Сделай Сам Свою Работу на 5

Прот. Максим Первозванский





Т. Ларсен

— Здравствуйте, дорогие радиослушатели! На радио «Вера» программа «Светлый вечер». В студии Тутта Ларсен…

В. Аверин

— И Владимир Аверин. Здравствуйте!

Т. Ларсен

— У нас в гостях сегодня протоиерей Максим Первозванский. Добрый вечер!

Прот. Максим Первозванский

— Добрый вечер!

Наше досье:

Протоиерей Максим Первозванский родился 1966 году в Москве. Окончил Московский инженерно-технический институт, работал в специализированном научно-исследовательском институте приборостроения. С 1993 был директором воскресной школы Новоспасского монастыря. В 1995 году стал священником, заочно окончил Московскую духовную семинарию. Сейчас является клириком московского храма Сорока Мучеников Севастийских в Спасской слободе, главным редактором православного молодежного журнала «Наследник», духовником молодежной организации «Молодая Русь». Женат, отец девятерых детей.

Т. Ларсен

— Очень хотелось бы поговорить о такой теме объемной и обширной, с одной стороны. С другой стороны, весьма предметной, потому что мы с этим вопросом имеем дело каждый день. Как нам ежедневно делать правильный выбор, как выбирать свой путь, как оценивать окружающий мир, информацию адекватно, чтобы не сбиться с пути. Очень общо. Володь, может, ты как-то конкретизируешь?



В. Аверин

— С одной стороны тема философская. Тема выбора. И здесь можно философские трактаты. А можно — день обычного человека. Он приходит в присутственное место, и у него есть возможность с полной отдачей работать, либо смухлевать. Можно самого себя обмануть, а можно — нет.

Прот. Максим Первозванский

— Я предлагаю сначала чуть-чуть пофилософствовать. Чуть-чуть. Что называется, для разогрева. Есть два момента. Пространство выбора современного человека гораздо больше, чем 50 лет назад и, тем более чем 150 лет назад. Мы выбираем то, что нашим предкам даже в голову не могло прийти, что придется это выбирать. Профессию, жену, страну, отношение к текущему моменту…

Т. Ларсен

— Некоторые даже пол выбирают.

Прот. Максим Первозванский

— Слава Богу, время, в котором жить, не выбираем. Но, может, и до этого дойдет. С одной стороны, это пространство выбора расширяется, а с другой стороны — не особо. Потому что выбор связан, прежде всего, с внутренней свободой. Не с ощущением, что ты можешь выбирать, а с реальной возможностью выбирать. Например, я принимаю решение с понедельника бросить пить. Если я алкоголик, это вряд ли у меня получится, никакого выбора у меня, честно говоря, нет. Я могу принять решение другое, но насколько я реально свободен этот выбор делать. Поэтому подчас эта свобода является иллюзией. Это первый момент. И второй момент, мне кажется, тоже очень важный. И он, может быть, для современного человека будет звучать неожиданно или даже оскорбительно. На мой взгляд, и не только на мой, нам лучше бы и не выбирать. Блаженнее человеку не выбирать. Не в том смысле, что надо закрыться, спрятаться от выбора. Действительно, как только мы получаем возможность сделать какой-то выбор. И не просто возможность получаем. А необходимость этот выбор сделать. Так сразу мы этот выбор делаем неправильно.



Если мы возьмем известных очень всех двух библейских персонажей, это Авраам, отец всех верующих людей, и его племянник Лот, то на примере их истории мы увидим, как человеку плохо делать выбор. До тех пор пока они жили вместе, им было вместе хорошо, все было нормально. А потом им стало вместе тесно. И возникла необходимость разойтись, то есть жить не вместе, а порознь. И Авраам, будучи человеком ближе к Богу по внутреннему своему устройству, делать выбор не стал. Он предложил этот выбор Лоту. Вы помните, что выбрал Лот? Лот выбрал Садом. Потому что земля Содомская была зеленее, там луга были тучнее, там было, как бы, лучше. К сожалению, человек, а Лот был праведником, напомню вам, даже человек, заботящийся о духовном своем состоянии, о духовной жизни, о приближении к Богу, когда у него появляется необходимость выбирать, он, как правило, выбирает что-то подобное Лоту.



Т. Ларсен

— Как-то получается не честно. А зачем вообще тогда нам этот выбор дали? Зачем нам говорят, что мы свободны?

Прот. Максим Первозванский

— А вы обратите внимание, с чего у нас начинается свобода. Кто у нас самые свободные люди? У нас самые свободные люди — это монахи. В первую очередь они освобождаются от выбора. Они освобождаются от своей воли, идут в послушники.

В. Аверин

— Но это же тоже выбор?

Прот. Максим Первозванский

— Выбор. Они сознательно выбирают отказ от выбора. Они не лишаются своей воли, они пытаются согласовать свою волю с волей Божьей. Здесь мы подходим к ответу, как нам правильно сделать выбор. В идеале, чтобы правильно сделать выбор, нужно узнать, а что по этому поводу думает Бог. Если мы этот ответ знаем, то мы должны ему следовать.

