Сделай Сам Свою Работу на 5

Теории развития мирового хозяйства





Развитие мировой экономики – естественноисторический процесс, связанный с развитием и становлением капиталистической общественно-экономической формации. Исторически исходной формой капитала является торговый капитал, из которого постепенно вырос промышленный.

Меркантилизм – первая школа экономической теории, которая возникла в XVI веке как направление государственной политики по регулированию отношений, связанных с накоплением денег в стране.

 

Табл. 3.1

Развитие экономической мысли в меркантилизме

  Ранний меркантилизм Поздний меркантилизм
Основная идея Активный денежный баланс Активный торговый баланс
Богатство Золото и серебро Избыток продуктов, остающийся после удовлетворения потребностей страны, который на внешнем рынке превращается в деньги
Источник богатства Накопление и добыча драгоценных металлов Внешняя торговля
Политика Запрет вывоза за границу драгоценных металлов, грабежи, золотодобыча Политика протекционизма, посредническая торговля
Функции денег Средство накопления Средство накопления и обращения

 



Первыми научными теориями международной торговли были теории абсолютных и относительных преимуществ, авторами которых явились представители английской классической политической экономии Адам Смит и Давид Рикардо.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, то есть имеются абсолютные преимущества. Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке быть ниже, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-импортере.

Теории относительных преимуществ Давида Рикардо

Общий смысл этой концепции состоит в том, что если правительства различных стран не налагают ограничений на внешнюю торговлю (пошлины, законодательные запреты на экспорт и импорт и т.д.), экономика каждой страны начинает постепенно специализироваться на производстве тех товаров, изготовление которых требует меньших затрат рабочего времени. Это приводит к более эффективному использованию ресурсов и обеспечивает более высокий объем производства. Продавая часть дополнительно произведенной продукции, нация может приобретать больше тех товаров, которые сама не производит. При этом все участники внешней торговли оказываются в выигрыше. Следовательно, свободная торговля позволяет странам потреблять не меньшее (а возможно, и большее) количество товаров, чем до специализации, минимизируя расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров.



Теория соотношения факторов производства

Теория разработана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином и изложена в книге под названием «Межрегиональная и международная торговля» (1933 г.). Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных, следовательно, более дешевых, для нее факторах производствах, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства, что делает эти факторы производства более дорогими.

Теория конкурентных преимуществ

Естественные преимущества – способность страны производить товар более эффективно благодаря климатическим условиям или из-за обладания особыми природными ресурсами.

Приобретенные преимуществаспособность страны производить товар более эффективно благодаря развитию технологии, совершенствованию организации производства и повышению квалификации работников. Большую роль в формировании приобретенных преимуществ играет конкуренция на мировом рынке – процесс, в основе которого лежат инновации и постоянное обновление технологии. Этому вопросу посвящена теория конкурентных преимуществ американского профессора Майкла Портера. В своей книге «Международная конкуренция» (1990 г.) он приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества зависят от того, насколько эффективно используются факторы производства в той или иной стране, то есть в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране, то есть от макросреды:



Макросреда определяется:

− обеспеченностью факторами производства;

− внутренним спросом на продукцию;

− наличием конкурентоспособных отраслей-поставщиков;

− экономической политикой государства.

Теория эффекта масштаба

Теория международной торговли на основе монополистической конкуренции американского экономиста Пола Кругмана объясняет, почему существует торговля между странами, которые одинаково наделены факторами производства. По мере возрастания масштабов производства, которое обычно идет в рамках монополистической конкуренции, издержки производства каждой единицы продукции снижаются. Отсюда, таким странам становится выгодно специализироваться и обмениваться даже технологически однородной, но дифференцированной продукцией.

Теория жизненного цикла товара

Новый продукт проходит четыре стадии жизненного цикла:

1 – внедрение на рынок;

2 – рост продаж;

3 – зрелость;

4 – упадок.

 

 
 

 


Т (стадии жизненного цикла)

Рис. 3.1. Жизненный цикл товара

 

Стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия могут изменяться в течение жизненного цикла товара (табл. 3.2).

