Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Современная зарубежная философия





1. «Философия жизни» как новое направление в философии ХIХ века. Предшественники «философии жизни» А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Мир как воля и представление. Основные черты философии Ф. Ницше. В. Дильтей о «жизненном духе». Идеи «жизненного порыва» и творческой эволюции в философии А. Бергсона.

2. Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи), основные идеи.

3. Позитивизм и его эволюция (эмпириокритици, неопозитивизм, постпозитивизм), основные идеи и предствители.

4. Экзистенциализм: религиозное и атеистическое направления. Идеи обезличенности, одиночества и отчуждения человека. Проблема свободы в творчестве Ж.-П. Сартра, А. Камю. Гуманистические черты в экзистенциализме.

5. Герменевтика и ее основные представители в ХХ веке: М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр. Смысл и понимание. Интерпретация смыслов и анализ понятий. Отношение к тексту как целому. Культура и герменевтика.

6. Философская антропология. М. Шелер и др.

7. Структурализм и постструктурализм в гуманитарном познании. К. Леви-Стросс о принципах структурной антропологии. Структура, знак и игра согласно идеям Ж. Дерриды. Постмодернизм как явление культуры и мышления. Решение проблемы соотношения единого и множественного в постмодернизме и классической философии. Понятия красоты и смысла. Понимание свободы творчества в постмодернизме.



 

Литература

Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3. Буржуазная философия конца ХVIII – первых двух третей ХIХ в. – М., 1971. – С. 673-704, 708-732..

Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 2. От Шопенгауэра до Дерриды. – М., 1997.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 341-458.

* * *

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2004. – 79-87.

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. С. 415-455, 462-582..

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М., 1994.

История мировой философии: Учебное пособие /Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М., 2008. С. 244-261, 296-495..

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – М., 2005. С. 464-616.

Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – Минск, 2003. С. 95-117.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М., 2003. С. 165-256.



Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М., 2004. С. 550-708.

Философия: Учебник для студентов высших технических учебных заведений / Под ред. И.Я. Копылова. – М.-Новосибирск, 2002. – С. 86-106.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие. – М., 2000. С. 554-568, 581-648, 655-782.

Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. С. 103-125.

Философия: Учебник / Под общей ред. Л.Н. Москвичева. – М., 2003. С. 157-164, 245-252, 255-261, 263-266.

Философия: Учебник / Отв. ред. В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М., 2001. С. 183-196; 533-546; 575-601, 665-677.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004. С. 297-324, 667-828.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Никитич. – М., 2000. С. 201-210, 312-352, 358-378.

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. С113-120, 125-130.

 

Основные понятия:иррационализм, страх, отчаяние, воля, представление, философия жизни, воля к власти, вечное возвращение, жизнь, сверхчеловек, нигилизм, переоценка ценностей, творческая эволюция, феномен, языковая картина мира, экзистенция, экзистенциализм, сущее и существование, отчуждение человека, логический позитивизм, неопозитивизм, аналитическая философия, лингвистическая философия, структурализм, парадигма, верификация, фальсификация, «концептуальный каркас», критический реализм свобода личности, свобода и выбор, герменевтика, структурализм, структура, система, символ, знак и значение, культурология, модернизм, постмодернизм.

.

Вопросы для самоконтроля

1. В чём причина заметного поворота современной философской мысли Запада к иррационализму, мистике, антисциентизму?



2. Каковы причины появления философии позитивизма?

3. Как решается в позитивизме проблема соотношения философии и науки и что считается им единственным источником подлинного знания?

4. Что представляет собою «первый позитивизм»?

5. Какие идеи классического позитивизма развивает «второй позитивизм» – эмпириокритицизм?

6. Какие идеи классического позитивизма развивает «третий позитивизм» – неопозитивизм?

7. В чём отличие позитивизма и неопозитивизма в понимании роли философии?

8. Что представляет собой принцип верификации?

9. Какие проблемы характерны для постпозитивизма?

10. В чём сущность принципа фальсификации и почему он был введён?

11. Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом?

12. Каков смысл индивидуального существования в философии С. Кьеркегора?

13. Каков смысл понятий «воля» и «представление» в учении А. Шопенгауэра?

14. За что представители «философия жизни» критиковала классическую философию?

15. Какие новые методы философского исследования предлагают представители «философии жизни»?

16. Какое место занимает идея «вечного возвращения» в творчестве Ф. Ницше?

17. Как понимать тезис Ф. Ницше «Бог умер»?

18. В чём смысл идеи сверхчеловека в философии Ф. Ницше?

19. Какое значение имеет философия Ф. Ницше для последующего развития философской мысли?

20. Как и почему В. Дильтей разделил науки?

21. Каковы основные идеи прагматизма?

22. В чём состоит феноменологическое понимание специфики философии, её предмета?

23. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историцизм в философии?

24. В чём особенность интенциональной теории сознания Э. Гуссерля?

25. В чём сущность экзистенциализма? Кого и на каком основании мы относим философов к этому направлению?

26. В чём сходство и различие религиозного и атеистического экзистенциализма?

27. Чем вызвана популярность экзистенциализма в ХХ веке?

28. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле гуманизмом?

29. Как М. Хайдеггер и другие экзистенциалисты понимают бытие?

30. В чем особенность понимания человека в экзистенциальной философии?

31. Какие проблемы изучает герменевтика? Кто из философов внёс заметный вклад в развитие герменевтики и в чём он заключается?

