Сделай Сам Свою Работу на 5

Регулирование внешней торговли





 

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)

Распространение практики государственного регулирования экономики может послужить возникновению конфронтации между странами и различных ограничений в мировой торговле. Необходимы многосторонние договоренности в рамках международных организаций. Примером этому может служить возникновение ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле

Этот международный акт был подписан 30 октября 1947 г. Первоначально Генеральное соглашение по тарифам и торговле состояло из трех частей. Первая две статьи о взаимном режиме наибольшего благоприятствования и перечне таможенных преференций; вторая состояла из 21 статьи, в которых зафиксированы основные принципы торговой политики, третья имела 13 статей, посвященных процедурным вопросам.

В 1964-1968 гг. под давлением группы развивающихся стран была разработана заключительная, четвертая часть ГАТТ, раскрывающая проблему содействия ускоренному экономическому развитию молодых, освободившихся от колониальной зависимости государств.

Юридической базой для статей ГАТТ служат следующие постулаты:



− принцип взаимности торговых уступок, находящий воплощение в режиме наибольшего благоприятствования;

− принцип равного подхода ко всем государствам-участникам, исключающий дискриминацию бедных, экономически слабых или небольших по территории и населению стран;

− принцип постепенного снижения таможенных тарифов и устранения нетарифных ограничений в торговле, выражающий тенденцию к ее либерализации;

− принцип неприемлемости односторонних действий, требующий от участников проведения многосторонних консультаций перед принятием решений в сфере ВЭД;

− принцип ведения торговли на частноправной основе, что исключало осуществление политики государственной монополии и делало невозможным присоединение к ГАТТ СССР и ряда других социалистических стран.

Конечная цель ГАТТ – свободная международная торговля.

В рамках ГАТТ проводились многосторонние консультации, получившие название «раунды». Особое значение имел последний, так называемый, Уругвайский раунд, в работе которого приняли участие 125 стран.



Результатом раунда явилось следующее:

− принятие решения о создании Всемирной Торговой организации;

− дополнение ГАТТ новым Генеральным соглашением по торговле услугами;

− достижение консенсуса о начале разработки третьего важнейшего для ВТО международного нормативного акта – Генерального соглашения по защите интеллектуальной собственности;

− полная отмена или радикальное сокращение (до 5%) развитыми странами таможенных пошлин на большинство конкурентоспособных товаров;

− унификация большинства таможенных правил (например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену, зафиксированную в счете-фактуре на товар);

− запрещение экспортных субсидий (кроме выплат сельхозпроизводителям).

Всемирная торговая организация

Соглашение о создании Всемирной торговой организации – преемника и продолжателя ГАТТ подписано в г. Марракеш (Марокко) в 1994 г. после завершения Уругвайского раунда. По решению всех участников последнего в истории ГАТТ тура многосторонних консультаций, ВТО признается единственной правовой и институциональной основой всемирной торговли.

Однако, не смотря на преемственность и вполне очевидную схожесть двух организаций, между ними имеются существенные различия:

− ВТО получила статус «специализированного учреждения» ООН, которого не имело ГАТТ;

− ГАТТ представляло собой межгосударственное соглашение в форме свода временных правил, а ВТО является постоянно действующей организацией с полноценными и постоянными обязательствами;



− Положения ГАТТ распространялись только на торговлю товарами, а ВТО занимается также услугами, интеллектуальной собственностью, стандартами качества и экологии, а также конфликтами между членами организации.

Основополагающие принципы ВТО:

− торговля без дискриминации;

− постепенная ликвидация нетарифных ограничений в торговле;

− неуклонно расширяющийся доступ к рынкам;

− содействие справедливой, честной конкуренции;

− стимулирование развития и экономических реформ

Важнейшие цели ВТО:

− укрепление мировой экономики,

− расширение международной торговли,

− стимулирование инвестиций,

− повышение уровня занятости,

− увеличение благосостояния населения всех стран планеты.

В настоящее время ВТО объединяет 144 государства (после принятия Тайваня и Китая в ноябре 2001 года). Россия и большинство стран СНГ, находятся на различных стадиях процесса оформления своих отношений с организацией.

