Проблема истины в познании.
Истина имеет несколько характеристик, которые помогают раскрыть ее содержание. Важнейшая характеристика – её субъективность и объективность. Знания носят и объективный и субъективный характер, истина как знание также одновременно является объективной и субъективной. Объективность истины состоит в том, что знания полученные человеком отражают реальные объективные связи отношения мира, они не плод выдумки людей, они не конструкция человеческого сознания, а лишь адекватное отражение в сознании человека мира. Содержанием знания выступает объективный мир, сам объект, на который направлена познавательная деятельность человека. На ряду с объективностью, знание всегда субъективно, т. к. оно есть результат мыслительной деятельности людей. Истина всегда абсолютна и относительна. Под абсолютной истиной в фил понимается полное исчерпывающее знание о предмете, или какой либо его стороне. Под относительной истиной понимается правильное, верное знание, но незавершенное, в чем -то неполное. Абсолютизация любой из этих сторон истины приводит либо к догматизму, к признанию вечных и неизменных знаний, либо к релятивизму, т. е. к течению которое признает лишь относительное знание. Истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Конкретность истины означает, что о правильности знания мы можем судить лишь в определенных условиях в определенном месте и в определенное время.
Общество как развивающаяся система.
1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.
2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.
3. Проблема соц. конфликтов.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
по их отношению к средствам производства,
по их роли в общественной организации труда,
по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:
В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.
Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.
Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.
II. Социально классовая структура общества показывает, что общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие
Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии была сформулирована теория соц. мобильности.
Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к более низким иерархическим позициям.
Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным.
Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность
Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц. положения от отца к сыну.
Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения, индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.
По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц. мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе соц. мобильности:
Это высший класс профессионалов-администраторов.
Технические специалисты среднего уровеня
Коммерческий класс
4. Мелкая буржуазия
Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции
Квалифицированные рабочие
Неквалифицированные рабочие.
При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного анализа престижа профессии американского социолога Треймана.
Понятие цивилизации и культуры.
Культура – cultura (латин.) – возделывание, обработка, воспитывание.
К. – это система представлений о мире, ценностях, нормах и правилах поведения, общих для людей, связанных определённым образом жизни и служащих упорядочению опыта и соц. Регулированию в рамках всего общества или соц. группы.
К. организует жизнь Общества.
О. Охватывает большинство населения страны.
К. материальная – форма культуры (форма, здания, украшения, комп. программы).
К. нематериальная – духовная сторона. (знания, идеи, законы и нормы, язык, традиции, ритуалы и обычаи).
Цивилизация – civilis (латин.) – гражданский.
Гражданское О. – общество, которое не регулируется гос-вом.
Цивилизация: широкий смысл – это уровень общественного развития, которые приходят на смену с уходом варварства.
Узкий смысл – уровень развития общества, который сегодня достигнут развитыми странами (экономическое, техническое развитие).
1-м Цивилизацию начал исследовать Arnold Toynbee.
Вся Ц. – это единый организм, все части которого взаимосвязаныи находятся во взаимодействии.
Факторы влияющие на Ц.:
природная среда обитания
Система ведения хозяйства
Соцю организация
Религия ( М. Веббер – многое зависит в развитии общества, от развития религии)
Духовные ценности
Политическая индивидуальность
Ц. – это сообщество людей, объединённое основополагающиими дух. ценностями и идеалами, имеющие черты в соц. политической организации.
Три типа цивилизации:
непрогрессивный тип (индейцы в Амазонии)
циклический – большинтсво вост. цивилизаций.
прогрессивный - запад и япония.
Культура и цивилизация.
Взаимная ответственность человека и общества. Цивилизация - это преобразованный человеком мир внеположенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего соц.мира или его духовной автономности. Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.
Ж.Леви-Строса (Франция) : человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека. (искусство сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).
Марксизм : человек во многом находится в неосознанной зависимости от установившихся в обществе стереотипов. Однако степень этой зависимости исторически не возрастает, а падает. Единственная возможность прорыва человека к своему истинному "я" - в установлении соответствующих общественных отношений, и поэтому человек стремиться к достижению такого общественного состояния.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|