Сделай Сам Свою Работу на 5

Поводы и основания для проведения проверок





П. 6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

Поводы проведения прокурорских проверок:

  • материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел;
  • результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики; 3) другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

 

Основания проведения прокурорских проверок:

  • поступившая в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.);
  • другие материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

 

Вопрос 16. Методика проведения прокурорской проверки за соответствием закону правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами.



 

Любая проверка начинается со следующих этапов:

  1. Подготовительный. Это: 1) ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе проверок исполнения законов в целях уяснения того, какие нарушения данного закона и других законов допускались там ранее...; 2) тщательное изучение законов, положений и других нормативных актов, регулирующих деятельность органа по изданию правовых актов управления, где предстоит проводить проверку; 3) подбор и изучение законов и других нормативных актов, применяемых органом, подлежащих проверке; 4) ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими специфику деятельности данного органа; 5) разработка плана или программы проверки, отражающих ее задачи и содержание, основные этапы, источники получения информации о нарушениях законов и других вопросы. Причины несоответствия праоввых актов управления закону: а) незнание закона; б) игнорирование требований закона; в) отсутствие должной юридической подготовки и культуры разработчиков правовых актов и должностных лиц, от которых зависит издание правовых актов; г) стремление отдельных должностных лиц, от которых зависит издание правового акта, к получению незаконных льгот, привилегий, достижению иных корыстных целей.
  2. Сама проверка. Это: 1) ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, приказами и другими правовыми актами, статистическими отчетами и т.д; 2) осмотр документов и предметов; 3) назначение ревизий и экспертиз; 4) получение заключений специалистов; 5) беседы с должностными лицами и сотрудниками; 6) получение устных или письменных объяснений...
  3. Заключительный. Разбор результатов проверки с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой, сотрудниками юридической службы; анализируются причины выявленных нарушений законов и рассмотрению путей их устранения и недопущения в будущем. По результатам проверки составляется акт — справка, когда проверку проводил прокурор или заместитель или докладная записка — когда сам прокурор проводил проверку. Если выявлены правонарушения — нужно составить акт прокурорского реагирования.; далее, нужно сообщить о проверке лицу, у которого проводили проверку.;
  4. * проверка исполнения требований прокурора, направленная на устранение выявленных правонарушений

 



Вопрос 17. Понятие и виды актов прокурорского реагирования. Требования, предъявляемые к ним, их структура и содержание. Особенности и правовые последствия применения актов реагирования прокурором.

 

Акт прокурорского реагирования — это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные нарушения закона.



Виды:

