Сделай Сам Свою Работу на 5

Прот. Максим Первозванский





— Вы все время об одном и том же, а я никак вам не отвечу. В каждом человеке сидит некий эгоистический, богоборческий порыв «я, я, я». Оно началось ни много, ни мало, в раю. Где Господь сказал: «Сидите, будьте морковками». А дьявол сказал: «Вы же не морковки, вы давайте как боги, Бог вас обманывает». И Ева несчастная, праматерь наша блаженная, она послушалась. И мужа своего соблазнила. И с тех пор это «я» — источник самости, гордыни, того самого «а Баба Яга против», которое и двигает нашу дурную волю, которая дает нам иллюзию свободы. Мы уже об этом сегодня говорили, что реально никакой свободы мы не получаем, потому что, как говорит апостол Павел: «Всякий творящий грех, раб есть греха». Мы, думая, что мы свободны, попадаем в другое рабство. Свободен я выпить или не выпить. Свободен спать, с кем хочу. Хочу — хожу на работу, хочу — не хожу. Очень быстро человек, который делает то, что он хочет, хочет его «хотелка»… Он очень быстро приходит к глубочайшему фиаско, к тому, что никакой свободы у него нет, никого пути у него нет, дай Бог, ему из этой трясины, в которую он попадает, вырваться.

В. Аверин

— Но тем самым я постоянно вхожу в противоречие (не я лично) с тем, как устроено общество. Причем и по одну сторону, и по другую. Потому что если я исповедаю то, о чем вы говорите, то в глазах общественной системы я — лузер. Я все время отстаю, я никогда не впереди, я не на обложках журнала, я не первый в списке Forbes, я не успешен.



Прот. Максим Первозванский

— 99 и три девятки после запятой, они ведь тоже не на обложках журнала, тоже не в списках Forbes, но они читают 7 дней и смотрят, как оно там, на обложках журналов, они мечтают об этом…

В. Аверин

— И я не начальник, я без зарплаты, мои дети не в той школе и прочее. Я лузер, если я сижу…

Прот. Максим Первозванский

— Как в свое время мне одна пожилая женщина сказала, я уже был священником в то время: «Вы недооцениваете, отец Максим, силу молитвы». Вы недооцениваете могущество Господа Бога в данной ситуации. Он не где-то там, в языческих некоторых верованиях есть понятие «Бог уснувший», и в Библии есть, что на седьмой день почил от дел своих… И мы тут уже, муравьи, своими делами занимаемся. Бог — Он попечитель и промыслитель о каждом из нас. Он заботится не только о том, чтобы вы были сыты, одеты, обуты, а чтобы, если вам нужно на подсвечник, вас поставить. Если вы действительно можете сделать хорошее, доброе дело, он вас поставит на подсвечник. Вы будете тем, кем вам предназначено быть. Не будете вы никаким лузером. Что нас окружают сплошные не лузеры? Да они, может, только в своих глазах не лузеры. Купил машину подороже, чем у соседа, и типа он не лузер. А любой нормальный человек… Сейчас я и коллективом руковожу, и священник я, и люди от меня зависят, но, не дай Бог, чтобы я когда-нибудь в жизни к этому стремился. Еще когда в детстве я читал военные рассказы, старшина двоих оставил наш отход прикрывать, и они должны погибнуть, так это же любой начальник: он кого-то должен уволить, кому-то зарплату повысить… От него зависят люди, это же страшная ответственность, это колоссальное бремя, которое человек, если он добровольно его на себя поднимает, так дай Бог. А чем выше ты поднимаешься, тем страшнее. Мы рассуждаем о наших военных начальниках той же Второй мировой войны, тот был мясник… А когда ты посылаешь сотни тысяч человек на смерть, в какой-то наступательной операции, какой нормальный человек может этого сам хотеть? Да нет таких нормальных людей! Всех их туда Господь привел разными путями.



Лузер — не лузер не определяется, я хочу или не хочу.

Т. Ларсен

— Если уж продолжать Володину теорию о том, что и по ту, и по эту сторону, по эту в меньшей степени, но в некоторых кругах тоже, границы со своими этими консервативными взглядами, ты за какого-нибудь ортодокса сойдешь, и в нетолерантности тебя обвинят. Потому что тогда ты идешь поперек всего общества. Не с точки зрения теории успеха и самореализации, а с точки зрения цельности и свобод демократических всяких. Почему ты считаешь, что я не вправе выбирать, с кем мне спать и на ком жениться? Ай-ай-ай.