 

Табл. 3.2

Стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия

по стадиям жизненного цикла товара

Элементы Стадии жизненного цикла
Внедрение Рост Зрелость Упадок
Размещение производства В стране нововведения В развитых странах Во многих странах В основном, в развивающихся странах
Размещение рынка *В основном в стране нововведения *Попытка выхода на международные рынки *В основном в промышленно развитых странах *Смещение на экспортные рынки *Рост продаж *Рост в развивающихся странах *Спад в промышленно развитых странах *Стабилизация спроса *В основном в развивающихся странах *Экспорт развивающихся стран *Общий спад производства

 

Окончание табл.3.2

Элементы Стадии жизненного цикла
Внедрение Рост Зрелость Упадок
Конкурентные факторы *Почти монопольное положение *Сбыт основан не на цене, а на уникальности *Развитие качеств товара *Рост числа конкурентов *Снижение цены конкурентами *Большая стандартизиро-ванность товара *Число конкурентов уменьшается *Повышение роли цены *Цена – решающее условие *Число производителей уменьшается
Технология производства *Мелкосерийное *меры но улучшению качества товара *высокая трудоемкость и капиталоемкость *Увеличение затрат капитала *Более стандартизированные методы *Крупносерийное производство с высокими затратами капитала *Высокая стандартизация *Требуется менее квалифицированная рабочая сила *Неквалифициро-ванная рабочая сила при крупносерийном механизированном производстве

Теория передачи технологий

Идея жизненного цикла товара использована и в другой теории – теории передачи технологии Майкла Познера. Согласно его теории создание новой технологии дает стране временную монополию в производстве и экспорте основанного на этой технологии товара. В результате страна получает сравнительное преимущество по такому производственному фактору, как технология (знания).

Теории международного движения капитала

Основы неоклассической теории международного движения капитала заложил один из классиков экономической теории – Джон Стюарт Милль (1848 г.). утверждавший, что капитал движется между странами из-за разницы в норме прибыли, которая в наиболее богатых капиталом странах имеет тенденцию к понижению. Перепад в нормах прибыли между странами должен быть существенным, чтобы покрыть еще и риск, который иностранный инвестор имеет в чужой стране.

Большой вклад в развитие неоклассической теории международного движения капитала внесли Хекшер и Олин в рамках своей теории соотношения факторов производства. Указывались дополнительные моменты, которые воздействуют на международное движение капитала:

− таможенные барьеры (мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для организации производства товаров на месте);

− стремление фирм к гарантированным источникам сырья;

− политические разногласия или близость между странами;

− уход от высокого налогообложения.

На сегодняшний день большой популярностью пользуется эклектическая модель прямых инвестиций Джона Даннинга. Эта модель вобрала в себя из других моделей прямых инвестиций то, что прошло проверку жизнью.

По этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом (то есть осуществляет прямые инвестиции) потому, что одновременно совпадают три предпосылки:

1) фирма обладает преимуществами в этой стране (специфические преимущества собственника);

2) фирме выгоднее использовать эти преимущества самой на месте, а не реализовывать их там, через экспорт товаров или экспорт технологий другим фирмам (преимущества интернационализации);

3) фирма использует некоторые производственные ресурсы за рубежом более эффективно, чем у себя дома (преимущества места размещения).

 

Внешнеторговая политика

 

Внешнеторговая политика - сфера бюджетно-налоговой деятельности, связанная с регулирование объемов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков и с целью формирования благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны и увеличения национального богатства.

Можно отметить наличие двух основных тенденций в современной внешнеторговой политике:

− переход государств к открытости национальных экономик, предполагающей свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров – либерализм (фритрейдерство).

− государственная политика создания особо благоприятных условий для отечественного производства путем ограждения его от конкуренции со стороны иностранных поставщиков – протекционизм.

Осуществление со стороны государства протекционистских шагов в экономике оказывает, как свидетельствует теория и подтверждают данные статистики, неодинаковое влияние на производителей и потребителей. Начнем с рассмотрения воздействия такой политики на отечественные компании, выпускающие продукцию для внутреннего потребления.

