Сделай Сам Свою Работу на 5

Марксистская философия в России.





Плеханов (1856-1918) в своих трудах развивал гносеологические и социологические аспекты материального понимания истории в познании общественной жизни. Диалектический метод в виде Энгельсовской (его интерпретации Маркса были ближе) схематизации - “Диалектич. материализм” - его слова в раб. “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”, ставшей программой рус. марксизма. Утверждение о “недостаточном фил. обосновании марксизма” разделялось П.Струве, С.Булгаковым – и Туган-Барановский “Легальные марксисты”, здесь речь о прямых попытках соединения марксизма с фил. критицизмом и об отрицании диалектики как в понимании формы движения, так и в качестве метода познания. Луначарский – “Материя не существует, существуют лишь явления”, “мир суть явления, происходящие в нашем сознании”. Т.О. в основном была критика.

Ленин (1870-1924) считал, что марксизм состоит из 3 частей: Ф, политэк-мии, соцполит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе <Материализм и империализм> (Л) рассм. вопросы теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.



22. Матер традиция в рус фил конца XIX- XXвв.

В середине XIX в. в России сформировалось и получило развитие влиятельное материалистическое течение в фил, представленное именами А. И. Герцена, Н. П. Огарева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др. В социально-политическом плане эти мыслители принадлежали к революционной демократии, боровшейся против крепостничества и самодержавного абсолютизма.

А. И. Герцен

Своеобразие Александра Ивановича Герцена (1812—1870) как мыслителя состоит в том, что он один из первых в истории не только русской, но и мировой фил предпринял попытку, критически переработав диалектику Гегеля, освободить ее от идеализма и соединить с материализмом. Эта попытка четко выражена в работе «Дилетантизм в науке» и особенно в «Пись­мах об изучении природы».



Герцен ясно видел, что основной недостаток существовавших в то время систем материализма состоял в их метафизичности. Материализм со стороны метода стоит несравненно ниже идеализма. Герцен стремился сделать материализм «фило­софски логичным», понимая под логикой диалектику, которая нашла наиболее полную и глубокую разработку в трудах Гегеля.

К критике фил Гегеля Герцен подходит диалектически: он не отбрасывает ее начисто, как это сделал Фейербах, а берет из нее все ценное и прогрессивное в его понимании и прежде всего — идею развития.

Герцен рассматривает законы и формы мышления как отражение законов действительности, как осознанные законы бытия. Человек не навязывает своего разума природе, а лишь осознает то, что есть в природе. Разум человека не находится где-то вне природы, он есть лишь «разумение природы о себе». Человек есть часть природы и только относительно про­тивоположен

У Герцена имеются догадки о роли в познании материальной человеческой деятельности. Он, например, утверждает, что «мы­шление без действий- мечта».

Герцен близок к пониманию человека не как просто биологического, но и социально-исторического существа, активно участвующего в изменении природы и преобразовании общест­венной жизни.

Герцен не ограничивается утверждением, что законы мышления есть осознанные законы бытия, он видит, что само бытие находит­ся в непрестанном движении, что оно развивается путем борьбы противоположных начал. А раз так, то законы мышления, катего­рии логики не могут рассматриваться статичными, раз и навсегда данными. В логику должно войти движение, развитие. Чаще всего Герцен говорит о логике в широком смысле слова, о логике, которая совпадает с диалектикой, с наукой о методе, с теорией познания. Это логика диалектическая, хотя данный термин Герце­ном не употребляется. Следуя гегелевской терминологии, он назы­вает логику наукой о разуме и отличает ее от формальной логики — логики рассудка. Логика разума, считает Герцен — это высшая школа, раскрывающая основные закономерности бытия.



Н. Г. Чернышевский

Николая Гаврилович Чернышевский (1828—1889), как и Герцен, шел по пути соединения фил материализма и диалекти­ческого метода, используя, главным образом, учения Фейербаха и Гегеля.