  • протест(прокурор или его заместитель его приносит — ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).Сущность протеста — указание прокурора на то, в чем именно выражено нарушение закона и требование от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и интересы государственных и иных органов.Срок рассмотрения протеста— 10 дней со дня его поступления. Требования, предъявляемые к протесту: 1) должен быть принесен в письменной форме на официальном бланке органа прокуратуры; 2) должен состоять из пяти частей с определенным содержанием. Структура протеста: а) вводная часть (содержит сведения об адресате, акте прокурорского реагирования и предмете опротестования и начинается с указания органа или должностного лица, возглавляющего данный орган, к которому обращается прокурор. Дается полное официальное наименование адресатов, после этого указывается название акта прокурорского реагирования: «Протест», наименование опротестованного правового акта, его дата и номер, орган или должностное лицо, издавшее данный акт; б) описательная часть (содержит изложение содержания незакнной части правового акта без каких — либо оценок. Можно излагать в прямой или косвенной речи, но точно отражать смысл правового акта); в) мотивировочная часть(дается юридическое обоснование незаконности правового акта + указание на на основания его неправомерности или его части); г) резолютивная часть (это логический вывод из всего предшествующего изложения — обычно в форме предложений прокурора о необходимости отмены или изменения незаконного правового акта или его части со ссылкой на ст. 23 ФЗ о прокуратуре); д) заключительная (это подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)
  • представление об устранении нарушения закона(прокурор его вносит — ст. 24 ФЗ о прокуратуре). Оно обычно выносится по группе нарушений закона, по результатам проведенной проверки или несколько проверок, на основании обобщенных материалов о выявленных нарушениях закона и способствующих им обстоятельств. Такое представление должно содержать: 1) анализ выявленных нарушений законов с указанием характера нарушений, их частоты, серьезности; 2) анализ конкретных обстоятельств, способствовавших нарушеням законов; 3) анализ причин, в силу, в силу которых меры, предпринимаемые ранее прокурором; 4) предложения прокурора относительно мероприятий, которые следует предпринять для устранения нарушений закона. Структура:а) вводная часть (место, дата вынесения, сведения об адресате, наименование акта прокурорского реагирования, основания обращения с представлением); б) описательная (синтезирующая) часть (общая оценка состояния законности. Указывается на количество нарушений законов, размер причиненного вреда, динамику нарушений законности...); в) мотивировочно — аналитическая часть (анализ причин и условий, способствующих совершению нарушений законов); г) резолютивная часть (начинается словами «Прошу — безотлагательность рассмотрения представления в течение определенного времени, предлагаю — рекомендации и предложения по устранению нарушений законов,требую — просьба о принятии мер по устранению нарушений законов»); д) заключительная (подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)
  • предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ о прокуратуре РФ).Необходимость применения этого акта обусловлена самим характером деятельности прокуратуры, направленной как на пресечение нарушения закона, так и на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих обязанностей. Суть — предъявление пркоурором соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъяснения ему о возможных последствиях, если действия не будут прекращены. Структура: 1) вводная часть(название акта, дата составления, место составления); 2) описательная часть (какая именно проверка послужила основанием объявления предостережения, наименование закона, которому действия противоречат и возможные последствия); 3) резолютивная часть (начинается со слова «предостерегаю» и включает в себя ФИО предостерегаемого лица, места его работы и должность, место его жительства, указание о недопустимости указанных нарушений закона, разъяснение ответственности за продолжение неправомерных действий + права на обжалования вышестоящему прокурору или в суд, подпись прокурора, применившего предостережение с указанием должности, классного чина и фамилии, фамилия и подпись лица, которому объявлено предостережение)
  • заявление в суд с требованием о признании незаконным правового акта управления (ст. 23 ФЗ о прокуратуре). Такие дела (из публичных правоотношений) рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями; суд не связан основаниями и доводами заявленных требований; обязанности по доказыванию возлагаются на орган, принявший НПА. Подача заявления об оспаривании НПА в суд не приостанавливает действие оспариваемого НПА. Прокурор обращается в суд, как правило, в случае отклонения протеста органом.
  • мотивированное постановление о направлении материалов дела следователем или дознавателем о решении вопросов уголовного преследования —в случае необходимости привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности
  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении —цель — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.
  • требование об изменении НПА

Общие требования к актам прокурорского реагирования:

  1. своевременность;
  2. оперативность
  3. обоснованность
  4. комплексность
  5. маневренность
  6. носить меры предупредительно — профилактического характера.

 

 

Вопрос 18. Предпосылки возникновения отрасли надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Роль и правовое положение прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина.

 

В отдельном состоянии надзор за соблюдением прав и свобод появился в 1995 г. Почему? дело в том, что надзор за исполнением законов этими же органами был. Но в объект надзора не входили руководители коммерческие и некоммерческие организаций. Этими предприятиями чаще всего нарушались права и свободы. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен как ключевое, приоритетное направление всей деятельности прокуратуры. В настоящее время он рассматривается в качестве самостоятельной надзорной отрасли, поскольку имеет собственный предмет надзора и характеризуется свойственными ему полномочиями прокурора. В настоящее время ему посвящена глава 2 раздела 3 Закона о прокуратуре. Выделение данного направления деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно — исторической ситуации правозащитного потенциала прокуратуры, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в механизме государственных охраны прав и свобод человека и гражданина.

 

Вопрос 19. Понятие, предмет, пределы и цели прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Соотношение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина с другими отраслями прокурорского надзора.