В. Аверин

— С одной стороны, человек, который считает, что он живет по заповедям Божиим, как он считает, и рядом с ним есть тот, кто живет поперек, опять же, как он считает. И у него есть выбор, описанный в Священных текстах. Взять и закидать камнями или вспомнить, кто сам без греха, пусть первый бросит в меня камень. И так жить.

Т. Ларсен

— А потом ребенок тебя спрашивает: «А почему эти два дяди за руки держатся?»

Прот. Максим Первозванский

— Моя задача уметь внятно этому ребенку, моему ребенку это объяснить. Не призывая к побиванию камнями. Всякие вещи типа самосуд — это, конечно, совершенно неправильно, это первая реакция. Есть одноступенчатое управление. У меня есть племя… Как только возникает чуть более сложная структура, государство, там никакие такие методы не работают. Есть государство, и на уровне государственном я буду добиваться, чтобы у нас не регистрировались гомосексуальные браки, простите радиослушатели, за мою нетолерантность.

Т. Ларсен

— А как объяснить, что этому дяде можно держаться с другим дядей за руки, а тебе сынок — нельзя.

Прот. Максим Первозванский

— А я так никому не говорю, что тебе, сынок, нельзя. Все очень просто. Я понимаю, что это его жизнь, его выбор, его вера в Бога. Если я сумею до него донести, что есть Господь, что Господь что-то от нас ждет, что мы должны Его любить, ему как-то служить, сообразовываться с Его волей. То я ему могу сказать, что в Священном Писании написано, что это неправильно. Мы почему-то выбрали эту тему, не в смысле мы с вами, а у нас в обществе, как краеугольную…

Т. Ларсен

— Мне кажется, в смысле свободы выбора — это очень показательно.

В. Аверин

— А я не про дяденек. Я помню, как меня потрясла декоративная скульптура одуванчика на набережной. И люди с иконами ломают этот памятник, потому что одуванчик — это не про то.

Прот. Максим Первозванский

— Ну это не от большого ума.

В. Аверин

— И я думаю, вот вы плохо читали, вы совсем не обращались к первоисточнику? Там же для вас все написано.

Прот. Максим Первозванский

— Это тема, конечно, еще одной передачи. Любой религиозный человек, если он не декоративно религиозен, у него есть одно из важных составляющих структуры его личности, это четкое понимание добра и зла. Что такое добро и зло. Для нерелигиозного человека это часто размыто той самой толерантностью, что никакого абсолютного добра и абсолютного зла нет. Поэтому когда человек делает первый шаг и понимает, что есть Бог, есть дьявол, есть добро, есть зло, есть добрые, злые, у него первый шаг, как на Руси говорили: тех, кто с песьими головами, тех надо побивать камнями. Но это всего лишь первый шаг. Но, к сожалению… Как в свое время великий физик Блез Паскаль, закон Паскаля все в школе проходили, говорил: «Я знаю много, я верю в Бога так, как верят в Бога бретонские крестьяне, если бы я знал больше, чем я знаю сейчас, я бы верил в Него, как верят бретонские крестьянки». Есть такой феномен, что малое знание, оно, как правило, не приводит сразу к хорошим результатам. Точно так же, как наука на своих начальных этапах, она привела к массовому отпадению людей от веры, хотя уже на следующем такте стало понятно, что никакого противоречия между научным знанием и религией, его, в принципе, нет. Но на первом такте оно привело к внутренней страшной коллизии для миллионов людей. То же самое и приход к Богу на первом такте очень часто приводит к нетерпимости, агрессии, фанатизму, но уже на втором такте, я уже не буду говорить о том, что есть третий, четвертый, 38… Тот же Иоанн Лествичник хотя бы о 15 ступенях говорил. Уже на втором такте эта агрессивность исчезает, потому что на втором такте человек начинает познавать себя и то самое «кто из нас без греха» уже на втором такте должно начать действовать.

Т. Ларсен

— Ой, где же тот второй такт… Когда же я до него дойду?!

В. Аверин

— Мы как всегда, закинули кучу каких-то удочек для будущих разговоров…

Т. Ларсен

— Про науку и религию хотелось бы поговорить. А то я никак не знаю, что ответить дарвинистам.

В. Аверин

— И это она называет финалом программы…

Т. Ларсен

— У нас открытый финал. Надеюсь, что мы никого не соблазнили, как минимум, своей передачей, а, может быть, кого-то и заинтересовали. Спасибо огромное! У нас в гостях был протоиерей Максим Первозванский.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.