Сделай Сам Свою Работу на 5

Философское понятие культуры. Культура и цивилизация





Понятие структура мировоззрения

Мировоззрение - это совокупность общих предметов о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы(истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в ивде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич. уровень- интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов).

Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология- самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич. сознание сущ-ет и сейчас. Религия - это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган. Философия (с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Осн. философские проблемы: 1.онтология (теория познания). 2. гносеология (учение о бытие). 3.методология (учение о развитии). 4.социология(соц.проблемы). 5.этика (учение о морали). 6.эстетика (учение о прекрасном). 7.антропология (учение о человеке). 8.аксиология(уч. о ценностях). 9.диалектика (уч. о действительности). 10. метафизика(уч. о смысле жизни).



Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая вырыжается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods-способ, путь logos-учение. В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ий Ф.является обоснование оправдание и анализ М. Ф.-теоритическое ядро М.



2. Фил как наука, ее предмет, структура и функции.

Фил зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвав­шим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее выделил- Платон. Вследствие неразвитости наук соб­ственно фил проблемы вплетались во всю совокупность знаний. Фил все больше превращает­ся в систему общих знаний о мире.

Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой фил, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология — учение о бытии и его сущности, гносеология — учение о познании, логика — учение о мышлении, его законах и формах, этика — учение о морали, эстетика — учение о пре­красном в жизни и искусстве, социальная фил — учение о человеческом обществе, история фил, изучающая заро­ждение, становление и развитие фил мысли.

С развитием фил знания многие из этих разделов — логика, этика, и т.д. формируются в относительно самостоятельные фил области знания, образующие вместе с онтологией и гносеологией, фил в широком смысле слова. В более строгом значении фил понимается как учение, содержани­ем которого являются преимущественно онтологические, гносе­ологические и методологические проблемы, что не исключает фил осмысления коренных этических, социальных и других проблем.



Являясь взглядом на мир, определенной фил концеп­цией, каждый из них представляет собой всеобщий, фил метод познания, который наряду с частнонаучными и общенауч­ными методами широко используется в специальных науках. Таким образом, фил, разрабатывая всеобщие, обосно­вывая частные и общенаучные методы познания, выполняет ме­тодологическую функцию.

У фил есть и другие функции, в том числе — интегрирующая, аксиологическая (ориента­ция на определенные ценности), критическая (подвергается критической оценке все , что не соответствует данной фил сист), мировоззренческая функция.

Предметом фил является всеобщее - свойства, связи, отношения, присущие как объективной действитель­ности, так и субъективному миру человека. Количественная и ка­чественная определенность, структурные и причинно-следствен­ные связи, движение и покой, диалектическое отрицание и проти­воречие — эти и другие свойства, связи, состояния относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, мышлению. Всеобщее в фил выражается в ее категориях и понятиях, формирующихся на базе специальных наук и применяемых этими науками на основе их фил разработки. Т.о., предметом фил являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, об­щества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мыш­ления.

Предмет фил следует отличать от философских про­блем, составляющих содержание фил. Предмет фил существует объективно, независимо от фил. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество, причина и следствие, возможность и действительность) существо­вали и тогда, когда никакой фил еще не было.

Структура включает в себя различные знания: учение о бытие (онтология), учение о познании (гносеология), учение о развитии, учение о мышлении, учение об обществе, учение о человеке, история фил.

Философское понятие культуры. Культура и цивилизация

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

4.Античная философия и ее специфические особенности.

Античная фил охватывает почти тысячелетний период своего развития (VI до н.э.-VI н.э.)

Отличительной чертой античной фил является формирование нового способа духовного самовыражения, который уже у первых античных философов приобрел стройную логичес­кую форму и характеризуется рациональным постижением ми­ра. Этим античная фил существенно отличается от вос­точной мудрости, иногда неправомерно отождествляемой с фи­лософией.

Четкие рациональные мотивировки античных философов выде­ляют их среди других древних мыслителей. При этом следует иметь в виду, что появление первых философских школ в городах Малой Азии не было случайным, так как именно там восточная культура и мудрость оказали непосредственное влияние на мировоззрение греческих мудрецов. Это влияние можно об­наружить, например, в научно-практических знаниях (астрономи­ческих, геометрических, математических). Отличительной чертой античной фил является ее космоцентризм, направленность на осмысление «космоса», «при­роды». Человек рассматривался антич фил, прежде всего, как неотъемлемая часть природы. В развитии античной фил можно выделить следующие этапы: 1) становление древнегреческой фил (VI—V вв. до н. э.) — в центре внимания стояли проблемы космоса, приро­ды; 2) классическая греческая фил — учения Сократа, Пла­тона и Аристотеля (V—IV вв. до н. э.) — главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательным возможностям; 3) греко-римский, или эллинистический этап (конец IV в. до н. э. — IV в. н. э.), связанный с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни из греческих полисов (городов-государств) в столицу фор­мировавшейся Римской империи.

