Сделай Сам Свою Работу на 5

Международная торговля товарами и услугами





 

Международная торговля является исторически первым и наиболее масштабным видом взаимодействия национальных экономик. Фактором взаимодействия она становится с тех пор, когда отдельные страны начинают переходить от обмена излишками к обмену товарами, производимыми специально для экспорта. Страны начинают специализироваться в производстве экспортных товаров с относительно более низкими издержками и отказываться от производства других товаров, которые выгоднее импортировать. Обмен дает толчок росту благосостояния отдельных стран и масштабов мировой экономики.

Таким образом, международная торговля товарами и услугами выступает как специфическая форма обмена продуктами труда между национальными экономиками в виде совокупного оплачиваемого товарооборота.

Основными составляющими международной торговли являются экспорт и импорт товаров. Нельзя забывать и о таком движении товаропотоков через территорию данного государства, как транзит, за осуществление которого взимается определенная плата, относимая на транспортные издержки компаний.

Перечисленные виды движения товаров (импорт, экспорт, транзит) в зависимости от их происхождения и назначения включают:



− обычный ввоз-вывоз товаров, произведенных в странах-партнерах для взаимного потребления;

− реэкспорт/реимпорт товаров в третьи государства;

− временный вывоз-ввоз товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, салонах и т.д.;

− экспорт-импорт сырья и полуфабрикатов с целью последующей переработки и вывоза в третьи страны либо обратно в государство, откуда они поставлены;

− внутрифирменное перемещение (трансферт) товаров и услуг в рамках транснациональных компаний.

Говоря о динамике мировой торговли, следует обратить внимание именно на последний вариант товаропотоков, как наиболее характерный длясовременного периода развития прямых кооперационных связей между филиалами, дочерними предприятиями и ассоциированными компаниями, объединенными под контролем мощных национальных и международных финансово-промышленных групп.

На динамику, направленность и структуру внешнеторговых операций влияют следующие факторы:



1) возрастание доли машин и оборудования в общем объеме товарооборота при сокращении удельного веса сырья и полуфабрикатов в связи с научно-технической революцией;

2) появление интенсивно растущего сектора услуг и информационно-технологического обмена;

3) либерализация международной торговли в процессе перехода большинства национальных экономик к открытости;

4) активизация деятельности транснациональных корпораций.

За последние 50 лет мировой торговый оборот возрос более чем в 14 раз.

Возрастание объема мировой торговли приводит к явлению дисперсии (рассеивания) товаропотоков. Так, на главные из них в 1970 г. приходилось 29,3%, а к 2000 г. – 18%. Несмотря на отмеченную тенденцию, около 30% товарооборота приходится на 3 крупнейших экспортера:

− США;

− Германию;

− Японию. (Россия занимает в этом списке лишь 20-е место).

Наиболее крупные межстрановые товаропотоки:

− США – Канада (более 20 млрд. долл.);

− США – Япония;

− Германия – Франция.

Это говорит о том, что традиционный треугольник США -Япония - Западная Европа сохраняет свое значение в качестве магистрального торгового пути торгового обмена (играет фактор высокой конкурентоспособности продукции экономических лидеров: Америки, Японии, Германии, Великобритании, Франции).

Вместе с тем, все громче заявляют о себе группа новых индустриальных стран (Китай, Индия, Бразилия). Их доля в мировом экспорте при повышении конкурентоспособности товаров к концу 90-х годов превысила 20%. Эта тенденция приведет к тому, что для начала 21 века характерно возрастание значения азиатско-тихоокеанского региона (АТА), который в ближайшее будущее может принять на себя от 40 до 50% мирового товарооборота.



Мы уже отмечали, что на структуру международной торговли оказывает влияние фактор, связанный с сокращением доли сырьевых и сельскохозяйственных продуктов, возрастанием обмена комплектующими для машиностроения и ускорением обновления товарной номенклатуры.

Кроме того, увеличился обмен услугами, информацией и технологиями, который начинает вытеснять традиционные формы торговли.