Штаб-квартира ВТО находится в Женеве.

Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей входящих нее стран. Она созывается на сессии не менее одного раза в два года. Все решения конференции принимаются по принципу голосования «одна стран – один голос».

За выполнение текущей работы несет ответственность Общий совет, который делегирует свои функции Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами, Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Последний элемент структуры ВТО – Секретариат, отвечающий за подготовку переговоров и осуществление консультаций членов организации между собой и другими, не входящими в ВТО странами.

ВТО выпускает бюллетень на трех языках «WTO Focus» с периодичность 10 номеров в год.

Источником финансирования деятельности ВТО являются ежегодные взносы участников, рассчитанные исходя из их доли в объеме мировой торговли.

Акты по унификации права международной торговли (Гаагские конвенции):

− Конвенции о Единообразном законе о международной купле-продаже товаров;

− Конвенции о Единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров;

К числу документов, имеющих факультативное правовое значение, но активно используемых в мировой торговой практике, нужно отнести следующие акты, подготовленные Международной торговой палатой:

− Международные правила толкования торговых терминов – ИНКОТЕРМС;

− Унифицированные правила поведения при международной передаче торговых данных средствами компьютерной связи.

В связи с переходом к рыночным отношениям и развитием внешнеэкономических связей Россия с февраля 1994 г. начала переговоры об условиях вступления в ГАТТ, представив меморандум о внешнеторговом режиме. Меморандум содержал подробное описание национальной экономики России, хода и основных направлений экономических реформ, внешнеторгового механизма, состояния валютно-финансовой сферы, механизма валютного регулирования. К Меморандуму были приложены основные законы и другие нормативные документы, регулирующие сферу экономики, а также подробная статистика по всем разделам документа. К настоящему времени процесс рассмотрения российской заявки вступил в завершающую стадию. Проведено четыре тура консультаций представителей России с экспертами и ответственными лицами этой организации.

Но на сегодняшний день ситуация свидетельствует в пользу более осторожного и взвешенного подхода к присоединению России ко Всемирной торговой организации.

Считается, что целями и задачами присоединения России к ВТО являются:

− создание более благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности, развитие экспортных возможностей страны и «облагораживание» структуры российского экспорта.;

− обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО, доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров;

− внедрение через применение норм и правил всемирной торговой организации в российскую практику внешнеэкономической деятельности и соответствующее законодательство международного опыта в области регулирования торговли.

О неизбежности участия в ВТО говорит процесс включения России в мировую экономическую систему. В пользу решения о вступлении высказывается также мнение, что наша неторопливость в этом вопросе не позволит при разработке новых правил торговли учесть специфические интересы России, поскольку формирование этих правил будет происходить без ее участия. Высказывается утверждение, прежде всего участниками ВТО, что буквально через год-два серьезно ужесточатся правила вступления.

Проведенное Российским союзом товаропроизводителей исследование свидетельствует о том, что 34% предприятий обрабатывающей отрасли считают себя конкурентоспособными на внутреннем рынке страны, 24% - на рынке стран СНГ и только 7% - на международном рынке. Основная причина спроса на российские товары – это достаточно низкие цены, при значительном отставании их качественных показателей от зарубежных аналогов. Если цены оставить низкими, то защищая интересы своих товаропроизводителей, иностранные государства будут обвинять Россию в демпинге. При условии членства в России в ВТО настоять на повышении уровня цен на российские товары будет гораздо легче. Но кто будет их покупать, если при такой же стоимости потребители смогут купить товары более высокого качества?

Россия будут вынуждена открыть границы для иностранных товаров, конкурировать с которыми многие отечественные товаропроизводители не в состоянии. Таким образом, могут быть просто уничтожены некоторые отрасли, например – легкая промышленность. Закроются десятки предприятий, сотни людей потеряют работу. России отказывают даже в незначительных уступках в условиях присоединения. Одно из условий – отказ от поддержки государства свои производителей. Промышленно-развитые страны, где имеются достаточно мощные корпорации с высоким уровнем финансовой и промышленной капитализации, имеют возможность использовать скрытые формы поддержки своих товаропроизводителей, например, финансирование научно-исследовательских работ. Предполагается введение непредусмотренных правилами ВТО требований – уравнять внутренние тарифы на энергоносители, в том числе и на электроэнергию, с мировыми.