Милетская школа — первая научная и фил школа в европейской цивилизации. Зародилась она в VI в. до н. э. в г. Милете, в Ионии (западное побережье полуострова Малая Азия). Наиболее ярким представителем этой школы является Фалес.

Спецификой древнегреческой фил в ее начальный пе­риод является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «фи­зиками» (от греческого phisis — природа). Главным вопросом древ­негреческой фил был вопрос о первоначале мира. Подводя итог анализу античной фил, следует отме­тить, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика фил, обнаружились ее основные линии разви­тия. Фил возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда — объективистская, на­туралистическая тенденция в ранней греческой фил. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытиё человека. Все проблемы человека рассматривают­ся и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ро­лью в Космосе. Наиболее яркое и пол­ное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля.

Философия Сократа.

Сократ великий древнегреческий философ. Внес вклад в логику своим отрицанием догматизма и использованием индуктивных доказательств. Один из родоначальников диалектики. Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии фил, впервые поставив в центр философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула»познай самого себя».Главная цель его фил-восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Сократ один из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в бога. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человека, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в гос-ве должна принадлежать «лучшим»,т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим исскуством гос-ного управления.

6.Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном гос-ве.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целост­ную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что сущест­вует сверхчувственный мир, который представляет собой идеаль­ную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся «поверх физического космоса». Мир идей вечен (т. е. не порожден) и неизменен (т. е. не разложим).

Материальное бытие создается Творцом, Мастером (Демиуром) наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует материальный мир как гармоничную и прекрасную систему. Деиург создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит вещи «из беспорядка в порядок». Идея — это чистая форма прекрасного в себе, гармоничный и совершен­ный образ. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, которые противоположны иде­ям и самому Демиургу.

Космос представлялся Платону в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бессмерт­ной, сотворенной богом душой наделен и человек, у которого она соединена со смертным телом. И именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружаю­щий мир.

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, говорит Платон, следует знать смысл вещи, т. е. нужно умом созерцать идеи.

Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом выс­ших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осозна­ет свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эм­пирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэ­тому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, считает Платон, а основным средством воспоминания явля­ется метод диалектики, беседа.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция — управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны заниматься филосо­фы, так как они знают высшие ценности блага и справедливости, ибо обладают разумной душой. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального госу­дарства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им, функции. Философы в та­ком государстве стоят на высшей ступени, управляя общм, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремеслен­ники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гар­монии в обществе.

Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, хотя предпочте­ние он отдавал монархии. В реальной жизни нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а свой личный интерес. Чтобы такого не происходи­ло, Платон требует правильно организовать воспитание граждан. Философы обязаны пройти «длинную дорогу», прежде чем они достигнут мудрости. Будущий правитель должен изучать фил и соединять ее принципы с реальной действительностью.

Фил Платона и особенно его представления о государст­ве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но и последующей мировой куль­туры. Многочисленные ученики, среди которых, несомненно, вы­деляется Аристотель, последователи Платона развили его идеи и породили новые идеалистические направления в фил.

7.Фил Аристотеля и ее основные идеи.

Величайший философ Древней Греции Аристотель (384—322 гг. до н. э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии. Аристотель был одним из лучших учеников Платона, учился в его Академии, а затем и преподавал в ней. Однако после смерти Платона он покинул Афины и около шести лет странствовал в малоазийской Греции, пока не получил приглашение македонского царя Филип­па стать воспитателем его тринадцатилетнего сына — будущего великого полководца Александра Македонского. Четыре года спустя пятидесятилетний Аристотель возвращается в Афины и ос­новывает здесь свою философскую школу — Ликей,

Высоко оценивая Платона, Аристотель уже в Академии полемизировал с некоторыми положениями платоновского идеализ­ма. Позже он и вовсе подверг серьезной критике его учение, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина до­роже».

Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него.

Критически оценивая предшествовавшие фил взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помо­щью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена.

Иначе говоря, природа — это первичная реальность, которая непротиворечива и неизменна.

Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Однако она пассивна и бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Движущая причина (движение) проходит путь от материи вообще к конкретной материи. Под материей вообще Аристотель понимает возможность бытия. Форма выполняет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Таким образом у Аристотеля, в отличие от Платона, сущ­ность и вещь не существуют в отрыве друг от друга. Вещь существует лишь, если есть форма. Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель резко критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самосто­ятельных доприродных сущностей. По его мнению, идеи, о кото­рых говорит Платон, представляют собой лишь понятия, отража­ющие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Сам же Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию.

Душа человека, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделяет три вида души.

Первая из них — растительная душа, которой обладают расте­ния. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.

Вторая — чувственная, которой наделены животные, отлича­ющиеся от растений тем, что обладают способностью восприни­мать формы с помощью ощущений.

И, наконец, третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает».

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание общего. Отсюда опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее с мудростью. Он по праву считается основателем формальной логики, которая успешно работает уже более двух тысячелетий.

