Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. Философия познания (гносеология).





1. Предмет гносеологии. Познавательные отношения и познавательная деятельность: структура, сущность, виды. Проблема субъекта-объекта в истории философии.

2. Познание как отражение и как творчество. Диалектика чувственного и рационального в познании. Понимание, интерпретация, объяснение как разновидности познавательной деятельности. Виды познания: обыденное, научное, философское, религиозное, художественное, их особенности и отличия. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

3. . Роль интуиции в процессе познания. Виды интуиции. Эволюция научной картины мира. Методы, формы и уровни научного познания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания.

4. Понятие истины: основные философские подходы. Проблема критерия истинности знания. Практика как критерий истины

5. Диалектика как метод познания. Основные категории, законы и принципы диалектики. Современное понимание познаваемости мира. Особенности социального познания. Философия как методология научного познания.

 

Литература

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – СПб., 2004. – С. 148-199.



Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – Минск, 2003. С. 260-318.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М., 2003. – С. 433-464.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004. – С. 398-419.

Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. – С. 257-342.

Философия: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-

на-Дону, 2008. – С. 375-570.

Философия: Учебник / По общей ред. Л.Н. Москвичева. – М., 2003. – С. 316-482.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А.Никитич. – М., 2000. – С. 35-52.

Философия: Учебник для студентов высших технических учебных заведений / Под ред. И.Я. Копылова. – М.-Новосибирск, 2002. – С. 122-212.

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. – С. 197-241.

Основные понятия:гносеология, эпистемология, скептицизм, агностицизм, субъект познания, объект познания, интуиция, творчество, знание, мнение, сознание, ощущение, восприятие, представление, мышление, язык, объективизм познания, субъективизм познания, позитивизм, скептицизм, методология, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, понимание, интерпретация, объяснение, истина, достоверность, ложь, заблуждение, отражение, релятивизм, догматизм, практика, метод, эмпирические исследования, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, идеализация, формализация, аксиомизация, теоретическое моделирование, объяснение, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод, научная картина мира, проблема, гипотеза, теория, учение, научный факт, социальное познание.



 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает гносеология?

2. Как философы отвечают на вопрос о том, познаваем ли мир?

3. Что такое познание и каковы его цели?

4. Какова структура познавательного процесса?

5. Что такое субъект и объект познания и как они связаны?

6. Как соотносятся сознание и познание?

7. В чём специфика чувственного познания? В чем его ограниченность?

8. В чём специфика рационального познания?

9. Какие известны основные формы чувственного и рационального познания и как они соотносятся?

10. Что такое истина? Какие в философии выделяются критерии истины?

11. Существует ли объективная истина? В чём состоит диалектика абсолютной и относительной истины?

12. В чем выражается конкретность истины?

13. Может ли практика быть абсолютным критерием истины?

14. В чем сходство и различие скептицизма, агностицизма, критицизма?

15. Что такое сциентизм и антисциентизм?

16. Каково взаимоотношение отражения и творчества?

17. Чем отличается рассудок от разума?

18. Что представляет собой в общем виде мышление человека и как оно связано с языком?



19. Что такое интуиция? Какие выделяются виды интуиции?

20. Что такое метод, методика, методология?

21. Какие известны частнонаучные, общенаучные и всеобщие методы познания?

22. Каково взаимодействие исследователя и средств познания?

23. В чём состоит специфика социального познания?

 

Тема 9. Социальная философия

1. Социальная философия как неотъемлемая часть философского знания. Объект и предмет социальной философии. Основные функции социальной философии. Социальная философия как методология общественных наук.

2. Природа и общество как формы бытия, их единство и взаимодействие.

3. Общество как целостная и саморазвивающаяся система.

4. Общество как исторический процесс. Формационный и цивилизационный подходы к всемирной истории, их соотношение. Проблема критерия общественного прогресса.

Литература

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2004. С. 382-479.

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – СПб., 2004. – С. 300-360.

Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – Минск, 2003. С. 419-510.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М., 2003. – С. 465-486.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004. – С. 455-482.

Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. – С. 343-404

Философия: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-

на-Дону, 2008. – С. 287-374.

Философия: Учебник / По общей ред. Л.Н. Москвичева. – М., 2003. – С. 458-520.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А.Никитич. – М., 2000. – С. 393-425..

Философия: Учебник для студентов высших технических учебных заведений / Под ред. И.Я. Копылова. – М.-Новосибирск, 2002. – С. 233..

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. – С. 287-355.

Основные понятия:общество, общность, гражданское общество, общественные отношения, социальные институты, основные сферы общественной жизни, труд, производительные силы, производственные отношения, политика, государство, власть, формы правления формы государственного устройства, политический режим, род, народность, нация, классы, страты, общественное сознание, менталитет, материальная культура, духовная культура, массовая культура, массовое сознание, общественное мнение, идеология,, информационное общество, формы общественного сознания, природа, биосфера, ноосфера.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социальная философия? Каков её предмет?

2. Как соотносится социальная философия с общественными науками?

3. Что такое общество? Как понимали общество на разных этапах развития социально-философского знания?

4. Что такое система и каковы её основные признаки? Что представляет собой общество с позиции системного подхода?

5. Каковы основные сферы общественной жизни?

6. Каковы закономерности функционирования и развития духовной жизни общества?

7. Чем отличается понятие «класс» от понятия «страта»?

8. Что такое труд?.

9. Что относится к производительным силам общества? Какие отношения называются производственными?

10. Что такое государство и какие известны формы государственно устройства?

11. Каковы основные характеристики доиндустриального, индустриального, постиндустриального, информационного обществ?

12. Каковы основные принципы географического детерминизма?

13. В чем суть трудовой гипотезы происхождения человека и общества?

14. Что такое природа в широком и узком смысле?

15. В чем состоит сущность единства истории природы и общества? Что такое неочеловеченная и очеловеченная природа?

16. Каковы основные этапы взаимодействия общества и природы?

17. Что такое ноосфера? Кто из отечественных и зарубежных мыслителей, занимался и занимается разработкой концепции ноосферы?

18. Один или много факторов приводят к развитию общества? Какие факторы философы

19. считают главными?

20. Каковы основные естественные и социальные потребности людей? Можно ли удовлетворить все без исключения потребности человека?

21. Какие существовали субъекты истории. Как на этот вопрос отвечали различные философы?

22. Какую роль в общественных изменениях играют классы? Этносы? Массы? Когда субъектом истории становится личность?

23. Что является предметом философии истории? Кто считается её основоположником?

24. В чем видели проявление исторической закономерности Д. Вико и И. Гердер?

25. Что понимал под «хитростью исторического разума» Г. Гегель?

26. Какие законы истории были сформулированы К. Марксом. Как они связаны с
основными законами диалектики?

27. С какими положениями органицизма, социального дарвинизма, социальной географии и механицизма можно согласиться, а какие необходимо подвергнуть критике?

28. Как в историческом процессе соотносятся единичное и общее, какие стороны диалектики единичного и общего абсолютизировали натуралисты и историцисты?

29. Какие известны основные подходы к определению структуры истории?

30. Какой критерий необходимо положить в основу периодизации истории?

31. В чем сходство и в чем различие этих периодизации К. Маркса и периодизаций У. ростоу, Р. Арона и Д. Белла?

32. Каковы достоинства и в чём недостатки теории цикличности культур?

33. В чем заключается философский смысл понятия «конец истории»?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.