Говоря об инвестициях, нужно четко представлять их объемы и направленность. Для иностранных инвесторов привлекательны нефтегазовая, пищевая, машиностроительная отрасли российской экономики. Интерес иностранцев начал проявляться к самолетостроению, к производству комплектующих «Боингов» и аэробусов, к перспективной деревообрабатывающей промышленности. Нужно учитывать, что отрасли, которые будут подвергаться модернизации с помощью внешних инвестиций будут, скорее всего, управляться транснациональными структурами. Это может привести к потере суверенитета промышленной политики. Эту цель преследует основное требование стран ВТО к Российскому Законодательству - облегчение приобретения юридическими и физическими лицами других стран контрольных пакетов акций финансовых, телекоммуникационных, энергетических предприятий России.

Оценка эффективности экспорта

для оценки экспортно-импортных потоков, их вклада в решение проблем развития национальной экономики в целом и для обоснования решений в области таможенной тарифной политики используется показатель макроэкономической эффективности экспорта.

Определяют как сравнительную, так и абсолютную эффективность.

Сравнительная эффективность отражает соотношение издержек производства и валютной выручки от экспорта, поэтому ее можно назвать валютной эффективностью. Показатели сравнительной (валютной) эффективности фактически отражают сравнительные преимущества страны, которыми она обладает.

Показатели макроэкономической сравнительной эффективности экспорта рассчитывается с помощью следующей формулы:

 
 
(3.5)


Х = (Ц + Т) / В,

 

где Х – показатель макроэкономической сравнительной (валютной) эффективности экспорта товара, поставляемого на внешний рынок (руб./инвалюты);

Ц – цена товара производителя товара (руб.);

В – внешнеторговая цена товара (единиц инвалюты);

Т – транспортные и другие расходы по доставке товара до границы государства.

 

Приведенное соотношение характеризует народно-хозяйственные издержки, необходимые для получения страной единицы иностранной валюты при экспорте товаров, в производстве различными отраслями. Из формулы видно, что экспорт товаров, в производстве которых страна обладает наибольшими сравнительными преимуществами, позволяет ей заработать единицу иностранной валюты с наименьшими издержками.

Величину экономии общественного труда при экспорте тех или иных товаров позволяет определить показатель абсолютной эффективности экспорта, рассчитываемый по формуле:

 
 
(3.6)


Х = (В*е) / (Ц + Т)

 

где Х – показатель абсолютной эффективности экспорта на внешний рынок;

е – курс рубля по отношению к валюте рынка.

Очевидно, что экспорт того или иного товара эффективен, если Х > 0. В этом случае совокупный доход от экспорта перекрывает народно-хозяйственные затраты, связанные с его производством и поставкой на внешний рынок.

Для того, чтобы определить величину абсолютного экономического эффекта от экспорта продукции, можно воспользоваться формулой:

 

(3.7)
Э = В*е – Ц – Т,

 

где Э – показатель, характеризующий величину абсолютного народно-хозяйственного эффекта, получаемого страной при экспорте товара.

 

Данный показатель, отражающий народно-хозяйственный эффект от внешнеэкономических операций, по существу, оценивает доход от реализации сравнительных преимуществ. Показатели макроэкономической (народно-хозяйственной) эффективности отличаются от показателей коммерческой эффективности, рассчитываемых на уровне предприятий и определяющих прибыль производителя от экспорта продукции.

В экспорте не только индустриально развитых стран, но и многих государств с развивающимися рынками, занимает ведущее место продукция обрабатывающих отраслей, прежде всего машиностроения. Удельный все продукции машиностроения в мировом экспорте составляет 40%, в экспорте США – 48%, Германии – 50%, Японии – 70%. Ежегодный объем экспорта машин и оборудования из России в 6,5 раз ниже аналогичного показателя Южной Кореи, в 5,5 – Малайзии, в 2,5 раза – Тайланда и составляют 10% в структуре экспорта. Россия рискует стать преимущественно сырьевым придатком государств с более развитой экономикой.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.