Значительное место в фил Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общест­венное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с общм, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью. Значительное место в фил Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной фил дисциплиной.

8. Теоцентризм фил средних веков. Учение А.Августина и Ф Аквинского.

Теоцентризм — (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания поме­щается теология — «наука» о Боге; ниже ее — находящаяся на службе у теологии фил; еще ниже — различные частные и прикладные науки.

Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой фил оказал крупнейший представитель патристики Августин Блаженный (354—430).

Первоначально Августин находился под влиянием манихейства — религиозно-фил учения, основанного в III веке персидским мыслителем Мани. Согласно этому учению существу­ют два вечных начала мира — свет и тьма. Свет олицетворяет божественное начало, духовное, в то время ках тьма — дьявольс­кое, материальное. Противопоставляя свои взгляды христианст­ву, Мани утверждал, что зло и тьма вечны и неистребимы.

Переход от манихейства к христианству занял у Августина значительное время, в течение которого он подверг сомнению истинность манихейских взглядов, испытав влияние скептицизма,

и лишь позже, пребывая в Риме и Медиолане (Милане), в возрас­те 33 лет принял христианство. Вернувшись вскоре после этого на родину, он стал ревностным сторонником и виднейшим теорети­ком нового учения, оставаясь до сами своей смерти епископом Гиппона, неподалеку от Карфагена. «Августин был одержим чувством греха, которое сделало его жизнь суровой, а фил бесчеловечной, -— отмечает известный исследователь Западной фил Бертран Рассел. — Св. Августин непоколебимо бо­ролся с ересями, но некоторые из его собственных взглядов, когда они были повторены Янсеном в XVII столетии, были объявлены еретическими. Однако до того как протестанты подхватили его воззрения, их ортодоксальность никогда не оспаривалась католи­ческой церковью».

В своей знаменитой «Исповеди» Августин стремился побудить и других язычников к обращению в христианство. Здесь он под­робно описывает тернистый путь своего прихода к этой религии, давшей ему нравственное удовлетворение и ответы на его миро­воззренческие искания.

Не меньшую известность получил и другой его трактат «О граде Божьем», который он писал около 13 лет, начав эту работу под впечатлением разгрома Рима вандалами в 413 г.

Высшей целью челове­ческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Бог — исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека.

Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог -— высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Фил Августина абсолютно теоцентрична. Приняв мно­гие идеи Платона и неоплатоников, Августин конкретизировал их применительно к задачам христианства. Он истолковал Бога как личность, сотворившую мир «из ничего» исключительно по своей воле и своему замыслу. Идея креационизма с тех пор является центральной в онтологии христианской фил.

Большое внимание Августин уделил еще одной фундаменталь­ной фил проблеме — выяснению того, что представля­ют собой вечность и время.

Фома Аквинский — систематизатор средневековое схоластики

Другой представитель умеренного реализма, уже упоминав­шийся выше Фома Аквинский (1225/26—1274), вошел в историю мировой фил как систематизатор ортодоксальной схолас­тики средневековья и основатель религиозно-фил сис­темы католицизма, получившей название томизм (лат. Thomas — Фома). С тех пор эта теория неизменно признавалась и поддерживалась католической церковью, а с конца XIX в. она стала официальной философией современного Ватикана, имену­ясь неотомизмом. И теперь во всех католических учебных заведе­ниях, где имеются курсы фил, именно его теория препода­ется как единственно верная фил.

Фома родился в знатной семье на юге Италии близ местечка Аквино (отсюда его прозвище Аквинский) и уже с детства полу­чил монастырское образование. Затем последовали принятие мо­нашества, годы учебы в Неаполитанском и Парижском универси­тетах, после чего он посвятил себя преподавательской и исследо­вательской работе, став к концу жизни автором многочисленных трудов и удостоившись (уже после смерти) титула «ангельского доктора». В 1323 г. был причислен к лику святых, а в 1567 г. признан пятым «учителем церкви».

В своих произведениях, главными из которых считаются «Сум­ма против язычников» и «Сумма теологии», Фома Аквинский не затрагивает естественнонаучные проблемы. Тем не менее, он хорошо понимает, что церковь во избежание конфликта должна примириться с ростом и влиянием конкретных научных дисцип­лин и признать правомерность научно-фил знания. От­сюда и его собственное решение фундаментальной проблемы монотеистической религии (отношение между знанием и верой, философией и теологией), не совпадающее ни с одним из имев­шихся к тому времени решений этого вопроса и, прежде всего, с концепцией «двух истин».

Знания, по Аквинскому, обладают ценностью, но еще более необходима человеку вера. Он не может обойтись без нее потому, что человеческий ум слишком слаб и ограничен (в от­личие от ума божественного), чтобы постичь всю глубину миро­здания, тем более, самого Бога. Но это не означает, что недоказу­емые христианские догматы иррациональны, противоразумны. Они сверхразумны, говорит Фома, так как вполне открыты уму божественному, но не могут быть доказаны силой ума человеческого.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.