 

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина —это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных лиц — прокуроров по обеспечению точного исполнения, единообразия применения закона путем своевременного выявления и принятия мер по устранению нарушений, привлечению виновных к ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

 

Особенности:

1. это отрасль практически идентична отрасли надзора за исполнением законов;

2. эти отрасли практически во всем сходны;

3. практически всякое обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина связана с исполнением законов;

4. каждому праву и свободе практически соответствует закон, регулирующий эти отношения. Везде есть нормы, обеспечивающие реализацию этого права. Поэтому всякое нарушение прав и свобод связано с нарушением законов. Однако не всякое нарушение закона влечет нарушением прав и свобод;

5. надзор за соблюдением прав и свобод – это составная часть надзора за соблюдением законов;

6. не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

7.не вмешиваются в оперативно — хозяйственную деятельность организаций.

Отличия от надзора за исполнением законов:

  • предмет надзора. Там надзор за исполнением законов, здесь – за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предмет надзора:

  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

 

В отдельном состоянии надзор за соблюдением прав и свобод появился в 1995 г. Почему? дело в том, что надзор за исполнением законов этими же органами был. Но в объект надзора не входили руководители коммерческие и некоммерческие организаций. Этими предприятиями чаще всего нарушались права и свободы.

 

Вывод — полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности и формы собственности начиная с федеральных министерств и ведомств, и закон в этом отношении не содержит каких — либо ограничений. То есть при поступлении сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе провести проверку или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприятии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении

 

Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина— достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и, что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе органов прокуратуры.

 

Объект надзора– круг органов и учреждений, которые реализуют или обеспечивают права и свободы человека и гражданина

 

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод практически совпадают с задачи прокурорского надзора за исполнением законов:

  • обязательное вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
  • наиболее полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
  • активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленная на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок;
  • более активное проведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения;
  • доведение до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
  • выявление пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы
  • повышение правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.

 

Но одна из главнейших задач прокуратуры как федерального правозащитного органа— это защита общественных и личных интересов.

 

Вопрос 20. Полномочия прокурора и правовые средства, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина.

 

Они закреплены в ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», но прокурор использует и полномочия, которые закреплены в ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»

Это:

  • рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Работа с обращениями граждан занимает большое место в деятельности прокуроров. Она подчинена исключительно решению задачи охраны прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод;
  • разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. Прокуроры на личном приеме граждан, во время иных встреч с трудящимися, через СМИ разъясняют им, какими правами и свободами они обладают и как следует защищать, если они нарушаются. Прокуроры знакомят с процедурой судебной защиты, с основаниями обращения в другие органы по защите прав и свобод...;
  • принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина служит вся надзорная и иная деятельность прокурора, а также проводимая им предупредительно — профилактическая работа, выражающаяся в чтении лекций и проведении бесед на правовые темы, выступлении в СМИ, консультировании граждан и должностных лиц и в иных формах доведения до масс требований законов.
  • использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

 

Ст. 30 Модельного закона «О прокуратуре РФ», принятого на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 27-6 от 16 ноября 2006 года) устанавливает следующие полномочия:

  • вызывать граждан и должностных лиц для дачи объяснений по

вопросам проводимой проверки;

  • получать от руководителей учреждений и организаций, других должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические

данные и иные сведения о состоянии законности и принимаемых мерах

по ее обеспечению;

  • привлекать специалистов для участия в проверке и даче заключений;
  • требовать от руководителей и других компетентных лиц производства в соответствии со своими полномочиями проверок поступивших в прокуратуру обращений и обязывать сообщать об их результатах;
  • привлекать к осуществлению проверок сотрудников других правоохранительных органов для обеспечения безопасности и надзорной деятельности;
  • назначать экспертизы;
  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов и учреждений государственной власти, местного самоуправления, военного управления, предприятий, учреждений, организаций и их объединений всех видов и форм собственности, иметь доступ к их документам и материалам;
  • получать в банках и иных кредитных организациях сведения по операциям и счетам физических и юридических лиц по вопросам проводимой проверки с соблюдением требований к неразглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
  • в целях выявления скрытых преступлений требовать от компетентных органов осуществления оперативно-розыскных мероприятий с уведомлением об их результатах;
  • проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о правонарушениях, требующих принятия мер прокурорского реагирования;

Ч. 2 ст. 30 Модельного закона «О прокуратуре»:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.