Чернышевский придерживался антропологического прин­ципа Фейербаха, объясняя общественную жизнь свойствами и потребностями человека как преимущественно биологического существа. Он утверждал единство человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека, а фил прибавляет, что если бы человек имел, кроме своей реальной натуры, другую натуру, то последняя непременно обнаружива­лась бы в чем-нибудь.

Чернышевский считал, что нет и не может существовать особо­го, «фил» знания мира, отличного от естествознания. Чернышевский считал, что мир един и по своей природе мате­риален. В природе нечего искать идей, говорил он. В ней раз­нородная материя с разнородными качествами. Качественно раз­нообразная и в то же время единая в своей основе материя находится в непрерывном движении.

Значительное внимание Чернышевский уделял проблемам по­знаваемости мира. Он был убежден, что в человеческом сознании в целом правильно отражается то, что существует объективно, независимо от субъекта. Говорить, что мы имеем лишь знание наших представлений о предметах, а прямого знания самих пред­метов у нас нет, значит отрицать нашу реальную жизнь, отрицать существование нашего организма.

23. Рус религиозная фил.

Возрождение руской религиозно-идеалистической фил начала нынешнего века базировалось на двух основных идейных источниках: предшеств развитие мировой фил и культуры; длит процесс развит отеч фил. Рус религ-идеал фил начала XX в как бы следовала по пути славянофилов, но отличалась от них положит оценкой современных им изысканий зап мысли. Подлинными дух отцами данного течения были Ф.М.Достоевский и Вл.С.Соловьев. идея Соловьева о возможности достижения единства рус православия и зап религ и культ оказала воздействие на фил Н.А.Бердяева, Булгакова и др.

Соловьев утверждал, что чел познание своей истории носило односторонний харак. Евро фил и наука расчлен действит на части, противопостав мир и чел, и поэтому не смогли дойти до цельного знания. Для раскрытия абсол истины необход устан абсол контакт с всеединым, что достиг лишь при помощи непосред интуит внутр созерцания, веры. Внеш опыт дает лишь материал, а разум- лишь форму для постиж истины. Основой цельного знания явл опыт внутрен, мистич созерцание, вера.

Олицетворен полож всеедин выступ Бог. Полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью- всеблагой, любящей, волевой. Т.о. Соловьев ставил веру выше разума, только в религ вере он видел высший, объедин тип познания. Бердяев. Центр проблемой была пробл нрав природы чел. Этич теория Бердяева - религ- идеал. Он счит, что моральн закон предназнач для мира сего, для земных людей, но по своему происх «не от мира сего», т.е. сотворен Богом. Моральн закон для него динамичен. Постиж божест закона- длит процесс, в теч кот происх смена моралей (от низш к высш). Три основ формы морали: 1)Этика закона- основ на своде опред запретов, табу. 2)Этика искупления- сильно проявл благодатная сила Бога, она наполнена любовью. 3)Этика творчества- достиг в процессе самопознания высшего уровня нравст развит, чел уподобл Богу, забывает о себе, преодол эгоизм. НО. Нравст возвыш людей не может быть делом одиноч, а достиг только путем преодол изолир людей друг от друга (идея соборности).

Русский космизм

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.гр. ф. почти не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Внутр. регуляция пр-сов внутри ч-ка и внешн. регул. прир. процессов. Воскрешение - победа над простр. и временем. Вернадский тж. обосновывал идею акт. эволюции. Считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл. отлчть. признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип цефализации - осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн. системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к. ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.

25. Позитивизм и постпозитивизм

Основатель позитивизма - французский философ Огюст Конт (1798-1857). Конт признавал реальными только так называемые "позитивные знания", добываемые наукой. Наука благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе связей, оказывающихся постоянными, формулирует законы. Конт критикует философию ("метафизику") за умозрительность, оторванность от жизни. Новая, позитивная философия должна быть похожа на естествознание, должна заниматься систематизацией и синтезом научных знаний.
Итак, первый этап позитивизма - классический позитивизм - Огюст Конт, Джон Милль (1806-1873), Герберт Спенсер (1820-1903).

