Задачи денежного обращения с точки зрения финансов.
1. Характеристика процесса денежного обращения и оценка факторов на нее влияющих
2. Определение размера по структуре денежной массы.
В соответствии с международными стандартами для финансового анализа денежного обращения используют «денежные агрегаты»:
1) Денежная масса
2) Агрегированные показатели счетов органов денежно-кредитного регулирования
3) Агрегированные показатели счетов кредитных организаций
4) Денежный обзор
Денежный агрегат – совокупность платежных средств соответствующего уровня ликвидность (возможность использования актива в качестве средств обращения)
Социально-экономическая сущность финансов.
Финансы – это совокупность экономических отношений возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов.
Финансы означают отношения между субъектами. Материальной основой финансов выступают деньги и денежные обороты. В результате финансовых отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств (бюджет). Изъятие средств в бюджет происходит в форме принудительного налогообложения. Денежные обороты включают разнонаправленные потоки (противоположные денежным средствам), при этом перемещаются денежные ресурсы: прибыль, доходы, расходы и т.д. Цель денежных обращений – обеспечение расширенного воспроизводства. Денежные отношения возникают между:
1) Предприятиями в процессе реализации продукции, приобретение товарно-материальных ценностей.
2) Предприятиями и вышестоящими инстанциями, при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении.
3) Между государством и предприятием при уплате ими налогов в бюджет и финансировании расходов.
4) Между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; социальные выплаты.
5) Гражданами, предприятиями и внебюджетными фондами при внесении ими платежей и получении ресурсов.
В результате экономической революции финансы распространились на 2 уровня:
1) Формируются централизованные денежные фонды государства, аккумулируемых в соответствующих внебюджетных фондах и в государственной бюджетной системе.
2) Эти отношения определяют кругооборот финансов предприятий и их денежный фонд.
Материальные источники денежных фондов – национальный доход государства определяющий удовлетворение общегосударственных потребностей и распределения общественного воспроизводства
Принципы и роль финансов.
1. Единство – общие правила для законодательной и нормативной базы, налоговой, денежной системы, единые правила бух. учета, унифицированность платежей.
2. Сбалансированность – баланс между доходами и расходами, своевременность погашения задолженности
3. Целевая направленность – для предприятия это получение прибыли и рост производственного труда, для государства привлечение доходов в форме налогов и сборов и перераспределение ресурсов.
4. Диверсификация – каждый участник финансовой системы является одновременно и кредитором и заемщиком, при этом он является кредитором у нескольких заемщиков. Она позволяет снизить риск
5. Организация финансовой деятельности во времени – финансовая организации в своей деятельности должна ориентироваться на долгосрочные и среднесрочные перспективы.
Понятия финансовой системы.
Финансовая система – упорядоченная определенным образом совокупность финансовых отношений.
Группировка:
1. Централизованные финансы
- государственный бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, фонды страхования, фондовый рынок.
2. Нецентрализованные финансы
a) Финансы коммерческих предприятий
b) Финансы посредников
c) Финансы некоммерческих организаций
3. Финансы домашних хозяйств
Государственный кредит – особая денежная форма отношений между государством и юридическими и физическими лицами. Чаще государство является кредитором, кроме того государство должно являться гарантом беря на себя ответственность погашения долгов другими лицами.
Функции кредита.
1. Фискальная
2. Регулирующая
Финансовый механизм.
Финансовый механизм – это система установленная государством форм, методов и видов государственных отношений.
Состоит из:
1) Организационные формы
2) Финансовые ресурсы
3) Порядок и методы формирования фондов денежных средств
4) Методы финансового планирования
5) Формы управления
6) Финансовое законодательство
Процесс управления включает:
1) Прогнозирование
2) Планирование
3) Оперативное управление
4) Регулирование
5) Контроль
Типы финансовых механизмов:
1) Директивный (налооблажения, гос. кредит, бюджетное финансирование, расходы бюджетов. При нем государство устанавливает формы и методы действия)
2) Регулирующий (государство определяет только правило или поведение (прим.: внутрихозяйственные отношения на предприятии))
Функции финансов.
1) Распределительная – распределить и перераспределить общественный продукт и национальный доход.
a) Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.
b) Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.
Финансовый контроль и его виды.
Финансовый контроль – определяет правила деятельности государства и общественных субъектов связанных с проверкой полноты и правильности свершения денежных операций а так же эффективности их использования.
Виды:
По правовой природе
a) Государственные
b) Внутрихозяйственные
c) Банковские
d) Общественные
e) Независимые (аудиторский контроль)
По времени
f) Предварительный
g) Оперативный (ежедневный)
h) Последующий (за период)
Банковский и федеральный налоговый финансовый контроль.
Банковский контроль — контроль, который осуществляют банки за хозяйственной деятельность предприятий, организаций и граждан в процессе выполнения банковских операций. В зависимости от времени осуществления Б. к. делят на предварительный и последующий. Предварительный контроль предшествует выполнению определенных денежно-расчетных операций. Последующий контроль состоит в изучении результатов осуществления банковских операций. Основная цель Б. к. — при помощи экономических инструментов содействовать выполнению планов экономического развития предприятий, рациональному использованию материальных и денежных ресурсов, особенно кредита, укреплению платежной и расчетной дисциплины.
Внутрихозяйственный и аудиторский финансовый контроль.
Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта1
Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|