32. В чём сущность психоанализа З. Фрейда и каково его влияние на мировую философию?

33. В чём сущность философских взглядов. Э. Фромма?

34. Что представляет собою неотомизм и каковы его разновидности?

35. Что такое философский структурализм?

36. В чём сущность постмодернизма и как он относится к классическому рационализму?

 

Тема 7. Философия бытия (онтология).

1. Предмет онтологии. Категория бытия в истории философии. Бытие и сущее, бытие и небытие Бытие и материя. Бытие природы и бытие человека и общества. Идеальное и материальное, духовное и телесное бытие. Проблема единства бытия. Бытие и небытие. Соотношение бытия и сущего, бытия и существования.

2. Понятие субстанции. Монизм и его разновидности – материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм. Дуализм.

3. Пространство и время как философские категории, их основные характеристики.

4. Материя и движение. Движение и покой. Проблема причинности: детерминизм и индетерминизм. Виды детерминации. Соотношение понятий «бытие», «материя», «реальность», вселенная», «природа» в современном материализме.

5. Проблема бытия в свете современных научных теорий. Современные научные представления о происхождении Вселенной.

 

Литература

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2004. С. 106-200

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – СПб., 2004. – С. 93-147.

Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – Минск, 2003. С. 128-202.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М., 2003. – С. 361-393.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004. – С. 373-397.

Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. – С. 141-162.

Философия: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-

на-Дону, 2008. – С. 90-129.

Философия: Учебник / По общей ред. Л.Н. Москвичева. – М., 2003. – С. 273-291.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А.Никитич. – М., 2000. – С. 22-34.

Философия: Учебник для студентов высших технических учебных заведений / Под ред. И.Я. Копылова. – М.-Новосибирск, 2002. – С. 107-118..

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. – С. 155-163.

Основные понятия:онтология, бытие, небытие, ничто, абсолют, субстанция, сущее, существование, природа, универсум, материя, монизм, плюрализм, дуализм, реальность, детерминизм, индетерминизм, ничто, пустота, прерывное, целостное, движение, взаимодействие, пространство, время, космология, бесконечность, ноосфера, причина, следствие, случайность, необходимость, категория, понятие, закон, принцип, качество, количество, мера, тождество, противоречие, метафизика.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое онтология? Как связана онтология с другими разделами философии?

2. Что общего и чем отличаются понятия «бытие», «природа», «объективный мир», «мир субъекта», «космос», «Вселенная»?

3. Каков философский смысл категории бытия, какие существуют подходы в её понимании и как соотносятся понятия «бытие» и «субстанция»?

4. Каковы основные формы бытия и в чём проявляется их взаимосвязь?

5. В чём заключается специфика субъективной реальности?

6. В чём сущность общественного и индивидуального бытия?

7. Каковы современные концепции бытия природы, общества, человека?

8. В чём особенность философского определения материи и каково место категории «материя» в истории философии?

9. В начале ХХ века В.И. Ленин дал следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Можно ли сказать, что это определение устарело?

10. В чём заключается различие философского и естественнонаучного понимания материи?

11. Что такое движение, как оно связано с покоем и какое явление абсолютно – «движение» или «покой»??

12. Каковы основные формы движения материи и чем отличается классификация форм движения материи, предложенная Ф. Энгельсом, и современная?.

13. Может ли существовать материя без движения и движение без материи?

14. Почему более сложные формы движения материи нельзя свести к более простым и как называется это сведение?

15. Что такое отражение как общее свойство материи и как изменяется способность материи к отражению на разных её уровнях?

16. Что понимают под пространством в философии, каковы его основные свойства и в чём их сущность?

17. Что понимали под временем в истории философской мысли, и каковы его основные свойства?

18. В чем заключается суть субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени?

19. Если представления о пространстве и времени исторически изменяются, можно ли считать их объективными?

20. В чём состоит единство мира?

21. Что такое сознание как философская категория, чем отличаются философское и психологическое понимания сознания?

22. Каковы структура и функции сознания? Как соотносятся сознательное и бессознательное?

23. Какую роль в возникновении сознания сыграл труд? Какова роль языка в возникновении и развитии сознания?

24. Как понимают сознание объективные и субъективные идеалисты?

25. Чем отличается сознание человека от психики животных?

26. В чём заключается идеальность сознания и в чём проявляется общественная и историческая сущность сознания?

27. Чем отличаются друг от друга общественное и индивидуальное сознание и как они взаимодействую?

28. В чём сущность философского подхода к проблеме «искусственного интеллекта»?

29. Что такое диалектика? Чем отличаются объективная и субъективная диалектика? Каково соотношение понятий «развитие», «движение», «изменение»?

30. Как формировался диалектический взгляд на мир? Чем он отличается от метафизического его понимания?

31. Какие принципы лежат в основе диалектики? Чем диалектика отличается от софистики и эклектики?

32. Что такое «закон»? Какова роль законов диалектики в философии?

33. В чём суть принципа детерминизма? Что такое «индетерминизм»?

34. Чем отличаются динамические законы от статистических?

35. Каково содержание закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей?.

36. Каково содержание закона диалектики о качественных и количественных изменениях.

37. Каково содержание закона диалектики «отрицание отрицания»?

38. Что такое категория? В чем состоит специфика философских категорий?

39. Какова роль законов и категорий диалектики в формировании философского мировоззрения личности?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.