При введении таможенного обложения нарушаются принципы свободной конкуренции. Таможенное обложения увеличивает цены на импортные товары. В этих условиях субъекты хозяйствования (по сути – монополисты) могут пренебречь необходимостью снижать собственные издержки за счет внедрения новых технологий, экономии сырья и материалов. На практике отечественные фирмы импортозамещающих отраслей реализуют свой товар по ценам, близким к импортному тарифу, и получают, таким образом, дополнительную прибыль (рис. 1). Стремление правительства поддержать естественные монополии нарушает общую целостность внутренней конкурентной среды, способствую появлению коррупции, крупных хищений, проникновению в экономику криминального элемента. С другой стороны, протекционистская политики, как показывает мировая практика, не может создать благоприятных условий для развития среднего и мелкого бизнеса, а значит, в конечном счете, нормального рыночного пространства.

Что касается потребителей, то абсолютное их большинство поставлено перед необходимостью «потуже затянуть пояса», поскольку происходит перераспределение доходов простых людей в пользу производителей, перекладывающих на плечи трудящихся выплату разницы во внутренних и мировых ценах. И лишь отдельные незначительные группы потребителей, владеющие акциями компаний в импортозамещающих отраслях, могут получать дополнительные доходы от введения ввозных пошлин.

Введение протекционистских мер способствует временному повышению доходов производителей и государства при снижении уровня жизни подавляющей части населения, а в долгосрочной перспективе – к общему сокращению национального благосостояния и ослаблению позиции страны в МЭО.

 

 

 


Рис. 3.2. Образование монопольной прибыли

Существует много причин для проведения правительством протекционистской политики:

1) недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей данной страны по сравнению с товаропроизводителями в других странах вследствие неравномерности развития национальных хозяйств;

2) стимулирование развития зарождающихся перспективных отраслей производства является временное ограничение ввоза конкурирующей продукции. Экономически это ограничение вполне оправдано, поскольку оно содействует росте и повышению эффективности национального производства.

3) периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в период экономического спада обычно усиливается.

4) эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения импорта так же, как и чрезмерное повышение доли импорта в потреблении важных товаров с точки зрения соображений национальной безопасности. Характерно, что высокий уровень самообеспеченности страны в основных продуктах питания давно стал общепризнанным в мире показателем ее внешнеэкономической независимости.

Средства регулирования внешней торговли государством могут принимать различные формы, которые можно свести к двум основным типам:

тарифные методы регулирования - совокупность средств воздействия на внешнюю торговлю с помощью налоговых ограничений (таможенных сборов, пошлин, акцизов).

нетарифные методы регулирования – группа прямых, административных средств влияния на внешнюю торговлю (квотирование, лицензирование, введение технических стандартов, санитарных норм).

Тарифные методы регулирования

Тарифные методы влияют на цену непосредственным образом. Они являются наиболее распространенными во внешней практике государств, поскольку позволяют ему решить следующие задачи:

фискальную – получение дополнительных финансовых средств в бюджет;

протекционистскую – создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей.

В зависимости от направления товаропотока выделяют импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.

Механизм действия импортных пошлин состоит в повышении отечественной цены импортного товара над среднемировым уровнем.

 
 
(3.1)


ВЦ =МЦ + (МЦ * ТС),

 

где ВЦ – внутренняя цена;

МЦ – мировая цена;

ТС – таможенная ставка.

 

Выше уже отмечалось, что государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю затрагивает интересы различных групп людей, в частности потребителей и товаропроизводителей.

Покажем сначала последствия введения тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей (рис.3.3).

 

       
   
 
Pd
 
 
Pm
 
 
 

 

 


Рис.3.3. Таможенный тариф и благосостояние потребителя

 

Предположим, что мировая цена на продукт была ниже внутренней цены равновесия. Если в стране существует режим свободной торговли, то цена продукт на ее внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. При этой цене национальные производители могут обеспечить предложение, значительное меньшее. Разница между спросом и предложением покрывается импортом товара, объем которого в этом случае будет равен (Qd - Qs). Приобретая сахар по низкой мировой цене, потребители получают выигрыш, размер которого равен площади, ограниченной кривой спроса и линией мировой цены. Допустим теперь, что правительство в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавливает таможенный тариф. Цена импортного сахара на внутреннем рынке возрастет на величину Т. В этих условиях потребители, которые раньше приобретали импортный продукт, несут потери, так как при неизменном уровне доходов вынуждены покупать этого продукта меньше и платить за него дороже. Импорт сократится, потребители предъявят повышенный спрос на отечественную продукцию.