Структура мирового рынка обусловлена возрастанием значения продукции обрабатывающей промышленности (до 80%) при сокращении удельного веса продовольствия, сырья и топлива. Это приводит к обострению конкурентной борьбы между производителями машиностроительной продукции и тенденцией к монополизации торговли сырьем и полуфабрикатами небольшой группой государств, обладающих коммерческими запасами минеральных ресурсов.

Мировой рынок включает большое количество различных отраслевых рынков товаров и услуг. Эта специфика обусловила многообразие факторов, которые влияют на ценообразование, динамику и уровень мировых цен.

Цена – одно из основных понятий экономической теории – выражение общественно-полезной ценности товара, которое принимает в процессе обмена форму определенного количества денежных знаков.

Теория ценообразования рассматривает условия формирования, виды, структуру и динамику изменения цен.

Основоположниками теории ценообразования в классической политэкономии явились У. Петти и А. Смит, которые положили начало двум концепциям цены товара:

− на основе трудовой теории стоимости;

− с использованием модели предельной полезности.

Цена– представляет собой денежное выражение воплощенных в товаре затрат труда, средних по условиям, интенсивности для данной страны и признанных обществом полезными.

Цена – сумма денежных затрат производителя в оценке потребителя с учетом полезности товара, то есть его потребительской стоимости.

Попытку совмещения обоих подходов, с точки зрения предложения (стоимости) и спроса (полезности) предпринял английский экономист А. Маршалл, который ввел в научный оборот понятия «цена предложения» и «цена спроса».

Если для производителя цена определяется издержками, то для потребителей она соответствует предельной полезности товара на данный отрезок времени, т.е. денежному выражению желания использовать его с максимально возможным эффектом.

При ценообразовании большую роль играет тип экономики.

При планово-директивной модели управления экономикой цены устанавливаются сверху, и, как правило, не отражают реальных стоимостных пропорций.

В рыночной экономике цены действуют в качестве ключевого элемента системы саморегулирования, испытывая влияние многих факторов не только экономического, но и политического характера.

Воздействие на механизм ценообразования оказывает наличие конкурентной среды на рынке данного товара.

Конкуренция – соперничество между отдельными государствами, специальными и профессиональными группами, отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели, каждый для себя в отдельности.

В соответствии с этим, необходимо различать следующие международные рынки:

совершенной чистой конкуренции – с неограниченно большим количеством действующих субъектов (продавцов и покупателей);

абсолютной монополии – с единственным поставщиком товара, диктующим цены из желания получить максимальную прибыль;

монополистической конкуренции – с присутствием нескольких крупных монополистов и большим количеством средних компаний, причем последние за счет конкуренции способны ограничивать тенденцию к бесконечному увеличению цен со стороны гигантов, которые в свою очередь стремятся к взаимной координации ценовой политики через временные соглашения – картели.

Картель – внешнеторговая ассоциация, члены которой согласовывают производственную и ценовую политику по отдельным товарным группам.

Уровень цен зависит также от размеров сбытовых расходов: чем больше посредников при реализации товара, тем больше разного рода надбавок к цене.

Система цен сложна и может строится по различным классификационным критериям:

1) По признаку зависимости от сферы товарного обращения:

− оптовые цены на промышленную продукцию;

− цены на продукцию строительства;

− тарифы грузового и пассажирского транспорта;

− розничные цены;

− закупочные цены;

− тарифы на платные услуги населению;

− цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

2) По территориальному признаку:

− единые (поясные);

− региональные;

В зависимости от степени государственного регулирования:

− свободные цены (влияние спроса и предложения);

− регулируемые (прямое или косвенное влияние государственных органов);

− фиксируемые (устанавливаются государственными органами на определенный круг товаров).

3) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке грузов;

4) В зависимости от степени новизны товара и т.д.

Перечисленные выше классификации служат основой для формирования мировых цен.

Мировые цены – это цены реализации товаров на мировом рынке. В международной торговле мировые цены выступают обычно как цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями определенного вида товара или как цены основных мировых торговых центров.

Мировые цены на сделки могут выступать в следующих видах:

− цена предложения (экспорта и реэкспорта) и спроса (импорта) – различаются в зависимости от того, какие дополнительные расходы в них включаются по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру: пребывание на складе страны-экспортера, нахождение в порту, путь за границу, складирование за рубежом;

− цены с условиями поставки в течение двух банковских дней (спот) и отсрочкой в поставке (форвард, вариант при спекулятивных биржевых операциях без поставки – фьючерс).

