 27 Конституции РФ). Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Лица, находящиеся на территории РФ, могут свободно выезжать за ее пределы.
8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Административно-правовые обязанности граждан подразделяются наабсолютные и относительные.
Абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата налогов и т.д.).
Относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги).
Обязанности граждан в государственном управлении. Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов, а также административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления.
8. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:
1) не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
2) не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
3) не могут участвовать в отправлении правосудия;
4) не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
5) не имеют права участвовать в референдуме;
6) на них не распространяется воинская обязанность;
7) не могут быть членами политических общественных объединений;
8) за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
9) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
10) могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);
11) проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
12) устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
13) по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
14) могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;
15) при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.
9. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ:
1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
3) принимает решение об отставке Правительства;
4) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
5) по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
6) формирует и возглавляет Совет Безопасности;
7) утверждает военную доктрину;
8) формирует Администрацию Президента;
9) назначает и освобождает полномочных представителей Президента;
10) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
11) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
12) подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);
13) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
14) осуществляет руководство внешней политикой страны;
15) ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;
16) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент:
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России;
- в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
- награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.
Президент:
- издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Президент вправе:
- отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
10. Органы исполнительной власти: понятие, виды, система
Орган исполнительной власти (ОИВ)– наделённая собственной компетенцией организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, входит в систему исполнительных органов государственной власти и предназначена для осуществления государственного управления.
Виды ОИВ:
По территориальному охвату деятельности:
ОИВРФ и ОИВсубъектов.
По содержанию:
- ОИВ общей компетенции. Общая компетенция – перечень вопросов, которые может решать орган, является открытым. Он закреплен или рамочными нормами или открытым перечнем или не определен в принципе.
- ОИВ специальной компетенции. Наделены правом решать только строго определенный круг вопросов.Они делятся на:
-отраслевые (здравоохранениее, образование) и
- межотраслевые (функциональные – которые курируют определенную функцию в рамках всех органов). Например: Министерство экономического развития.
По порядку принятия решения:
- единоначальные. Один руководитель, и он руководит деятельностью органа
- коллегиальные.
По организационным формам:
- Министерства;
- Службы;
- Агентства;
- Комитеты;
- Департаменты;
- Надзоры и т.д.
Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними.
В систему входят:
- Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации;
- федеральные органы исполнительной власти;
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
11. Правительство РФ: порядок формирования, состав, полномочия, порядок и формы работы, акты
Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ, а также закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года с изменениями и дополнениями, внесёнными в этом же году.
Порядок формирования:
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, освобождается от должности Президентом РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ.
Состав Правительства РФ:
- Председатель Правительства РФ;
- Заместители Председателя Правительства РФ;
- федеральные министры.
Полномочия:
Конституция РФ предусматривает следующие полномочия Правительства РФ:
а) разработка и представление Гос. Думе фед. бюджета и обеспечение его исполнения;
б) проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) проведение в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения, экологии;
г) управление фед. собственностью;
д) реализация мер по обеспеч. обороны страны, гос. без-сти, внешней политики РФ;
е) обеспеч. законности, прав и свобод граждан;
ж) охрана собственности и общ.порядка, борьба с преступностью;
з) иные полномочия, возложенные на него Конст. РФ, фед. законами, указами Пр. РФ.
Более детально полномочия Правительства РФ прописаны в фед. конституционном законе ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г.
Согласно ст. 12 этого закона Правительство РФ руководит работой фед. министерств и иных фед. органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Далее – детализация.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|