Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Философия Нового времени





1. Культурно-исторические предпосылки становления философии Нового времени. Основные черты философии Нового времени. Проблема науки и идеал научного знания. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

2. Эмпиризм Ф. Бэкона. Особенности материалистического учения. «Новая Атлантида». Учение о «призраках» или «идолах». Учение об истинной индукции. Этика. Классификация наук. Рационализм Р. Декарта. Проблема метода.. Методологическое сомнение. Деизм. Теория познания. Учение о врожденных идеях. Интеллектуальная интуиция. Дуализм. Проблема души и тела. Учение о страстях. Этические воззрения..

3. Философское учение Т. Гоббса. Предмет философии. Теория познания. Концепция языка и знания. Учение о природе и человеке. Деизм. Учение о свободе воли. Этика утилитаризма. Учение об обществе и государстве. «Левиафан».

4. Философия Б. Спинозы. Теория познания. Учение о природе. Субстанция, Бог, природа, атрибуты, модусы. Особенности натурализма Спинозы. Пантеизм. Необходимость и свобода. Этика.

5. Философское учение Д. Локка. Критика учения о врожденных идеях. Теория познания. Проблема первичных и вторичных качеств. Идея субстанции. Проблема общего и его выражения в языке. Философия истории. Проблема религии и веротерпимость.



6. Философское учение Г.В. Лейбница. Основные принципы системы. Монадология. Теория познания. Учение о субстанции и Боге. Предустановленная гармония. Проблема свободы. Теодицея. Субъективный идеализм Д. Беркли. Опровержение материализма. Теория познания. Теория абстракции. Натурфилософия. Скептицизм Д. Юма. Теория познания. Теория причинности. Социально-политические взгляды. Дескриптивная этика.

Литература

Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения – М., 1970. – С. 192-222, 231-295, 307-408, 412-442, 449-486, 507-530, 536-635, 649-685.

* * *

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – С. 46-58.

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. С. 285-331..

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – М., 2005. С. 266-291, 302-310, 317-354..

Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – Минск, 2003. – С. 55-66.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М., 2003. – С.112-138..



Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие. – М., 2000. С. 256-283, 295-321, 332-391..

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004. – С. 217-249. Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. – С. 73-95.

Философия: Учебник / Под общей ред. Л.Н. Москвичёва. – М., 2003. – С. 104-120.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Никитич. – М., 2000. – С. 162-179.

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. – С. 64-77.

Основные понятия: эмпиризм, рационализм, опыт, вкус, интеллектуальная интуиция, врождённые идеи, эмпирико-индуктивный метод, рационалистически-дедуктивный метод, сомнение, дуализм, свобода, необходимость, чувственное познание, рациональное познание, сенсуализм, рационализм, первичные качества, вторичные качества, монады, солипсизм, теодицея, скептицизм, агностицизм, прогресс, субстанция, акциденция, атрибут, знак, мышление, протяжённость, модус, детерминизм, аффект, деизм, общественный договор.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки возникновения философии Нового времени?

2. Каковы характерные черты философии Нового Времени?

3. Какие философские проблемы являются центральными для мыслителей Нового времени?

4. Почему Ф.Бэкон и Р.Декарт считаются основоположниками философии Нового времени?

5. В чём выражается эмпиризм философии Нового времени?

6. Что нового внёс Фрэнсис Бэкон в философию?

7. В чём смысл высказывания «Знание – сила» и кто его автор?

8. Разработчиком какого метода является Ф. Бэкон и в чём его сущность?

9. В чём состоит рационализм философии XVII века?



10. Какое место занимает концепция универсального сомнения в теории Р. Декарта?

11. Разработчиком какого метода является Р. Декарт и в чём его сущность?

12. Каков смысл высказывания «Я мыслю – следовательно существую» и кто его автор?

13. Почему считается, что в учении о субстанции Р. Декарт был дуалистом?

14. Каков вклад в историю философской мысли Т.Гоббса?

15. Каково основное содержание учения Т. Гоббса о государстве?

16. Каковы особенности взаимоотношений человека, Бога и мира в философии Б. Спинозы?

17. Кому из философов Нового времени принадлежит высказывание «свобода есть познанная необходимость» и что это значит?

18. Кто из философов Нового времени призывал «не плакать, не смеяться, а понимать» и в чём смысл этого призыва?

19. В чём сущность философского учения Дж. Локка и его противоречия?

20. Что такое, по Д. Локку, «первичные» и «вторичные» качества и есть ли в этом разделении рациональный смысл?

21. В чём сущность монадологии Г.В. Лейбница?

22. В чём выразилось усиление консерватизма и как это отразилось в субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли?

23. Каковы сильные и слабые стороны философии Д. Юма?

 

Тема 5. Немецкая философия

1. Теоретические предпосылки, основные идеи и историческое значение классической немецкой философии.

2. Трансцендентальный идеализм И. Канта. Натурфилософские, гносеологические и космологические идеи «докритического» периода. Задача, структура, важнейшие категории «Критики чистого разума». Трансцендентальная эстетика, трансцендентальная аналитика, трансцендентальная диалектика. Априоризм. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Вещь в себе и явление. Категории рассудка. Антиномии чистого разума. Учение о практическом разуме. Этика И. Канта. Субъективный идеализм И.Г. Фихте. Идея наукоучения. Диалектика. О назначении ученого и человека. Этика. Философия истории.