− специальные цены (бартерные – при прямом товарообмене, клиринговые – при взаимозачетах с использованием расчетной палаты; программ помощи – при заключении двух- и многосторонних соглашений, трансфертные – в рамках ТНК или в границах свободных экономических зон – используются при поставках полуфабрикатов, узлов, деталей, комплектующих изделий и т.д.);

− договорные (для совершения сделок);

− публикуемые (потенциально возможные, справочные, статистические, биржевые).

Функции мировых цен

индикативная – дает возможность оценить экономическую ситуацию в конкретный момент времени;

коммуникативная – осуществляет связь между субъектами рынка: производителями-экспортерами, посредниками, потребителями-импортерами;

дистрибьютивная – позволяет распределить доходы субъектов рынка;

стимулирующая - способствует изменению экспортно-импортной политики государств или компаний;

санирующая – приводит к уходу с рынка тех компаний, продукция которых не удовлетворяет его требованиям, и процветанию фирм, сумевших приспособится к рыночной конъюнктуре.

Методы исчисления мировых цен

Наиболее распространенные методы исчисления мировых цен:

− метод полных затрат;

− метод прямых затрат.

Табл. 2.1

Определение цены методом полных затрат (месячные затраты, в долл.)

Материалы 9 000
Рабочая сила 1 000
Косвенные расходы 3 800
Всего затрат: 13 800
Ожидаемая прибыль 2 700
Ожидаемый доход от реализации 16 500

 

Предположив, что в течение месяца изготавливается 1000 ед. товара, скалькулируем ожидаемый доход на количество единиц и получим фабричную цену товара, равную в данном случае 16,5 долл.

Процедура определения цены с помощью метода прямых затрат предполагает разделение всех издержек на постоянные и переменные.

Табл. 2.2

Определение цены методом прямых затрат, (месячные затраты в долл.)

Ожидаемый объем продаж
Предполагаемая цена единицы продукции 18,0 15,0 14,0
Сумма прямых затрат на единицу продукции 8,58 8,40 8,34
Маржинальная прибыль на единицу продукции 9,42 6,60 5,66
Сумма маржинальной прибыли
Постоянные затраты при 100%-ном использовании производственных мощностей      
Реализованные прибыли

 

В этом случае фирма сначала оценивает потенциальный объем продаж по предполагаемым ценам (строки 1 и 2 табл.2.2). Затем просчитывается сумма прямых (переменных) затрат и определяется маржинальная (добавленная) прибыль на единицу продукции, а далее – на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученной суммы маржинальной прибыли постоянные расходы, получаем размер дохода от реализации.

Формирование мировых цен на продукцию обрабатывающей промышленности тесным образом связано с жизненным циклом продукта, степенью универсальности оборудования, инвестиционной активностью и другими факторами (характером товаропотоков – трансфертов внутри ТНК)

Что касается второй основной группы цен – на сырье, то они в большей степени подвержены сезонным колебаниям, а также влиянию прогнозов и политических событий.

Особенности мировых сырьевых цен:

1) решающую роль в формировании играют не внутренние национальные издержки, а соотношение спроса и предложения на мировом рынке;

2) возникают на основе сочетания цен предложения основных производителей (экспортеров) и биржевых котировок;

3) существует многообразие цен основных производителей (экспортеров), которые определяются спецификой региональных рынков, различием в использовании валюты при расчетах, действием системы скидок и льгот (долговременные прямые поставки постоянным клиентам);

4) государства – ведущие экспортеры (импортеры) могут создавать так называемые картели внешнеторговые ассоциации по контролю за уровнем производства и продаж данного вида продукции (например, Организация стран – экспортеров нефти – ОПЕК).

Совпадение между национальными и мировыми ценами происходит редко. Как правило, внутренние цены превышают мировые, что особенно характерно для импортных и, в меньшей степени, для экспортных цен, хотя по отдельным сырьевым товарам наблюдается более низкий уровень внутренних цен по сравнению с мировыми.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.