В. Аверин

— Я тут на днях сходил на редко в нашей стране звучащее исполнение оперы Джузеппе Верди «Жанна ДАРК», все по Шиллеру, с религиозным фанатизмом. Поскольку это сценическое воплощение есть очень четкая формализация. Когда Жанна раздумывает над тем, каким путем пойти, в самом начале своей истории, звучат голоса хора за сценой. Один хор ангельский, другой хор — дьявольский. И я поймал себя на мысли, совершенно подходит к нашему разговору, как было бы хорошо. Если бы в ситуации, когда я принимаю какое-то решение, звучали два хора с четко выраженным тембровым окрасом, когда прекрасно понятно: это тебе ангелы говорят, а это тебе говорят темные силы. Потому что здесь у тебя звучит чистые первые сопрано, а там альты и баритоны. И тогда ты четко знаешь, в чем та воля, которой ты должен следовать.

Прот. Максим Первозванский

— Это иллюзия. Вспомните притчу о богаче и Лазаре. Когда богач, будучи в муках, во аде, просит Авраама сегодня нами упоминаемого, послать Лазаря к его братьям, которые остались еще на земле. Если кто-нибудь из мертвых воскреснет, скажет им, что так жить не надо, а надо жить вот так, они тогда поверят. Помните, что отвечает Авраам этому богачу? Он говорит: «Нет, не поверят». В этом весь ужас нашей ситуации, что в большинстве ситуаций, когда нам надо делать выбор, мы ответ-то знаем. И мы все равно поступаем не так… Мы знаем, чего хочет от нас Бог, но поступаем так, как хотим мы. Как Андрей Макаревич спел в свое время: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас…» Это гимн своеволия. Не надо нам законов этого мира, не надо нам воли Божией… Я сейчас, как вы понимаете, не про Макаревича, а про текст… Мы стремимся даже законы нравственные этого мира прогнуть под нас. Почему алкоголик в большинстве случаев не признает, что он алкоголик. И с признания того, что он алкоголик, начинается его исцеление. Все эти группы: «Здравствуйте, меня зовут Ваня, я — алкоголик». Это значит, что человек встал на путь исцеления. Большинство алкоголиков считают, что они не алкоголики. Они прогнули этот мир под себя, они живут по своей воле, как они хотят, как они считают правильным. На самом деле, за них давным-давно принимают решение тот самый хор не ангельских голосов, а других баритонов или басов. Но при этом они пребывают в блаженном ощущении, что они свободны, что они что хотят, то и делают, что они осуществляют свободный выбор. Хотя давным-давно никакого свободного выбора они не осуществляют.

Т. Ларсен

— Я, честно говоря, думала, что ты, наоборот, скажешь, как хорошо было бы, если бы они заткнулись и не мешали бы делать ей выбор. Эти два хора. Мне бы не хотелось бы, чтобы меня раздирали на части какие-то другие, посторонние голоса. И кто-то чего-то мне советовал.

Прот. Максим Первозванский

— Смотрите, вы стоите перед камнем, на котором написано: налево пойдешь — там тебя съедят волки, направо пойдешь — там тебе будет хорошо. И вы не хотите, чтобы у вас был камень с такой надписью?

Т. Ларсен

— Но его же нет в реальности!

В. Аверин

— «Алиса, вы хотите кусок шоколадного торта со взбитыми сливками?» «Конечно, хочу». «Так его же нет…»

Т. Ларсен

— Деточка, что ты хочешь, поехать на дачу или чтобы тебе оторвали голову… (Смеются.)

А если серьезно…

Прот. Максим Первозванский

— А я совершенно серьезно.

Т. Ларсен

— Мы говорим, что выбор это пагубно. А тогда, какой смысл во всей нашей жизни, если у нас выбора нет.

Прот. Максим Первозванский

— Я не говорю, что выбор — это пагубно. Я сказал, что счастливее нам жить, когда такого выбора нет. Когда мы встаем перед необходимостью делать выбор, мы действительно оказываемся в сложной нравственной ситуации, в которой, используя весь свой предыдущий багаж нажитых ошибок, мудрости, способности к анализу, оценкам, способности к пониманию, различению добра и зла, мы вынуждены принимать некие решения. Еще раз говорю, в большинстве случаев, к сожалению, наши с вами коллеги по биологическому виду homo sapiens они делают выбор не в ту сторону. Больше того, если мы сами способны к рефлексии, к анализу того, что с нами происходит, оглянувшись с высоты 30-летнего, я уж не говорю про больший возраст назад, мы увидим, что 95% наших выборов — это не то, что ошибка, а это грех.

В. Аверин

— И только женились мы с вами правильно.

Т. Ларсен

— Получается, что сами свободные и счастливые люди на свете — это грудники, у которых выбора никакого нет, за них все решают мама и папа, педиатр и кто-нибудь еще. И весь их выбор между поспать и поесть, памперс испачкать. В чем же тогда смысл, зачем взрослеть, становиться ответственными за себя и окружающих людей личностями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.