3. Объективный идеализм Ф.В.Й Шеллинга. Учение о природе. Философия тождества. «Система транцендентального идеализма». Философия истории. Проблема свободы. Философское учение Г.В.Ф. Гегеля. Феноменология духа. Наука логики. Философия природы. Философия духа. Философия истории. Учение о диалектике. «Все действительное разумно, все разумное действительно». Противоречие между методом и системой Гегеля.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.. Критика объективного идеализма Гегеля. Учение о религии Основной вопрос философии. Пространство и время. Сенсуалистическая теория познания. Социально-политические взгляды. Этика эвдемонизма.

5. Философия марксизма. Особенности эволюции марксизма в XX веке, ее представители.

Литература по немецкой классической философии

Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3. Буржуазная философия конца XVIII в. – первых двух третей ХIХ в. – М., 1971. С. 89-197 (И. Кант); 197-243 (Ф. Шеллинг); 282-394 (Г. Гегель), 440-490 (Л. Фейербах).

* * *

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2004. С. 58-67..

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. С. 366-412.

История мировой философии: Учебное пособие /Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М., 2008. С. 194-226.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – М., 2005. С. 367-414.

Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – Минск, 2003. С. 66-74..

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М., 2003. – С. 138-164..

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М., 2004. – С.421-500.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие. – М., 2000. С. 441-473, 494-523..

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004. – С. 265-297.

Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. – С. 95-103.

Философия: Учебник / Под общей ред. Л.Н. Москвичёва. – М., 2003. – С. 130-145.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Никитич. – М., 2000. – С. 187-194..

Философия: Учебник для студентов высших технических учебных заведений / Под ред. И.Я. Копылова. – М.-Новосибирск, 2002. – С. 33-67..

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. – С. 92-103.

Основные понятия: критика, трансцендентальный, «вещь в себе», ноумен, феномен, априоризм, чистый разум, практический разум, способность суждения, аналитические и синтетические суждения, рассудок, разум, автономная этика, категорический императив, антиномии разума, наукоучение, абсолют, абсолютный дух, абсолютная идея, феноменология духа, объективный идеализм, субъективный идеализм, диалектика, снятие, тезис, антитезис, синтез, противоречие, тождество, отчуждение, антропологический материализм, трансценденция..

Вопросы для самоконтроля по немецкой классической философии

1. Каковы основные особенности немецкого Просвещения ?

2. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма?

3. Почему теорию И. Канта называют «коперниканским переворотом» в философии?

4. Что такое априорное знание по И. Канту?

5. Каков смысл антиномий в философии И. Канта?

6. В чём сущность кантовского категорического императива?

7. Что такое теоретический и практический разум в философии И. Канта?

8. Какую роль сыграл И. Кант в становлении и развитии классической немецкой философии?

9. Как развивают философию И. Канта представители неокантианских школ?

10. Как меняется отношение к природе в философии Ф. Шеллинга?

11. Что такое «тождество бытия и мышления» в философии Ф. Шеллинга?

12. Почему философия Г. Гегеля считается вершиной классической немецкой философии?

13. Что такое «абсолютная идея» Г. Гегеля?

14. Как соотносятся историческое и логическое в философии Г. Гегеля?

15. Что такое диалектический метод по Г. Гегелю?

16. В чём сущность противоречия между методом и системой в философии Г. Гегеля?

17. Как можно понять положение Гегеля «всё действительное разумно, всё разумное действительно»?

18. Каково соотношение свободы и исторической необходимости в философии истории Г. Гегеля?

19. Что может сегодня дать изучение гегелевской философии?

20. В чём сущность философии Л. Фейербаха, каковы её сильные и слабые стороны?

21. Чем Л. Фейербах предлагает заменить традиционную религию?

Литература по философии марксизма

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2004. С. 69-79..

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. С. 455-462.

История мировой философии: Учебное пособие /Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М., 2008. С. 226-243.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – М., 2005. С. 452-463.

Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – Минск, 2003. С. 85-95..

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М., 2004. – С. 501-549.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие. – М., 2000. С. 19-43, 59-76, 524-553.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004. – С. 324-343.

Философия: Учебник / Под общей ред. Л.Н. Москвичёва. – М., 2003. – С. 145-154.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Никитич. – М., 2000. – С. 195-200..

Философия: Учебник для студентов высших технических учебных заведений / Под ред. И.Я. Копылова. – М.-Новосибирск, 2002. – С. 79-86..

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. – С. 104-112..

Основные понятия: диалектический и исторический материализм, общественное бытие и общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, способ производства, базис, надстройка, общественно-экономическая формация, сущность человека, отчуждение человека, класс, классовая борьба, пролетариат, научный социализм и коммунизм, субъект истории, теория отражения, основной вопрос философии, идеология, частная собственность, общественная собственность.

Вопросы для самоконтроля по философии марксизма

1. Как три важнейших открытия в естествознании ХIХ века – (открытие клетки, учение о превращении энергии и теория эволюции, названная по имени Ч. Дарвина) – повлияли на развитие философии?

2. Каковы основные предпосылки возникновения марксистской философии?

3. Что нового сказали К. Маркс и Ф. Энгельс в философии по сравнению со своими предшественниками Г. Гегелем и Л. Фейербахом?

4. В чём, согласно Ф. Энгельсу, сущность основного вопроса философии?

5. В чём видел К. Маркс главный недостаток всего предшествующего материализма, включая фейербаховский?

6. Что такое категория «практика» и какую роль она играет в марксизме?

7. В чём сущность и содержание диалектического и исторического материализма?

8. Какова, согласно К. Марксу, диалектика материального и идеального?

9. В чём состоит, по К. Марксу, диалектика общественного бытия и общественного сознания?

10. Как К. Маркс решает проблему отчуждения?

11. Какие идеи К. Маркса получили развитие в ХХ веке?

12. Каков вклад Г.В. Плеханова и В.И. Ленина в развитие философии марксизма?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.