Однако введение таможенного тарифа приведет к росту цены не только импортного товара. Расширение производства и сбыта для отечественных производителей будут сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию. Следовательно, произойдет рост цен на продукт отечественного производства. Таким образом, введение таможенного тарифа и последующее повышение цен приведет к снижению потребления, росту производства, сокращению импорта.Мы видим, что от введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за весь продукт (отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Импортные пошлины практически всегда снижают благосостояние нации, давая кратковременный экономический эффект.

Использование экспортных пошлин целесообразно лишь при административном контроле за ценой на отдельные товары (сырьевые или с/х), производимые компаниями-монополистами с целью увеличения доходов государства и ограничения вывоза конкретных товаров, вывоз которых может нанести ущерб национальным резервам, лишить страну уникальных экземпляров или предоставит иностранным конкурентам сырье для организации производства, Облагаются экспортными пошлинами товары военного и двойного назначения, экспорт которых может угрожать национальной безопасности станы.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих территорию страны, и имеют форму транзитных сборов (например, взимание пошлин Литвой при провозе товаров в Калининградскую область и обратно).

Способы взимания таможенных пошлин

Существует два способа взимания таможенных пошлин:

Специфический – величина пошлины устанавливается как фиксированная сумма с единицы измерения веса, объема, товара.

 
 
(3.2)


СТП = ТСТ + ССТ,

 

где СТП – специфическая таможенная пошлина;

ТСТ – цена, по которой товар импортируется (таможенная

стоимость товара);

ССТ – ставка специфического тарифа.

Адвалорный – таможенная пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара.

 
 
(3.3)


АТП = ТСТ * (1 + САТ),

 

где АТП – адвалорная таможенная пошлина;

САТ – ставка адвалорного тарифа.

 

Кроме того, в практике используется промежуточная методика исчисления пошлин, состоящая в том, что конкретный таможенный орган получает право самостоятельно выбирать между специфическим и адвалорным в зависимости от ситуации – альтернативная пошлина.

Ставки таможенных пошлин обобщаются в импортном таможенном тарифе.

Таможенный тариф – перечень товаров, облагаемых пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Пошлины взимаются в рублях или СКВ по желанию импортера и зачисляются в доход федерального бюджета. Импортный таможенный тариф включает все позиции товарной номенклатуры ВЭД (ТН ВЭД), в том числе и те, по которым установлены нулевые ставки. В качестве примера рассмотрим фрагмент таможенного тарифа России 1998 г.

 

Табл. 3.3

Таможенный тариф России

Код товара по ТН ВЭД Наименование позиции Допустимая единица измерения Сумма пошлины в % от таможенной стоимости либо в евро
Автомобили легковые Шт. 30%, но не менее 1,1 евро за 1см3 объема двигателя

 

Приведенная в таблице ставка таможенной пошлины на легковые автомобили, предполагает возможность использования двух методик: адвалорной – 30% и специфической – 1,1 евро за единицу объема двигателя. В данном случае применяется комбинированный тариф.

Основным принципом формирования таможенного тарифа является возрастание уровня ставок по мере увеличения степени обработки товара(сахар-сырец – 5%, сахар-рафинад – 15%).

К ограничениям тарифного типа можно также отнести налоги на импортно-экспортные операции – ввозимые товары, так же как и вывозимая продукция отечественных производителей подвергается налогообложению при продаже и использовании в пределах национальной территорию.

В этом случае применяются акцизы – ценовые надбавки к таможенной стоимости товара, установленные государственными органами.

 
 
(3.4)


А = ТСТ * СА,

 

где А – величина акциза,

ТСТ – таможенная стоимость товара;

СА – ставка акциза.

Акцизом облагаются отдельные товары массового спроса (алкоголь, табак), предметы роскоши (меха, ювелирные изделия), продукты обладающие специфическими качествами (икра лососевых и осетровых рыб). Во многих странах введена практика взимания налога на добавленную стоимость – налогообложение импортных товаров в размере 10-20% от таможенной стоимости товара с добавлением к ней таможенной пошлины и акциза.