Второй этап позитивизма - махизм, или эмпириокритицизм (рубеж XIX-XX вв.) - Эрнст Мах (1838-1916), Рихард Авенариус (1843-1896). Э. Мах, вслед за Беркли, считал, что не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (комплексы ощущений) образуют тела. Познание - это установление связи между ощущениями. Мы имеем дело не с массой, а с ощущением массы. Наука (философия) должна заниматься анализом ощущений.Почему этот этап развития позитивизма носит название "эмпириокритицизм"? Единственный источник знания, согласно махизму, - опыт, а опыт - совокупность ощущений (греч. empeiria - опыт). "Эмпириокритицизм" - критика опыта.

Третий этап позитивизма - неопозитивизм (20-е годы ХХ века - середина ХХ века). Школы и представители неопозитивизма:"Венский кружок" - Мориц Шлик (1862-1936), Рудольф Карнап (1891-1970), Отто Нейрат (1882-1945);Львовско-Варшавская школа - Альфред Тарский (р. 1902), Ян Лукасевич (1878-1956);Бертран Рассел (1872-1970); Людвиг Витгенштейн (1889-1951).Неопозитивизм принципиально противопоставляет науку философии. Единственно возможное знание - специально-научное знание. Задача философии - разработка методов анализа знания. Согласно неопозитивизму, необходим логический и лингвистический анализ языка науки. Критерий научности - принцип верификации (лат. veritas - истина): если высказывание можно проверить опытом, то оно имеет научный смысл, остальные высказывания бессмысленны. Таким образом выявляются псевдопроблемы - "Бог", "душа" и т.п.

Четвертый этап неопозитивизма - постпозитивизм (вторая половина XX в. - начало XXI в.). Представители постпозитивизма - Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Ларри Лаудан. Постпозитивисты занимаются проблемой развития науки. Карл Поппер (1902-1994). Согласно К. Попперу, задача философии - отделение научного знания от ненаучного. Выдвинул принцип фальсификации: только то знание научно, которое в принципе можно опровергнуть. Если теория научна, то из нее можно вывести следствия, которые можно проверить фактами. Чем раньше в теории будет найдена ошибка, тем быстрее можно будет создать новую теорию. Проверкой теории путем фальсификации должен заниматься сам ее создатель.Томас Кун (р. 1922). Научная революция - это смена парадигм, то есть способов постановки задач и методов их решения. Парадигма, по Куну, - это "научные завоевания, повсеместно принятые, из которых складывается, пусть на какое-то время, модель проблем и решений, устраивающая тех, кто занимается проблемами в данной области". Примеры парадигм: птолемеевская астрономия, ньютоновская механика, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна. Парадигма объединяет исследователей в научное сообщество.

Экзистенциализм.

Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование - это направление, которое в снову своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо кзистенциализма, относятся персонализм и философская антропология.Понятие экзистенции впервые употребляет датский религиозный философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855). По Кьеркегору экзистенция - это ак внешнее так и внутреннее существование человека.Она проявляется сама как порыв. Человек может познать её только в момент смертельной опасности.Способы преодоления страха смерти по Кьеркегору:1. стетический - чувственный способ жизнедеятельности. Характеризуется цинизмом, эротизмом.2. эстетический - человек подчиняется нравственному закону.3. религиозный - человек делает выбор в пользу вечности, а не конечности своего существования, в пользу веры, а не разума.Далее, экзистенциализм развивается в учениях русских философов Н.А. Бердяева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появившихся в начале XX века.После первой мировой войны получил широкое распространение в Германии - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хайдеггер (1889 - 1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 - 1960), Г. Марсель (1889 - 1973).Карл Ясперс. "Жить одним днем"- расплата за необоснованное доверие к истории. Это не сказка, а дорога, вымощенная разбитыми ценностями. Люди превратятся в выродков или станут конформистами, что приведет к установлению тоталитарного режима. Человеку присущи страхи: бытовой, онкологический, страх не понять, не найти идеала, ради которого можно пожертвовать жизнью.Идеалы надо искать в своей иррациональной экзистенции. Экзистенция - пограничная ситуация в которой проявляются все установки личности. Ясперс вводит понятия: судьба - ситуация и судьба - экзистенция. Главная работа: "Духовная ситуация эпохи".Альберт Камю. Человек должен жить в согласии с судьбой - призванием действовать без надежды на успех. Бунт - главный императив действий обреченного на неудачи человека. Но если он не в состоянии этого сделать, то тогда нет смысла существовать. Камю кардинально ставит вопрос о самоубийстве.Жан Поль Сартр. Существует противопоставление молчаливого, стерильного мира и активного порыва человека. Существует два вида восприятия: бытие в себе и бытие вне себя. Доктрина экзистенционализма - неучастие истории. Она объединяет людей диаметрально противоположных взглядов. Имеет место нравственный моральный релятивизм.По Сартру главный принцип существования человека - открытый проект, как честная забота о своем существовании. Человеческое существование таково - каков осуществленный самим же человеком проект.В целом центральные проблемы экзистенциальной философии:- отчуждение человека в эпоху социального кризиса;- существование человека и его сущность;- бытие человека и бытие мира;- человек как уникальное существо;- бытие между жизнью и смертью.Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциалисты - существование человека и его сущность.Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия:- нет заданной человеческой природы;- никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека;- каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком в подлинном смысле.Таким образом, экзистенциальные философы проводят важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов - это свобода на которую обречен человек. Свободный выбор человека - его удел, ответственность и его трагедия.Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир рассматривается как нечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и будет жить постоянный страх перед миром и другими людьми. Тем не менее, человек обязан заставить себя жить и творить самого себя.
27. Герменевтика.

Герменевтика — способ философствования, главным центром к-го является истолкование, понимание текстов. Герменевты озабочены жестким противопоставлением субъ­екта объекту, науки искусству. Науки о природе используют методику объяснения (подведения частных явлений под понятие). Науки о духе не могут довольствоваться объяснением. Духовная целост­ность — жизнь — должна постигаться непосредственно.

Дильтей в своих раз­мышлениях опирается на психологию имея в виду особую психологию — понимающую. Исследования Дильтея стимулировали герменевтическую проблематику.

Гуссерль считается классиком герменевтики. Он противник психологизма. Понимание у него - постижение смыслов, оно достигается в результате анализа феноменов.

Мартин Хайдеггер. Для него само бытие есть понимающее, реализующееся в своей открытости миру в языке. Язык — это данность бы­тия, а не просто способность отдельного человека, поэтому философия должна заниматься языком. Понимание выступает как языковая интерпретация преж­де всего самого языка

Ученик Хайдеггера Гадамер дал более конкретное истолкование пониманию. Он интерпретирует понимание на основе традиций и здравого смысла, а они задаются языком, об­разованием. Образование поднимает человека на ранее недос­тупные высоты => вырабатываются ориентиры всеобщего характера. Понимание есть, по Гадамеру, универсальный способ освоения мира человеком, это его опыт, который включает прак­тику и все типы диалога, присущие ей.

Герменевты приветству­ют диалог между верующими и неверующими, между теми, кто воюет друг с другом. Важнейшей особенностью понимания гер-меневты считают так называемый герменевтический круг: для по­нимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представле­ние о смысле целого. В науке герменевтический круг образуют факты и теория: факты отбираются на основе теории, но и она сама ин­терпретируется на основе фактов. Согласно герменевтам, человек должен понять то, что он всегда находится в герменевтическом круге, в круге понимания. С этой точки зрения предрассудок не есть просто заблуждение, которое должно быть отброшено,— то, что находится перед рассудком, “пред-рассудок” тоже есть форма понимания.

Для герменевтов ответ на один из важ­нейших вопросов современной цивилизации “Что есть человек?” таков: “Человек — это понимающее бытие”. Таким образом, герменевтика выступает как своеобразный способ философствования — “от понимающего бытия”. Но герменевты встречаются с трудностями при анализе природного. Это указывает на недостаточную универсальность принципов герменевтической философии, опи­сывающих в основном своеобразия человеческой жизни.

28. Психоанализ и неофрейдизм.

Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская онцепция, возводящая психоанализ в ранг философско - антропологического принципа.Появившись на свет в качестве метода терапии неврозов, психоанализ уже в течение первого десятилетия своего существования выработал свою общепсихологическую теорию, по-новому освещающую все стороны душевной жизни человека.Австрийский психиатр З.Фрейд открыл пути проникновения в те тайники души, которые считались ранее "непроницаемыми" для научного познания.Успех психоанализа в кругах европейской интеллигенции оставил позади даже ницшеанство.Основным теоретическим достижением раннего периода психоанализа была концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Согласно этой концепции, невроз является защитной реакцией психики на травмирующую невыносимую идею, которая изгоняется из сознания ("вытесняется"), но сохраняет свой аффективный заряд.Хотя Фрейду не принадлежит приоритет в постановке проблемы бессознательного, но он первым сделал бессознательное предметом научного исследования и превратил это исследование в центральный момент изучения человеческой личности.Фрейд впервые фундаментально, на базе экспериментальных и клинических данных обосновал важное место, занимаемое бессознательным в психике человека. Он подверг критике позицию, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, "снимаемая" с возникновением сознания и всецело им определяемая.Психический аппарат Фрейд рассматривал в двух аспектах - топографическом и динамическом.Топографический подход к психике выделяет три области - сознание, предсознательное, бессознательное. Бессознательное представляет собой такую психическую инстанцию, где сосредоточены неосознаваемые влечения и вытесненные из сознания идеи. Оно иррационально, вневременно. От сознания - окна во внешний мир - бессознательное отгорожено областью предсознательного. Предсознательное - это разумное Я человека, память, мышление.Динамический аспект психики исследуется как процесс существования желаний бессознательного, стремящихся к разрядке в виде действия (удовольствие - неудовольствие). Для этого, необходимо контролировать сознание, управляющее поведенческими реакциями. Это возможно лишь при посредстве предсознательного, которое осуществляет контроль и цензуру желаний бессознательного, их селекцию.Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, предсознательного - принципу реальности.Сообразуясь с реальностью внешнего митра, предсознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи (сексуальные, эгоистические, асоциальные). Сохраняющие активность неразряженные желания находят "окольные" пути проникновения в сознание, маскируясь и обманывая цензуру. К числу таких путей относятся сновидения (Фрейд называл их "царской дорогой в бессознательное), грезы, случайные ошибочные действия (обмолвки, описки, ослышки, очитки). Сновидения превращают скрытые желания в образы явного сновидения. В ошибочных действиях человека также выражаются его затаенные желания. З.Фрейд придерживался принципа строгой детерминации психических процессов. Нет ничего случайного: даже самая незначительная мысль связана с бессознательными переживаниями.Ключевой идеей психоанализа является учение о либидо и детской сексуальности. Либидо - это половой голод, любовь во всех ее формах. С точки зрения учения о либидо процесс психического развития человека есть в сущности биологически детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта.Фрейд пытался объяснить существование человека половыми инстинктами. Пансексуализм Фрейда, - это стремление объяснить все ушевные расстройства вытесненной и неудовлетворенной сексуальностью.Половое влечение (либидо) присуще ребенку с самого начала его рождения, оно рождается с его телом.Либидо ребенка еще не сконцентрировано в половых органах, оно рассеяно по всему организму. Сексуальное влечение ребенка не выступает в чистом виде, оно сопряжено с другими его потребностями - питанием, сосанием, испражнением. Самым важным событием детской сексуальности является влечение к родителю противоположного пола ("Эдипов комплекс" у мальчика и "Комплекс Электры" у девочки).В работе "Я и Оно" Фрейд развертывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трех инстанций - Я, Оно, Сверх -Я.Бессознательное Оно - это, по Фрейду, "кипящий котел инстинктов". Оно аморально, бессловесно. Задачей Я является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями общества. Между Я и Оно отношения всадника и лошади.Сверх-Я - представитель общества, внешнего идеала и авторитета в психике человека. Сверх-Я берет на себя функции нравственного сознания. К проявлениям Сверх-Я можно отнести "внезапное пробуждение совести" у человека, возникновение "безотчетного чувства вины".Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением Фрейдом человека и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного и культуры. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Прогресс культуры, по мысли Фрейда, ведет к уменьшению человеческого счастья.В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он считал себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека.Последователи Фрейда - Альфред Адлер, Карл Юнг, а также неофрейдисты Вильгельм Райх, Герберт Маркузе, Эрих Фромм - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую всесексуальность.Неофрейдизм.Юнг Карл Густав (1875-1961), Эрих Фромм (1900-1980), Герберт Маркузе (1898 - 1979) - неофрейдисты, последователи основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Их учения объединяют идеи Фрейда и Маркса, поэтому их часто называют фрейдо -марксистами.Отвергали вещизм, призывали к революции в человеческих отношениях (сексуальной революции). Ввели понятие комплекса неполноценности.Основные положения их учений:Структура личности: (экзистенциональные потребности) - потребность в общении; трансцендентальная потребность; потребность в укорененности; потребность в самоидентичности; потребность в системе ориентации и поклонения.Разум - гордость человека и его проклятие, люди, разум которых не развит, не задумываются над тим.Социальные противоречия могут быть разрешены, а экзистенциональные противоречия неразрешимы. Противоречия - знание конечности жизни и вера в бессмертие; сознание бесконечности родовых возможностей и конечность индивидуальных; желание полного, неограниченного взаимопонимания, и сознание невозможности этого.Общество - система репрессий и ограничений, благодаря которым складывается философия. Идеология - защита человека от жестокой правды жизни. Механизмы идеологии: язык; нарушение логики софизмами; социальные табу. В родовом бессознательном все укоренившееся богатство культуры, язык, фантазия, логика, память, семья.Смысл культурно - исторического процесса - освобождение индивидуальности от власти толпы, стадного инстинкта.Э. Фромм центральными принципами своего учения сделал социальные ориентации человека и анализ его деструктивной деятельности. Задача разумного человека по Фромму - освобождение от пут коллективного бессознательного, формирование позитивной жизненной позиции личности, освобожденной от социальных стререотипов (конформизм, эскапизм, садизм и т.д.)К. Юнг дополняет индивидуальное бессознательное З. Фрейда коллективным бессознательным опытом человечества, заключенным в архетипах. Архетипы активизируются в сновидениях, и обладают колоссальной психической энергией. Задача разума человека - направить эту энергию в позитивное созидательное русло.Герберт Маркузе в своей книге - "Одномерный человек"- даёт критику капиталистического общества. Он говорит о необходимости изменения одномерного мира посредством революции в человеческих отношениях. Идеи революции Г. Маркузе нашли свое выражение в его работе "Эрос и цивилизация", которые отражали тенденции сексуальной революции в западном мире (60-е гг.). Эти идеи выражают суть неофрейдизма - бессознательное влечение (любовь, эрос) - как позитивная альтернатива разрушительному производству и владению собственностью (смерть, танатос).

29.Проблема бытия в истории философии

Бытие — это философская категория, выражающая самую общую определенность мира философии. Для философии все есть бытие. Мир человека, мир природы, мир сим­волов с позиции метафилософии есть одно и то же => все явления одинаковы, или — в философском смысле — существуют, бытийствуют. Т.о., введение категории бытия имеет глу­бокий смысл. Существовать в физическом смысле значит быть участником взаимодействий. Существовать в биологическом смысле — зна­чить жить, дышать, размножаться. Существовать в социальном смысле — значит чувствовать, размышлять, говорить, подчинять­ся социальным закономерностям. Существовать в философском смысле значит иметь определенность, выражаемую философ­скими категориями. Часто под бытием понимают просто весь мир философии. Однако есть различия между миром философии (универсу­мом) и бытием. Задача философа состоит в универсальном пони­мании мира философии, всех его явлений, для обозначения к-ых философ и вводится категория бытия.

30.Фил учение о бытии.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

Сознание.

Самые первые представления о сознании возникли в древности.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи. Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

32. Категория материя: подходы к истолкованию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.