Сделай Сам Свою Работу на 5

По результатам проверок соблюдения законов, прав и свобод





человека и гражданина и при наличии оснований прокурор:

  • возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лицо, совершившее преступление, было привлечено к установленной законом ответственности;
  • в зависимости от характера выявленного нарушения закона может применить меры прокурорского реагирования;
  • возбуждает дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении;
  • передает материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административном правонарушении;
  • объявляет в письменном виде должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона;
  • разъясняет пострадавшим в результате правонарушений порядок защиты их прав и свобод;
  • обращается в суд в интересах пострадавших по основаниям и в порядке, предусмотренным законом;
  • информирует соответствующие органы и (или) должностных лиц о состоянии законности в регионе, в определенной сфере правовых отношений, среди определенных лиц и групп населения с предложениями о мерах укрепления законности и правопорядка;

 

Вывод: полномочия в надзоре за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод практически одинаковые.



Пределы полномочий

 

Они ограничены предметом, перечнем полномочий, иными пределами, одним из которых является запрет подменять иные органы. Но в надзоре за соблюдением прав и свобод не подменять не только государственные органы, но и должностные лица. Отсюда получается, что это практически одно и то же ограничение.

Отличие. Исполнение законов – проверяет, если есть информация о правонарушении. А обеспечении прав и свобод прокурор и без информации. ?

 

Еще одно отличие. Ст. 26 – прокуратура не вмешивает в оперативно — хозяйственную деятельность. Но оперативно — хозяйственная деятельность не регламентируется законом. Это было возможно при СССР, а не сейчас.

 

Вопрос 21. Акты реагирования прокурора на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

 

ст. 27 и ст. 26 ФЗ «О Прокуратуре РФ» - акты практически те же.

Почему в ст. 28 указаны только протест и представление? Может быть тогда об этом еще не говорилось. Почему в ст. 28 не внесены? наверное те, то вносил изменения в закон, слишком торопились или были незнающими.



 

Протест и предостережение есть в ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» они могут и тут применяться.

 

Вопрос 22. Порядок рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры.

 

Работа с обращениями граждан.Это обязанность прокуроров, предусмотренная ст. 10 Закона о прокуратуре РФ — рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. Рассматриваются как письменные так и устные обращения. Рассматривая жалобы и заявления граждан, прокуроры получают ценную информацию:

  • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
  • о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях;
  • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
  • об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращении граждан — то есть не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений;
  • о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов и т.д.

 

Есть Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. № 200

«О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» - она требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса.



Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организует и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. В соответствии с требованиями Генпрокурора РФ руководили прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю.О лицах, принятых на лично приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или в книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение. Срок рассмотрения и разрешения жалоб — не позднее 1 месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней.

 

Вопрос 23. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, его отличие от других отраслей надзора. Особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность; его отличие от надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

 

Оперативно — розыскная деятельность — специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными подразделениями гос. органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Единственное, две общие черты: за соблюдением прав и свобод человека и за законностью принимаемых решений.

Признаки этой отрасли:

  • Объединяет эти два вида деятельности только объект (это те органы, деятельность за которой прокуратура надзирает);
  • Органы дознания в определённых случаях и в определённых ситуациях выступают иногда как органы, ведущие следствие, так и органы, ведущие ОРД. Такие органы — полиция, начальники исправительных учреждений, капитаны морских судов…

 

Так что объект – единственное, что их объединяет.

 

Вопрос 24. Понятие, предмет и особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность.

 

Оперативно — розыскная деятельность — специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными подразделениями гос. органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предмет этой отрасли:

  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно — розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Единственное, две общие черты: за соблюдением прав и свобод человека и за законностью принимаемых решений.

Признаки этой отрасли:

  • Объединяет эти два вида деятельности только объект (это те органы, деятельность за которой прокуратура надзирает);
  • Органы дознания в определённых случаях и в определённых ситуациях выступают иногда как органы, ведущие следствие, так и органы, ведущие ОРД. Такие органы — полиция, начальники исправительных учреждений, капитаны морских судов…

 

Так что объект – единственное, что их объединяет.

Вопрос 25. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Оперативно — розыскная деятельность регламентируется Законом «Об ОРД», а расследование – в соответствии с УПК РФ. Причём ОРД может осуществляться как до следствия, так и во время (то есть эта деятельность может как предшествовать, так и сопутствовать: в первом случае по материалам возбуждают дело, во втором – к примеру, лицо скрылось, его объявили в розыск…).

Есть ещё несколько моментов: надзор за ОРД осуществляет не всякий работник прокуратуры, а «уполномоченный прокурор». Такая терминология не закреплена в законе, а вот в приказе генпрокурора от 15 февраля 2011 г. № 33 есть такое указание: пункт 2, что заместитель генпрокурора, прокуроры субъектов РФ наделяются правом назначать уполномоченных прокуроров по надзору за ОРД

За дознанием и следствием же осуществляют обычные прокуроры, которым поручат осуществлять надзор за расследованием дел.

Относительно самого характера прокурорского надзора– надзор за ОРД осуществляется как бы эпизодически, по мере необходимости, по мере поступления информации. Допустим, не выполняются решения суда по проведению оперативных мероприятий, либо решения следователей, либо жалоба какая-то поступит – и тогда у него возникает право проводить проверки. То есть чисто надзорные полномочия.

Что касается надзора за дознанием и следствием, то надзор здесь носит обязательный характер. Все уголовные дела, которые возбуждаются, находятся под надзором прокуратуры. Статья 146 УПК РФ – возбуждение уголовного дела публичного обвинения закрепляет, что копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Но что значит «незамедлительно»? Незамедлительно от чего? Тут усмотрение и следователя, и прокурора… Статья 148 УПК РФ, отказ от возбуждения уголовного дела – копия постановления об отказе в течение 24 часов направляется заявителю и прокурору. Статья 125 УПК РФ – для решения об избрания меры пресечения, о прекращении уголовного дела

Всё, что связано с процессуальной деятельности, подлежит обязательному и достаточно активному прокурорскому надзору.

 

Таким образом — надзор за ОРД – выборочный и чисто надзорный вид деятельности, а за дознанием и следствием – он носит обязательный характер

Всё это говорит, что характер полномочий разный: чистый надзор в ОРД (хотя, конечно, не совсем чтобы чистый, но – надзор) и властный характер в следствии и дознании.

Подводим черту: несмотря на то, что отнесено законодательством к одной отрасли надзора, можно совершенно спокойно разделить на две подотрасли самостоятельные, которые разнятся элементами предмета, характерами полномочиями и актами реагирования.

За дознанием и следствием – полномочия закреплены в законе, в по ОРД – не закреплены в законе, а закреплены в приказе генпрокурора.

 

Надзор за ОРД – это полномочия чисто надзорные (ст. 21 ФЗ «Об ОРД»):

  1. рассмотрение оперативно — служебных документов, включающих в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно — розыскных мероприятий с использованием оперативно — технических средств, а также учетно — регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно — розыскных мероприятий;
  2. сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность... - представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

 

Полномочия прокурорапо результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность (п. 9

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.