Нетарифные методы регулирования

Арсенал нетарифных методов регулирования государственной торговли с другими странами обширен.

Наиболее распространенными из них являются квоты.

Квотирование– государственная практика прямого ограничения стоимостного или физического объемом экспорта/импорта.

На практике квоты устанавливают в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт (рис. 3.4).

 

       
   
 
Pd
 
 
Pm
 
 
 

 


Рис.3.4. Последствия введения импортных квот

 

Предположим, что страна является импортером зерна. В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены. При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне и вынуждено его импортировать. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. В результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и приводит к росту внутренней цены. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна, но одновременно сокращает спрос.

Причины, по которым государство предпочитает использовать квоты:

1) квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину;

2) квотирование – более гибкий и оперативный инструмент политики;

3) путем распределение лицензий государство может оказывать поддержку определенным предприятиям.

Одной из важных разновидностей экспортных квот являются добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна импортер устанавливает квоту, а страны экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну под давлением партнера (США и ЕС в отношении товаров из Японии). Процесс квотирования, как правило, осуществляет через лицензирование.

Лицензирование – регулирование внешней торговли через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товаров в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Таким образом, государство получает возможность контролировать внешнеэкономические отношения.

Лицензии бываю двух видов:

Генеральная лицензия – оформляется сроком на один календарный год для осуществления экспорта продукции для государственных нужд. Экспортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам, в исключительных случаях, на несколько видов товаров, входящих в одну группу ТН ВЭД.

Разовая лицензия – выдается только на одну экспортную сделку. Максимальный ее срок – 12 месяцев. Срок действия лицензии – может быть продлен по просьбе заявителя.

Автоматическая лицензия – постоянный контроль государства за закупками, имея в виду, как объем закупок, так и географическую направленность товаропотока.

К основным способам размещения лицензий можно отнести:

- открытый конкурс – когда лицензию получает фирма, предложившая максимальную цену;

- система явных предпочтений – государство закрепляет лицензии, за наиболее авторитетными в данной отрасли компаниями;

- затратный метод – означает передачу лицензии предприятиям, обладающим в сравнении с конкурентами большими производственными мощностями и другими ресурсами.

Первый из указанных методов – предпочтительнее – исключает коррупцию.

В дополнение к лицензированию государство может стимулировать отечественных товаропроизводителей через систему субсидийдотаций, выделяемых предприятиям и местным органам власти из бюджета страны.

Прямые субсидии – различные пособия в денежной форме;

Косвенные субсидии – льготные условия кредитования, налогообложения, предоставления государственных гарантий по страхованию рисков, реклама экспортных товаров на внешних рынках за счет казны, введение ускоренных норм амортизации.

Преимущество производственной субсидии перед тарифом состоит в том, что она, с одной стороны, стимулирует рост отечественного производства, но, с другой стороны, не приводит к абсолютному снижения потребления, так как не поднимает уровня внутренних цен выше мировых.

Субсидии выступают материальной основой демпинга – реализации товара на зарубежном рынке по цене, которая обычно ниже средней цены внутреннего рынка страны-экспортера.

Выделяют следующие виды демпинга:

- случайный – связан с появление у экспортера случайного товарного излишка;

- временный – используется экспортером для скорейшего внедрения на рынок другой страны;

- постоянный – применяется компанией-монополистом для максимизации прибыли на внешних рынках при сохранении более высоких внутренних цен в ситуации постоянной государственной поддержки ее внешнеэкономической деятельности.

 

       
   
 
Pd
 
 
Pm
 
 
 

 


Рис.3.5. Производственная субсидия

 

Демпинг выгоден потребителям зарубежных стран, но приводит к подрыву конкуренции, которая может быть разрушительной для промышленности этих стран.

В соответствии с правилами ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить компенсационные импортные пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.

Эмбарго

Крайней формой государственного ограничения является эмбарго полное запрещение импорта. Целью введения эмбарго является оказание давление на страну для достижения определенных политических целей.

Наконец следует указать на группу нетарифных ограничений административного характера, касающихся потребительских свойств товара, условий их производства и реализации, а также процедур перемещения товаропотоков через границу (технические сертификаты, сертификаты качества, санитарной и экологической безопасности, требования к упаковке и маркировке и т.п.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.