|
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»)
- знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;
- требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
- опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
- по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
- вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Полномочия за предварительным следствием — ст. 37 УПК РФ:
- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
- истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
- утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу и т.д.
Полномочия очень похожи на надзор за законностью и соблюдением прав и свобод. В Законе «Об ОРД» очень мало и скупо, поэтому приходится ссылаться на приказ генпрокурора – это, конечно, неправильно, потому что должно быть в законе «Об ОРД»
Вопрос 26. Акты прокурорского реагирования. Правовые средства прокурорского надзора, используемые для выявления, устранения и предупреждения нарушений закона.
ПО ОРД: протесты, представления, постановления (адресованные следствия для решения вопроса об уголовном преследовании).
По следствию и дознанию: постановления (отменяющие и прочее), давать указать дознавателю, право требовать изменения объёма обвинения, прекращать (это если по следствию, по дознанию сам изменяет и прекращает).
Вывод: эти два направления государственной деятельности – оперативно-розыскная и следственная – они объединены по чисто формальным основаниям сугубо для прокурорской деятельности, потому как их объединяет только одно: объект надзора, то есть наименования органов, за деятельностью которых надзирают.
Вопрос 27. Надзор за исполнением законов о приеме, регистрации, учете, рассмотрении и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел.
В соответствии со ст.29 ФЗ « О прокуратуре в РФ» предметом третьей отрасли надзора так же является соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
НПА – УПК глава 20; Совместный приказ Генеральной прокуратуры и ПО (МВД, Минюст, ФСБ и тд) от 29.12.2005г. №39 «О едином учете преступлений»; Приказ Генерального Прокурора от 10.09.2007 №140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»
Возбуждая уголовное дело или отказывая в возбуждении уголовного дела, дознаватель, следователь, или руководитель СО в течение 24 часов обязаны направить копию данного постановления прокурору. Прокурор рассматривая постановления и придя к выводу о его незаконности может отменить их. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Типичные нарушения:
- несоблюдение компетенции уполномоченными должностными лицами;
- нарушение обязательного порядка проверки сообщений СМИ о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно;
- нарушение сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков;
- недостоверность документов и результатов проверки сообщений;
- незаконные методы воздействия на заявителя;
- неправильное применение нормы материального и процессуального права;
- не уведомление заявителя о результатах рассмотрения его сообщения;
- не разъяснено заявителю право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.
Полномочия:
- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
- давать дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела.
Особенности проведения проверки:
- в органах внутренних дел, в следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и прочих ПО органах проверки проводить систематически не реже 1 раза в месяц.
- в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах — в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором;
при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно.
Вопрос 28. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
НПА – УПК; Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»
Типичные нарушения:
- не законность задержания подозреваемых по уголовным делам;
- нарушение порядка задержании;
- несоответствие данных содержащихся в протоколе задержания обстоятельствам произошедшего;
- задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.
Полномочия:
- немедленно своим постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ (ст. 10 УПК РФ)
Особенности проведения проверки:
- своевременно принимать меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения.
Вопрос 29. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью привлечения граждан в качестве обвиняемых.
НПА – УПК; Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»
Типичные нарушения:
- не соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела;
- не правильная квалификации содеянного;
не соблюдение уголовно — процессуальных норм при производстве следственных действий;
- не соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.
Полномочия:
- передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому; изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
- выносить мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения.
- выносить мотивированное постановление о возврате уголовного дела следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.
Вопрос 30. Надзор прокурора на заключительном этапе расследования. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля.
Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:
- об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
- о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
- о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 настоящего Кодекса.
Копия обвинительного заключения с приложениями вручается прокурором обвиняемому. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом.
Вопрос 31. Сущность и задачи деятельности прокурора, участвующего в уголовном судопроизводстве. Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел. Правовые средства прокурорского реагирования на нарушения закона.
Прокурор в соответствии с законодательством принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных дел, проверяя законность судебных решений, приговоров, определений, обладает правом и обязанностью обжаловать их в установленном законом порядке.
Задачи:
- защита прав и свобод человека и гражданина
- защита охраняемых законом интересов общества и государства
- обеспечение верховенства закона
- обеспечение единства и укрепления законности.
Основной функциейпрокурора участвующего в рассмотрении судом уголовного дела является уголовное преследование, важным является то, что в этом случае прокурор приобретает статус стороны.
Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
После вынесения приговора прокурор выполняет свою вторую функцию по проверке законности приговоров, определений или постановлений суда не вступивших в законную силу. Реализация осуществляется при помощи вынесения представления на незакнонный или необоснованный приговор в течении 10 суток.
После вступления приговора в силу прокурор вправе обжаловать в кассационном порядке направив в соответствующий суд кассационное представление в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
Правовые средства реагирования:
- Опротестование судебных решений — прокурор или его заместитель приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.
- Представление о даче судам разъяснений — Генпрокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум ВАСа РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.
Вопрос 32. Участие прокурора в разбирательстве уголовных дел мировым судьей и судом первой инстанции, проблемы его эффективности. Поддержание государственного обвинения, отказ от обвинения.
Основной функциейпрокурора участвующего в рассмотрении судом уголовного дела является уголовное преследование, важным является то, что в этом случае прокурор приобретает статус стороны.
Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
После вынесения приговора прокурор выполняет свою вторую функцию по проверке законности приговоров, определений или постановлений суда не вступивших в законную силу. Реализация осуществляется при помощи вынесения представления на незакнонный или необоснованный приговор в течении 10 суток.
После вступления приговора в силу прокурор вправе обжаловать в кассационном порядке направив в соответствующий суд кассационное представление в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
Основания и порядок отказа прокурора от обвинения закреплены в УПК. По общему правилу, если государственный обвинитель в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа.
Вопрос 33. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении уголовных дел апелляционной, кассационной и надзорной инстанциями. Представление прокурора на незаконное и необоснованное решение суда: порядок и срок подачи, виды, содержание.
Аппеляция
- Апелляционное представление приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение.
- Апелляционное представление подаются: на приговор или иное решение мирового судьи — в районный суд; на приговор или иное решение районного суда, гарнизонного военного суда — в судебную коллегию по уголовным делам верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда...
- Апелляционное представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда
- Суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам, представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора, законность и обоснованность иного решения суда первой инстанции.
Кассация
- Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу.
- С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться: Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции; прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
- Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
- Кассационное представлениеподаются на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; на судебные решения, если они являлись предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа... - в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
Надзор
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|